Человек и новейшая история

Татьяна Кырова
          При всём уважении к философии Николая Бердяева, я считаю, что нет такого понятия, как суд истории, или суд над историей. Хотя данная терминология имеет место быть. Смотрю на вещи более жёстко и не могу дать человеку шанс оправдать себя ссылкой на исторические условия. История и есть человек, а не нечто абстрактное, что возникает и время от времени проявляет свой недобрый нрав, мешая человечеству мирно существовать на планете.

          Гегель учил о хитрости разума, пишет Бердяев, здесь он прав. Только это не истинный подход к сути вещей для русского человека, там отсутствует важная составляющая Символ Веры. Без духа человек превращается в биологический объект со всеми вытекающими последствиями, а именно, наравне с другими животными подлежит истреблению, и такое смертоубийство уже не будет считаться преступным деянием. Гегель силою своего разума хотел перехитрить человеческую природу. Европейским философам вообще было свойственно преувеличивать диктатуру разума. По мимо всего прочего Маркс указал на нечеловеческий характер чисто экономического развития. Но и здесь не обошлось без казуса, с какой  радостью вцепились в его научный труд большевики, он вложил им в руки козырную карту, которой недоставало для завершения красивой теории революционного заговора. Как всё славно сошлось. О главном они благоразумно умолчали, учение Маркса предрекает дегуманизацию общества, и революционный переворот неизбежно приведёт к тому же результату. Но это шло в разрез со шкурными  интересами революционеров. Любую неудачу можно списать на строптивый характер истории, которая задала неверное направление развитию человечества.

          Большевики, яростно сражаясь с религией, ускорили процесс падения своего режима. На самом деле блуждание среди трёх сосен выдумал сам человек. Пути как было, так и осталось всего два: вера в Бога и безбожие. Поясню для атеистов: вера в творческий разум, или вера в диктатуру разума. Что такое, по сути, вера – самый короткий путь, указанный Богом к улучшению человеческой природы, поврежденной грехопадением. Что такое безбожие – путь, двигаясь по которому, человек продолжает свое грехопадение. Третьего не дано. Русский человек в силу своей не продажности в меньшей степени подвергся искушению погрязнуть в сотворении материальных благ. Невольно приходится благодарить большевиков, держа страну в нищете, они едва ли предполагали, что окажут добрую услугу, способствуя сохранению духовности русского народа. У нас ещё осталась надежда продолжить творение мира. В то время как Запад семимильными шагами с азартом превращался в творца материальных благ, исповедует религию потребления.

          Большевистская модель управления государством была примитивна. Получив во владение огромную империю, им удалось удержать власть только путём невиданного террора. Все просчеты списывались на заговор врагов народа. При полной нищете любые достижения кажутся манной небесной, такой бесхитростный способ при коммунистическом режиме срабатывал примерно до начала восьмидесятых. Дальше теория марксизма-ленинизма дала сбой, протухла, как всё материальное при плохом хранении. Молодое поколение уже не могло делать вид, что такой порядок вещей их устраивает. При горячем стремлении к свободе, к реалиям девяностых мы оказались не готовы. Любопытно узнать, делал ли кто попытки списать беспредел ельцинской эпохи на диалектику марксизма-ленинизма. Вместе с развалом СССР  рухнула и теория, выбросили на свалку истории за ненадобностью. Нет, дорогие друзья. Такого понятия, как свалка истории, тоже не существует. Тут вам принцип единства и борьбы противоположностей, и развитие мира как самодвижение. Держите. Могу не напоминать о диамате, только не тешьте себя иллюзиями, что уже избавились.


          Ни один Гегель говорил о хитрости разума, многие европейские философы думали, именно так. Но всегда найдутся люди, в которых хитрость будет превалировать над разумом, они не упустят возможности использовать в своих целях столь благодушно приготовленное философское обоснование для переворота общественного сознания. В этом смысле Марксу повезло больше, он напрямую связал политику с экономикой и выиграл. А то, что человечество продолжает двигаться по пути дегуманизации, нельзя ставить ему в вину. Тем более что он был человеком западного склада ума, обычным программистом желающим извлекать материальную выгоду.

         
          Ещё одна деталь, то, что на западе считается хаосом, для русского человека не существует. В этом так же сказывается аритмия культур. Сколько раз доброхоты пытались организовать хаос на российской земле, результат мы видели и видим, наш свободолюбивый дух находит и в нём стихию для творчества. Западные туполобики ломают головы, почему не удается добиться  желаемого результата, столько сил и денег уже потрачено, а Россия всё стоит. Из истории нашего государства им казалось, что народ варварской страны склонен к бунту: тяжелому и беспощадному. Не без этого, но заметьте к бунту, а не хаосу. Восстания случались как ответ на притеснения со стороны власти. Не было желания подчиниться чьей-то более доброй воле, или стремления разрушить страну. Россия оставалась неприкосновенной в умах даже отъявленных бунтарей, сама мысль об угрозе территориальной целостности державы была кощунственной. Увлекаясь модными идеями, впадая в самые отчаянные заблуждения, православный человек оставался христианином по сути. Русский человек совестлив и потому не склонен искать оправдания своим поступкам. Каяться и нам есть в чём, что вполне естественно.

          Двойственная сущность относится ко всем без исключения, по этой причине и происходят войны. У истоков любого движения цивилизации стоит человек. Нельзя винить в этом исторические процессы и не стоит отвлекаться на экономическое обоснование Маркса. Это не причина, а следствие.  Хотя современные политики продолжают давить всё на тот же рычаг. Механическая модель управления тем и удобна, что дело это наименее хлопотное. Нет нужды напрягаться в поисках других причин, только это не значит, что их нет в природе. Они были и продолжают быть, вне зависимости от желаний Гегеля и теории Маркса. Очень уважаю Николая Бердяева,  но не могу согласиться с его высказыванием о поражении историческим фатумом.  Не история, экономика, или философия несут миру беды, войны и катаклизмы, а человек. Капиталист с его неуёмной жаждой сверхприбыли, политик, стремящийся к безраздельной власти, мыслитель мечтающий повелевать разумом. Человек, так и не сумевший победить в себе самых мелких бесов. И переложить ответственность уже не выйдет.

          Зло не может быть объективным или субъективным, оно так же носит человеческое обличье. Абстрагироваться не получится, поэтому и докатились до реалий сегодняшнего дня. Единственное место, где можно укрыться от американской агрессии, территория США, и то, думается, временно.

          «Все, что происходит сейчас в мире, родилось не из радостного творческого избытка, а из глубокого несчастья человека, из чувства безнадежного отчаяния», - писал Николай Бердяев. Трогательные слова истинно православного человека, так и хочется прослезиться, но это можно было сделать еще в конце двадцатого века. Теперь, когда я вижу, как сыплются снаряды на головы мирных жителей соседнего государства, от сентиментальных грёз избавилась полностью. Человек сам лишил себя творческой радости, добровольно упорствует в своей бесовщине и гонит себя к безнадежному отчаянию.  Если хотим творить суд над историей, следует задуматься, а готовы ли мы вынести приговор себе? Поэтому не вижу повода для оптимизма. Широко разрекламированная европейская толерантность, боюсь, превратится в агонию, или вызовет культурный коллапс, вот тогда будет действительно - фатум.