Повесть для души А если это любовь часть

Инна Комарова
Инна Комарова

А если это любовь
Повесть для души 

Эпиграф
«Наши сомнения - это предатели, которые заставляют нас сдавать позиции там, где часто мы могли бы одержать победу, и лишь потому, что боимся сделать попытку» Шекспир               

Эта лирическая история произошла в наши дни, её герои живут и поныне.

Короткое вступление
Маргарита Львовна с мужем Леонидом Юрьевичем проживали в центре города в большой просторной квартире на втором этаже в доме постройки конца девятнадцатого начала двадцатого века. Налаженный быт, стабильное положение в обществе, добрые, проверенные десятилетиями, друзья - всё это входило в круг их интересов. Соответствовало запросам семьи, душевному комфорту и способствовало дальнейшему процветанию. У Маргариты Львовны был родной брат - Валентин, которого она очень любила. Он с детства был привязан к ней и отвечал ей взаимностью. Так сложилось, что их родители ушли рано, некому было поддержать их. Все тяготы жизни свались на юную Маргариту. Заботы о брате она взяла на себя. Маргарита полностью заменила ему родителей. Постаралась создать все условия для успешной учёбы и дальнейшего карьерного роста талантливого перспективного юноши. Когда Маргарита вышла замуж за Леонида, они стали жить все вместе. Леонид также всячески поддерживал Валентина в его делах. Леонид Юрьевич работал юрисконсультом в военном ведомстве, иногда принимал клиентов дома. Жили они душа в душу. Одно «но», у них не было детей. Маргарита Львовна, будучи аспиранткой, решилась на аборт. В дальнейшем она тяжело переживала эту утрату, раскаивалась в содеянном, не могла простить себе ошибку молодости. В последствие наукой она заниматься не стала по одной простой причине - кто-то должен был зарабатывать на жизнь. А наследников, к сожалению своему, лишилась. Маргарита очень любила детей, после окончания института практиковала педиатром-аллергологом в детской поликлинике. Работе своей отдавалась без остатка. Контактируя с детьми, помогая им, она минимально компенсировала то, чего ей больше всего недоставало в жизни. У неё был сложный характер, но дружить она умела. Была предана тем, кого любила и уважала.
Маргарита не могла похвастаться природной красотой, аристократической внешностью. Но она была наделена хорошим вкусом. Её одежда, причёска, макияж отличались изысканностью даже в обычные дни. Она следила за собой. Это помогало ей выглядеть безупречно.

Суббота. Вечер. Зазвонил телефон. Анна выбежала из ванной комнаты и сняла трубку.
- Алло.
- Добрый вечер, Нюша.
- И Вам, добрый вечер, дорогая Маргарита Львовна.
- Узнала меня?
- Конечно.
- Я еле говорю.
- А что вдруг, нездоровится?
- Опять моя болячка дала о себе знать. В больницу не хочу. Валя привёз светилу домой. Он меня осмотрел, затем долго беседовали. Перед уходом профессор оставил длинный список назначений. Представляешь, всё в инъекциях. Ты бы не смогла меня поколоть?
- Ну конечно. Чего Вы спрашиваете? Сколько нужно, столько и буду приезжать. Молодец, Ваш братец.
- Валя тебя возить будет, он сам предложил. Общественным транспортом это не осилить. К тому же у тебя маленький нездоровый ребёнок. Режим ребёнка нарушать нельзя, я против, - категорично заявила Маргарита Львовна. - А с помощью личного транспорта и своего водителя справимся. Один препарат нужно колоть четыре раза в день, другой три раза.  А третий препарат два раза в день по какой-то сложной схеме. Курс лечения основного препарата рассчитан на десять дней. Остальные на месяц. Я ещё не вникала. Сил нет. Почитаешь, профессор всё подробно описал. Только после этого смогу перейти на таблетки и ещё целый месяц буду под его контролем и анализы, конечно, отслеживать придётся.
- Вы главное, соблюдайте предписанный врачом постельный
режим, а об остальном не волнуйтесь. Я и на рынок съезжу и сварю горячее Вашим мужчинам. А Вам приготовлю то, что попросите.
- Ты представляешь, этот профессор заявил, что мне необходимо свыкнуться с мыслью об ограничениях. В обязательном порядке выдерживать диету, чтобы снять вес и, желательно, не только в период лечения. Он думает, что это так просто в моём возрасте.
- Всё решаемо и исполнимо. Вот увидите. Не всё сразу, но постепенно осилим.
- Ты меня успокоила.
- Так и будет. Ещё танцевать будете.
- Ты сможешь сегодня приехать сделать первую инъекцию. Поздновато, правда. Доченьку уже уложила спать?
- Только выкупала. Оставила её в ванной. Сейчас надену пижаму и уложу. А после приеду.
- Ты золото, Нюша. Профессор недавно уехал, я поговорила со своими мужчинами, теперь с тобой. В общем, на данный момент это вся информация. Нюша, ты как освободишься, позвони. Валя за тобой заедет. Вам надо будет ещё в аптеку за лекарствами.
- Хорошо. Так и сделаем.
- Жду. Целую.
- И я Вас.

Анна уложила дочку. Согрела мужу ужин. Созвонилась с Маргаритой Львовной и пошла собираться.
В назначенный час она вышла из дома. Её уже ждали.

Первая встреча
- Добрый вечер, - поздоровалась Анна, садясь в машину.
- Здравствуйте, - вяло, не проявляя интереса, ответил Валентин, но по привычке внимательно посмотрел на Анну. - По дороге заедем в аптеку. Профессор предупредил, чтобы Марго принимала только то, что он выписал.
- Хорошо. Будем следовать его назначениям.
- Вы сможете каждые четыре часа её колоть?
- Постараюсь.
- Не стесняйтесь, я готов перекроить график, за Вами приезжать.
- Я же уже сказала, Валентин. Я очень постараюсь.
- Тогда порядок - она хочет только Вас. Не знаю, почему. Можно вызвать медсестру из поликлиники. В крайнем случае, нанять кого-то частным образом. Но нет. Только Нюша. Её разве переспоришь?
- Зачем спорить? Надо выполнять всё, что Маргарита Львовна просит. Она этого заслуживает. Ей виднее, кому доверить своё здоровье и, простите, своё тело.
- Наверное. И всё же, полагаю, это очередная женская прихоть.
- Плохо же Вы думаете о своей родной сестрице, - разочарованно произнесла Анна.
- Занят я. А тут столько дел навалилось, - нервно ответил Валентин, - Лёня этим заниматься не будет, тем более что он сейчас не водит машину.
- Не расстраивайтесь, это временно.
- Пусть только выздоровеет.
- Так и будет.
Валентин от удивления повернул голову в её сторону и не смог отвести взгляд.
- Вы рассуждаете, как человек, проживший долгую жизнь. Мудро и взвешенно, - вдумчиво произнёс он.
- Ничего удивительного. Я женщина и мама. Ответственность велика, многое приходиться брать на себя, а значит, терпеть во имя благополучия своих родных и любимых.
- Надо же. Никогда не слышал такого от молодой женщины.
- Теперь услышали.

Они ездили несколько раз в день в течение десяти дней.
Маргарита Львовна с нетерпением ожидала Анну.

- Когда ты приезжаешь, мне сразу становится лучше. Твоё присутствие на меня благотворно действует, как бальзам, - грустно улыбнулась она. С этими мужчинами не поговоришь, как хочется, моментально начинают пререкаться, что-то доказывать. Ой, не нравится мне всё это, расквасилась я. Не моё состояние, - жаловалась она Анне, - ты знаешь, у тебя такая лёгкая рука, я не чувствую, когда ты вводишь иглу, - комментировала Маргарита Львовна, переворачиваясь с живота на спину. Ты у нас девушка нежная, особенная. Чему собственно я удивляюсь?
- Я хорошо училась. Вы забыли, у меня диплом с отличием. И учиться пошла, будучи мамой, потому что нужны были знания, а не бумажка. Обязана была помогать близким. Видите, и Вам пригодилась.
- Знание – это сила, но в таком деле, душа определяет. А у тебя она ангельская. Ты на своём месте.
- Спасибо, Маргарита Львовна. Вы преувеличиваете. Я такая, как все.
- Ничего подобного. Мой Лёня всегда говорит, что ты особенная и редкая девушка. Ещё подчёркивает, что в наше время таких как ты нет.
- Спасибо и ему за высокую оценку. Не скрою, приятно слышать.

