Немецкий Варяг

Семён Гильман
НЕМЕЦКИЙ «ВАРЯГ»

В русской военной истории много мифов и легенд, которые поддерживал агитпроп в известных целях. В то же время, Гитлер и немецкая нацистская система на базе фундаментальных традиций немецкого милитаризма создали чудовищную, великолепно организованную и оснащённую, машину для войны и убийства. Статья рассказывает о колоссальных усилиях союзников по уничтожению германского военного потенциала.

«Врагу не сдаётся наш гордый Варяг
Пощады никто не желает»
Юрий Филатов, Владивосток
"Российская газета" - Дальний Восток №3396
04.02.2004

Знаменитый крейсер "Варяг", с чьим именем связана слава русского флота, был кораблем-неудачником. Его строители - филадельфийская фирма "Крэмп и сыновья" - постарались вложить в него последние достижения кораблестроения. Большим позором для крейсера обернулся визит в немецкий порт Киль, куда он прибыл в качестве эскортного корабля императорской яхты "Штандарт". Из-за неожиданной аварии в машине "Варяг" не смог сопровождать царскую яхту обратно в Россию. Эскортировать ее пришлось эскадре германских крейсеров. В результате детальной проверки выяснилось, что красавец "Варяг" проектную скорость 23 узла развивать не способен. Максимум, что смогут выдержать его механизмы, это 19 узлов, далее начинаются поломки в машине и в котлах. Стойкая неисправность ходовых систем ставит крест на строевой карьере корабля. Так корабль, которым уже год командовал гвардейского экипажа капитан I ранга Руднев, оказался в декабре 1903 года в корейском порту Чемульпо, где ему предстояло заменить ветерана Тихоокеанской эскадры - канонерскую лодку "Кореец.”

9 февраля 1904 года командующий японской эскадры адмирал Уриу направил командованию русской эскадры послание. В нём он предлагал кораблям покинуть порт, так как его эскадра начнет обстрел стоящих на рейде русских кораблей. Русские корабли покинули Чемульпо. После непродолжительного боя с шестью крейсерами "Варяг" и "Кореец" вернулись в порт. Адмирал Уриу огнем своих крейсеров загнал русские корабли обратно на рейд Чемульпо. Канонерскую лодку вывели к острову Идельми, ее верхнюю палубу разрушили взрывами, а затем отправили корабль на дно. На "Варяге" взрывов не устраивали. Экипаж, прихватив личные вещи и казенные ценности,  крейсер покинул, а трюмная команда просто открыла кингстоны. Крейсер аккуратно лег на левый борт вдоль берега бухты.

Японские водолазы приступили к обследованию затопленных отсеков лежащего на боку крейсера. К своему изумлению в одном из помещений они обнаружили тела двух русских матросов. Их похоронили моряки с японских крейсеров. Первый морской бой новой войны был красочно описан иностранными журналистами. Вдохновленный газетной статьей немецкий поэт Рудольф Грейнц пишет об этом стихотворение, которое поместил на своих страницах журнал "Югенд". Размер стихотворения хорошо лег на музыку одного из Бранденбургских маршей, и вскоре песню о "Варяге" распевала вся Германия. Так началась слава крейсера.”
Первоначально капитана Руднева собирались за сдачу крейсера отдать под суд. Но по указанию высших властей (а порт-артурская эскадра за первые два дня войны потеряла, не сделав даже выстрела, девять кораблей) для поднятия боевого духа бой при Чемульпо стали считать моральной победой и подвигом. Тем более, что канонерская лодка все-таки потопила один японский миноносец.
Позже команду крейсера привезли в Петербург и представили Царю.Наградили всех.

Японцы, убедившись в незначительных боевых качествах поднятого со дня бухты "Варяга", определили его, как и следовало ожидать, в учебный отряд. В 1916 году "Варяг" вместе с броненосцами "Пересвет" и "Победа" был у Японии выкуплен Россией. Но кораблю требовался ремонт и модернизация. Он был отправлен в Англию, где мирно ржавел на заводе, а позже был продан Германии на слом. Во время перехода штормом в Ирландском море крейсер выбросило на скалы. Там он медленно разрушался до середины двадцатых годов, пока его не порезали на части и не отправили в сталеплавильные печи Ливерпуля.

