Благословение Моше. Речения 33

Кот Базилио 2
Годовой цикл чтения Торы завершает раздел, начинающийся словами:
   
"Везот габраха ашер берах моше иш гаэлогим эт-бней исраэль лифней мото" – «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Божий, сыновей Израиля перед смертью своей» (Втор. 33:1).
    
Это весьма любопытный документ. Когда Моше увидел, что спустился к нему уже ангел смерти, чтобы забрать его душу, он решил, что настал момент благословить колена Израиля.
    
Мы помним, что в подобной же ситуации праотец Яаков уже благословил своих сыновей. Зачем же понадобилось благословение Моше? Считается, что благословения Моше превосходили слова всех праведников до него и даже благословения праотцев, ибо Моше был выше их всех. И даже Господь сказал: «Благословения Моше будут самыми благотворными, ибо он ближе ко Мне, нежели все эти праведники. Поэтому пусть он благословит евреев».
    
Благословляя своих сыновей, Яаков более или менее придерживался порядка их рождений. Вначале благословение получили сыновья Леи, затем сыновья наложниц, и в конце Йосеф и Биньямин – сыновья Рахели. Причем «благословения», которые получили Реувен, Шимон и Леви, едва ли можно было назвать таковыми. Яаков скорее предсказывает их дальнейшую судьбу.
    
Порядок благословений Моше вызывает удивление. Первым он благословляет колено Реувена. И в этом не было бы ничего удивительного, если бы Моше также стал придерживаться порядка появления их на свет или принадлежности одной матери. Однако следующим благословение получает Йегуда, затем Леви, Биньямин и Йосеф, затем снова сыновья Леи – Звулун и Иссахар, и в конце дети наложниц. Шимона он даже не упоминает.
    
Помня о противостоянии двух «царей» Израиля, мы остановимся только на благословениях полученных Йегудой и Йосефом.
    
О чем говорил Яаков Йегуде? Главная мысль, что царская власть будет у него (в его колене), пока не придет Машиах. А что говорит Моше?

     «А о Йегуде сказал он: услыши, Господи, голос Йегуды, и к народу его приведи его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь ему помощником против врагов его» (Втор. 33:7).
    
Все. В оригинале всего 13 слов. У Яакова 55 слов. Моше, естественно, знал благословение Яакова. Возможно, он думал, что все уже сказано, а его благословение лишь небольшое дополнение. Особенно актуальное в ближайшей перспективе – завоевания земли Обетованной.
    
Но вот благословение Йосефа. Яаков сказал о Йосефе больше всех остальных своих сыновей. 61 слово по первоисточнику. А если учесть отдельные благословения, которые получили Эфраим и Менаше, то и того больше. И вот Моше.

     «А о Йосефе сказал: благословенна Господом земля его дарами небес, росою, и бездной, лежащей внизу; и дарами урожая солнца, и дарами производимыми месяцем, и от вершин гор древних, и дарами  от холмов вечных; и дарами земли и всего, что в ней, и по благоволению пребывавшего в терновнике да придет на главу Йосефа и на темя наилучшего из братьев его. Первенствующий бык его, величие ему, и рога реэма – рога его, ими забодает он народы все до пределов земли: это десятки тысяч Эфраима, и это тысячи Менаше» (1) (Втор. 33:13-17).
    
Это самое большое (50 слов) благословение, которое произнес Моше. На языке оригинала благословение требует обширных и неоднозначных комментариев и толкований. Перевести на русский язык можно лишь приблизительно: принимая одну из альтернатив, неизбежно отказывая другой. Некоторые наиболее популярные толкования собраны в интерпретации этого благословения в книге рабби Моше Вейсмана "Мидраш рассказывает":

     «Да будет благословлена Господом его земля с ее сладкими плодами, производимыми с помощью росы и дождя с небес и с помощью воды из земных глубин, с ее сладкими плодами, выросшими благодаря щедрому солнечному свету и влиянию луны (некоторые растения, например, огурцы и дыни, созревают от лунного света). Пусть его горы будут благословлены самым ранним созреванием урожая, а его земля – вечно плодоносящими холмами. Пусть его земля будет благословлена изысканными плодами, плодородием и доброй волей Того, Кто явил Себя мне первый раз в терновнике. Пусть это благословение станет короной на голове Йосэфа, на голове того, кто был разлучен со своими братьями, продавшими его. Тем не менее, он простил их и поддержал в годы голода. Вождю Йегошуа, его потомку, будут дарованы сила быка и великолепные рога Реэма. Ими он пронзит тридцать одного ханаанского царя. Десятки тысяч (хананеев) будут убиты Йегошуа, потомком Эфраима, и тысячи (мидьянитян) – судьей Гидоном, потомком Менаше».
    