На обратном пути Анна торопилась домой. В дороге они беседовали. Инициативу проявлял Валентин. Он сразу отметил, что она коренным образом отличается от своих сверстниц и от всех женщин, которые встречались на его пути. Поэтому присматривался к Анне, желая разглядеть загадку, которая в ней была. Он провоцировал её, желая докопаться до сути.

Валентин, недоумевая:
- Неужели, я такой страшный, ужасный Бармалей?
- Из каких моих слов Вы сделали этот вывод?
- Я же вижу, Вы меня боитесь.
- Первое – я ничего и никого не боюсь. Второе - мужчинам комплименты не делаю, - без эмоций ответила Анна и продолжила, - не положено им.
- Ясно. К сильному полу негативное отношение.
- Не преувеличивайте и не искажайте.
- Тогда уточните.
- Хотите правду?
- Разумеется.
- Пожалуйста. Мало кто из них вызывает у меня уважение.
- А любовь? – резко перебил Валентин и пристально посмотрел на собеседницу.
- Таких, как мой папа, почему-то больше не рожают, а остальные не дотягивают.
- А…у нас есть идеал и мы к нему стремимся, - прокомментировал Валентин, - что ж похвально.
Позвольте полюбопытствовать, а как же Вы замуж выходили?
- А какое это имеет отношение к делу? Думаю, можно выстроить диалог, не вникая детально в личную жизнь каждого из нас. Мне это напоминает допрос с пристрастием, - пристально посмотрела Анна ему в глаза. Он отвёл взгляд.
- Понятно. Эта тема под семью печатями и большим амбарным замком замурована, - тихо, но насмешливо произнёс Валентин, скрывая свои истинные мысли.
- Отнюдь. Просто не нахожу нужным всуе делиться своими чувствами, тем более, это касается лично меня и мужа.
- Теперь я докопался до Вашей жизненной позиции. Снимаю свой вопрос. Однако меня кое-что настораживает.
- Что именно?
- А вот что. С моей сестрой, её мужем – Леонидом Вы ведёте себя иначе. Я это заметил сразу. Между вами полное понимание, если не сказать громко, взаимная любовь. Со мной Вы другая.
- Что же в этом странного? Вашу сестрицу я знаю с того момента, как с трёхмесячной дочкой впервые пришла к ней на прём. У нас сложились прекрасные отношения. Мы подружились. Все эти годы поддерживаем друг друга. А Вас я знаю несколько дней. Маргарита Львовна мне неоднократно рассказывала о своём выдающемся брате, а познакомиться довелось только сейчас.
- И что же?
- Разве я не ответила?
- Какое имеет значение, сколько времени мы знакомы? Я с первой встречи… ещё тогда у Вашего подъезда, когда Вы садились в мою
машину. Помните?
- Помню.
- Уже тогда я понял, что Вы мне близки и очень нужны, - неожиданно признался Валентин.
- Не надо, - строго остановила его Анна.
- Это правда.
Разговор принял неожиданный поворот. Анна не желала продолжать его.
- Всё равно, не надо. Этот разговор ни к чему не приведёт. Я замужем, у меня дочь.
- Я знаю. Для меня этот факт не имеет значения. Знаю, что могу дать Вам гораздо больше и точно знаю, чего Вы заслуживаете. Это не голые фразы, я Вас не покупаю. Не тот случай.
- Только этого мне не хватало, - разволновалась Анна. Остановите машину, - потребовала она.
- Зачем?
-Я выйду. Не могу находиться рядом с Вами. Что Вы себе позволяете? Вы не умеете вести себя. Я понимаю, на Вашем пути встречались…, - она запнулась, подбирая верное определение.
- Договаривайте, ну…что Вы хотели сказать?
- В общем, случайные люди, с которыми Вас ничего не связывало, лишь кратковременное знакомство. Поэтому Вы поверхностно безответственно относились к ним, без каких-либо обязательств. Легко сходились, легко расставались. Я так не могу. И к такому обращению не привыкла. Повторяю своё требование – остановите машину и немедленно, слышите?!
- Пожалуйста, - притормозил Валентин.
Наступило гробовое молчание, которое Валентин попытался нарушить, почти шёпотом сказав:
- Поймите, ничего плохого у меня на уме не было. Вы рождены для мехов и бриллиантов…
Анна прервала его:
- Вы опять?! Думаю, мне придётся добираться общественным транспортом и я не успею ко времени вернуться к Маргарите Львовне. Прискорбно, но факт.
- Умолкаю. Здоровье моей сестры мне дороже, - произнёс Валентин. Едем на рынок, с Вами каши не сваришь.
- Вот именно. Давно пора начать думать, прежде чем говорить всё, что придет в голову.
- Кстати, утренняя каша была очень хороша. Такая вкусная. Никогда не думал, что обычная каша может доставить удовольствие. Интересный факт в моей биографии, - насмешливо отметил он. Честное слово мне понравилась, хотя я не ем каш.
- Подлизываетесь?
- Говорю правду и только правду. Готовите Вы отменно.
- Зря не едите каши.
- Что я сам себе варить буду? У меня на это и времени нет.
- Заработаете язву.
- Уже заработал.
- Вот-вот.
- Вы провидица?
Анна ничего не ответила.
- Я задал вопрос или это тоже является тайной для меня.
- Не люблю говорить о себе, тем более с малознакомым человеком.
- Так давайте познакомимся поближе.
-  Валентин, мы же договорились.
-  Вы меня очень извините, но Ваше поведение выглядит, по меньшей мере, странно. Молодая, я бы добавил, совсем ещё юная, красивая, умная, интеллигентная, успешная леди. Женщина, которой дано всё, о чём мужчина только может мечтать. Я бы сказал, женщина с большой буквы, в полном смысле этого слова, - темпераментно произнёс он, - а денег с пациента, которого обслуживает на дому, не берёт. Мужчине, у которого серьёзные намерения, отказывает. Объясните, что всё это значит?
Пропуская мимо его комплименты:
- Ох, какая тирада! Во-первых, я не обслуживаю пациента на дому, а выручаю глубоко уважаемого и дорогого мне человека. В подобном случае ни о каких вознаграждениях и речь идти не может. В противном случае, это безнравственно. Так воспитана. Что же непонятного? Делаю я бескорыстно, потому что очень хочу, чтобы Ваша сестра скорее выздоровела и вернулась в строй. Она не подпустила бы к себе чужого человека, надо учитывать особенности её натуры. А я хочу, чтобы она почувствовала рядом с собой заботу близкого человека, что в результате поднимет её жизненный тонус. Для неё это важно, значит, я преследую гуманную цель и действую в правильном направлении.
Валентин! Болезни не несут радости, они отравляют существование тех, кто страдает. Именно поэтому я оставляю ребёнка и еду к Маргарите Львовне, чтобы поддержать и помочь.
- Во, как. Благородно, нечего добавить. И что с этого? Это Ваш труд, время.
- Не перебивайте. Это первая часть вопроса. На вторую я Вам сегодня уже ответила. И давайте прекратим наши прения, тем более что мы подъезжаем к рынку. Времени в обрез, соберитесь. Не забудьте взять сумку и пакетики для продуктов.
- Слушаюсь, товарищ начальник, - съехидничал Валентин.

Через полчаса они вышли с покупками. Анна посмотрела на часы.
- Всё купили по списку. Но я уже опоздала. Вот незадача.
- Что случилось?!
- Времени совсем мало до следующей инъекции. А я обязана попасть домой, накормить дочку, дать лекарство.
- Сейчас превратим машину в самолёт и быстренько доставим Вас по назначению.
- Хорошо бы. Не имею права нарушать режим ребёнка.
- Не будем нарушать, постараемся уложиться. Поедем по короткой дороге и успеем, она в эти часы свободна. Не беспокойтесь.
- Спасибо.

У дома
- Если хотите, я подожду Вас в машине?
- Зачем в машине, можете подняться в квартиру.
- Как-то неудобно. Не хочу мешать. Я пока посмотрю материалы, которые взял домой для обработки. Мне есть, чем заняться.
- Ваше право. Освобожусь, и поедем назад. Я постараюсь быстро.
- Договорились.

