19. Жалости не было места

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/06/04/2099

Топить беспощадно

Часть 19. Жалости не было места

Во время войны воюющие стороны всегда обвиняют друг друга в преступлениях против человечества. Иногда это откровенная лживая пропаганда, а иногда, правда. Разобраться в том, кто говорит правду, а кто нет, бывает крайне сложно. Достаточно вспомнить трагическую историю расстрела польских офицеров под Катынью.

Трагедия не такого масштаба, но прозвучавшая на весь мир, случилась английским пароходом-ловушкой «Баралонг» и германской подводной лодкой. Пароход «Баралонг» реквизировали на время войны у компании, которая им владела, и в 1915 году переоборудовали в судно «Q» - ловушку подводных лодок. На него установили три орудия и тщательно их замаскировали.

Командиром судна-ловушки назначили капитан-лейтенанта Годфри Герберта, опытного офицера, которому довелось не только служить, но и тонуть на подводных лодках. Первый раз это случилось на подводной лодке А-4 в 1905 году. Он спасся, когда подводная лодка затонула на глубине двадцать семь метров. Затем Герберт командовал различными подводными лодками. Война застала его в должности командира подводной лодки D-5.  На этой подводной ему снова пришлось тонуть.

3-го ноября 1914 года его подводная лодка подорвалась на германской мине, поставленной германским лёгким крейсером «Стралзунд» близ порта Горлстон. Подлодка затонула в течение минуты. Из двадцати пяти человек экипажа спаслись пятеро, включая командира. Их вытащили из ледяной воды моряки с судов, оказавшихся поблизости. Поэтому Годфри Герберта можно считать большим везунчиком.

Наверно, капитан-лейтенанту надоело тонуть на подводных лодках, поэтому, когда ему предложили должность командира судна-ловушки, переоборудованного из грузопассажирского парохода, он согласился, хотя эта служба была не менее рискованной, чем его прежняя. Экипаж он набрал сам из добровольцев.

Когда германская подводная лодка потопила «Лузитанию», к капитан-лейтенанту Герберту пришли на корабль два офицера британской секретной службы и передали негласный приказ Адмиралтейства отомстить немцам за «Лузитанию», не брать их в плен.

Перед выходом в море восемь человек из экипажа «Баралонга», отпущенные в город в увольнение, устроили в местном баре грандиозную пьянку, которая окончилась не менее грандиозной дракой. В результате салон бара был полностью разгромлен. Всех участников драки, поскольку они были в гражданском, арестовала полиция.

Герберт заплатил за них штраф и компенсацию владельцу бара, после чего вместе со своими подчинёнными отправился на судно. Там он высказал матросам всё, что он о них думал, и заодно, раз весь личный состав был в сборе, запретил обращаться к нему, как положено по уставу, «сэр»,  так они обращались к нему в полицейском участке, а приказал называть его только по псевдониму - «капитан Уильям Макбрайд».

В течение всего лета «Баралонг» под американским флагом патрулировал Ирландское море, но неприятеля не встретил. 19-го августа 1915 года германская подводная лодка U-24 потопила примерно в пятидесяти милях от ирландского берега английский лайнер «Арабик». Погибли команда и пассажиры, среди которых были три американца. США вновь выступили в связи с этим случаем с резким протестом, после чего кайзер остановил неограниченную подводную войну, но, возможно, на его решение повлиял так, же инцидент с «Баралонгом».

«Баралонг» находился в двадцати милях от места гибели лайнера. Радист парохода перехватил сигнал бедствия, который передал радист гибнувшего судна, сообщая свои координаты. Команда «Баралонга» была в ярости от своего бессилия помочь соотечественникам.

Тем временем, примерно в ста милях от Квинстауна другая германская подводная лодка остановила британский пароход «Никосиан». Командир подводной лодки капитан-лейтенант Бернард Вегенер действовал в соответствии с правилами международной конвенции.

Он отправил на пароход осмотровую партию из шести вооружённых членов экипажа. Те установили, что судно перевозило военное снаряжение и двести пятьдесят мулов для британской армии во Франции.

Немцы позволили команде грузового судна сесть в шлюпке и стали расстреливать «Никосиан» из орудий. Когда я читал об этом, то сразу вспомнил трогательный лондонский памятник животным, погибшим в войнах, в которых участвовала Англия и её союзники. На памятнике есть щемящая душу надпись: «У них не было выбора».

Когда с подводной лодки принялись расстреливать пароход с бедными мулами, появился «Баралонг» под американским флагом. Капитан-лейтенант Герберт, распорядился поднять на мачте сигнал, что он собирается спасать команду грузового парохода. Командир подводной лодки Вегенер приказал прекратить стрельбу и пошёл наперерез «Баралонгу», обходя грузовое судно.

А «Баралонг» в это время обходил грузовое судно с другого борта. Когда «Никосиан» скрыл своим корпусом подлодку, на «Баралонге» спустили американский флаг, подняли британский военно-морской, и привели в боевую готовность орудия. Как только подводная лодка показалась из-за корпуса «Никосиана», по ней открыли огонь из всех трёх орудий.

Сделали 34 выстрела с расстояния пятьсот пятьдесят метров, но попали только один раз. Однако и одного попадания хватило, чтобы подлодка перевернулась и стала тонуть. Команда «Никосиана», сидевшая в шлюпках, и до этого ошеломлённо наблюдавшая происходящее, взорвалась криками «ура».

Из тех, кто был на подводной лодке, спаслись двенадцать человек – артиллерийская прислуга двух орудий, и те, кто находились в рубке. Они плыли к грузовому судну, надеясь присоединиться к своим шести товарищам. К шлюпкам немцы не поплыли, потому что опасались получить веслом по голове, что, сложив ладони рупором, пообещал им капитан «Никосиана». Подводники попытались подняться на борт грузового судна по талям, на которых спускали шлюпки, и по лоцманскому трапу, сброшенному им товарищами.

Герберт приказал своей команде расстрелять немцев из ружей прямо в воде. Командир подводной лодки был убит одним из первых. После этого Герберт отправил на судно двенадцать морских пехотинцев под командой капрала Коллинса, чтобы отыскать остальных подводников. «Пленных не брать», - предупредил он капрала. Всех немцев на борту судна перестреляли.

Свои действия Герберт объяснил в рапорте командованию опасением, что подводники могли захватить судно и таранить «Баралонг». Адмиралтейство приказало всем хранить инцидент в тайне, но американцы, входившие в состав команды «Никосиан» рассказали о нём в американских газетах.

   Продолжение http://www.proza.ru/2014/06/10/2197

На фотографии: артиллерийские учения на "Баралонге"