Сознание Человека и людей

Николай Кривенко
Из цикла «Человек и люди»
«Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена Сознание каждая из комплекса изучающих его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению Сознание», - так объясняют понятие «сознание» в словарях.

Сознание индивидуума формируется в зависимости от умственных способностей (разума) и окружающей его среды, в первую очередь влияние семьи.
Общественное сознание формируется главным образом под влиянием властных структур и публичных людей.
 
Автор не рассматривает историю философии в отношении понятия «сознание». На этой плодородной почве держалась и держится вся философская рать и не только Европы. От Р. Декарта, Б. Спинозы и французских материалистов 18 века, представителя немецкого классического идеализма Г. Гегеля и до марксистов, которые к предыдущим формулировкам добавили понятие «труд». И в общем, наконец, получилось, что сознание способно идеально воспроизводить действительность. Только насколько идеально не известно, но то, что субъективно, это верно. А после того, как появилось такое понятие как, утверждение об «идеальном воспроизведении действи-тельности», появилась возможность заниматься самообманом, возможно такой вариант устраивает некоторых людей, особенно в политике. У каждого своё представление об «идеальной действительности». Искажение действительности приводит к такому понятию как ложь, которая является изобретением сознания.  Понятие ложь никакого отношения к Образу Человека не имеет. И относить её к человеческим качествам означает только одно, заниматься ложью.

Сознание людей не развивается в том понятии в каком существует само понятие «развитие» в нашем сознании. Люди не становятся умнее. Воз-растает общая грамотность, расширяется область знаний, за счет развития носителей информации. Часть функций, которые сознание хранило с помощью разума, перекладывается на внешние носители информации. В этом ничего странного нет. Можно не запоминать таблицу умножения, простой калькулятор сделает эту логическую операцию за вас. Но школьник, знающий таблицу умножения, как не странно это звучит, сделает это быстрее калькулятора, ибо не надо тратить время на нажатие соответствующих клавиш. Люди саморазвивающаяся система, которая избавляется от лишних затрат. Они (люди) могут совершенствоваться в сторону Образа Человека или деградировать. Если развитие идет в направлении воплощения человеческих качеств, как фундамента суще-ствования, это и есть процесс развития Человека. Если развитие идет в ином направлении, то это процесс формирования нового вида живых существ наделенных разумом.
 
Объем информации которым оперирует сознание людей определено структурой головного мозга в котором существует логическая матрица (логма), в которой и осуществляется процесс мышления. В статье не рассматривается предполагаемая работа логической матрицы, а делается попытка понять, что же такое сознание людей и его связь с Образом Человека. Сознание людей проявляется в их поступках прежде всего по отношению к саму себе, а также в отношении к окружающим, в том числе по отношению природе.

Существует теория о интенциональности сознания, как основного свойства сознания людей, означающего быть направленным на некоторый предмет. Направление на некоторый объект, объясняется не свойством сознания, а алгоритмов мыслительного процесса, который использует сознание для вектора мышления. Направленность - это вектор, указывающий направление хода мысли. Казалось бы, люди причисляя себя к разумному виду живых существ, отмежёвываясь от остальных животных, ведут себя не совсем разумно. Между разумом и поведением (его проявлением) существует связь, которая определяется сознанием индивидуума. Почему сознание людей побуждает их к действиям, противоречащим уму или человеческим качествам?

Ответ очень простой, если смотреть на выводы марксистских философов, заключающийся в том, что «бытие определяет сознание». Это философское «открытие» за которым скрывается ущербность разума нищих духом людей. Это свойственно зверям содержащихся в зоопарках. Их бытие, созданное людьми, определяет их «сознание». Они своим по-ведением отличаются от диких животных сородичей. Если наблюдать од-но поколение питомцев зоопарков, то сдвиги будут незначительными, но через несколько поколений изменения вступят в изменение генетического кода. Тому пример домашние животные.

Если не разрушительным, то затормаживающий сознание людей определение, что «бытие определяет сознание», который сделали авторы в по-иске «истины», стремились найти устраивающий их ответ. Он ставит барьер на пути совершенствования самосознания, ограничивая мысли-тельный процесс. Люди убедили себя в том, что сделать ничего нельзя, ссылкой на «такую жизнь». Но процесс развития остановить нельзя. Это явление лежит за пределами сознания индивидуума.