По дороге
Какое-то время Валентин выдерживал паузу, сохраняя молчание, напряжённо что-то обдумывая.
- И всё-таки, Вы производите впечатление молоденькой горной козочки: пугливой, напоминающей дикарку.
- Если Вы хотели меня оскорбить либо унизить, то знайте, Вам это не удалось. Более того, я даже не воспринимаю Ваших реплик в свой адрес. Можно подумать Вы являетесь примером для подражания. Смешно, ей богу. Будет Вам известно, Вы слишком далеки от совершенства. Не самый удачный, спесивый, заносчивый, невоспитанный, упрямый Дон Жуан. И Ваша жизнь неидеальна, а манеры и поведение, в целом, смахивают на примитивных, отсталых приземлённых бездуховных представителей низших слоёв общества. Так позвольте спросить Вас. На каком основании, Вы навязываете мне свою точку зрения? В конце концов, я не нанималась выслушивать Ваши упрёки и чуждые мне и, любому уважающему себя человеку, взгляды. Оставьте всё это для другого случая. Маргарита Львовна сказала, что Вы будете сопровождать меня, чтобы сократить время на дорогу. И всё. Так выполняйте свои функции молча, сделайте одолжение.
- Чем больше Вы сердитесь, тем сильнее нравитесь мне.
- Я не кукла и не вещь, чтобы нравится.
- Вы меня неправильно поняли.
- И вовсе я не сержусь. А возмущаюсь. Это разные вещи. Я Вашу сущность давно поняла, оправдания не помогут. И будьте добры, выслушать меня до конца, чтобы более к этой неприятной теме не возвращаться. Так вот. Как и где мне зарабатывать на жизнь, я решу сама, без Вашего участия и советов.
В том случае, если судьба вдруг преподнесёт мне неожиданный
сюрприз и я кого-то полюблю, хотя и не планирую, только в этом случае я пойду на разрыв семейных уз. А от нечего делать или для развлечения флиртовать, как Вы предлагаете, за спиной у мужа, - увольте, не мой стиль и не мой почерк. Ошибочка произошла, сэр.
- Ну и ну. Я-то думал, что у Марго железный характер и таких женщин более не существует в природе, как таковой. Оказывается, я действительно ошибался. Вы орешек покрепче. И мне это очень нравится. Должен признаться, я впервые встречаю женщину с таким острым умом, внутренним стержнем, твёрдой устойчивой позицией, умеющую детально анализировать ситуацию. У Вас аналитический склад ума. Вы несгибаемы. Констатирую, каюсь и снимаю шляпу. Остаётся только позавидовать Вашему мужу. Как же ему повезло, чёрт возьми. Он наверняка не осознал, какой клад оказался рядом. Вы бесценны, а он и не подозревает об этом.
- Это заключение не обосновано. Вы опять за своё?! Неисправимый…  Всё, завтра поеду на такси.
- Вот уж нет. Потерпите ещё немного ради Марго, если не хотите нанести ей вред. Пусть сначала она выздоровеет. Потом расскажете ей в деталях, какой ей достался брат. Не будем волновать больного человека.
- Вы молодец, умело, ловко используете этот факт в своих целях. Бедные женщины, которые попадались в Ваши сети. Остаётся только посочувствовать им.
- Да, вроде бы, никто не жаловался, - засмеялся Валентин.
- А кто ж Вам скажет?
- Учитывая мой опыт в колбасных обрезках, все были довольны и даже очень, - громко расхохотался он.
- Ах, Вы так? - возмутилась Анна и с размаха сумкой приложилась к плечу Валентина, желая остановить его. Да Вы ко всем своим недостаткам ещё и пошляк! Безобразие.
- Грешен, люблю всё красивое, а женщин в том числе, признаюсь.  Какой есть. Что выросло, то выросло. Помните, как в том фильме.
- Я всё помню.
- По-дружески прошу Вас, прислушайтесь к моим словам. Знайте себе цену, - собранным голосом посоветовал Валентин.
- Благодарю, - сдержанно ответила Анна. Но хочу заметить, что
Вы зря так беспокоитесь о моей судьбе. Я о своих достоинствах давно наслышана. Но никогда не злоупотребляю этим. Возьму на заметку Ваши советы, если надумаю поменять мужа, - парировала Анна.
- О, я первый на очереди. Я – первый.
- Не смешно.
- А я не шучу. Я серьёзно.
- Всё равно не смешно. Неуклюже получается.
- Как умею. И всё же. У меня появилась надежда.
- Нет у Вас никакой надежды, я Вам такого подарка преподносить
не собираюсь.
- Ах, как жаль.
- Увы. На сей раз, дырка от бублика.
- Печальный случай.
- Но факт.

Валентина забавляла эта перепалка. Он продолжал заразительно смеяться, стремясь разрядить обстановку и перевести беседу в мирное русло. Ему хотелось задержать её внимание на себе и любым способом продолжить общение. Им овладело непреодолимое желание видеть эту женщину постоянно, но подспудно он понимал, что между ними пропасть. Вернее преграда, которую не устранить по желанию, мановению волшебной палочки, и ему с ней не справиться. Эта женщина отличалась от всех, кто встречался на его пути цельностью натуры и гуманными принципами. Её нравственные составляющие – механизмы одной большой сплочённой нравственной системы, срабатывали тут же, как только он пытался подступиться. Валентин понял - эта птица счастья не для него. Однако душа не хотела мириться с этим заключением, ни за что не хотела признать превосходство трезвого рассудка. Сердце настоятельно требовало тепла. Непреодолимое желание окунуться в неизвестный, но такой прекрасный содержательный глубокий многогранный мир, оказались сильнее.


Утром следующего дня. На кухне
- Ну вот, каша готова, чайник вскипел. В маленьком чайнике заварила свежий чай. Бутерброды с сыром на столе. Правда, ничего существенного, но на разносолы катастрофически не хватает времени. Пожалуйте завтракать, господа хорошие, - обратилась Анна к мужчинам.
- Как вкусно пахнет. Обольстительница, что ты со мной делаешь?
У меня уже давно обильное выделение желудочного сока. Наблюдать за тобой - одно большое удовольствие, - нахваливал Леонид.
- Спасибо. Приятного аппетита, вам. А аромат исходит от каши, я в   неё добавляю немножечко корицы. Вот и вся премудрость.
- Красота, - восторгался Леонид. А ты с нами позавтракаешь? – поинтересовался он.
- Нет. Сейчас помогу Маргарите Львовне умыться. Затем она позавтракает, а после инъекция. И я поеду домой. Игорь на работе, с дочкой остался папа. Он отпросился с работы по моей просьбе.
- Сколько неудобств мы тебе доставляем, - сетовал Леонид.
- Ничего. Поставим на ноги Маргариту Львовну, и всё станет на свои места. Неприятность эту мы переживём, - напела Анна фразу из мультфильма.
- Валентин, - откройте, пожалуйста, дверь в комнату Маргариты Львовны, я с подносом никак сама не справлюсь.

Валентин подскочил со стула, быстрым шагом проследовал по коридору к комнате сестры, приоткрыл дверь. Далее произошло то, чего никто предвидеть не мог.
Анна очень торопилась, поэтому решила сэкономить время. Она зрительно поделила поднос на две равные части. На одну поставила кувшин с тёплой водой, небольшую мисочку, сверху положила полотенце. На вторую часть - пиалу с кашей, чашечку чая, маленькую тарелку с бутербродом. Но, когда она приподняла поднос, сразу почувствовала его вес.
- Кажется, не рассчитала. Ничего, потихонечку донесу, - подумала она.
Никому ничего не сказав, она с трудом прошла по длинному коридору к комнате больной, осторожно повернулась, чтобы проскользнуть в дверной проём. Но не тут то было. Та сторона подноса, где стоял кувшин немного накренилась, и Анна на какое-то мгновение потеряла равновесие, её качнуло в сторону. Она только и успела произнести:
- Ой, действительно не рассчитала.

