Грани таланта

Ирина Христюк
                ГРАНИ ТАЛАНТА

     «Талантливый человек – талантлив во всем». Так говорили, так говорят, так  оно и есть на самом деле.

    На днях мой земляк – журналист, писатель, фольклорист, краевед Виктор Дмитриевич Панько порадовал читателей новой книгой с философским названием «Что останется мне…», где ярко высветилась новая грань его таланта – таланта поэта.

    Этот сборник стихов, написанных в разное время и под впечатлением разных жизненных событий и дат, а потому таких разных по своему звучанию, я прочитала с большим интересом. Благодаря точно подобранному автором слову, эпитету, обороту речи,  вникала в атмосферу стиха, сюжет действия, не читала, а словно вместе с ним побывала в родных местах:

«Ты помнишь все, ведь тут - село родное
 И прадеда, и деда твоего…
 Люблю его, всегда спешу к его огню,
 Ведь сладость яблока рождается в корню…»,

           Трепетные и нежные строки, наполненные нежным светом и светлой сыновьей Любовью,  посвящены Матери:
 «О. мама, мама, нежная, родная,
 Ты ждешь всегда. И взрослых сыновей,
 Сверхзанятых, седых, с тобою поджидает
 Твоя любовь, тоскливая, большая,
 Стоит в ночи у запертых дверей…».

         Учитывая своеобразную специфику  нашего села: село – украинское, школа – русская, государственный язык – молдавский, важно подчеркнуть, что это не могло не отразиться на творчестве поэта.    Кроме стихов на русском, читатель найдет  здесь трепетные стихи на украинском и молдавском языках.
    Вслушайтесь, как красиво, искренне и тепло звучат строки:

 «Рідне слово, рідне слово, Ти солодче меду,
 Я біз тебе – як біз серця – В білий день пропаду...».

          Книга - чудесная, светлая, глубокая. Многие стихи пронизаны высокими человеческими чувствами Любви, Дружбы, Счастья, Добра, философскими рассуждениями о  Духовности и Нравственности.

        Вот,например, как  мудро, тонко и глубоко рассуждает поэт о вечном:
 «Мой друг! Что – мы? Песок в ручье бурлящем?
 Снежинки, тающие в вихре буревом?
 Отрезок, что зовется НАСТОЯЩИМ
 Меж прошлых и меж будущих времен?..»

          Или  созвучное моим мыслям и чувствам:
 Навсегда – это очень долго:
 Год – век – тысячелетие – вечность...
 Навсегда – это очень долго.
 Сердце отсчитывает секунды вечности...».

         Глубоко тронули мое сердце  волшебные  и глубокие строки - размышления :
 «Учитесь слушать тишину:
 Она – нежнее звуков скрипки,
 Она – загадочней улыбки,
 Она избавит от ошибки,
 Учитесь слушать тишину...»

         Удивительное сочетание грусти и чего–то бесконечно светлого заставляют задуматься о смысле жизни:
 «Мне безразличны стали гениев секреты
 И чудеса изгибов каверзных ума,
 Мне стала ближе та печаль поэта,
 Что не развеет и Поэзия сама...».

        Читая книгу, я и плакала, сопереживая вместе с автором, и улыбалась, и смеялась до слез.
Рассмешил легкий, забавный , остроумный и в то же время очень поучительный стих :
 «Посеяв разумное, доброе, вечное,
 Я вышел в поля урожай собирать.
 Гляжу -  а вокруг только зло бесконечное:
 Ни ума, ни добра, ни хрена не видать...
…Вдруг все закружилось, и в обморок пада-а-я,
 «О, Боже, о, Боже!» - успел прошептать.
  А Бог мне ответил, меня разглядывая:
 «Мэй, Панько, ты хоть раз выходил прашевать?».

                Но, какими бы разными ни были эмоции, главное – что они были. И лучше, когда стихи, слова, отдельные высказывания, мысли вызывают чувства, чем когда их нет.

             Впечатляют стихи о природе. Думаю, если человек способен заметить «багряные листья», которые сегодня «стали чище, нежней и светлей», а ветерок –«игривый», а
                «Бабье лето улыбнулось
                Светлым воском винограда,
                Ярким солнцем, желтым цветом
                Молодого листопада»,
а
                «Дождинки текут уже целые сутки
                По щекам оконного стекла,
                Им тоже, видать, не хватает тепла,
                Потому и расплакался дождь не на шутку»,  -
такой человек не способен на подлость, жестокость и зло, у него – обостренное чувство восприятия мира, красоты и добра.

           Великолепны стихи, написанные светлой душой автора, посвященные старым друзьям, акростихи для коллег, знакомых, родных и близких. И, конечно, никого не оставят равнодушными афоризмы, размышления и философские вопросы.
            Книга позволяет еще раз напомнить нам, что мир – разнообразен, и надо его любить таким, каким он есть сегодня, сейчас, ведь
 «Что останется мне –
 Это шепот берез
 И свадеб осенних гомон.
 Что останется мне –
 Это край, где я рос,
 И который зовется домом.
 ...Что останется мне –
 Это солнечный свет
 Из окна на глиняный пол...».

              Искренние чувства, легкость восприятия, живое изложение не оставят читателя равнодушным.