Научные поиски истины в определении сознания не могут дать окончательный ответ, что скрывается под понятием «сознание».  Сознание, это тот случай, когда с материалистической теорией решить проблему не-возможно. Отрицание идеализма в вопросе первичности души (сознания), лишает возможности заглянуть в то информационное пространство (пространство Никкри), которое не доступно нашим органам чувств.
А то, что такое пространство существует подтверждается такими обыденными понятиями, которые люди стали забывать и всё реже пользоваться.
Для этого вспомним, что мы связываем с сознанием. Это прежде всего такое понятие как совесть. Всё начинается с Библии, которая объясняет, что это слово означает "знание самого себя". Эта способность познавать самих себя дана нам от Бога, говорится в библии. Поэтому все естественные явления, проявляющиеся в животном мире, сознание тех людей мотивирует деятельностью Бога, что продолжается и до настоящего времени. То, что совесть заложена уже при рождении ребёнка не должно вызывать сомнения, наблюдая за поведением даже младенцев и особенно детей до школьного возраста, более точным рубежом можно считать пока дети не учавствуют в своей коллективной жизни. Если они что – то сделали плохое по своей неосторожности, у них меняется поведение. Как говорят совесть мучает. Проявляется реакция совести в понятии «стыдно». И народная мудрость дала определение, что от стыда можно сгореть. И это не пустые слова, они хранят многовековой опыт. Иногда совесть не только мучает, но и бросает в жар, поднимая темпера-туру тела. И только заботливое, внимательное и ласковое обращение в считанные минуты снимает температурный стресс (из опыта).

Сознание людей с малых лет медленно, но настойчиво игнорирует сигнал, поступающий от функции совести. В сознании людей постоянно происходит взаимодействие между решением достижения поставленной цели и функцией совести.

Для статьи достаточно и одного примера из жизненного опыта, чтобы если не убедить читателя, то обратить внимание на то, что совесть не та-кое простое понятие, как считают многие люди. Совесть, если она есть, заставляет сознание задумываться, сомневаться, огорчаться. Совесть это нравственный самоконтроль сознания. Это фильтр мыслей. И в зависимости от качества соответствующего фильтра, получается и соответствующее качество мысли. Совесть это одно из первых главных качеств составляющих Образ Человека. Без неё Человек не может существовать. Следует обратить внимание на поведение некоторых домашних животных, которые меняют свое поведение в зависимости от происшествия с их участием. То есть, информационная составляющая совести существует вне сознания людей.

В литературе можно встретить убеждение в том, что совесть «светлое и хорошее чувство, которое есть в глубине каждого человека, может побудить и к плохому поступку».

Не делаю ссылки на автора, потому, что это широко распространённое мнение, стремящееся оправдать плохие поступки. Поиски оправдания совершенным проступкам и преступлениям, это свойство сознания толь-ко людей. В этом направлении сознание людей, как ни в каком другом, имеет большие успехи. Для оправдания своих поступков, противоречащих совести, сознание людей одного поколения создало несколько поговорок, типа: «Иметь право на ошибку», «Не делает ошибок тот, кто ни-чего не делает» и другие, которые для других поколений стали оправдательными аргументами.

Следует напомнить, что наличие совести не даст сознанию сделать противоправные действия, так как она контролирует сознание людей. Со-весть защищает людей от психологического разрушения и не даёт опустится до уровня животного. Отсутствие совести позволяет сознанию принимать неограниченно любые решения под воздействием различных, как внутренних, так и внешних факторов. В обиходе можно встретить выражение: «сделка с совестью». Объяснять сие выражение нет надобности. Оно говорит само за себя, суть которого заключается в том, что люди осознано принимают решения против которых совесть вызывает возмущение в их сознании, как принявшего решение, так и оценивающих инцидент окружающих.

Вторим важным аргументом сознания является понятие чести и её разновидности - достоинство. Честь и достоинство это обязательные эле-менты самосознания людей, стремящихся достичь Образа Человека. Отсутствие у индивидуума этих качеств, лишает его возможности в развитии. Но такой индивидуум может являться генератором себе подобных. Отсутствие этих человеческих характеристик, превращает людей в зомби, которые готовы подчинятся другому разуму. Их сознание не контролируется совестью.

Одна из точек зрения рассматривает сознание как космическое (можно сказать божественное происхождение. На то есть основания, ибо сознание оперирует, преобразовывает информацию подсознания (инфониккри), которая в прямом смысле не доступна для сознания, как например, та информация, которая поступает от органов чувств. Подсознание с по-мощью сознания преобразует инфониккри в параметрические величины доступны для воспроизведения на уровне органов чувств, то есть пони-мать смысл этой информации.
Вторая точка зрения утверждает, что сознание присуще всем живым организмам. Это утверждение является основным выводом разума людей. Наука не может описать сознание на уровне людей, не говоря о пчеле, строящей идеальные шестигранники – соты. Она (пчела) и не знает и ей в этом нет необходимости, что её творение люди называют шестигранник. Все живые существа представляют конкретные этапы развития формирования или развития функции сознания. В каждом из них мы найдём элемент, который в точности существует и в сознании людей. Второй вывод есть не что иное, как подтверждение первого.