Валентин среагировал тут же. Он подбежал, аккуратно подхватил её сзади. Анна внезапно оказалась в его объятиях.
- Ой, - только и успела произнести она.
На несколько мгновений жизнь остановилась. Валентин ощутил её дыхание близко-близко и замер, не шевелясь. Удивительный неповторимый запах её тела, обогащённый тонким почти неуловимым ароматом духов, дурманил, завораживал и окутывал сознание. Валентин опьянел. Такое с ним происходило впервые. Он немного повернул голову, желая отрезветь, но голова не слушалась, туман стоял перед глазами. Эмоции господствовали и диктовали своё. Горячая кровь прилила к лицу. Сердце заколотилось, буквально рвалось из груди. Слабость разлилась по всему телу. Валентин невольно притянул Анну к себе. Он тяжело дышал. Замлел, боясь выпустить её из рук.
Она смутилась, но самообладание её не покинуло. Анна, будучи хорошим стратегом, решила смягчить возникшую
ситуацию, чтобы та не стала достоянием Леонида и Маргариты Львовны.

- Спасибо, Валентин, за выручку, - поблагодарила Анна. Идите завтракать, всё остынет. Дальше я сама справлюсь.
Эти слова отрезвили Валентина, он что-то невнятно, сквозь зубы проговорил и ушёл в кухню.

- А вот и завтрак подоспел, - улыбнулась Анна больной, ставя поднос на столике у окна.
- Нюшенька, аппетита совсем нет, - пожаловалась Маргарита Львовна.
- Это лекарства так работают, и Вы без свежего воздуха. Принимать пищу в любом случае надо, иначе откуда возьмутся силы, - внушала Анна больной. Но сначала умоемся. Затем завтрак и укольчик.
- Какая программа – мечта…


Разговор с Леонидом
Валентин, войдя в кухню, опустился на первый попавшийся стул, голову откинул к стене и закрыл глаза. Леонид, увидев его в таком состоянии, забеспокоился.
- Валя, ты не здоров? Плохо себя чувствуешь?
Валентин не реагировал.
- Валя, ты меня слышишь?
- Тихо, Лёня, тихо. Марго услышит.
- Что случилось? – вопрошал Леонид.
- Сердце вылетает.
- Сейчас я дам тебе капли.
Леонид достал из шкафчика флакончик с корвалолом. Налил в стопочку воду, накапал капли, немного взболтал и протянул Валентину.
- Выпей, снимет тахикардию.
Валентин послушно выпил.
- Валя, может, ты ляжешь? А я вызову «скорую».
- Не надо, Лёня, пройдёт.
- Пойди, приляг, прошу тебя.
Леонид проводил Валентина в большую комнату, раздвинул диван.
- Приляг, отдохни. Я принесу тебе завтрак сюда.
Валентин снял обувь и лёг.
- Принеси мне только горячего чаю, знобит чего-то. Есть не хочется.
- Сию минуту, уже несу.
Что же это будет, не дом, а лазарет, - причитал Леонид себе под нос по дороге в кухню.
Он принёс Валентину горячий чай и бутерброд.
- Давай, подкрепись. Когда человек неважно себя чувствует, ему нужны силы, а где мы можем их найти, только в тарелке, - уговаривал Леонид шурина.
- Спасибо, Лёня. Я полежу, и всё пройдёт.
- Тебе ничего больше не нужно? – допытывался Леонид.
- Всё потом.
- Хорошо, отдыхай.
Леонид позавтракал и вернулся. Валентин лежал с закрытыми глазами. Леонид присел рядом.
- Валя, ты спишь?
- Нет, - тихо ответил Валентин.
- Как ты себя чувствуешь?
- Немного лучше.
- Может, вызовем «скорую», они сделают кардиограмму.
- Не сейчас.
- Подчиняюсь.
Мысли судорожно бегали в голове, не давая покоя. Леонид заёрзал на стуле.
- Скажи, что произошло? Я же вижу, тебя что-то тревожит.
Валентин приоткрыл глаза. Леонид увидел в уголках его глаз слёзы.
- Валя, ты меня пугаешь? Я тебя таким никогда не видел.
- Мне плохо, душа болит, - ответил Валентин шёпотом.
- Что вдруг? Ты переживаешь по поводу болезни Марго. Не надо. Она получает лечение, мы её поднимем. Это вопрос времени, и всё будет отлично.
-  Знаю.
- Не надо брать близко к сердцу, прошу тебя. Справимся и всё будет хорошо. Уверяю тебя, её состояние наладится и довольно скоро. Пройдёт месячный курс лечения, который профессор назначил и поднимется.
- Будем надеяться.
- Ты мне, наконец, скажешь, что у тебя произошло. Не пропустили новую диссертацию?
- Нет, с этим полный порядок.
- Тогда объясни, что случилось? Что могло привести тебя в такое состояние? Я с тобой знаком целую вечность. Когда мы с Марго поженились, ты был юношей. И никогда я тебя не видел в расстроенных чувствах. Всегда на подъёме, шутил, балагурил. Любил весело проводить время со своими сокурсниками. И это не мешало твоей науке. А тут без каких-либо серьёзных оснований…раскис,  не понимаю.
- Лёня, я несчастный человек. Зря копчу небо. Я прожил бестолковую жизнь.
- Это что такое ты выдумал? Я даже слушать не желаю. И как тебе в голову пришли такие дурные мысли? Тебе в марте сорок лет исполнится, а ты выдающийся учёный. За твоими открытиями будущее. Твои изобретения – это завтрашний день. Тебя все уважают. Твои труды печатают зарубежом. Из всех стран приезжают к тебе на консультации, ты с ними делишься опытом. Читаешь лекции. Таких учёных, как ты, по пальцам сосчитать можно. Ты для своих студентов – отец родной. У тебя такой авторитет в научных кругах. Это что такое, я тебя спрашиваю, - негодовал Леонид.
Только не хватало, чтобы ты впал в меланхолию. Что напридумал себе, тихий ужас. Жаль, что Марго этого не слышит, она бы тебе устроила…
- Не надо ей слышать. Ей самой сейчас нелегко. И у нас мужской разговор.
- Ты перестанешь ходить вокруг да около. Скажи мне истинную причину. Иначе поссоримся.
- Лёня, у меня катастрофа! Я, как мальчишка, влюбился и погорел.
- Вот тебе новость, - оживился Леонид. Было бы о чём горевать. Можно подумать, в твоей жизни это впервой. Рассмешил. Сколько у тебя их было. Ты никогда ничего не брал близко к сердцу, даже тяжёлый развод с женой пережил относительно спокойно. Правда, это было давно. А сейчас вдруг…
- Не сравнивай божий дар с яичницей. На сей раз, по самые уши угодил. Такого в моей жизни никогда не было. Понимаешь, никогда, - произнёс Валентин по слогам.
- Что действительно так серьёзно?
- Более чем.
- Тогда, тебе и флаг в руки. Женись. А мы с Марго порадуется за тебя.
- Невозможно. В этом весь ужас моего положения.
- Она замужем?
- Да.
- Действительно, дело пахнет нафталином. И у неё в семье…
Валентин не дал ему договорить.
- Полный порядок.
- Плохие дела. Валя. А кто она?
-Человек.
- Это понятно. Мы знакомы?
- Знакомы, знакомы…
- Да?!!! Интересно. И кто же это может быть? Среди наших близких знакомых, в основном, все такого возраста, как Марго или старше. Коллега Марго, Вика, немного моложе. Даже и представить не могу, кто бы это мог так на тебя воздействовать?!- рассуждал Леонид, теряясь в догадках.
- Никто на меня не воздействовал. Я сам увидел и всё сразу понял. Видимо судьба моя такая. Встретил ту, о которой всю жизнь мечтал и тут же потерял.
- Так, не томи, выкладывай. Кто эта женщина?
- Анна это, ваша Нюша.
- Кто?!!! – вскрикнул от неожиданности Леонид и показал рукой в сторону комнаты жены.
- Да, да, именно она. Ты правильно сориентировался.
Леонид обхватил голову обеими руками.
- Мне тебя по-человечески жаль. Эта девушка занята и, пожалуй, навсегда. А на мимолётные отношения не пойдёт под страхом смерти. Воспитание и убеждения не позволят.
- Знаю. От этого и страдаю.
Леонид тяжело вздохнул.
- Знаешь, что я тебе скажу. Ты успокойся. Жизнь умнее нас. Всё, что было, мы уже знаем. Что будет - увидим. От тюрьмы и от сумы никто не зарекается.
- Она другая.
- И всё же.
Он внезапно запнулся.
- В этой истории есть один нюанс и он не в твою пользу.
- О чём ты?
- Марго будет против, обязан предупредить. Думаю, тебе необходимо переключиться на что-то другое, если не хочешь угодить в больницу.
- Только не это.
- Значит, надо убедить себя, что это не твоё.
- Пробовал, не получается. Она, как магнит притягивает. Я перестал спасть. Работать не могу, всё время думаю о ней. Не могу ни с кем разговаривать по телефону. Вижу её. Наваждение какое-то.
- Всё перемелется, мука будет, - уговаривал Леонид.
В этот момент они услышали, как открылась дверь комнаты Маргариты Львовны и голос Анны:
- Хорошо, Маргарита Львовна. Поцелую малышку и передам привет от Вас. Ведите себя хорошо. Нос к верху и думать о лете в нарядных цветастых пышных сарафанах на берегу моря.
- Постараюсь, - ответила Маргарита Львовна.
- Идёт. Не хочу, чтобы она меня застала не в форме, - выпалил Валентин, вскакивая с дивана.
- Тише, тише, одевайся, не торопясь, я её отвлеку, - успокаивал Леонид.

