А. П. Чехов. Письма родственников

Евгений Пажитнов
 Просим внести поправки и дополнения.
Контакты: 89262371485@mail.ru 

    
            
(1)Письма Черных Елены Дмитриевны к Марии Павловне Чеховой:
Ф331 картон 87 ед.хр. 36
1 Ленинград 25.10.1947 года.
Многоуважаемая, милая Мария Павловна !
Спешу Вам сообщить, что я уже приехала в Ленинград и встретилась со своей малюсенькой дочуркой. Она меня узнала и ни на шаг меня не отпускала. Из Алупки я выехала 16 в 2 часа дня и в Симферополе была в 8 часов вечера, т.е. за час до отхода поезда. Таким образом, я не смогла зайти к Александре Митрофановне. Это обстоятельство меня сильно огорчило. Отдохнула я хорошо, воспоминаний о Крыме у меня осталось очень много и все они прекрасны, особенно о Ялте и Вашем чудном и гостеприимном домике. Как в нём всё мило, просто и уютно. С большим удовольствием постараюсь ещё раз провести свой отпуск в Ваших краях. В Москве встретилась с папой, который по моей телеграмме подъехал к поезду. Таким образом, отпуск и моя поездка завершились хорошо. А вот в Ленинграде уже заболела гриппом, по всей вероятности из-за резкой перемены климата. Ну, вот обо мне. При, возможности напишите мне пару слов о Вашей жизни, о здоровье. Себя не переутомляйте, берегите своё здоровье. Большой Вам привет от Игоря. Будьте здоровы. Большой привет Елене Филипповне. С Вашего разрешения крепко целую
Остаюсь Ваша Лена.
Адрес: г.Ленинград 22 ул. проф. Попова 5-8 Черных Елена Дмитриевна.
2. Лениград 28.3.1948
Милая и дорогая Мария Павловна ! С большой радостью прочла Ваше письмо. Я не торопилась с ответом от Вас, ибо я знала как Вы заняты. Жаль только, что Вы себе переутомляете. Если бы я была с Вами, то я бы воевала с Вами из-за этого, как я делаю с Игорем Васильевичем. Ведь он без устали работает и Вы также. Надо себя не забывать. Это ведь на пользу Вашего же дела. Берегите себя и не переутомляйтесь. Милая Мария Павловна, мы живём скучно, больше тяготимся своим присутствием. Всё ради ребёнка, но ничего, ведь ребёнок это большая отрада, которая покрывает все тяготы жизни. Если устанешь – это развеселит тебя , если на душе плохо, то посмотришь на это маленькое,  кроткое существо и душам воспрянет духом. Очень хорошо иметь маленькое хорошее существо. Иришка у меня стимул к жизни. Сейчас я занимаюсь в аспирантуре. Грызу науку, с большим трудом, преодолеваю подводные комки науки и жизни. Ведь и семейство всё на мне. Но темь не менее я счастлива, что опять учусь. Не каждому это дано. Доченька моя растёт с каждым днём. Делается всё разумнее. Всё понимает, но очень мало говорит, больше выражает свои мысли на своём языке или движениями. Головёнка у неё вся в кудрях. Копия Игорь Васильевич. Девчонка хорошая и обещает быть умной. Очень любит книжки – самые любимые игрушки. Дома стоит такой гам, будто целая рота народа. Порядка в доме никогда нет. В общем она чудесная девочка. Я себя чувствую хорошо. Мало задумываюсь над своей жизнью, больше стараюсь не думать, о бежать от этого, а то только рану растеребишь. Милая Мария Павловна, получили ли Вы фотографии? Я получила, какие чудные. Если у Вас нет, то я Вам пришлю часть. Вот только с Еленой Филипповной у него не вышли. Очень обидно. Кстати, я ведь даже не знаю её фамилии, если можно, то разрешите у Вас узнать. Как она поживает? Передайте ей пожалуйста большой привет. В Ялту я с удовольствием бы приехала, но боюсь с Ирочкой ехать на юг. Ведь у меня теперь два месяца отпуска и мне очень хочется Ирочку вывезти из этого мрачного города. Никогда в нём нет солнца. Дети, как растения в теплице. Так что пока ещё ничего не решила. Ну, Милая Мария Павловна, боюсь Вам надоедать. Очень Вас благодарю за письмо. Будьте здоровы. Берегите себя. Горячий и большой привет Вам от Игоря Васильевича. Крепко Вас целую. Всегда Ваша Лена.
3.  Открытка.  Ялта. Домик А.П.Чехова Марии Павловне Чеховой. Обр.адрес. Ялта, почтамт, до востребования Черных Ел.Дм.
Ялта 2.7. 1949
Дорогая Мария Павловна! Вот уже десять дней как мы, т.е. Я, Ирочка живём в Вашем городке. Первые пять дней мы устраивались, а вторы пять дней уже дышали морским воздухом. Здесь мы хотим прожить довольно долго, до 1 – го сентября. Причём я до 1 августа, а в первых числах августа приедет Игорь Васильевич. Мы с Ирочкой были один день у Александры Митрофановны. Сейчас прошу Вашего разрешения зайти к Вам. Мы устроились на ул. Чехова 21А кв 8.  Устроились хорошо, по курсовкам, с нами Ирочкина няня. Пока всё. Будьте здоровы. Целуем. Я и Ирочка. Лена.

(2)  Письма Александры Митрофановны Чеховой к Марии Павловне:

1.24.2.1926 Милая Маша! На днях я проводила Жоржа в Харьков. Он прожил у меня четыре дня. В Харьков поехал на место службы. Вот ирония судьбы ! Выглядит очень хорошо, на вид здоров, бодр, душевное настроение его омрачается, только тем что судьба опять занесла его в Харьков. Не знает как ему придётся держать себя по отношению к Ларисе. Жалел очень, что не смог повидать тебя и Мишу. Кстати, мы каждый день тебя ждём. Миша сказал, что ты думаешь в феврале поехать в Москву. Не забудь у.Володарского (быв. Малая-морская) № 13. Сергеенко жив, живёт в Севастополе ул.Ленина д. № 49. Мы все здоровы. В.Д. и Игорь шлют тебе привет. Я крепко целую А.Бренёва.
P.S. Привет Полине Павловне и Марише.

2. 8 марта. Милая Маша! Мы на днях переезжаем на другую квартиру за город на кладбище где работает последнее время В.Д. Сообщаю тебе на тот случай, если проездом в Москву будешь в Севастополе чтобы зря не пробежалась на улицу Луначарского где уже нас не будет. Хорошо будет если сообщишь заранее открыткой которого числа будешь ехать. Я может смогла бы приехать на вокзал, повидаться с тобой, если это не будет поздно вечером. Сообщение с нами автобус. Он идёт каждый час из центра от памятника Ленина и делает остановку у кладбища. Мы здоровы пока что. Как чувствуешь ты и Миша? Сердечный привет тебе и Мише от В.Д. Я крепко целую Ал.Бренёва. Адрес: Севастополь, городское кладбище, контора, А.М.Бренёвой.

