Про свои потребности и чужие роли

Рада Войцеховская
Я сидела на своей любимой лавочке, сосредоточившись на своих мыслях. Вокруг было тихо и спокойно, не считая редких прохожих на бульваре. Вдруг откуда-то слева в периферию моего зрения вплыла пожилая пара лет под семьдесят оба, с явным и недвусмысленным намерением сесть рядом. Увидев такое вопиющее нарушение моих личных границ, я посмотрела на них негодующе-удивлённым взглядом, наткнулась в ответ на безмятежно-рассеянный взгляд женщины и поняла, что тут либо пытаться объяснить людям, что они не правы, и тем нарушить состояние медитации, либо уйти.
Я поднялась и направилась к соседней пустой (!) лавочке.
«Ой, а девочку-то как жалко!» - услышала я вслед себе сочувственную реплику женщины.
Я села на соседнюю пустую лавочку, пытаясь вернуть состояние сосредоточенности и покоя. Мимо начала медленно проплывать группа из трёх молодых женщин и коляски. В коляске – младенец, захлёбывается воплями, но мамаша и две её спутницы вообще а него не реагируют, словно он молчит. Я ненавижу детский крик, он может вывести меня из состояния равновесия, если его не выключить. Но коляска намертво встала напротив моей лавочки и мамаша начала что-то заботливо поправлять вокруг орущего младенца. Внезапно я поняла, что мне почти всё равно, орёт он или нет, острота раздражения пропала.
Наконец, вопящая коляска медленно проехала мимо, и буквально сразу справа ко мне на лавочку стали пристраиваться сесть двое молодых людей с конвульсивно хрипящей французской бульдожкой. Они точно так же, как пожилая пара, не воспринимали меня в качестве человека, занявшего эту лавочку раньше и имеющего право на личное пространство. И точно так же рядом была другая, пустая лавочка.


Все эти мелкие события вызвали целый комплекс негативных эмоций, над которыми я думала оставшийся вечер. Я понимала, что это какая-то очередная Тень.
Активизировавшиеся Тени могут сигнализировать о себе во сне или «реальности» рядом мелких раздражающих событий, связанных по смыслу. По сути это та же синхрония – во внешнем мире происходит нечто знаковое, приглашающее задуматься о том, почему оно происходит и какая внутренняя проблема требует разрешения. Причём, как и во сне, разбираться со смыслом внешних знаков нужно имея в виду их метафоричность.

Чем отличаются потребности от желаний? Потребности – это то, без чего человек не может полноценно жить. А желания – это то, без чего он может обойтись. Отказ от потребностей приводит к деградации. Если ребёнок недоедает и  получает недостаточно витаминов и других полезных веществ, не двигается и ограничен в физической нагрузке и свежем воздухе, он, в принципе, может без этого обойтись, но вырастет больным и неполноценным с точки зрения физического развития. Если человек отказывает себе в удовлетворении духовных потребностей, он вырастает культурно и духовно ущербным. Потребности в культурном, психологическом и прочих «нефизических» развитиях так же важны, как удовлетворение физических. Если у человека с детства не удовлетворена потребность в любви и понимании,…… - допишите сами.

Рассматривая ситуации из Тени я поняла, что на самом деле я не чувствовала себя вправе отстоять своё место, и всегда в спорной ситуации (а ситуации, по большому счёту, всегда спорны) я скорее подвинусь и пренебрегу своими потребностями, чем начну их отстаивать. То есть если человек сам не учтёт мои потребности в ситуации, то я от них отступлюсь. Причём я всегда смогу найти оправдание для человека, который «покусился» на моё право. Как известно, обосновать можно всё, что угодно. В случае с престарелой парой мгновенно включается: «Старость нужно уважать. Не буду же я спорить со стариками.» Или более агрессивное: «Да ладно, они уже в маразме, начнёшь спорить – всё равно не поймут, а настроение испортится.»

Суть не в том, как оправдать себя в случае, когда чувствуешь себя не вправе отстоять свои потребности, а в том, что вообще приходится оправдываться перед собой, особенно за потребности. Это значит, что не всё благополучно в датском королевстве.

Тень обесценивала меня как человека, показывала, что меня «нет». Болезненное осознание переключило внимание на отношения в детстве и юности, потому, что все Тени родом из детства. Оказалось, что мне всегда навязывали чужие роли. Для мамы я была папой, для папы – мамой. Причём иногда – его мамой. Для мужа тоже была его мамой. Меня в этих отношениях не было. Мои потребности вообще никогда не принимались во внимание. Мне постоянно навязывали чужую роль и в личных отношениях, и в рабочих.