А время шло…
По окончании курса инъекций Маргарита Львовна попросила Анну ещё некоторое время приезжать к ней. Она нуждалась в помощи во время гигиенических процедур и по хозяйству. Анна согласилась. День через день Валентин привозил её на два-три часа к Маргарите Львовне.
Зазвонил мобильный телефон
- Да, я слушаю, - ответил Валентин.
- Валя, это я.
- Да, Лёня, я тебя слушаю. Только зашёл в дом. У меня тут, как после татаро-монгольского ига, не знаю, с чего раньше начать. Ничего не успеваю.
- Валя, у Марго появилось желание пообедать всей семьёй. Анна сегодня приготовила зелёный борщ и жаркое. Приезжай. Я уверен, у тебя дома пустой холодильник.
- Чему ты удивляешься, когда мне готовить? Мотаюсь постоянно. Лёня, у меня много работы. Я и так ничего не успеваю, всё остановилось. Без меня некому этот завал разгребать, а дома я не бываю. Прописался у вас.
- Валя! Человек просит, больному отказывать нельзя.
- Она уже выздоравливает. Ладно, постараюсь успеть к обеду.
- Ждём.

Реабилитация
Маргарита Львовна с помощью родных поднималась с постели, совершала недолгие прогулки по дому. Её никто не торопил, она сама хотела сократить период реабилитации, поскорее вернуться к нормальному образу жизни.

Свойства натуры
Маргарита Львовна в душе оставалась ребёнком, поэтому очень любила растительный и животный мир. Работа не позволяла ей держать в доме собаку, но кошечка у неё была и, дожив до глубокой старости, практически не болея, покинула свою хозяйку. После ухода кошечки с ней остался её любимый попугайчик, которого она ласково величала Кузей. У них сложились трогательные, трепетные отношения. Леонид порой ревновал Маргариту к Кузе, доходило до смешного.
Клетка, в которой находился Кузя, стояла на подоконнике в кухне. И вот, каждое утро, до ухода на работу, Маргарита Львовна выходя на кухню, начинала свой день с любовного диалога с Кузей. Он обожал Маргариту. Аккуратно клювиком забирал с её губ всё, чем она делилась с ним во время завтрака. А потом долго и громко благодарил её. Он трещал на всю квартиру:
- Марго любит Кузю. Кузя хороший.
Он изучил её расписание, её привычки, отслеживал каждый её шаг. И, как только Маргарита Львовна при полном параде заходила в кухню, он неистово начинал кричать:
- Марго, не бросай Кузю. Кузя хороший.
- Конечно хороший. Самый лучший в мире попугай. Я скоро вернусь, мой дорогой. Почищу твой домик, покормлю тебя. Но сначала я займусь маленькими пациентами, полечу больных детей, а потом займусь тобой, - уговаривала его Маргарита Львовна.
Надо заметить, с Леонидом Кузя не позволял себе шалостей. Частенько Леонид баловал себя сладостями, распивая чай на кухне. И Кузя любил сладкое. Он, глядя на изобилие изысканных десертов на столе, начинал клянчить, подавая Леониду знаки, но тот не обращал на него внимания. Кузя не выдерживал и кричал ему, что было силы:
- Кузя плачет. Не обижай Кузю.
- А Леонид ему в ответ:
- Кто ж тебя обижает? Живёшь, как у Бога за пазухой. Я тоже так хочу. Но мне приходится работать, принимать клиентов, решать глобальные вопросы, да ещё ездить за покупками, выполнять поручения Марго, - жаловался Леонид.
Когда Марго заболела, Кузя от тоски перестал принимать пищу и затосковал. Марго попросила Леонида, чтобы он перенёс клетку с попугаем в её спальню и поставил на столике у окна. Таким образом, их диалог возобновился. Леонид, желая морально поддержать Маргариту, по возвращению с работы открывал клетку, выпуская Кузю на свободу. А тот только этого и ждал. Он для разминки облетал по периметру всю комнату и мягко приземлялся в раскрытую ладонь своей любимицы. От большой радости он изо всех сил старался, чтобы доставить истинное удовольствие своей любимице. Кузя на высоких нотах распевал трелями любовные серенады, приветствуя её.
- Кузя, хороший мальчик, хороший, - приговаривала она. Марго любит Кузю, очень любит.
После свидания, Марго говорила:
- А теперь ты возвращаешься в свой домик. Лёня покормит тебя.
- Кто бы Лёню покормил? – тут же комментировал Леонид. Я уже насыпал ему корм. Давай, квартирант, залетай в клетку, я закрою, - требовательным тоном приказывал он Кузе. У меня дела, а я тут с тобой вожусь, - недовольно бурчал Леонид. Не успел он подойти к кровати, Кузя тут же покидал насиженное место, виновато залетал в клетку и умолкал. Он был умным попугаем, всё понимал.
- Видишь, - обращался Леонид к Маргарите, - он не нуждается в моей помощи. Самостоятельный товарищ, - резюмировал Леонид, закрывая клетку.
Кузя тут же реагировал:
- Лёня не любит Кузю.
- Ты слышал?- засмеялась Маргарита, - устами младенца… Он чувствует твоё равнодушное отношение, - упрекала Маргарита мужа.
- А что ты мне прикажешь целоваться с ним?
- Не вижу в этом ничего плохого? Он домашний. Столько лет живёт с нами.
- Нет уж, уволь. Ничего хорошего я в этом не нахожу. Он - попугай, а мы - люди. Только мне не хватало целоваться с попугаями, - в сердцах проговорил Леонид и вышел из комнаты.
-Что выдумала? Сама его зацеловывает и хочет, чтобы я тоже занимался этой ерундой. Мне что больше нечего делать? Слава Богу, есть с кем целоваться, - разочарованно гундосил Леонид, направляясь по коридору в прихожую.
- Лёня, - услышал он.
- Марго, я одеваюсь и ухожу. Куплю овощи на первое и вернусь. Скоро Анна приедет, нужно принести недостающие продукты, чтобы она сварила.
- Хорошо, иди. Я подожду.