3. Севастополь, Луначарского дом. 43 Февраль 1932 года.
Милая Маша! Открытку твою я получила. Собирайся в путь без всяких волнений. Если поедешь пароходом телеграфируй. Я встречу тебя. У нас переночуешь, чему мы будем очень рады. На пристани всегда есть извозчики. Быть может будет удобнее прямо с пристани отвезти багаж на вокзал м сдать на хранение, так как от нас труднее будет иметь извозчика т.е. с ним нужно будет уговориться на бирже что бы он приехал к известному часу на квартиру и потом ждать приедет ли он или нет? На трамвае нам с багажём не управиться. Если же ты поедешь на автомобиле, то пожалуйста пришли открытку приблизительно укажи которого числа ты думаешь выехать. Мне очень хочется с тобой повидаться, а поэтому в эти числа я буду стараться быть дома. Мне нужно рассказать тебе, как гнусно поступили Таганрогские племянницы с Жоржем. Они во главе с матерью отказались отдать Жоржу его личные вещи, которые стояли временно в нашем родительском домике. Прошлым летом я была у Жоржа в Ростове. В.Д. здоров. Он осенью гостил в Ленинграде у Игоря. На обратном пути через Москву был у Ваших. Видел Ольгу Германовну и Женю. Будь здорова. Ждём тебя. Телеграфируй за день до отъезда. Целую тебя крепко. Саня. Привет Мише. Прости за пачкотню.

4. Открытка. Москва Гоголевский бульвар д.23 кв.3.
15.4.1932. Милая Маша! Посылаю тебе пароходную справку пока, что по 1 апреля. Если будут какие либо изменения с первым апреля, то я тогда пришлю вторую открытку. Мы здоровы. Пришли открыточку когда думаешь быть в Севастополе. Я постараюсь встретить тебя. Напиши купил ли Серёжа брюки? Будь здорова. А.Бренёва.
Пароходы идут из Севастополя через день в таком порядке.
29.3. «Пестель» - 10 ч.утра – (подписано карандашом) вторник.
31 2  «Ленин» 10 ч.утра (подписано карандашом) четверг
1.4. «Игнат. Сергеев» в 1 ч.дня (подписано карандашом) пятница.
Ул. Луначарского д.№ 42.

5.Открытка. Москва Гоголевский бульвар дом 23 кв.3.
Милая Маша! С 1 апреля пароходы идут из Севастополя в Ялту в таком порядке:
3 апреля – «Крым» в 10 ч.у.
5 необеспечено, но если будет, то также в 10 у.
7 «Украина» в 10 ч.у.
8 «Чайка» в 10 ч.у.
10 «Пестель» в 10 ч.у.
12 «Ленин» в 10 ч.у.
14 «Крым» в 10 ч.у.
Будь здорова. Привет всем. Целую А.Бренёва.

6. 10 апреля 1932 года.  Открытка. Москва 19 Гоголевский бульвар д. №  23 кв.3.
Милая Маша! Сегодня была в агентстве узнала, что в Ялту пойдёт пароход   « Игнатьев» 15 апреля в 1 ч.дня. 16-17 и 18 апреля пароходов нет в Ялту. 19 апреля пойдёт «Украина» в 10 ч. Утра. 17 апреля я на всякий случай выйду к Московскому поезду. Будь здорова. Сердечный привет всем. Целую А. Бренёва.

7.  Письмо от
2.9.1934 года. Многоуважаемая Мария Павловна! Настоящее письмо пишу Вам, как ближайший друг Александры Митрофановны и Василия Дмитриевича по просьбе Ал. Митр., которая вследствие сильного нервного заболевания не может Вам сама написать. Дело в следующем: вот уже 4 месяца, как Ал. Митр. Больна, но последнее время болезнь приняла острую форму неврастении, выражающейся в потере сна, аппетита и воли. Врачи лечащие Ал.Митр. настаивают на необходимости радикального лечения в какой либо нервной клинике, которой у нас в Севастополе нет. Владимир Митрофанович, будучи проездом у Алекс.Митрофан. передал, что в Ялте находится сейчас Ольга Леонардовна и возникла мысль у больной через Вас, Мария Павловна, просить Ольгу Леонардовну, имеющею большие связи в Москве, помочь определить больную Ал.Митр. в какую-либо нервную Московскую клинику, конечно за соответствующею оплату. Зная Ваше доброе и отзывчивое сердце, а также и Ольги Леонардовны, Алек. Митр. Через меня просит помочь ей в этом. Самой ей хлопотать об этом, по ея социальному положению невозможно. Здесь нужно участие людей, имеющих связи и положение, каковые имеются у Ольги Леонардовны. Паспорт у Алес. Митр. 3 – х годичный, в нём не обозначено, что она жена священника, а помечено только, что гражданка такая-то состоит на иждивение. Ленинград отпадает, т.к. Игорь Васильевич не может взять Ал. Митр. На своё иждивение. Ал. Митр. Надеется на скорый, хотя бы краткий, ответ по этому вопросу.
Готов к услугам Вашим В.Лютенскова

Приписка Ал.Митр.
Родная, дорогая Маша! Помоги мне в моей просьбе. Я очень страдаю и последняя надежда на лечение в нервной клинике. Причина болезни множество всевозможных переживаний. Целую крепко Шура.
Адрес: Севастополь Гор. Кладбище контора Бреневу В.Д.

8. 4.10.1934 Дорогая Маша! Пока, что наладилось моё лечение в институте Севастополя. Острая нужда в клинике миновала. Прости за беспокойство, которое причиняет моё письмо тревожного содержания. Крепко целую А.Бренёва.
Поправлюсь приеду к тебе на денька два-три. Сердечный привет Всем. Ольгу Германовну попроси не говорить о моей болезни при встрече в Москве с Игорем.

9. 6.10.1934. Севастополь. Письмо от В.Лютенсковой.
Глкбокоуважаемая Мароия Павловна! Пишу опять Вам, но дело хуже чем мы думаем. Состояние Ал. Митр.  Настолько серьёзно, что доктор лечащий её, находит необходимым немедленно поместить в клинику. Письмо написанное Ал. Митр. После моего письма написано ей в минуту отрезвления – она волнуется, что причинила Вам беспокойство. Считайте действительными только мои письма, и сколько бы Ал.Митр. не посылала уверений якобы она здорова – к сожалению не предавайте им веры. Боюсь и за Вас.Дмит. – ведь он сам также сильно болен – ему назначено лечение в институте , также нервн. Благодаря состоянию Ал.Митр. он не может начать лечение ( Да ещё вопрос примут ли его в институте) Простите и меня за беспокойство – но исхода нет и хочется исправить всё что возможно.
Прилагаю свидетельство доктора, может быть оно принесёт пользу в хлопотах. Глубокоуважающая и готовая к услугам В.Лютенскова.
Справка. 5.10.1934. Справка дана гр. Бренёвой А.М. (урожд. Чеховой) в том, что она страдает психоневрастенией в тяжёлой форме и потому нуждается в лечении клиническом.  Др е.Николаева . Печать врача: Докторъ Елена Леонидовна Николаева.
10. 17 августа 1935. Милая Маша!
Это маленькое письмецо передаёт тебе Лидочка жена Игоря, которая очень хочет познакомиться с тобой и осмотреть музей имени Ан. Павл. Чехова. Зная твоё чуткое сердце я уверена, ты её обласкаешь и приютишь денька на два-три. Также сердечно, как приютила недавно меня. Посылаю тебе крохотный гостинец собственного произведения.
В.Д. уже вернулся домой. Он шлёт сердечный привет. Крепко тебя целую А.Бренёва.