Почему я соглашалась на чужую роль? Потому, что свою считала «плохой». Вообще это так и делается для получения детей-марионеток. Многие даже не осознают, насколько их воспитание сводится к двум базовым принципам: сделать ребёнка «удобным» в быту, и реализовать через него свои собственные нереализованные потребности. Детям вдалбливается, что если будешь делать то-то и то-то, будешь хорошим. А то, что детям нравится, их потребности и устремления, объявляется плохим. Дети вырастают с подсознательным убеждением, что отказ от своих потребностей – это хорошо. А быть самим собой – плохо. При этом заложенные в каждую душу стремление к духовному росту и самореализации толкает человека на попытки самореализоваться, но не осознавая, что ему подсунули чужую роль, он пытается реализоваться через чужую роль. То есть стать «хорошим» для кого-то, а не для себя.

Кроме того все подобные ситуации густо замешены на страхе ребёнка за озвучивание и удовлетворение своих потребностей. Получается склейка: «есть потребности – ты плохой; нет потребностей – ты хороший».

Альтом данной тени стало осознание того, что выполнение чужой роли делает человека донором и жертвой для разного рода манипуляторов и тиранов, потакает разного рода «вампирам» и тем способствует чужой деградации. Каждый имеет не просто право, но обязанность развивать себя и удовлетворять свои потребности. Отказ от желаний – это аскеза, отказ от потребностей – медленное самоуничтожение. Удовлетворение потребностей – это необходимое условие жизни.

Более того, мой отец, к примеру, любил повторять чью-то умную фразу: «Если тебе не хватает денег, умерь свои потребности». Не знаю, кто и по поводу чего это сказал, однако отец довёл ситуацию в семье до полного абсурда и экономил на всём, хотя прежде всего на домочадцах.  Понятно, что любая крайность нездорова, как экономия, доведённая до полного абсурда, так и транжирение огромных денег на прихоти.К тому же он намеренно путал потребности и потребительство, объявляя удовлетворение естественных потребностей потребительством. (Зачем лично он это делал – другой вопрос).

Но в результате такого воспитания появилась Тень, которая в разговоре открыла также ещё одну нездоровую склейку примерно следующего содержания: если ты не будешь иметь своих потребностей, ты преуспеешь в жизни и будешь жить хорошо. С точки зрения логики – абсурд, но это и есть тот самый перевёртыш, которыми «живут» наши Тени и которые мы не осознаём. Стоит их осознать, то есть вытащить на поверхность сознания, они перестают действовать, потому, что предстают перед сознанием во всей своей абсурдной красе.

Кстати, дети, которые часто болели ангинами в детстве, на самом деле боялись заявить о своих потребностях.

Дальнейший разговор с Тенью показал, что действительно, каждый раз, когда я осознавала какую-либо потребность, у меня начинался внутренний диалог на тему: «Ты вполне можешь без этого обойтись». Погружение чуть глубже, в кармические истоки, обнаружили принцип из прошлой жизни. (Без кармического хвоста на эту тему у меня просто не появилось бы такого отца). Оказалось, отказ от своих потребностей в прошлой жизни был искажённой формой защиты от болезненной ситуации, в которую я попала. Я не могла обеспечить себе жизнь, соответствующую своему статусу и потребностям. Возникла Тень под названием: «А виноград-то зелен», то есть она убеждала меня, что на самом деле мне это и не нужно. И как с любой тенью, её искажённый принцип защиты лишь усугублял ситуацию, от которой она защищала, не давая мне то, в чём я нуждалась.

Неудовлетворение потребностей – это самоуничтожение. Альтом этой Тени стало осознание того, что лишь удовлетворяя свои потребности я смогу стать «хорошей», то есть самой собой. И только удовлетворяя их я смогу развиваться и жить полноценно.

Таким образом, все три эпизода на бульваре говорили мне об этой Тени, о потребностях и моём к ним отношении. Самое забавное, что раньше младенческий крик доводил меня до жуткого раздражения, а сейчас мне всё-равно. Когда я раньше пыталась понять истоки этого явления, то списывала на совсем другие факторы. Раз за разом я видела, что болезненная реакция на детский плач не проходит.  Оказалось, "это" про потребности. Орущий младенец – это существо, потребности которого не удовлетворены, и иным способом он дать понять это окружающему миру не в состоянии. Меня раздражали орущие младенцы потому, что я пренебрегала удовлетворением своих потребностей.

Тень "Чужая роль" и "Отказ от потребностей" довольно архетипичны, особенно первая. Вторая в крайнем проявлении встречается реже, но для определённых поколений она тоже служит своеобразным "родимым пятном". Не зная, как правильно реализовать себя, родители детей воспитывают в том же духе, в каком были воспитаны сами, продолжая этот порочный круг.То есть мой пример, по большому счёту, про всех. Но у каждого тема чужих ролей и неудовлетворённых потребностей повёрнута по-своему. Так что всё вышесказанное – не догма и не "транслитерация" чужих теневых установок, а предложение задуматься, как эта тема проявляет себя в вашей жизни. Если, конечно, проявляет.