За обедом
- Как всё вкусно. Ни в одном ресторане так не готовят. Ваша Нюша великолепная хозяйка! – нахваливал Валентин.
- Нюша - человек замечательный, вот что бесценно, - добавила Маргарита Львовна. Но овсяную кашу я больше не хочу. Она хорошая, вкусная, полезная. Но с меня хватит, - капризничала Маргарита Львовна. Лёня, купи мне творожок на завтрак, - обратилась она к мужу.
- Будет сделано. Никаких проблем. После обеда вымою посуду и съежу на рынок. Валя, ты по дороге меня закинешь? А назад я сам доберусь.
- Хорошо, Лёня, закину.
- Скажи, как ты себя чувствуешь?
- Кто, я? Нормально, - ответил Валя.
- Ты кардиограмму сделал? – допытывался Леонид.
- Нет, - строго посмотрел на него Валентин.
- Лёня, все разговоры после обеда, ты портишь ему аппетит. Валя, возьми себе ещё жаркого. Лёня, положи ему.
- С удовольствием, - отреагировал Леонид.
- Валя, у студентов скоро каникулы. Тебе нужно съездить куда-нибудь и полноценно отдохнуть. Ты устал из-за меня. Я надеюсь, к этому времени мы будем справляться сами. Лёня нанял женщину для уборки. А с готовкой что-нибудь придумаем.
- Что Анна больше приезжать не будет?- удивился Валентин.
- Пока ты на месте, она ещё поможет нам, а потом нет. Я не могу заставлять её ездить общественным транспортом.
- Есть такси, - предложил Валентин.
- Правильно. Но она не возьмёт у нас денег. И пора её отпустить, ей не так легко бросать ребёнка и разрываться на части. Не забывай, у неё своих забот предостаточно. В остром периоде без неё невозможно было обойтись, а сейчас мы что-нибудь придумаем. В крайнем случае, я попрошу соседку, она что-нибудь сварит. Посмотрим. Но Нюшу надо освободить.
- Твоя позиция мне ясна и я с тобой полностью солидарен.
- Валя, хочу попросить тебя.
- Проси. Ты же знаешь, для тебя достану из-под земли.
- Спасибо тебе, пока всё есть. Я о другом.
- О чём это? – внимательно посмотрел на неё Валентин.
- Ты Анну не беспокой своими ухаживаниями.
- О, уже донёс, предатель, а промолчать нельзя было?- возмутился Валентин, - что за человек, мы же договорились, - бросил он упрёк Леониду.
- Она твоя родная сестра, кроме неё у тебя никого нет.
- Валя, ты зря волнуешься,- вступила в разговор Маргарита Львовна. Я на твоей стороне, поверь мне. Но и ты должен знать все «за и все «против». Чувство застилает глаза и затыкает уши. Трезво мыслить в таком состоянии невозможно. Пойми, у неё и без тебя несахарная жизнь. Больной ребёнок. Отец, которого она боготворит, перенёс инфаркт. Столько дел и забот, переживаний...
Замечу, а помочь ей особо некому. Мать ещё работает. Нюша тащит на себе весь воз. Ты думаешь, это легко?
К тому же, у неё с мужем хорошие отношения. Не надо её тревожить зря. У этой женщины другое воспитание, она будет страдать, но ни на что не решится, чтобы не причинить другим боль. Лично я очень хорошо понимаю тебя. Ты наконец встретил женщину своей мечты. К сожалению, это место занято. Ну что можно сделать? Ты опоздал, так сложилась судьба, никто не виноват в этом. Я считаю, ты обязан с этим смириться. Пожалуйста, сделай мне одолжение.
- Хорошо, Марго. Обещаю тебе, я уйду в тень и напоминать ей о себе не буду. Должен признаться, мне легче утопиться, чем отказаться от неё.
Сестра с мужем переглянулись.
- Успокойся, время - самый лучший доктор, - внушал Леонид.
- Всё, закрыли эту тему. Я поехал. Дела не могут ждать.
- Немного освободишься, подумай об отдыхе, - советовала Маргарита Львовна.
- Ладно, посмотрим. Спасибо за обед. Лёня, ты едешь на рынок?
- Уже пошёл одеваться. Маргуша! Набросай, пожалуйста, списочек, чтобы я ничего не забыл.
- Самое главное, не забудь купить квашеную капусту, очень соскучилась по ней, - напомнила Маргарита Львовна.
- Об этом я помню.

Прошло тридцать лет…
Позвонили в дверь. Анна открыла. На пороге стоял почтальон.
- Вам телеграмма, – монотонно проговорил он.
Анна расписалась и поспешила прочитать адрес отправителя.

«15.08. встречай на вокзале в 12:25. Целую. Лида»

- Лида приезжает. Ура! Она так далеко жила все эти годы, что мы ни разу не виделись. Замечательно, что решила приехать. Надо позвонить Люсе. Она тоже обрадуется. Но сначала…
Анна посмотрела на часы.
- Ещё успею встретить, - подумала она. Быстро собралась и поехала на вокзал.
По дороге Анна позвонила Люсе.
- Ань, я тебя внимательно слушаю,- отозвалась подруга на другом конце.
- Ты сидишь?
- Сижу в ординаторской, готовлю документы к выписке. А что? Чего ты спрашиваешь?
- Держись за стул и покрепче. Лида приезжает, еду встречать.
- Лида?! Не может быть, – удивлённо отреагировала Люся.
- Ага.
- Вот здорово! Наконец все будем вместе. Ань, у неё ничего не случилось? – встревожилась Люся.
- В телеграмме об этом ничего не сказано. Более того, принесли её сегодня утром. Представляешь?
- Наверное, Лида забыла или не успела заранее оповестить тебя.
И уже в дороге на какой-то остановке отправила, - предположила Люся.
- Возможно. Я не посмотрела. Спешу, надо успеть на вокзал.
- Ты там поаккуратней. А то помнится, как ты на этом же вокзале за чьи-то сумки зацепилась и совершила полёт в стратосферу.
- Не напоминай, пожалуйста. Люсь, всё я приехала, конец связи. Потом позвоню.
- Хорошо, моя дорогая.

Долгожданная гостья
- Лида, я здесь, - позвала Анна подругу, увидев её на перроне.
- Анют, спасибо, что встретила. Как я счастлива, что снова вижу тебя.
Подруги обнялись, расцеловались.
- Давай сумку понесу, - предложила Анна. - Тебе и чемодана хватит. Худющая стала, одни глаза на лице остались, - констатировала Анна.
- Да ладно, я уже давно не обращаю на себя внимания.
- Ничего, откормлю тебя, - засмеялась Анна.
- Даже и не верится, что ты рядом, - произнесла подруга, прижавшись к  Анне. - Так хотелось тебя увидеть.
- Молодец, что приехала.
- Я больше от тебя не уеду.
- Договорились.
- Сейчас поедем домой. Отдохнёшь с дороги, покормлю тебя и обо всём поговорим. Наговоримся за все годы.
- Об этом я мечтала на протяжении долгих лет в разлуке с тобой.
- Всё будет хорошо, Лидуся, - успокаивала Анна подругу.