11. 13 мая 1936 года. Дорогая Маша1 Если ты в ближайшие дни будешь по своим делам в городе, то будь добра зайди в управление ( не знаю на какой улице оно находится) по распределению курортников в санатории и дома отдыха, и спроси дорогая, можно ли на месте в Ялте заблаговременно приблизительно за две недели купить путёвку в дом отдыха в Ялте, Гурзуфе, Алупке и даже Алуште. Словом в одном из этих пунктов. Особа, которая просит меня узнать, живёт в Ленинграде, имеет все права как иждивенка мужа. Ещё вопрос, можно ли живя в том или другом доме отдыха иметь при себе трёхлетнего ребёнка, который тоже мог бы пользоваться там же кормёжкой. Какова цена таких путёвок на месяц и в каком месяце легче получить её. Прости за беспокойство. Это просьба исходит от Игоря – для жены его  начальника и мне хотелось бы хоть с твоей помощью, но исполнить эту просьбу. До нынешнего лета распределитель находился в Севастополе, а теперь как сказали мне находится в Ялте. Мы здоровы. Как чувствуешь себя ты, Ольга Леонардовна и Миша? Шлём сердечный привет. Целую крепко Шура.
Луначарского у. ждом 43.
Очень и очень рада, что зашла к нам Ольга Леонардовна. Провела приятных несколько часов, а потом я её проводила на вокзал, усадила в вагон и при мне отошёл поезд. Всё было благополучно. На пароходе в первом классе, ей было удобно. Ещё раз крепко целую тебя.

12. 26 августа 1936 года. Милая Маша! Поздравляю, желаю здоровья и всякого благополучия. Поправилась ли ты, родная, после болезни? Как твоё самочувствие ? В сентябре выберу тёплую погодку приеду навестить тебя. Жорж на днях уехал. Окреп у меня, поправился. Я очень рада. Будь здорова. В.Д.шлёт сердечный привет. Я крепко целую. А. Бренёва.
Мише и Ольге Германовне привет.

13. 22 ноября 1936 года.
    Милая Маша! Скорблю вместе с тобой об утрате дорого Миши. Нет слов, что бы облегчить твоё горе. Крепись и помни, что смерть это неизбежный удел нас всех. В.Д. шлёт тебе своё соболезнование и желает тебе крепости духа. Будь здорова Крепко тебя обнимаю и целую Шура.

14. 7 апреля
Милая Маша! К моему глубокому сожалению я получила твою открытку только 1 апреля, а ты проехала судя по письму 31 марта. Очень и очень жаль, что так долго идут письма несмотря на такое короткое расстояние. Погода 31 марта была очень хорошая и я бы конечно приехала к пароходу что бы повидаться с тобой. Теперь остаётся только надеяться, что ты мне как только возьмёшь билет в Москве так сейчас же в тот же день сообщишь открыткой которого числа выезжаешь из Москвы. Я постараюсь приехать на вокзал. Поезда приходят из севера по утрам. Будь здорова. Сердечный привет от меня и В.Д. Ольге Леонардовне и Чеховым. Скажи милой Женичке, что нож забытый ею у нас лежит в буфете, а также передай Женичке, что Лидочка жена Игоря поправилась после болезни, продолжает учиться в Электротехническом институте, пишет мне сердечные, ласковые письма и снабжает периодически хлебом. Крепко целую тебя Шура.
В.Д. шлёт тебе сердечный привет и очень хочет тебя повидать.
Севастополь городское кладбище контора.

15.                2 октября 1942 года 1.                Дорогая Маша! Мы переехали на жительство в Симферополь. Случайно встретили здесь твоих соседей Эренфельд 2, которые и предложили мне передать тебе эту записочку. Мы пережив жуткие дни в Севастополе  остались живы. Квартиру нашу разбомбило. Всё имущество потеряли. Узнали о тебе что ты жива чему очень рады. О Жорже  знали до мая мес /яца/, что он жив, но плохо себя чувствовал 4 Сейчас живём на Ишуньской 5 ул. дом 16. Целуем крепко А. и В. Бренёвы.



1 Письмо написано во время немецкой оккупации, длившейся в Крыму с 9.7.1942 по 12.5.1944 года.
2 Немецкая семья живущая в Аутке, до революции занимавшаяся  изготов-лением телег и карет.
4  Умер в Харькове 26.11.1942 года. Харьков освободили советские войска  23 августа 1943 года
5  Ишуньская улица район Бакчем

16.  Музей Чехова М.П.Чеховой
Обр.адрес Симферополь – Бакчель,  Ишуньская улица д. 16
2.5.1944 Милая сестра Маша! Пишу тебе из Симферополя, где я живу уже около двух лет. В Севастополе во время осады в 1942 году мы потеряли всё имущество. Квартира была разбита бомбой,  а мы спаслись в погребе. Муж мой Василий Дмитриевич после этого погрома заболел и,  проболев 18 месяцев умер 12 ноября 1943 года, пять месяцев тому назад. И так родная я осиротела. Живу среди совсем чужих людей. Горе и тоска одиночества замучили меня. Я не нахожу себе места, но ни чего не поделаешь. Желанной смерти нет, значит нужно терпеливо ждать своего конца. Где Игорь не знаю. Написала несколько писем в Ленинград, в Москву, в официальные морские военные учреждения. Прошу указать мне адрес где находится инженер морской, капитан 1 ранга Игорь Васильевич Бренёв. Жду что ответят мне. Жду и страшно волнуюсь. Найду ли я его? После смерти Василия Дмитриевича я обратилась в собес и просила помочь мне материально, как сестре Антона Павловича Чехова. Собес немедленно выдал мне пожизненную пенсию в размере 300 р. в  месяц. Теперь я должна обратиться с просьбой в Собес Советского Союза в свой родной собес, думаю что мне не откажут продолжать выдавать пенсию так как брата Антона Павловича любят и почитают как великого писателя в Советском Союзе. Прошу не откажи мне в письме ко мне упомянуть, что я действительно являюсь двоюродной сестрой Антона Павловича. Это на случай если учреждения будут сомневаться. У меня ведь нет на руках ни каких документов, даже фотографии нет все погибли в квартире, а твоё письмо подтвердит, что я сестра твоя и Антона. Напиши мне, как ты чувствуешь себя. Я знаю по газетам, что ты болела тифом. Твоё ласковое письмо поддержит меня в моём горе. О Жорже ничего не знаю. Жив ли он? Будь здорова, крепко обнимаю, целую. Шура.

