Старые фотографии

Людмила Рейзе
   Валентина бережно, не спеша перебирала старые фотографии.
Долго вглядывалась в каждую, возвращаясь к воспоминаниям тех далеких лет.
- А это кто же? - С маленькой, уже потрескавшейся фотографии смотрела молодая, красивая девушка.
- Господи, да это же я! - воскликнула Валентина.
- Сколько же мне тогда годков было?
На обороте фото еще виднелась уже порядком выцветшая запись: "Апрель 1941 г.".
- Восемнадцать...
   Обрывки далеких воспоминаний киношной лентой проходили перед ней... детство, юность. И в эти воспоминания жестко ворвалось слово "война".
Она хорошо помнит то летнее, теплое утро, когда из городских динамиков прозвучало это страшное слово...
   Звонок в дверь, потом другой, прозвучали неожиданно и резко. Вздрогнув, Валентина тяжело поднялась.
- Кто там?...Иду, иду.
В квартиру не вошла, а влетела внучка Аленка, как всегда шумная и щебечущая
без умолку. Звонко поцеловав бабушку, обняла ее.
- Ты из школы?
- Домой заскочила и вот к тебе, - протянула сверток Валентине. -Еще теплые.
И скороговоркой продолжила:
- Мама шанежки пекла, послала тебе. Твои любимые, с картошкой.
- Сейчас я чайник поставлю и будем пить чай с вареньем и твоими шанежками - улыбнулась гостье Валентина. Но Аленка уже гремела чашками на кухне.
   Увидев разложенные на столе фотографии, Аленка присела рядом.
- Бабуля, это кто? - Аленка внимательно вглядывалась в лицо девушки со старого снимка.
- Это я, - загадочно улыбнулась Валентина. - Что, не похожа?
- Какая ты была красивая, - и тут же смутившись, добавила:
- Ты и сейчас красивая.., но другая.
- Так почитай девяносто годков уже, какая тут красота, - вздохнула Валентина с грустью.                Надрывно засвистел чайник.
- Я сейчас, - Аленка кинулась в кухню.
- Да не спеши ты, егоза! - крикнула Валентина вслед.
   После горячего и душистого чая, они снова вернулись к фотографиям.
- Я и сама их давно в руки не брала, а тут перебирала в шкафу, вот наткнулась...- Валентина бережно провела рукой по альбому.
- Здесь почти вся жизнь моя, - вздохнула она. - Правда детских фотографий нет. Да тогда и мало фотографировались.
- А это я с подругой, помню Леной звали. Я, как замуж вышла, уехала, так с ней связь и потерялась.  Мы с ней вместе работали на заводе...Я, ведь как война началась пошла работать на завод. Там много эвакуированных работало.
Наши уральские танки и боеприпасы ой, как нужны были фронту...Я попала в цех, где выпускали снаряды.
Валентина затихла, словно, вспоминая что-то.
- У меня от этой работы все время были руки  желтые, не отмывались. Химия же!
- Как...желтые? - удивленно спросила Аленка, глянув  на руки бабушки.
- А вот так!...Стеснялись, конечно. Молодыми же были.
- А тяжело было тогда, на заводе?
- Конечно, по двенадцать часов приходилось работать. Уставали, но молодость берет свое... Было и кино, и на танцульки бегали.
- Бабуля, а как ты с дедушкой познакомилась? - смущаясь, спросила Аленка.
Валентина внимательно посмотрела на порозовевшую вдруг внучку.
- А ты что засмущалась? Небось уже симпатию имеешь, иль влюбилась в кого? - улыбаясь и заглядывая в глаза Аленки, спросила Валентина.
- Не смущайся!  Тебе сейчас сколько годков...двенадцать, тринадцать? Придет и твое времечко. Конечно, вы сейчас ранние... В наше время мы куда скромнее были. Если кто из ребят закурил - это уже считалось в школе из ряда вон.
А сейчас курят, пьют и парни, и девки. Да еще эти..наркотики, будь они неладны, тьфу! - в сердцах сплюнула Валентина.
- Подлей-ка еще чайку, - успокаиваясь, попросила она. - И себе тоже.
И вдруг спохватилась.
- У меня ведь еще печенье есть, совсем забыла старая голова.
- Не надо, бабуль, я не хочу. Я дома поела. Ты про дедушку хотела
рассказать...
- Ну, а с твоим дедом, вернее, прадедом.., царствие ему небесное, - перекрестившись Валентина продолжила, - я в госпитале познакомилась. Были парни и до него, а тут... видимо судьба была моя. Мама моя тогда при госпитале поваром работала. Часто я у нее бывала... Я ведь в молодости хорошо пела, танцевала, играла на гитаре, баяне.
- Ух ты! - Аленка восхищенными глазами смотрела на бабушку.
- А почему ты об этом мне не рассказывала? - удивленно спросила Аленка, отхлебнув уже остывший чай.
- Как-то не приходилось. Давно это было, многое подзабылось.
- И что дальше?
- Мы тогда несколько человек создали типа бригады, и ходили к раненым, выступали перед ними, вроде концерта им показывали...Радовались они.
Ну вот там с Петром и познакомилась...- в глазах Валентины блеснул живой огонек. - Слюбились, значит. Он воевал в морской авиации на Севере, где-то под Мурманском. Вот, после ранения подлечивался в этом госпитале...Он сам-то  с наших Уральских мест был. Его родители в старательском поселке жили,
золото добывали. Так вот я замуж и вышла. Это было сразу после войны...
А потом дети пошли, внуки, правнуки - Валентина с нежностью притянула к себе Аленку и, поцеловав, продолжила:
- Много чего за долгую жизнь пришлось пережить - и радостей, и печалей, и горюшка хлебнуть. Хоть до нашего Урала враг не дошел, но немало земляков сложили свои головушки. А на заводах работали и старики, и дети...Досталось всем. Первое время после войны тяжеловато было, жили скромно, но дружно. Помогали друг другу чем могли. В праздники собирались семьями, отмечали весело, с песнями, плясками...
   Валентина умолкла, погрузившись в воспоминания. Потом, словно очнувшись,  глянула на Аленку. Та выжидающе смотрела на нее.
- А чай-то у нас совсем остыл, - засуетилась Валентина. - Давай-ка я подогрею.
- Я сама, я сейчас - шустро подхватилась Аленка.
    После ухода внучки Валентина еще долго сидела, с грустью всматриваясь в старые, пожелтевшие от времени фотографии, возвращаясь в прошлое. Этим прошлым была ее долгая и нелегкая жизнь.



                2014 г.


      Фото с репродукции картины А.Шилова