Женская доля – исповедь
После ужина, подруги расположились на диване.
- Давай рассказывай и подробно. Хочу знать о тебе всё. В твоих письмах толком ничего конкретного не было. Так обо всём понемногу. А я хочу знать, как ты жила? Всё, всё рассказывай, - попросила Анна.
- Ань, что рассказывать, весёлого и утешительного мало.
- Неважно. Всё, как было, как есть, так и рассказывай. Мы же не чужие.
- Ладно. Начну с того момента, как познакомилась с бывшим мужем. До этого мы с тобой виделись.
- Да, ты как-то так внезапно исчезла из поля зрения, что мы с Люсей хотели подавать в розыск. Первое письмо пришло от тебя после рождения Тамары.
- Да. Ты помнишь, папу перевели во Владивосток, и мы уехали.
После неудачного замужества, повлекшего за собой тяжёлый развод, я, естественно полностью замкнулась на дочке и ни о чём постороннем и думать не могла, не хотела, а о мужчинах тем более. Они для меня перестали существовать как класс. И неудивительно.  Чтобы внести ясность, скажу, что мы не остались жить в самом Владивостоке, куда я переехала с родителями. Всех военных расселяли в военном городке, где я и окончила школу. Затем подала документы, сдала экзамены и поступила в медицинский институт на стоматологическое отделение. Жила в общежитии. На выходные ездила к родителям, иногда они приезжали меня проведать, привозили гостинцы.
- Так ты пошла по стопам мамы? – предположила Анна.
- Получается, что так. Слушай дальше. Вскоре я познакомились со своим будущим мужем. Он приехал из глубинки и поступил по своей специальности учиться. Целых пять лет ходил за мной по пятам, в полном смысле слова, тенью. Не давал никому ко мне приблизиться, развязно вёл себя, лез в драки, сам провоцировал стычки, скандалы. Таким образом он пытался отбить желание у достойных претендентов на мою руку и сердце. Знаешь, его поведение вызывало раздражение, а иногда ответную реакцию. То же самое происходило по отношению к моим сокурсникам по институту, у которых возникали серьёзные намерения. Он просто-напросто угрожал им, не давая со мной встречаться, а с однокурсниками дружить. Можешь себе представить моё положение? Всё замышлялось и делалось так, чтобы ни у кого не оставалось никаких надежд. В связи с этим он ежедневно караулил меня у входа в институт, у ворот дома, затем работы. Мне приходилось извиняться перед людьми за его поведение, безумные выпады. Я старалась любыми путями стушевать загладить ситуацию, свести к нулю раздражение знакомых. Признаюсь тебе, мне было так стыдно.
Я просила его пересмотреть своё поведение, но он игнорировал мою просьбу.
А вокруг все, кому не лень, жужжали, как пчёлы, убеждали меня:
- У человека сильные чувства, он боится потерять тебя, пойми его и решайся. Такой муж будет надёжной опорой в семье.
Забегая вперёд, поясню. Как выяснилось спустя время, на самом деле это была маска, под которой он умело скрывал свой истинный облик, расчёты и корыстные цели. В ту пору я была наивной девочкой, с чистой открытой душой, поэтому поверила.
- Ты всегда была красавицей, умницей, мы гордились и любовались тобой.
- Всё было и всё в прошлом, - тяжело вдохнула Лида. – Слушай дальше. Мы начали встречаться, так прошло ещё три года. После окончания ВУЗа, получив распределение, он пришёл к нам домой. Долго беседовал с моей мамой. В этот же вечер он сделал мне официальное предложение. Мама была категорически против этого брака. Её жизненный опыт подсказывал, что этот человек ненадёжный, поступки будущего зятя вызывали в её душе сомнение и сильное беспокойство. Она настаивала, чтобы я отказала ему и предпочла лучшую партию, как тогда говорили. Выбор был велик. Мама это знала, видела, и она, разумеется, хотела лучшей доли своей дочери, сама понимаешь. Но я, наивная, поверила ему и согласилась. Моя ошибка развязала ему руки. Это я поняла позднее, когда анализировала всё, что пришлось пережить.
После бракосочетания мы уехали по его распределению. Затем вернулись. Вместе мы прожили всего три с половиной года.
И как!!! Даже рождение дочки не повлияло на его отвратительное поведение. Никаких выводов он не сделал. Пил, гулял. Домой возвращался глубокой ночью, не держался на ногах. Кто-то из дружков подставлял его под дверь, как вещь какую-то и уходил.
- Какой кошмар! - ужаснулась Анна. - И вот такой моральный урод достался тебе - хрупкому созданию. Как несправедлива наша жизнь, - расстроилась она.
- Да. В невменяемом состоянии он кричал не своим голосом, будил больного ребёнка. Когда я просила успокоиться, пускал руки в ход, унижал меня. Сколько могла, терпела ради дочки. А когда муженьку пришло в голову отправиться «на гастроли» по разным городам, естественно не отказывая себе в удовольствиях, я поняла, что не имею права оставаться с ним в браке. О себе я не думала. Мысли о дочке главенствовали. Девочка подолгу и тяжело болела, она унаследовала неизлечимое заболевание от матери мужа. Росла трудно. Мне не хватало суток для ухода за ней. О себе пришлось забыть. А муж продолжал куролесить. Его не останавливала болезнь ребёнка и даже то обстоятельство, что я остро нуждаюсь в помощи, дружеской поддержке, а ребёнок – в отце. Я, видя ситуацию, что называется изнутри, осознавала, что дальше будет ещё хуже. Девочка начнёт понимать, что происходит в семье. К тому же перед глазами неокрепшей души не самый лучший пример для подражания. Мама настаивала, чтобы я рассталась с ним, догадываясь о моих страданиях. Подоспел момент, я решилась на развод. Достался он мне мучительно и с надрывом. Но другого выхода не было. Так, собрав все вещи мужа, всё, что приобреталось за время «семейной жизни», выпроводила в очередную «гастроль» навсегда. Пришёл «сэр уэльский» в чём мать родила, кроме рваных трусов у него ничего не было. А уходил от нас при полном обмундировании. Вдобавок сетки с провизией, собранные заботливой женой висели на локтевом сгибе и на шее. Это помимо большого чемодана и сумок с вещами в обеих руках. Так сложилось, что за годы совместной жизни всё, что приобреталось, имело прямое отношение к его требованиям и, конечно, для дочки. Мои желания и потребности отошли на задний план.
Ты знаешь, Анюта, я отдала всё, только бы у него не оставалось никаких шансов вернуться к нам и напомнить о себе. Моя мама вначале возмущалась, а потом согласилась со мной.
На расстоянии, бывший муж быстро сообразил, что я ему досталась не за его заслуги, а совершенно случайно. Он, встречаясь с другими женщинами, неоднократно впутывался в какие-то грязные истории. Его обчистили, ободрали, как липку, в полном смысле слова, оставили ни с чем. Вот когда он понял, что таких порядочных, преданных, верных и терпеливых, как я, больше нет. Мне его брат звонил. Чуть не плача, жалобно поведал, что стряслось. И муженёк не сидел, сложа руки. Любыми способами, любыми путями, уловками, поползновениями, включая активное участие своей мамы и других своих родственников, он надоедал, теребил и не давал мне покоя. Я отказалась от алиментов, не реагировала ни на какие почтовые уведомления, где фигурировал его адрес. Мне было очень плохо, душа изнывала, страдала безумно, тело уставало до изнурения, но возврата к прошлому не было. Я приняла решение и мне это помогало.
Как жизнь в последствии доказала, я оказалась права.
Главное, ничего не бояться и не терять уважения к себе. Только так можно сохранить целостность и целомудрие души.
- Это верно, моя дорогая, - сказала Анна, обнимая подругу.
- Но рана по сей день саднит, напоминая обо всём. Вот такие дела, моя любимая Анечка, - подруга делилась самым сокровенным, что пришлось пережить, и это немало расстроило её.
 - Слушаю тебя и вижу себя. Мне тоже пришлось хлебнуть со своей малой. Рана в сердце на всю жизнь осталась. Ладно, что обо мне говорить. Лид, а как же ты жила одна с ребёнком? – спросила Анна.
- Вот так и жила. Родители чем могли помогали. Изредка подрабатывала. Себе во всём отказывала. Так и поднимала ребёнка.
- Почему же ты не позвонила, не написала мне?
- Ань, ты забыла? Я не могу перекладывать свои трудности на чьи-то плечи. К тому же по твоим письмам я догадывалась, что и тебе не сладко приходится.
- Если мне память не изменяет, наши девочки ровесницы?- спросила Анна.
-Да. Твоя родилась летом, а моя осенью.
 Анна посмотрела на часы и сказала:
- Уже вечер. Пробежал день, а я в разговорах и не заметила. Мы заболтались. Лид, ты устала после дороги. Давай отдыхать. Я тебе уже постелила. Укладывайся. Завтра займёмся твоими вопросами. Ты свою квартиру Тамаре оставила?
- Нет, продала. У неё есть жильё. Она обеспечена. Хочу купить рядом с тобой, чтобы больше не расставаться. Для этого продала и родительскую квартиру, чтобы денег хватило.
- Как здорово. Завтра же этим вопросом и займёмся. У меня есть одна знакомая, которая в этой области работает и довольно успешно. А пока живи у меня и ни о чём не волнуйся.
- А как же твоя личная жизнь? Не хочу быть помехой и обузой.
- Никакой личной жизни у меня нет, - с горечью в голосе произнесла Анна. А что будет дальше, жизнь покажет. Я никаких планов не строю. Отдыхай, моя хорошая. Я выкупаюсь, приму свои пилюли и тоже лягу.
- Спасибо тебе за приют и за доброту. Ты нисколечко не изменилась. Какой сердечной и ласковой была, такой и осталась.
С тобой так покойно, так хорошо, душа отдыхает. Ты моя родственная душа, - подытожила подруга и прослезилась.
- Вот и славно. А расстраиваться не положено. Всё плохое осталось позади. Теперь надо думать только о хорошем. Вот увидишь, так и будет, - настраивала подругу Анна.