17. 25.5.1944 Спешу, родная Маша, поделиться с тобой своей радостью. Я получила телеграмму из Самарканда от Игоря. Он там с Лидой. Узнал он мой адрес через Москву. Я написала в военно-морской Комиссариат в отдел кадров. Оттуда мне ответили официальной бумагой, что сын мой инженер-полковник Игорь Васильевич Бренёв находится в Самарканде и одновременно  сообщили и ему мой адрес. Я уже написала и послала ему большое письмо с подробным описание болезни и смерти его любимого отца. Бедняжка погрустит очень прочитав это печальное письмо. Жду от него ответа и совета как мне жить в дальнейшем. Материально он обеспечит, конечно, как и где мне приклонить голову, вот этот вопрос меня волнует. Жить в таких условиях, как я жила эти три года с больным мужем, а потом полгода уже одна, меня очень пугает, ведь я две зимы ни разу не топила печи, не было дров. Ела одни супы без жиров из столовки, а соседи давали кипяток из милости, вот какова была наша жизнь. Ну теперь надеюсь, что Игорь постарается улучшить моё существование. Получила письмо из Ленинграда от домработницы Игоря, она пишет, что квартира сохранилась, вещи все целы и что Игорь с Лидой собираются в скорм будущем вернуться в Ленинград. Спасибо, дорогая моя сестричка, за твоё ласковое доброе письмо и за справку, с ней пойду в Горсовет, кстати на днях была заметка в местной газете по поводу памяти дня смерти Ант. Павл. Вот уже 40 лет, как его нет в живых, а память о нём так светла. Я как будто видела его вчера. Ясно воспоминания дня когда я девочкой гостила в Мелихове. Да, время ушло и я уже дряхлая, больная старуха. Хожу тоже сгорбленная с палкой и ни одного зуба (протезы сломаны) Спасибо тебе дорогая за приглашение приехать к тебе,  если будет случай приеду обязательно. Хочется обнять тебя и поплакать у тебя на груди. Ведь ты со своим чутким сердцем поймёшь моё горе.  Будь здорова. Крепко обнимаю и целую. Пиши, когда найдёшь возможным, поддержи меня в моём горе. Шура.
Привет всем кто меня знает у тебя в доме.
Твоё письмо шло из Ялты 11 дней. На днях послала письмо Жоржу и Володе, буду переписываться.

18. Открытка. 4.7.1944 г. Дорогая Маша! Получила ты моё письмо в котором я благодарила тебя за справку. Она меня уже несколько раз выручала. Спасибо тебе за неё. Сообщаю тебе опять грустную весть. Жорж, наш любимый брат умер, как мне сообщили из Ростова. Умер 26 ноября 1942 года, ровно за год раньше моего мужа. Ушли родные туда, где нет ни печали, ни слёз. Будем вспоминать их добром, как любящих нас. Вечная память о них останется  в наших сердцах. От Игоря получила телеграмму в которой он пишет, что он и Лидочка покидают Самарканд и едут к себе домой. Это меня радует. Будут ближе ко мне , а там Бог знает, быть может буду и я с ними. Как твоё здоровье, родная. Напиши открытку. Привет всем кто меня знает в твоём доме. Где Женя, Серёжа? Крепко целую. Шура.

19. 19.7.1944. Дорогая Маша! Прочитала я в газете, что тебе в дни памяти Ан. Павл. Поднесли орден Красного знамени. Поздравляю тебя с великой честью. Моему сердцу тоже приятно чувствовать, что и я старушка принадлежу к из вестной всему миру фамилии Чеховых. Родная Маша, спасибо тебе за заботу обо мне. Я воспользовалась этой заботой и советом твоим. Пошла 14 июля в Обком. Просила свидания с товарищем Тюляевым 1 . Меня в Обкоме приняли очень ласково, но мне не удалось лично повидать и изложить свою скромную просьбу Павлу Фёдоровичу. Его в Обкоме не было, он был вызван куда-то, и я разговаривала с женщиной агитатором, если не ошибаюсь с товарищем Раговской, так мне показалось назвали её. Моя просьба заключалась в том, что я просила исходатайствовать перед наркомздравом, чтобы наркомздрав отменил назначение медсестры Марии Карнильевны Клатт, которую командировали на медицинскую работу в Севастополь. Она Мария Карнильевна приехала с нами из Севастополя (тоже пострадавшая) Смотрела моего мужа до самой смерти. Умирая Васил. Дмитр. Просил её не оставлять меня, помогает во всём мне, что она действительно честно и сполняет. Я ведь совершенно одна, одна среди чужих людей. Она меня обслуживает: носит воду из колодца, моет полы в моей комнате (У меня выпадение матки и я совершенно не могу работать физически). И вот мою помощницу отнимают от меня только потому, что она работая в Симферополе в роддоме, понадобилась на ту же работу в Севастополе. Она одиночка, а потому её можно посылать куда угодно. Ей 63 года. Когда она сказала, что она не может ехать и оставить больную совершенно одинокую старуху, на это ответили деликатно, что старуху одинокую можно поместить в больницу. Мне больница не нужна. Я ещё свободно хожу и мыслю, мне нужен только человек, который бы присмотрел дома и помогал мне, что она и делает. Всё это товарищ агитатор выслушала внимательно, изложила на бумаге и обещала передать мою посьбу т.Тюляеву. Простившись со мною ласково проводила меня и преподнесла билет на вечер в Память Ант.Павл. Всё это очень хорошо и приятно такое участие, но мне нужна существенная помощь. Медсестра Мар.Карн. получив пропуск уехала сегодня в Севастополь и я осталась в квартире одна одинёшенька. Хочу на днях ещё пойти в Обком узнать каковы результаты моей просьбе. Ещё раз буду просить, чтобы её вернули в Симферополь, а на её место послали другую Она числится очень хорошей сестрой акушеркой. Имеет больше чем среднее образование. Милая Маша, быть может ты своим чутким сердцем и умом подвинешь это дело. Напиши Павлу Фёдоровичу чтобы он помог вернуть мне мою помощниницу. Прости, что я тебя утомила своим писанием. Игорь уже выехал 1 июля из Самарканда, но ещё вероятно в пути. Писем не получаю волнуюсь очень. Жду с нетерпением телеграммы от него. Как-то на улице Симферополя я встретила смотрительницу картинной галереи в Севастополе Коро (е)неву Она меня спрашивала о тебе и просила передать тебе сердечный привет. Муж её умер два года тому назад. Собирается ехать к детям на Север. Будь здорова. Крепко обнимаю целую. Твоя сестра Шура. Пиши когда сможешь. Твои письма меня подбадривают.
1  Тюляев Павел Федорович (1905-1946) Парт. деятель. Член ВКП(б) с 1929. Учился в Горском с.-х. ин-те (г.Владикавказ) (1933-36). С 1919 на сов. и хоз. работе, с 1927 пред. колхоза, зам. директора МТС. С 1936 на парт. работе, в 1937-39 зав. с.-х. отд. Краснодарского крайкома ВКП(б). В 1940-44 пред. Краснодарского крайисполкома. В 1944-46 1-ый секр. Крымского обкома ВКП(б).