Но песню о «Варяге» и легенды о нём, благодаря немецким журналистам и музыкантам, поют  и распространяют до сих пор.

После прихода нацистов к власти началась мощнейшая программа перевооружения Германии. В том числе была запущена программа воссоздания военно-морского флота.

Германия развернула строительство самых мощных, на то время, линейных кораблей. Англия пристально следила за этим строительством. Советский Союз тоже был заинтересован и купил у Германии техническую документацию линкора "Бисмарк" В США СССР заказал орудия сверхкрупного калибра для линкоров, которые однако не пригодились.

НЕДОЛГАЯ ЖИЗНЬ БИСМАРКА

16 ноября 1935: Заключен контракт на строительство линкора на верфи Блум унд Фосс, Гамбург, за номером BV 509
14 февраля 1939: Линкор спущен на воду, крестная мать – Доротея фон Лоефельд, внучка канцлера Германии Отто фон Бисмарка, чьим именем и назван линкор.
Апрель 1940: Первые члены экипажа взошли на борт.

24 августа 1940: В 12.30 состоялась официальная церемония принятия готового линкора от верфи и вступления его в строй Кригсмарине. Командиром назначен капитан первого ранга Эрнст Линдеманн, поднят боевой флаг.
25 августа 1940: Первая воздушная тревога, зенитная батарея выпустила 52х3.7cm снаряда и 400х 2 cm снаряда, безрезультатно.

15 сентября 1940: Линкор впервые выходит в море
14-17 марта 1941: Погрузка снабжения – боеприпасы, топливо, вода, продовольствие. 15 марта на борт взяты первые два Arado 196 (T3+IH и T3+AK) из эскадрильи из 4-х самолетов.
02 апреля 1941: На борт взяты последние два Arado 196 (T3+DL и T3+MK) из эскадрильи.
05 мая 1941: Бисмарк посетил Адольф Гитлер в сопровождении фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, адмирала Гюнтера Лютьенса и других. Визит длился 4 часа.
12 мая 1941: Адмирал Лютьенс и его походный штаб разместились на линкоре.

19 мая 1941 (понедельник):
0200. Бисмарк вышел из Готенхафна и лег курсом на запад.
1200. К Бисмарку присоединились крейсер Принц Ойген и эсминцы Z-16 Friedrich Eckoldt и Z-23, рандеву состоялось вблизи острова Рюген.
2230. К эскадре присоединился эсминец Hans Lody.
20 мая 1941 (вторник):
0200-0600. Линкор проследовал Большим Бельтом в сопровождении Принц Ойген и эсминцев Z-10, Z-16, и Z-23.
1315. Бисмарк замечен и сфотографирован истребителем береговой обороны Великобритании Спитфайр.
2000. Линкор вышел из Корсфьорда в сопровождении Принц Ойген и 3-х эсминцев.
22 мая 1941 (четверг):
0420. Курс 0 градусов, эсминцы покинули линкор и крейсер, Бисмарк вышел вперед, имея в кильватере Принц Ойген.
23 мая 1941 (пятница):

1922. Тяжелый британский крейсер Suffolk по левому борту обнаружил на дистанции 7 миль линкор Бисмарк и тяжелый крейсер Принц Евгений, о чем немедленно отправил боевое донесение.
2030. Бисмарк обнаружил тяжелый крейсер Norfolk и сделал 5 залпов из башни главного калибра. Попаданий не отмечено. Носовая РЛС установка FuMO 23 выведена из строя из-за сотрясения от залпов главного калибра. Немного спустя Принц Ойген обходит Бисмарк и возглавляет колонну.
2200. Линкор меняет курс, пытаясь сблизиться с крейсером Suffolk на дистанцию залпа. Suffolk разгадывает маневр и отходит.