Повседневные заботы
Анна собиралась уходить. Зазвонил телефон.
- Кто бы это мог быть? – подумала она, - как это сейчас некстати.
Алло, - ответила Анна.
- Здравствуйте, Анна Николаевна.
- Добрый день, Веруня.
- Как поживаете, самочувствие?
- Хвастаться особо нечем. Что хорошего, Верочка? Справляетесь без меня?
- С трудом. Не хотите вернуться?
- Желание есть. Не могу.
- Понятно.
- Вы знаете, больные Вас помнят. Спрашивают, когда Вы вернётесь на работу? Вот и сейчас радом стоит Ваша больная. Она меня попросила позвонить. Ей нужна Ваша помощь. Вы не согласитесь поколоть её дома?
- Вера, я не работаю по состоянию здоровья, ты же знаешь. Объясни человеку.
- Я ей всё объяснила, а она настаивает. Разбаловали Вы их.
- Не забывай, они ко мне привыкли, но и мне приходиться поступать согласно сегодняшним реалиям. Она не первая, кому я отказываю. Скажи ей, что я больше не работаю. Верунь, ты прости. Я очень тороплюсь. Ты меня буквально в дверях застала. Закроются все на обеденный перерыв, и я не успею забрать свою пенсионную карточку.
- Да, да, конечно. Всего хорошего, - пожелала регистратор.
- И тебе, голубка моя, всех благ. Всем передавай привет от меня.
- Обязательно передам.
- Ну, пока. Убегаю.
- До свидания.

Судьбоносная встреча
Анна быстрым шагом направилась в ближайшее отделение банка. А там длиннющая очередь, негде игле упасть. Она на всякий случай заняла очередь и подошла к окошку, где рядом со служащей увидела заведующую.
- Ирина Александровна, здравствуйте.
Заведующая подняла глаза на Анну.
- Не скажете, моя карточка уже готова?
- Сейчас проверю, - ответила Ирина Александровна, узнав Анну.
Заведующая отлучилась в служебные помещения, а Анна присела на освободившийся стул.
- Неужели это Вы?! – услышала она и повернула голову. - Не могу поверить. Здравствуйте, красивая женщина, не узнали?
Конечно, она узнала, рядом с ней стоял Валентин. Он сильно изменился.
- Время, возраст не красит никого, - резюмировал он, читая удивление в её глазах.
В голове Анны одна за другой пронеслись странные мысли:
 - Где та прыть, тот азарт, тот бурный темперамент. От прежнего Валентина не осталось ничего, - думала Анна, - какой грустный взгляд, на лице гримаса усталого путника, который долго шёл к цели, неистово искал, но не нашёл. Разочарование легло печатью на его облике.
Анне стало жаль его.
- Здравствуйте, здравствуйте. Сколько лет, сколько зим, - поприветствовала она, не выдавая своих мыслей.
- Да, много. Целая вечность. Как поживаете, красивая женщина?
- Всё обычно. Похвастаться нечем. Домохозяйка. По состоянию здоровья не работаю.
И с огорчением добавила, - в молодые годы боролась за полноценное будущее дочери. Папу поддерживала, как могла, до конца. Только дочь поставила на ноги, муж тяжело заболел. И я опять всё взвалила на себя, чтобы ему помочь и продлить жизнь. Приходилось нелегко, тем более без всякой помощи. Дочь выпорхнула из гнезда и даже не оглянулась. У неё своя жизнь.
А я…
- Что же Вы не позвонили? Я бы помог по мере своих сил и возможностей.
- Беспокоить так и не научилась. Привыкла всё сама. Здоровье потерять легко, а вот как потом?
- Это Вы правильно заметили, Аннушка, - он впервые назвал её по имени.
- А, как поживают Маргарита Львовна и Леонид? Я давненько с ними не общалась. Закрутилась, завертелась, ушла с головой в семейные дела и потеряла связь со всеми, с кем дружила.
- Разве Вы не знаете, они перебрались ближе к океану, - загадочно сообщил Валентин и улыбнулся.
- Даже так?! А я ничего не знала. Такая вот жизнь. А, что же Вы не поехали с ними? – вдруг поинтересовалась Анна.
- Трудно сказать. Не решился. Переезды, тем более, навсегда не для меня. К тому же я не люблю менять насиженные места. Я продолжаю работать. У меня кафедра, я профессор. В профессиональном отношении я достиг всего, о чём только можно мечтать. Периодически читаю лекции зарубежом. Объездил, побывал практически во всех цивилизованных странах. Там мои труды издают и гонорары выплачивают. Меня это устраивает. Я навещал Марго с Лёней. У них всё нормально.
- Стало быть, самая успешная профессиональна деятельность, блестящие результаты, мировое признание не делает человека счастливым. В противном случае, его глаза не были наполнены океаном грусти, страдания, не отражали бы вековую печаль, - проносились, мелькали одна за другой мысли в голове у Анны.
Валентин увёл взгляд в сторону и о чём-то напряжённо думал.
- Сложно понять премудрости нашей жизни. И, что удивительно.
Я услугами этого отделения банка никогда не пользовался, живу в другом районе. А сегодня был здесь по делам и зашёл. Видимо, суждено было встретится с Вами, - выдал Валентин свои мысли.
- Всё может быть. Пути Господни неисповедимы, - спокойно ответила Анна.
- Вот Ваша карточка, Анна Николаевна. Подойдите к служащей и распишитесь о получении, - обратилась заведующая к Анне               
- Благодарю, уже иду.
Анна, поднялась и направилась к окошку. На мгновение она повернулась к Валентину:
- Простите, мне нужно отойти.
- Пожалуйста, я подожду.
На выходе из банка Валентин предложил:
- По такому случаю, пойдёмте, посидим в кафе. Здесь рядом. Мы с Вами столько лет не виделись. По такому случаю не грех отвести душу мирной беседой.
- Ну что ж. Пойдёмте, если только ненадолго, - согласилась Анна.
Они вошли в ближайшее кафе. В гардеробе сняли верхние вещи. Прошли в зал, сели за столик.
- Что будем заказывать? – спросил Валентин, посмотрев на Анну.
- Я не голодна. И мой рацион очень ограничен. Больше нельзя, чем можно. Разве что для приличия и поддержки компании. Чай с сухим печеньем или пирожным-безе. А ещё лучше просто горячий чай. Я действительно не голодна.
- Как скажете, - согласился Валентин.
Подошёл официант.
- Пожалуйста, принесите даме чашечку ароматного чая, мне чашечку кофе, можно глиссе, два пирожных-безе и конфеты.
- Хорошо, сейчас сделаю.
Они пробыли в кафе без малого два часа. Валентин вызвался отвезти Анну домой.
- Здесь близко, не стоит беспокоиться, - ответила Анна.
- Не солидно отпускать Вас, не сопроводив до парадной дома.
Она согласилась.
Валентин вышел вместе с Анной из машины и спросил:
- Вы позволите позвонить Вам? Обязуюсь не надоедать часто.
- Звоните, но сразу предупреждаю, я очень тяжёлая на подъём. И редко у меня возникает желание вести продолжительные беседы.
- Учту. Буду вежлив и корректен.
- Шутите? – с иронией спросила Анна.
- Молодость давно миновала, дорогая Аннушка. Время отложило отпечаток. Жизнь всему учит. Очень хочу Вас ещё как-нибудь увидеть. Не отбирайте у меня последнюю надежду. Сколько той жизни… грустно подметил он.
- Поживём, увидим. Я давно ничего не планирую заранее. Тоже жизнь научила.
- Прошу Вас, берегите себя. Вы мне очень нужны.
- Валентин, мне пора, - твёрдым голосом ответила Анна, не желая развивать эту тему.
- Не прощаюсь, - с надеждой произнёс он, когда она входила в парадную.

Будни
Серебрился рассвет. Тусклой утомлённой зорькой просыпался хмурый дождливый день. Дождь зарядил ещё с вечера. Упрямо и настойчиво, порой беспощадно он бил по стёклам. Сильный ветер свистел на лету, будоража голые ветви замёрших деревьев. Силой скрещивал их, пригибая к земле. И только шорох, переходящий в едва заметный стон, напоминал, что деревья живые, да, да живые. Они терпеливо переносят все ненастья и ведут между собой мирный диалог, жалуясь друг другу на проделки стихии. Зима явно не хотела сдавать свои позиции весне. А на календаре дожидались перемен последние дни февраля.

Продолжение следует...

Весь текст повести находится на сайте "Призрачные миры". ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!