20. Открытка 15 августа 1944. Ишуньская ул. д. 16. Симферополь. Милая Маша! Здорова ли ты? Прочитала слух, что ты хвораешь. Меня это встревожило, но я себя утешаю тем, что в газетах нет сообщения о твоём самочувствие, значит, что это только слух. Дай Бог. Приятельница, которая живёт вместе со мной и помогает мне ещё не вернулась из командировки. Она работает медсестрой в Севастополе в 3 амбулатории, а мне без неё, без ея помощи жить трудно, ничего не поделаешь. Нужно терпеть. Игорь вернулся в Ленинград, но пока трудно выхлопотать из Крыма для меня пропуск, а если и будет пропуск, то я не смогу сама одна добраться к нему и ему нельзя приехать за мной. Вот так и живём и не знаем….. Крепко целую Шура. Пиши.
21. 26.1.1945. Спасибо, родная Маша, за привет, который ты передала через Капитана, Константина Владимировича. Очень рада, что ты здорова. Он мне передал, что вид у тебя очень бодрый, хороший. Ещё спасибо тебе за ответ при надобности обратиться к т.Тюляеву. В Ленинград в эту зиму я не собираюсь. Много на это есть причин. Одна из главных причин, что Игорь эту зиму почти не живёт в Ленинграде. Часто и подолгу уезжает в командировки ( без него я чувствовать буду так же там одиноко, а вторая причина то же почти главная. У меня нет ничего тёплого для севера (всё погибло в Севастополе, а сделать сейчас шубу, платье и обувь нет денег – тысяч. Игорь присылает мне 500р в месяц при нынешней дороговизне этого хватает только на хлеб и пообедать в столовке. Учтя всё это я решила пока что жить хотя и при очень тяжёлых условиях но в Симферополе, но если устранятся эти главные причины, то я попрошу тебя помочь мне выхлопотать
Пропуск на поездку в Ленинград. Через два дня 29 января день рождения и именины незабываемого брата Ант. Павл. Пусть в наших сердцах в эти дни будут самые лучшие воспоминания о нём. Будь здорова. Когда будет минутка, черкни два-три слова грустной одинокой сестре. Крепко целую и обнимаю. Любящая сестра Шура.

22. 25 августа 1945. Милая Маша! Вчера проводила в Ленинград Игоря. Он мне передал привет от тебя. Спасибо, родная, за внимание и ласку, которую ты своим чутким сердцем проявила к Игорю. Он с удовольствием провёл несколько вечеров у тебя. Приятно было от него слышать, что ты здорова, бодра, чему я очень очень рада. Благодаря твоей справки, которую ты мне как-то прислала, я через Совнарком выхлопотала себе питание. Мне выдают сухим пайком положенные продукты. Сколько времени это будет продолжаться не знаю, но пока что я благодарна. Для меня это большая поддержка. Будь здорова. Богом хранима. Крепко целую Шура.
P.S. Прости за небрежное писанье. Нет хороших бумаги и чернил.

23. 28.10. 1947 Милая сестра Маша!  Прости родная, что я редко пишу тебе, но верю, что это только потому, что я боюсь заставлять тебя отвечать мне на мои письма, зная очень хорошо, что ты постоянно занята делами по музею. Я всегда просматриваю местную газету, которую мне присылает редактор т.Скрипченко, как двоюродной сестре Ант.Павл. В газетке я узнаю кое-что и о тебе, а иногда при случае встречаю знакомых, которые бывая в Ялте  узнать что либо о тебе. заходят в музей и если им удаётся видеть тебя, то делятся со мной своим всегда приятным впечатлением., полученным от свидания с тобой. Так и живу не выпуская случая узнать что либо о тебе. Последние сведения я получила от своей невестки Лены (не первой невестки моей) но эта невестка мне дорога потому, что подарила мне внучку, которую ты видела на фотографии. Эта крошка запомнила мою старушечью жизнь. Жизнь моя стала не так скучна и одинока. Было бы совсем не одиноко, если бы я смогла жить в Ленинграде вместе с сыном и внучкой, но к моему глубокому горю, я на все просьбы их переехать к ним не могу согласиться по причине многочисленных моих болезней, которые не разрешают жить совместно с кем бы то ни было. Разреши поделиться: у меня колоссальное выпадение матки, опущение мочевого пузыря, который вследствие этого плохо держит мочу. Все эти болезни я получила во время войны, когда приходилось много раз и зачастую неудачно прыгать в щели во время воздушной тревоги. Когда я переехала после погрома в Симферополь с больным мужем, решилась лечь на операцию, но неудачно от плохого питания у меня пошли чирии по телу, которые в течении 4 месяцев мешали делать опрерацию и не поддавались излечению: пролежав 4 месяца в больнице, я выписалась домой, в это время Вас.Дмитр. было настолько плохо, что я уже не решилась вторично лечь в больницу. Потом вскорости муж умер. После смерти его я была убита очень горем и ещё вдобавок не знала ничего об Игоре где он и что с ним? Всё вместе взятое лишило менгя желания, что либо делать для себя, так и осталась я вынашивать все эти неприятные болячки до гроба. У меня в Симферополе отдельная комната, купленная лично мною после смерти отца. В этой комнате я чувствую себя хорошо, спокойно. Я никого не стесняю своми болячками и не вызываю неприятного чувства у близких своих. Я думаю, что ты согласишься со мной в этом случае.  Сын Игорь добрый отзывчивый, заботится обо мне чрезвычайно. Брат, Владимир, тоже не забывает меня, два три раза в год в большие праздники, присылает мне продуктовые посылочки делясь своим пайком. В 1945-46 г. я  благодаря внимания покойного секретаря Обкома Павла Фёдоровича Тюляева,  к которому ты  посовнетовала обратиться, получала литерный паёк «Б» -- это было совсем хорошо. Я кормилась в избытке, но в 1947 году были большие сокращения на эти пайки и я попала под сокращения. Тюляев умер – к другим я постеснялась обращатиться с просьбой, так я и перестала получать чудесный паёк. Ну спасибо и за эти два года, что подкормили меня. Зиму 1947 года было мне тяжеловато выворачиваться на 250 рублей. Хлеба приходилось подкупать на базаре у спекулянтов по очень дорогой цене кусочек хлеба и эти сокращать свои другие потребности. Я и теперь подкупаю, но хлеб значительно подешевел и дал мне возможность лучше питаться.
Несколько слов о невестке Лене. Она в восторге от свидания с тобой. Спасибо, дорогая Маша, что ты так ласково и тепло приняла её и беседовала долго с ней. Уезжая домой в Лениград, обещала привезти мне внучку в будущее лето и если будет возможность, на автобусе на денёк съездить в Ялту показать её тебе. Буду мечтать и ждать маленькую крошку, которая так необычайно похожа на Игоря, когда он был ребёнком. Ну родная будь здорова -- Богом хранима. Крепко обнимаю, целую. Сестра Шура.
Передай привет Пелагее Павловне.
P.S. Сегодня получила от Серёжи из Москвы телеграмму, просит дать кое-какие сведения о Жорже, для его будующей книги « Родословие семьи Чеховых»
24. 25. 8.1948 Милая, родная сестра Маша! Сегодня 28/15 ст.ст. августа день твоего личного праздника. Помню больше полвека назад, этот день я проводила в Москве среди добрых братьев, ласковой, сердечной тёти и милой сестры Маши. Вспомнив всё это я переношусь мысленно сейчас к тебе и хочу сердечно поздравить тебя, родная, и пожелать здоровья, благополучия и долголетия, что и делаю. Несколько месяцев тому назад я получила от тебя открыточку, которая доставила мне большую радость. Я узнгала из неё, что ты здорова и благополучна. Я живу помаленьку. Ленинградцы обещали привезти мне внучку, но потом раздумали. Побоялись южной жары для малютки, а поэтому устроили Ириночку с няней на даче в Финляндии в Териоках на берегу моря. Сами родители переодически навещают свою детку. Она выросла, ей уже два года, научилась разговаривать. Головка белокурая в локанах (прислали фото) Видно пошла в отца. Унаследовала его вьюшиеся волосы. Дай Бог ей хизни на радость моему Игорю.
Я с каждым днём всё делаюсь дряхлее и всякие передвижения для меня уже тяжелы. Ничего не поделаешь – таков удел каждого человека.
Ну, будь здорова. Богом хранима крепко целую и обнимаю Твоя сестра Шура.
Передай привет Полине Павловне.