И третий вывод, что сознание принадлежит только Человеку, тоже верный, если дополнить, что самый высокий уровень сознания имеет Человек.
Тот объём информации, который может обрабатывает сознание, можно назвать классическим, и он принадлежит Образу Человека, ибо ни одно живое существо, в том числе и люди не может, в силу своей природы, состязаться с сознанием, которое заключено в Образе Человека.

Поэтому, все три научные точки зрения на понятие «сознание» дополняют друг друга и нет повода для споров.

Помимо трёх точек зрения существует несколько теорий о происхождении сознания, отображающих точку зрения авторов и их последователей. Все эти теории в своей основе рассматривают космическое (божественное) происхождение сознания: 
• теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
• теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
• теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.

Все эти теории есть плод разума людей, пытавшихся найти ответ на вопрос. Все вышеперечисленные теории не дают однозначного ответа. К каждой теории у сознания людей есть свои вопросы. Это все потому, что нет истинного ответа. Вопросы возникают тогда, когда в сознания возникает потенциал информационной разности между истинной (объективной) информацией и субъективной информацией, полученной от органов чувств. Эта разность информационных потенциалов (никкрино  – определение дано автором) и есть движитель на уровне подсознания, обеспечивающий работу сознания в познании реальности бытия. Этим, вероятно, и можно объяснить точку зрения диалектического материализма, что сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира. Из этого следует два вывода: во-первых, то, что сознание - это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира.

 Возникает вопрос (Опять вопрос!), как может мозг воспроизводить информацию в отражении мира, которая находится вне пределов доступных органам чувств, представляющих информацию головному мозгу.

То, что сознание связано с функцией головного мозга ни у кого не вызывает сомнения. Но состояние комы, это состояние когда головной мозг функционирует, обеспечивая жизненные процессы организма, но сознательная его деятельность отключена. В таких случаях говорят, что Чело-век потерял сознание. Теряют сознание при сильном сотрясении мозга. Выражение «потерять сознание» не совсем корректно. Сознание может отключаться на некоторый промежуток времени, который позволяет головному мозгу продолжать функции по обеспечению жизнедеятельности организма.

 Отключение сознания могут инициировать как внутренние, так и внешние причины. Резкое и сильное чувство боли может быть причиной отключения сознания. Отключение сознания по внутренним причинам, это один из элементов самосохранения жизни головного мозга, как бы странным не казался такой вывод.

Внешними факторами отключения сознания могут быть два фактора относящихся к материальному и духовному: физический, это сильный удар головы и психологический – испуг. Отключение сознания это социальная смерь, но не биологическая.
Потеря памяти после отключения сознание это совершенно другая проблема. Память это хранение информации, естественно, созданной со-знанием, возможно, и связанной с закрытой поверхностью (поверхность внутри извилин) головного мозга.

Вероятно, что при сотрясении мозга происходит некоторое перемещение или изменение извилин, которые существуют. Природа извилин неизвестна, она лишь говорит о том, что в замкнутом объёме имеется содержимое, которое обладает поверхность во много раз превышающую поверхность формообразующего черепа. Зачем природа так укладывала нам мозг. В результате, мозг имеет две поверхности, открытую и закрытую. И безусловно они выполняют каждая свои функции. Но это область знаний специалистов. Прежде, чем у животных мозг принял такую форму или структуру (как кому нравится), природа моделировала подобные формы в растительном мире, начиная с клетки. Примером в растительной клетке, могут быть граны в хлоропластах, которые имеют закрытую поверхность и открытую, омываемую цитоплазмой. Всем знакомы плоды ореха и другие структуры, связанные с функциями жизни. Это отступление к тому, чтобы понять, что функции сознания есть не только в голов-ном мозге людей и животных, но и в иной структуры у других видов живых организмов.

Диалектический материализм отрицает «самостоятельное», не связанное с материей, существование сознания. В природе ничто не существует самостоятельно, всё взаимосвязано. Установить взаимосвязь между духовным и материальным означает раскрытия тайны не только природы сознания, происхождения жизни, но и дать ключ к пониманию исходных процессов развития жизни.

Сознание не материальная структура, а функция нервной (информационной) деятельности, обеспечивающая обработку информационного сигнала в различных формах связанных с обеспечением жизненного процесса.

В этом и заключается тайна природы сознания.