Не менее загадочное благословение получил Йосеф от отца своего Яакова. Вот начало его в Синодальном переводе:

     «Иосиф – отрасль плодоносного [дерева], отрасль плодоносного [дерева] над источником; ветви его простираются над стеною» (Быт. 49:22).
    
Для сравнения тот же стих в переводе Мосад рав Кук:

     «Милый сын Йосеф, милый сын на виду. Дочери, ходила (каждая), чтоб узреть».
    
Как видите – ничего общего. О чем же речь идет?
      
В мидраше Пиркей де рабби Элиэзер говорится, что «Йосеф ездил в колеснице по всем пределам Египта, а египетские девы забирались на стены и кидали перед ним золотые кольца, чтобы он ненароком взглянул на их красоту».
    
Скорее всего, об этом знали и его братья, и его отец. Возможно, даже это было предметом подтрунивания и шуток. И вот когда доходит очередь благословить Йосефа, отец вспоминает эти шутки и потому первые слова его:

     «Красавец Йосеф, девушки гуляют (взбираются на) по стене и бросают кольца свои, чтобы ты посмотрел на них…».
    
А дальше не менее загадочные стихи:

     «И огорчали его, и спор затевали, и ненавидели его стрелки». (49:23).
    
Речь, очевидно, идет о его братьях, которые и огорчали, и спор затевали, и ненавидели Йосефа. А кто такие стрелки? Раши, основываясь на таргуме Онкелоса, предлагал понимать как «те, кому надлежало делить с ним удел», т.е. его братья.

     «Но тверд остался лук его, и сильны были мышцы рук его, поддержанные Владыкой Яакова, оттого пастырем стал и твердыней (досл. камнем) Израиля» (49:24).
    
Простое понимание: Йосеф не стал мстить братьям, хотя они были в полной власти его, и потому, в награду, сделался пастырем и опорой Израиля. Однако многие комментаторы считают, что в этом стихе есть намек на историю с женой Потифара. Когда Йосеф уже было пришел к ней, чтобы сделать «свое дело», то перед ним вдруг возник образ Яакова, он опомнился и сбежал, оставив одежду в руках Зулейки. Йосеф обуздал свою страсть (тверд остался лук его), благодаря чудесному явлению ему образа Яакова. В награду же он не лишился своего камня в нагруднике первосвященника.
    
Остальная часть благословения Яакова перекликается с благословением Моше.

     «От Бога отца твоего Он да поможет тебе, и со Всемогущим и да благословит Он тебя: благословения небес свыше, благословение бездны, лежащей внизу, благословения персей и утробы. Благословения твоего отца, которые превышают благословения гор, до предела вечных холмов. Да пребудут они на главе Йосефа, на темени отличенного (среди) братьев своих» (Бер. 49:25-26).
    
Моше говорит, что у наследников Йосефа будут рога Реэма, которыми забодает он все народы до пределов земли. Реэм – это тот самый зверь, что не поместился в Ноевом Ковчеге. Его пришлось привязать снаружи. Однажды Давид, не будучи еще царем, прилег отдохнуть на холме. Вдруг холм ожил. Это оказался тот самый Реэм. Он с громким ревом поднялся во весь рост. Давид очень испугался, потому что небо оказалось ближе к нему чем земля, и взмолился Давид: «Господи! Если Ты отпустишь меня невредимым от этого Реэма, я построю Тебе Храм длиной в сто амот (что равно примерно 61 м) – такой же длины, как и рог Реэма».
    
Вот такими именно рогами будет обладать потомство Йосефа.
    
В реальной жизни есть живое существо, обладающее изумительными рогами необычной длинны. Это орикс или сернобык. Его рога достигают  полутора метров. Обитают они в Африке. На иврите так и называются реэм, скорее всего, в честь своего мифического длиннорогого прототипа.
    
По мнению комментаторов, говоря о рогах, Моше имел в виду завоевание Святой земли. Однако, мне представляется, что они не утратили своего значения и по сей день. Подобное благословение не может быть временным. Моше не благословлял колено Йосефа на отдельную военную операцию. У подобного благословения не может быть срока действия. И определенно настанет время, когда народы, обнаружат и опознают эти самые рога.

Иллюстрация: Полотно французского живописца Александра Кабанеля (Alexandre Cabanel 1823 – 1889) «Смерть Моисея».

(1) Возможное прочтение последнего стиха: «Как у первородного быка его великолепие, и рога буйвола – рога его; ими избодает он народы все вместе до края земли; это десятки тысяч Эфраимовы и это тысячи Менашины» (Джеймс Кугел. В доме Потифара).