25. 18.9.1949 Милая моя сестра Маша! Приношу тебе самую глубокую благодарность за твой нежный, сердечный приём Игоря и моей маленькой внучки Ириночки, которая привезла из твоего сада чудесные черешни и груши, а также Игорь передал мне твой привет. Большое, большое спасибо тебе за твою ласку и любовь. Проводила я своих дорогих 5 сентября и сразу почувствовала пустоту в свой комнате и грустно на душе. Ну ничего не поделаешь. Множество моих болезней мешают мне жить вместе с любимым и нежным сыном, который заботится обо мне сердечно и материально хорошо обеспечивает, присылает мне 1000 р. ежемесячно. Для одной души даже много, и не раз я ему писала об этом, понимая хорошо, что это заставляет его много работать в ущерб своему здоровью, но он не умолим и продолжает присылать такую большу сумму. Судя по фотоснимкам, которые мне подарил Игорь, ты выглядишь бодрой и жизнеспособной. Дай тебе Бог здоровья и благополучия. О себе могу сказать, что я трудоспособность и силы потеряла. Сама себя обслуживать не могу, имею женщину, которая делает всё для меня. Словом дряхлею быстро, да и пора, мне уже 73 года. Ну будь здолрова, крепко тебя целую. Бабушка Саша, как называла меня Ирочка по приезде из Ялты, вероятно это ты её научила. Да, в Вашей незабываемой семье меня звали Сашей. Передай от меня сердечный привет Ольге Леонардовне, если она ещё в Гурзуфе, а также сердечный привет Полине Павловне.
Будьте все здоровы, Хранимы Богом.
Письмо написано уже с Воинской 16.

26. .....................................................

(3)Письма Георгия Митрофановича к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. (Ф331 к104 ед.х. 23)

1.Ростов-дон 1 инженер.№70 1.12.1935
Дорогая Ольга Леонардовна!
Прочитавши в местной газете Вашу приветственную телеграмму по поводу открытия нового нашего театра, я подумал, что быть может, Вы пожелаете поинтересоваться устройством его, а потому посылаю Вам вырезки из газеты.
  Всё сделано великолепно. Роскошный зрительный амфитеатром зал, без обычных ярусов с ложами, один лишь балкон в последних рядах партера с мягкими креслами, красивое мраморное фойе, отдельный концертный зал на 860 мест, очень хорошо, по последней технике оборудована сцена. Проявлена заботливая сторона для зрителя и особенно для актёров, которым отведены отдельные комфортабельные рабочие кабинеты с письменными столами и другими разными необходимыми деталями, вместо прежних т.н. актёрских уборных. Что касается наружного вида, то мнения расходятся в отношении его красоты и изящества --, оригинален, как бы составлен из кусков, громадная высокая лицевая стена, с крышей-плита, лобная часть, хотя отделана белым мрамором, портит общий художественный и величественный его вид. Следовало бы срезать.
К главному фойе примыкает буфет-ресторан, с коврами, диванами, креслами, что приятно можно отдохнуть закусивши. Кроме того для актёров устроена специальная комната отдыха с мягкой мебелью, столовая, зал для репетиций.
  Всё залито мрамором  цветным, паркетами и террасам. По устройству действительно один из лучших театров.
  Я видел два проекта Таганрогского театра, который предлагают на будущий год открыть, он спроектирован изящным, не грамозким, красивой архитектуры на 1500 мест. Ростовский же на 220 мест.
 Москвичи побывали на открытии театра подробно Вам расскажут обо всём. Открытие было торжественное. Приезжайте поиграть в нём. Что-то из Ялты не имею сведений ни от Маши ни от Миши.
Будьте здоровы, так же молоды, как я Вас видел в мае в Таганроге.
 Ваш Егор с тросточкой….
2. Пролетрайон 1 инжер. №70 Ростов – Дон. 22.10.1937.
                Дорогая Ольга Леонардоавна!
Исполняю Ваше поручение. Я родился в Таганроге в 1870 г. (13.марта с/с), служил всё время по Водному транспорту, в должности заведующего Морскими агентствами в Ялте и в Батуме, а затем заведующим Контролем главной конторы Азовского моря в Ростове н/д.
 Елена сестра моя родилась в Таганроге в 1882 году, умерла в 1922 году в Ташкенте, замужем была за юристом, присяжным поверенным А.А.Касьяновым, который тоже умер в 1929 году.
Буду я Вам очень признателен, если Вы пришлёте второй том писем, а первый я как-нибудь раздобуду здесь, хотя в книжных наших магазинах ещё не видать ни первого ни второго томов. Почему так запаздывают высылкой в такой большой город и край, где интересуются литературой и расхватывают её, особенно что-то новенькое, очень быстро.
 У нас Завадский прекрасно ставит спектакли. Повторяет свой Московский репертуар. Прошлый сезон были поставлены: «Любовь Яровая», «Враги», «Школа неплатильщиков», прекрасно. В этом сезоне я смотрел «Горе от Ума» с участием Завадского в роли Чацкого, которую он возобновил после многолетнего перерыва и мало-удачного выступления в Москве – здесь же, по моему и по общему впечатлению он был хорош. Идёт хорошо «Очная ставка» Бр.Тур.
 Потребность в театре у нас большая, открыли филиал Большого нашего театра, тоже под управлением Завадского, так что он скачит на двух конях. К сожалению наш новый театр страдает плохой акустикой, актёрам тяжело играть, а нам слушать.
  Я, некоторым образом принимал участие в Вашей переписке, тем что бывало возвращался из Аутки на пристань, Антон Павлович передавал мне письма для отсылки параходом, чтобы выиграть время, т.к. сухопутная почта уже ушла, а посему мне будет очень и очень приятно от Вас получить ещё и третий том писем, когда выйдет из печати. Читал я о Вашей триумфальной поездке в Париж, а до этого Маша мне писала, что Вы отдыхаете в Ялте и Гурзуфе, так сказать набираетесь сил для дальней поездки, и она пересматривает письма своего издания. Бедняжка! Маша скучает по Мише.
 Не хворайте, дорогая Ольга Леонардовна! Грипп назойливая, продолжительная, скучная штука. При Вашем высоком орденоносном положение неприлично хварать. Целую руку.
 Ваш Г.Чехов, то бишь Егор с тросточкой.