24 мая 1941 (суббота):
0543. Курс 220 градусов, скорость 28 узлов. Бисмарк и Принц Ойген обнаруживают по левому борту два вражеских корабля на дистанции 17 миль.
0552. Линейный крейсер Hood открывает огонь, начав тем самым битву в Датском проливе. Бисмарк доносит в штаб – «начал бой с двумя линейными кораблями противника».

В 5:56 шестой залп «Принца Уэльского» принес попадание: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след. Минуту спустя «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Ойгена» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары. 0555-0601. Бисмарк поражен в левый борт тремя снарядами калибра 35.6см, выпущенными с линкора Prince of Wales. Один попадает в середину корпуса под броневым поясом, второй поражает носовую часть, третий насквозь пронзает катер. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16-17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка», корабль разорвало на две части, и он утонул за считанные минуты. Кроме трех человек, вся команда, состоящая из 1417 человек, погибла. Линкор «Принц Уэльский» продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом».

0609. Последние залпы по Prince of Wales. В общей сложности выпущено 93 x 38cm бронебойных снаряда. Поврежден и Бисмарк – поврежден топливный танк, из которого беспрерывно вытекает топливо, скорость уапала до 28 узлов, пробоина в носу, через которую поступило порядка 2000 тонн воды.
Линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.
Капитан Линдеманн предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского», однако адмирал Лютьенс принял решение продолжать поход. На «Бисмарке» был выведен из строя один из генераторов, в бойлерную № 2 с двумя котлами начала поступать вода, пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт. Лютьенс решил вести «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться «Шарнхорст» и «Гнайзенау». Капитану «Принца Ойгена» было приказано продолжать атаки на британские конвои самостоятельно.
1814. Принц Ойген покидает строй.

1840-1856. Линкор сделал несколько залпов по at Suffolk и Prince of Wales, мимо.
1914. Бисмарк: “Кратковременное боевое соприкосновение с линкором King George, безрезультатно. Принц Ойген отпущен мной для дозаправки топливом. Противник продолжает преследование и наблюдение».
2056. Бисмарк сообщает в штаб: «Оторваться от противника невозможно ввиду наличия у них РЛС. Нехватка топлива, следую прямо в Сент Назер».
2300. Бисмарк замечен куттером Береговой охраны США Modoc.
Полночь. Бисмарк атакован восемью торпедоносцами Swordfish 825-й эскадрильи под командованием лейтенанта-коммодора Юджина Эсмонда, взлетевших с авианосца Victorious. Скорость линкора 27 узлов. Одна из 18-ти дюймовых торпед попадает в линкор в середине корпуса по правому борту. Повреждения незначительные, погиб один член экипажа обербоцман Курт Кирхберг.

25 мая 1941 (воскресенье):
0028. Бисмарк: «Атакован самолетами-торпедоносцами с авианосца. Одна торпеда попала в правый борт».
0037. Бисмарк: «Ожидаю продолжения атак».
0131. Два залпа по Prince of Wales, мимо.
0153. Бисмарк: «Повреждения от торпеды минимальны».
0310. Линкор резко изменил курс вправо, англичане потеряли с ним контакт.
0727. Бисмарк: “Судовое время 0700, квадрат AK 55. Один линкор и два тяжелых крейсера противника продолжают преследование.”

0912 - 0948. Бисмарк: «Наличие у противника РЛС радиусом действия по меньшей мере 35000 метров затрудняет проведение операции в Атлантике в высочайшей степени. Дозаправка топливом невозможна ввиду преследования противником, оторваться нельзя из-за недостатка скорости. В тумане крейсеру Принц Ойген удалось оторваться в то время, когда Бисмарк начал перестрелку с линкором и двумя тяжелыми крейсерами противника. РЛС часто отказывает, особенно во время стрельбы».

