Советские корни нашего анархизма

Петр Лебедев
Зерна анархизма и анархии, даже антигосударственности как таковой, посеяло в нас, по крайней мере, в поколениях, закончивших школу в советское время, как ни странно, коммунистическое воспитание, с его учением об отмирании государства при коммунизме, с отрицательной дефиницией государственности как временного явления, связанного с нерешенностью задач коммунистического строительства, ленинскими презрительными формулировками типа "паспорт - визитная карточка полицейского государства". Речь у Ленина шла, конечно, о буржуазном паспорте, и об охранниках интересов правящего класса - "буржуазии", а вот советский паспорт, доставаемый из "широких штанин", - это другое дело, об этом писал Маяковский. Советский паспорт, с одной стороны - гордость граждан СССР, добившихся освобождения от буржуазного полицейского государства, а с другой - страх и пугало для заграничных буржуазных чиновников, трясущихся за свой уклад. Но этот же совпаспорт был облаком в штанах, словами того же Маяковского, аналогом продуктовых карточек, от которых рано или поздно предполагалось отказаться.

Но вот мы оказались в другой реальности, когда вернулись и полиция, и "буржуазное", в терминологии Ленина, государство. Теперь уже не актуален тезис об отмирании государства, а коммунистическая идеология игнорируется или выставляется несостоятельной. Государство же во всем мире, во всех странах усиливается, растет число контролирующих органов, ведется тотальная слежка за гражданами, о которой во времена Ленина даже помыслить было нельзя. Растет как снежный ком число бумажек, которыми должен снабдить себя гражданин.

Но куда деть наше первое, коммунистическое образование? Куда деть Маяковского в наших социальных генах? Вектор усиления государственности, хотя и соответствует духу времени и отвечает растущим требованиям безопасности граждан, но все же натыкается в нашем сознании на что-то еще, не ощущается благом вообще и в конечном счете. И нам трудно поверить в правильность вектора общественного развития, требующего усиления государственного контроля за гражданами. Я думаю, что таким когнитивным диссонансом не страдают более молодые поколения в бывшем СССР, равно как и наши сверстники с Запада.