3. Ростов – дон Пролетарайон 1 инженер №70. 13.11.1937
   Дорогая Ольга Леонардовна!
Приношу Вам глубокую благодарность за книгу писем, которую я с особым интересом прочитал и вместе с этим призадумался. Как она вся эта переписка молода, свежа и трогательна, несмотря на то, что минуло уже 35 с лишком лет!
 Сколько было пережито душевных приятных волнений, и так всё быстро оборвалось. Какая трагедия!
 Я бывал почти каждый день на даче, этого хотел Антон Павлович, между прочим я замечал иногда его неудовлетворённость сложившейся обстановки: Вы в Москве, а он в Ялте, но пошучивая своими юмористическими фразами с улыбкой на лице, он стушёвывал своё грустное настроение.
  Как-то, Молчанов А.Е., моё б.Питерское начальство, (муж известной артистки Савиной) мне сказал: Антон Павлович обаятельный человек, не от мира сего! Этот запечатлелось у меня до сих пор.
 Книга издана прекрасно, на хорошей бумаге, приятно читать, только вышла толстенькой, мало-удобно держать в руках.
  Ещё раз большое, большое спасибо за внимание! Целую руку Г.Чехов.
 Приедет ли Маша эту зиму в Москву?
Буду очень рад, счастлив,  бесконечно благодарен, если получу третий том писем.
        Г.Чехов.

(4) Письма Бренёва Игоря Васильевича к Марии Павловне
1а Телеграмма 1945 год
Через тебя дорогая любимая тётя Маша мне хочется присоединить свои чувства чувствам миллионов людей выражающих своё глубокое уважение таланту общественуму служению родине незабвенного Антона Павловича одновременно хочется отметить твою огромную полувековую работу по изданию его писем созданию такого замечательного памятника писателю каким является ялтинский дом музей Игорь

1.Телеграмма 
Дорогую тётю Машу сердечно поздравляю шлю пожелания доброго здоровья бодрости сил любящий тебя Игорь
2.Телеграмма 1.5.1955 г.
Сердечно поздравляем майским праздником шлём привет наилучшие пожелания все крпко целуем привет поздравление елене филипповне 1  Игорь
3. Телеграмма 1.5..56 г.
Милому домику тебя дорогая елене  филипповне семейство бренёвы шлёт сердечный первомайский привет игорь
4. Телеграмма из Сочи 28.8.1956 на штемеле Чехово 2  Крымская обл.
Дорогую любимую тётю машу сердечно поздравляю шлю наилучшие пожелания заеду первых числах сентября целую крепко игорь
5. Телеграмма 1.1.1957
Всем семейством сердечно поздравляем новым годом желаем здоровья бодрости просим передать поздравление елене вилипповне алле целую игорь
6. Телеграмма из Киева 8.8.1957
Семейство бренёвых сердечно поздравляет днём рождения дорогую бабушку тётю машу желает здоровья бодрости сил проводим лето днепре

1Янова Елена Филипповна (?-?)  научный работник в Доме-музее А.П.Чехова в Ялте с 1934 г.
2
7.Телеграмма. 3.2.1955 на штемпеле.
Все здоровы трудимся. Ирочка учится втором классе занимается музыкой удовольствием прочли твои прилестные письма брату каникулах Ленинграда гостила Женя. Шлём сердечный привет целуем Игорь.


                Письма
1.Ленинград 30 октября 1949 года.
Дорогая тётя Маша! Почти два месяца уже прошло с момента моего отъезда из Ялты. После отлично проведённого лета я снова окунулся в привычную рабочую обстановку в своём родном Ленинграде. Всё же среди дела мне удалось отпечатать в увеличенном виде кое что из числа тех фотографий, которые я снимал в Ялте и Гурзуфе. Сегодня я закончил оформлением небольшой альбом с этими фотографиями и отправил его тебе. Кроме того, отдельно я послал ещё две фотографии, снятые у тебя на балконе. Мне бы очень хотелось, чтобы все эти фотографии доставили тебе побольше удовольствия. Вместе с этим письмом я пересылаю тебе фотографию мамы с Ириночкой и фотографии для Елены Филипповны и Пелагеи 1 Павловны. У меня просьба передайте их по назначению. Если у тебя будет Если у тебя будет желание иметь какие-либо фотографии отдельно в увеличенном виде, то я могу сделать без особого труда.
Ещё прошу сообщить мне московский адрес Ольги Леонардовны, чтобы иметь возможность переслать ей несколько видов вновь отпечатанных фотоснимков.
Маленькая Ириночка и Лена шлю приве и целуют.
P.S. Привет Елене Филипповне.
На конверте адрес: Лненинград 22, ул проф. Попова 5 кв. 8.
1 Диева Пелагея Павловна жила в чеховском  доме  с 1910 года, была сиделкой при Евгении Яковлевне. После её смерти осталась в доме. В советское время работала в музее уборщицей.