26 мая 1941 (понедельник):
1030. Линкор обнаружен летающей лодкой Catalina Z/209 в точке 49о 20' North, 21о 50' West.
1740. Линкор обнаружен крейсером Sheffield.
2047-2115. Линкор атакован пятнадцатью самолетами-торпедоносцами Swordfish 810, 818, и 820 эскадрилий с авианосца Ark Royal. Два попадания (возможно, три) 18-ти дюймовых торпед MK XII. Одна поразила левый борт в районе миделя, другая попала в правый борт в кормовой части. В результате оба руля заклинило в положении 12 градусов на левый борт.
2054. Бисмарк: "Атакован торпедоносцами с авианосца!"
2105. Бисмарк: "Нахожусь в квадрате BE 6192. попадание торпеды в кормовую часть."
2115. Бисмарк: "Попадание торпеды в районе миделя!"
2115. Бисмарк: "Корабль потерял управление!"
2130-2155. 6 залпов по крейсеру Sheffield на дистанции 9 миль, попаданий не отмечено.
2140. Бисмарк дает радиограмму в адрес Верховного Командования ВМФ (ОКМ) и в штаб: «Корабль неуправляем. Будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!»

2238. К Бисмарку на дистанцию видимости подошел польский эсминец Piorun.
2242. Линкор открыл огонь по эсминцу Piorun.
2325. Бисмарк: "Нахожусь в окружении линкора Renown и легких кораблей противника."
2358. Радиограмма с Бисмарка: «Фюреру германского Рейха Адольфу Гитлеру. Будем сражаться до последнего человека с верой в вас, наш фюрер, и с непоколебимой верой в победу Германии!»
2359. Бисмарк: «Вооружение линкора готово к бою и не пострадало, конструктивно корабль неповрежден, но управлять только машинами невозможно».

27 мая 1941 (вторник):
0217. Радиограмма в адрес Командующего флотом гросс-адмирала Редера: «Настоящим представляем к награждению Рыцарским Крестом корветтен-капитана Шнейдера за потопление линейного крейсера Hood!»
0710. Последний доклад Бисмарка в штаб: «Шлите к нам подводные лодки для спасения вахтенного и боевого журналов!»
0844. Линкор обнаружен линкорами англичан King George V и Rodney. Скорость 7 узлов.
0847. Начинается финальная стадия битвы. Линкор Rodney открывает огонь.
0849. Башни "Anton" и "Bruno" Бисмарка открывают ответный огонь по Rodney.
0902. Первое попадание в Бисмарк, выведен из строя верхний КП.
0908. Носовой КП выведен из строя. Башни "Anton" и "Bruno" прекратили огонь.
0913. Кормовой КП выведен из строя. Башни "Cдsar" и "Dora" продолжают огонь.
0921. Башня "Dora" выведена из строя.
0927. Какая-то из башен, "Anton" или "Bruno", делает последний залп.
0931. Башня "Cdsar" делает последний залп и выходит из строя.
0936-1016: Многочисленные прямые попадания снарядов с дистанции «пистолетного выстрела» 2500 – 4000 метров, но все еще на плаву.
Около 1000. В машинном отделении подрывными зарядами рвут турбины.
1022. Попадание двух 21-дюймовых торпед MK VII, выпущенных крейсером Dorsetshire с расстояния 3000 метров в правый борт Бисмарка.
1037. Попадание 21-дюймовой торпеды MK VII в левый борт, торпеда выпущена с дистанции 2200 метров тем-же Dorsetshire.
1039. Бисмарк затонул в точке 48о 10' North, 16о 12' West.
Из воды подобрали 116 человек. Штатный экипаж 2400 человек.
В этих материалах нет вымысла так свойственного в реляциях о подвигах. Всё документально.

Англичане ценой тяжёлых потерь и мужества, не уступавшего мужеству немецких моряков потопили грозный Бисмарк. Тяжёлые немецкие корабли были грозной силой и Британский флот и авиация не жалели сил и средств для их уничтожения.
Оставался Тирпиц-близнец Бисмарка.

Материалы для статей о потоплении немецких линкоров использованы из статей в ВИКИПЕДИИ и др. источников с интернета.