Записи из блокнотов судмедэксперта - Запись 16

Владимир Цыкалов
ЗАПИСЬ № 16 – "ТРЕТИЙ
выезд на место обнаружения трупа"
...Неожиданно в дверь кабинета кто-то постучал и, не дожидаясь ответа, распахнул её. Такую стремительность нельзя было спутать ни с кем - это было присуще только Витскому, высокому и худощавому начальнику ОУР МВД, и его неизменному помощнику - не менее высокому, полноватому, но очень энергичному, блондинистому прозванному в своих кругах "Лирону".
- Ну, и что ты до сих пор сидишь и дрёмаешь? - с места в галоп начал наступление Витский. - Кругом вон что творится, а он, понимаешь ли, дремлет на подушке, накрутивши бигуди! - он взглянул на Лирона.
- "И не говори кума про пряжу - моль побила!" - процитировал тот знакомую Властантинычу присказку.
- Давай наручники! - приказал Лирону Витский. - Брать будем, пока ещё тёпленький!
- У нас принято при встрече "здоровкаться", - попытался вставить предложение эксперт.
- При встрече стол накрывают, - не унимался Витский. - Но мы-то не чаи пришли распивать, ёлкины-зелёнкины. Короче собирайся - и с вещами на выход!
- Слушаю и повинуюсь, граждане начальники! - Властантиныч засобирался, конечно же, поняв, что предстоит выезд на место происшествия или место обнаружения трупа, что в принципе для эксперта "хрен редьки не слаще". - А теперь, будьте добры, молодцы, поспокойней разъяснить обстановку, - продолжил он, оказавшись на заднем сидении легкового автомобиля вместе с ОУРовцами.
- В парке неживого мужика выискали, - вырулил на проезжую часть проспекта Витский. - "Что по чём" - не знаем сами.
- Только из "дежурки" сообщили, что неочевидное. Но мы-то люди учёные, соображаем, что без экспертного мнения попервоначалу не обойтись, - торопливо добавил Лирон, - надо определиться что, а потом и кого искать…
- И в какой период времени, - заключил Витский, притормозив на перекрёстке перед цветоизменяющим светофором.
- А как давно обнаружили недышащий объект? - Властантиныч стал допрашивать собеседников.
- Час назад, - автомобиль готовился к дальнейшему движению, Витский переключил скорость. - Там участковый работает, он-то и передал по рации.
- Разберёмся, - заверил Лирон.
Заприметив при подъезде к парку небольшую толпу любопытствующих на аллее, Властантиныч понял, что они прибыли к месту назначения. Почти одновременный хлопок автомобильными дверцами прозвучал подобно выстрелу из стартового пистолета, извещающего о начале очередного этапа действия. Когда прибывшая троица приблизилась к толпе, труп немолодого мужчины мирно покоился на асфальтированной дорожке. Молодой милиционер с бумагами в руках поспешил навстречу Витскому. Пока Витский и Лирон, отойдя в сторонку, выслушивали участкового, Властантиныч не стал терять время, вытащил из "спец.дипломата" и надел резиновые перчатки. Расторопный Лирон вмиг оказался рядом с экспертом и оттеснил толпу, давая возможность Властантинычу осмотреть труп. Не обращая внимания на шушукивавшихся любопытствующих, он приступил к выполнению своих профессиональных обязанностей. Немного погодя, на вопрос ОУРовцев «что тама есть» он уверенно ответил: "Ничего нет, кроме кровоподтеков на обеих голенях и правом плече трёх- и пятидневной давности. И всё!" Витский, выждав, когда эксперт упакует снятые перчатки на место, протянул три заполненных бланка" "Чти!".
В первом "Объяснении", кроме анкетных данных опрашиваемого, было прописано (в дословном изложении) следующее: "Сегодня мы вчетвером ишли с подработки стройки гаража. Сначала были все вместе. Потом подвое. Я шёл с Григорием. Немного прошли и он сказал "Ой!". Я спросил: "Ты чего?" Он сказал: "Ничего". И я пошёл дальше, а он приотстал. Потом он ещё раз сказал: "Ой!", только громче и упал на то место, где сейчас лежит. Я подбежал к нему, приподнял с земли, спросил: "Ты чего?" Но он сказал, что ему плохо, и умер. От чего он умер, он мне не сказал. Его никто не избивал. Я его тоже не бил ничем. Он упал сам. С моих слов записано верно…".
Во втором "Объяснении" значилось: "Мы из гаража ишли вместе, потом мы с Игорем пошли вперёд, а они сзади были вдвоём. Когда Коля позвал нас, Григорий был уже мёртвый. От чего он умер, он нам не сказал. Его никто не избивал. Я его тоже не бил ничем. Он упал сам. С моих слов записано верно…".
В третьем документе, который назывался "Постановление", тем же милицейским почерком было указано, что «на аллее парка найден труп неизвестного мужчины, который оказался Григорием Пешкиным, отчество не установлено, с телесными повреждениями на ногах и руке. Смерть трупа наступила в условиях неочевидности". Далее после слова "постановил" следовало:
"1. Назначить медецинскую судебную экспертизу, производство которой поручить БСМЭ.
2. Поставить перед экспертами вопросы: Отчего наступила смерть? Не могла она наступить от самоупадения на землю? Находился ли он в пьяном состоянии?
3. Предоставить в распоряжение экспертов труп мужчины Пешкина Г.
4. Поручить заведующему БСМЭ разъяснить права и обязанности…".   
Дождавшись, когда Властантиныч дочитал документы, Витский прокомментировал:
- Всё встречал за свою работу, но такого! Если хочешь, то возьми эти "писульки" в свой архив "Полный абзац". - И подозвал к себе уже зардевшегося молоденького лейтенанта милиции:
- Вот что, мил человек, - обратился он к нему со злым прищуром (Властантиныч знал, что если Витский глядел таким образом и назвал собеседника "мил человеком", то далее последует нелицеприятный "правёж мозгов". Что, действительно, и последовало) – Какой интересно ты "ликбез" закончил? Это неважно, что ты работаешь недавно! Что это за "Объяснения"? Белиберда какая-то! "Как слышится, так и пишется"? Что из них следует, "писатель"? Почему только две "Объясниловки", когда есть ещё один живой из четырёх? Кто тебе сказал, что двух опрошенных хватит? Дежурный по рации? У тебя своя голова есть? А если есть, то она тебе нужна, чтобы только фуражку носить? Передопросить всех троих - подробно и чётко. Это первое! Второе: "Постановление" переписать, указав всё как положено. И что это такое "Смерть трупа наступила в условиях неочевидности"? Сейчас я тебе сам скажу, а ты потом сам выучишь назубок по "Учебнику русского языка", что слова "медЕцинская" нет, а есть "медИцинская"; что также нет слова "самоупадения", а существует выражение "падение на плоскость с высоты собственного роста". Понял? Хорошо! И ещё задолби на носу, что БСМЭ возглавляет не "заведующий", а "начальник"! Стыдоба декоративная! Вот из-за таких, как ты, во всей России над всей милицией смеются! Вас - единицы, а создаёте впечатление, что у нас работают все подобные "грамотеи"! Скажи "спасибо", что это твоё изобретательство только один эксперт слышит! А прочитай я эту "галиматью" вслух при всей этой толпе, куда бы от срама делся бы? Ясно? Кругом! Выполняй! "Объяснительные" привезёшь мне на проверку. Посмотрю, как ты усвоил мою учёбу. И если я хоть одну - грамматическую или процессуальную - ошибку найду…
* * * * * * *