2. 1 мая 1953 Ленинград
Дорогая тётя Маша! Моё семейство и я сердечно поздравляем тебя с днём первого мая и шлём наилучшие пожелания. Одновременно с этим пересылаю тебе фотоснимки прошлого года. Прошу извинить меня за столь большую задержку, но уж очень было много разных дел, мешавших выполнить это раньше. От мамы получаю письма. Жалуется на старческие недуги и плохую, холодную весну. Как и где будем проводить нынешнее лето, ещё не решили. Впечатления же от прошлого лета в Ялте и от приятных встреч в Гурзуфе ещё свежи.
Шлю сердечный привет твой Игорь.
P.S. Фотоснимки, предназначеннгые Ольге Леонардовне, отправил на её московский адрес.
На конверте адрес: Министерство Высшего образования СССР Лениградский ордена Ленина университет имени А.А.Жданова г.Ленинград Университетская набережная 7/9

3. 6 сентября 1953 г. Г.Ростов /Дон.
Дорогая тётя Маша! После возвращения из Симферополя в Ростов я посетил Дмитрия Николаевича 1 в больнице. Его внешний вид и самочувствие уже тогда позволили сделать заключение, что дело идёт на поправку. Ранения Дмитрия Николаевича были весьма серьёзны, но отличный Ростовский хирург, сделал всё возможное, чтобы исключить всякие неприятности в процессе лечения и нежелаемые последствия от столь печального случая.
Дмитрия Николаевича я застал уже без повязок. От ранения головы на лбу заметен рубец от шва  и некоторая вдавленность выше переносья. Но рубцы не столь заметны, чтобы можно было говорить о существенных нарушениях черт лица. Внутренних нарушений в организме после столь сложного ранения и сделанной операции больной не чувствует. Дмитрий Николаевич был весел, шутил, вспоминал Ялту и выражал большое сожаление, что не мог повидать тебя в этом году. Переломы костей ног уже срослись. Дмитрий Николаевич сейчас перемещается с помощью костылей, но врач свидетельствует, что в дальнейшем каких-либо нарушений в ходьбе не будет. Сегодня я снова был в больнице, но Дмитрий Николаевич и Галина Петровна вчера уже уехали в Москву. Срок отъезда на север в пределах 5-7 сентября намечался и в день моего первого посещения, но весь вопрос был в билетах. Значит билеты были получены на 5 сентября и вероятно, сейчас как я пишу это письмо, семейство Журавлёвых приближается к Москве, если уже не приехало туда. В Симферополе у мамы 2 погостил один день. Кулич довёз в порядке и передал по назначению. Мама сердечно благодарит за память. Борщ к моему приезду был готов, и я смог славно пообедать. На следующий день к вечеру я был в Ростове.
Итак, за три дня я смог побывать у тебя, повстречать маму и снова приступить к работе. Сейчас, сидя в жарком и достаточно пыльном Ростове, вспоминаю об этих приятных днях. Передаю привет тебе и Ольге Леонардовне от меня и Журавлёвых.                Шлю привет Ольге Леонардовне, Елене Филипповне и Софье Ивановне.
Желаю тебе всего, всего хорошего. Твой Игорь.

1 Журавлёв Дмитрий Николаевич (1900-1991)  актёр разговорного жанра.
2  Бренёва Александра Митрофановна (ур. Чехова) (1877-195?) Двоюродная сестра Антона Павловича и Марии Павловны,  мать Игоря Васильевича.


4. 18.10.1953 Ленинград.
Дорогая тётя Маша! Во время своего пребывания в Таганроге осенью этого года я имел возможность побывать в школьном музее Таганрогской средней школы №2 им. А.П.Чехова. Этот музей  произвёл на меня приятное впечатление. Чувствуется любовь и внимание его устроителей ко всему тому, что связано с Антоном Павловичем и его близкими. Заведующий музеем Иван Иванович Бондаренко, узнав, что у меня имеются фотографии, сделанные мною в Ялте и в Гурзуфе в 1949 и 1951 гг., где фигурируешь ты и Ольга Леонардовна, интересовался не смогу ли я прислать некоторые из них для музея. Естественно, без твоего ведома и согласия я не мог удовлетворить подобную просьбу. Потому обращаюсь к тебе с вопросом, не разрешишь ли ты мне отправить в Таганрог несколько фотографмй из этой серии. Буду очень благодарен тебе за ответ на этот вопрос. Будучи в Таганроге, я, кроме всего прочего, смог сфотографировать достопримечательности города. Плёнки уже проявлены и, как кажется, снимки будут удачными. После напечатания я их вышлю тебе на память о родине.
Вместе с всем семейством своим шлю тебе сердечный привет и желаю всего хорошего.
P.S.  Шлю привет Ольге Леонардовне, Елене Филипповне и Софье Ивановне.

5. 15 июля 1954 года.
Дорогая тётя Маша! Пересылаю тебе сегодняшний номер газеты: «Ленинградская Правда» . Мне там понравилась статья А.Стороженко «В гостях у Чехова». В ней верно переданы чувства и настроения человека, трепетно переступающего порог домика в Ялте. Может быть сам автор пришлёт эту статью тебе, но я хочу, чтобы она попала в твои руки и от меня, так как я считаю, что автор прав,… Только что прочёл в «Литературной Газете», что ты выступила вчера в доме городского театра на торжественном вечере. Представляю себе, сколько пришлось тебе потрудится в эти дни! Моё семейство находится в Лазареской на Кавказском побережье. Я поеду туда после первых чисел августа. Я знаю, что у тебя гостит Женя.  Прошу ей передать привет и сообщить, что её письмо я получил и постараюсь сделать всё возможное по её просьбе. Мой привет Елене Филипповне.
Любящий тебя Игорь.
6. 30.10.1956г.
Дорогая тётя Маша!
Покинув в сентябре месяце твой гостеприимный дом и милую Ялту, я, как предполагал уехал к маме. Её нашёл я в том же состоянии, в каком она пребывает в последние годы, Особенно плохо у неё с ногами. Я передал ей твой привет  и в свою очередь, получил задание поблагодарить тебя и передать тебе её привет. Пользуясь случаем я это выполняю. Дома в Ленинграде, я всех застал в труде. У Лены в этом году много работы по институту. Ирина учится в школе и занимается музыкой. Ложечка, которую ты ей подарила, произвела на неё большое впечатление. Она до сих пор показывает её всем знакомым и городится подарком. С первого октября Я начал учебный год. Сейчас приходится читать довольно много лекций и заниматься ещё всякими кафедральными делами. Осень у нас была тёплая , но вот уже два-три дня как стало холодно: утром, вечером и почти морозец. А радио передаёт нам, что на Чёрном море ещё тепло и солнечно. Я очень ирад, что повидал тебя летом и с тёплым чувством вспоминаю дни, проведённые у тебя. Мне хочется ёщё раз поблагодарить тебя за внимание и ласку. Все мы, Лена, Ирочка и я, выстроившись в ряд, кланяемся и просим принять наш самый сердечный привет.
Целую тебя крепко Твой Игорь.

7. 20.11.1956 года. Дорогая тётя Маша! Всё наше семейство от мала до велика шлёт тебе сердечный привет. Все мы нежно благодарим за дары Юга. Лена особенно была рада получению айвы. Приезд Аллы к нам мы рассматриваем как посланца милого  Домика Чехова. Привет Елене Филипповне.
Игорь.