162 Среднеазиатская пограничная дивизия НКВД

Сергей Масолов
Более точное наименование, полученное 162 стрелковой дивизией в ходе борьбы против немецко-фашистских захватчиков, является "162-я Среднеазиатская Новгород-Северская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия".
Сформирована в октябре 1942 года в Ташкенте, на основании постановления Государственного Комитета Обороны от 14.10.1942 года о формировании Наркоматом внутренних дел СССР для РККА Отдельной армии войск НКВД СССР шестидивизионного состава и приказа НКВД СССР о начале формирования от 26.10.1942 года как Среднеазиатская стрелковая дивизия войск НКВД. 5 февраля 1942 года переформирована в 162-ю стрелковую дивизию.
По поступлении в начале марта 1943 года на передовую, в течение марта 1943 ведёт наступательные бои на западном участке северного фаса Курской дуги.

В первые дни Курской битвы в бой не вступала, но уже 07.07.1943 дивизия заняла оборону в месте прорыва в районе Петроселки, Сергеевка, ст. Головинка, Новая Головинка, находясь в резерве армии. В ночь на 09.07.1943 дивизия заняла оборону на высотах в районе Молотычи с задачей не допустить прорыва противника в направлении Молотычи — Фатеж и до 15.07.1943 года ведёт бои на этом участке, затем перешла в наступление в ходе Кромско-Орловской наступательной операции.

  На сайте www.pogranec.ru можно найти сканы Приказа № 83/н от 21 декабря 1943 года о награждении бойцов взвода лейтенанта Романовского. Также в теме "162 Среднеазиатская пограничная дивизия НКВД" есть упоминание о документе, хранящемся "в Центральном пограничном музее ФСБ России":
  "Командир взвода маневренной группы Краснознаменного Бахтинского отряда Александр Романовский на фронте возглавил взвод 3-й роты 224-го полка 162-й стрелковой дивизии, сформированной из пограничников, ранее охранявших юго-восточную границу. В первые дни фашистского наступления под Курском ему приказали удерживать занимаемые позиции до подхода 224-го полка.
  Когда воины этой части ворвались в Самодуровку, где сражался с врагом взвод Романовского, они увидели на небольшом клочке вспаханной снарядами земли 18 геройски погибших наших солдат и офицеров. Тело Александра Романовского пробили пули, он был трижды ранен в бою, но не оставил подчиненных. Не менее 200 фашистов нашли свою смерть на окраине Самодуровки, обороняемой горсткой пограничников.
 В Центральном пограничном музее ФСБ России хранится ходатайство о посмертном присвоении А.Д.Романовскому звания Героя Советского Союза, подписанное командиром 162-й стрелковой дивизии генерал-майором С.Я. Сенчилло и начальником штаба дивизии подполковником Г.В.Черных."

  Комдив - Сенчилло, Сергей Яковлевич (25.11.1942 - 20.10.1943), полковник, с 20.12.1942 генерал-майор, Герой Советского Союза.
Основные подразделения:
  194-й стрелковый Ташкентский Краснознамённый полк
  209-й стрелковый Зайсанский полк
  224-й стрелковый Памирский Краснознамённый ордена Суворова 3 степени полк
  369-й артиллерийский Ашхабадский полк
  85-й отдельный истребительный противотанковый дивизион
 На сайте www.zlatoust.ru говорится, что " из Златоуста в действующую армию отправились полностью укомплектованными стрелковые дивизии: 381-я, 162-я, 171-я, 93-я, четыре артиллерийские дивизии прорыва Резерва Главного командования, 1163-й, 1164-й гаубично-артиллерийские полки, лыжные батальоны.
...162-я стрелковая дивизия (второго формирования). Комплектоваться начала в мае 1942 г. в районе Златоуста. Вошла в состав 70-й армии, из Уральского военного округа направлена на Центральный фронт, где участвовала в Курской битве. Брала с боем города: Новгород-Северский, Речицу, Прехлау, Берлин. Сражалась с фашистами на Юго-Западном, 2-м Белорусском фронтах. В конце войны стала именоваться как 162-я стрелковая Новгород-Северская Краснознаменная, ордена Суворова дивизия. В ее рядах выросло 5 Героев Советского Союза, 3 полных кавалера орденов Славы, Герой Социалистического Труда."
           Златоустовские ножи - «Шварцен мессер!»
  Из книги Королёва В.Ф. "Пограничники на Курской дуге":
 "12 августа 162-я Среднеазиатская стрелковая дивизия участвовала в освобождении города Дмитровск-Орловский, а во второй половине августа вела наступление в районе Севска. Много интересных сведений о 162-й Среднеазиатской стрелковой дивизии прислал в Музей историй войск ТуркВО А.Л. Комаров.
  Он вспоминает, что в последних боях на курской земле дивизия вошла в состав 19-го стрелкового корпуса и сосредоточилась в районе села Михайловка, чтобы наступать на деревню Чернь, примерно в 50—60 километрах от Теплого и Молотычей. Дивизия довольно быстро прорвала оборону и начала теснить немцев к северу.
 Было замечено, что на этом участке противник отходит быстрее, чем перед другими соединениями. Закралась мысль, что гитлеровцы заманивают дивизию в «мешок». Вскоре удалось выяснить причины панического отступления немецких частей.
   Немецкий пленный показал, что во время боев за Самодуровку их командир сообщил начальству:
  — Передо мной действует среднеазиатская банда Сенчило. В плен не берут! Режут ножами! Солдаты в панике, деморализованы и отходят. Прошу мою дивизию перевести на любой другой участок. 31-ю немецкую пехотную дивизию перевели.

  Но — ирония судьбы и приказ командующего войсками 70-й армии — на этот же участок была переброшена и 162-я Среднеазиатская дивизия генерал-майора С.Я. Сенчило, где они встретились в бою. Конечно, воины-среднеазиатцы сражались доблестно, а что касается ножей, то это подарок рабочих Златоуста, отковавших ножи и подаривших каждому воину 162-й дивизии.
  «На фронте нож пригодится», — говорили они солдатам. И действительно, кинжалы из Златоуста пригодились в рукопашных схватках на Курской дуге."

  Щекотихин Е.Е. в книге "Крупнейшее танковое сражение Великой Oтечественной. Битва за Орел" также отмечает:
  "...Наши танки проскочили оборонительный рубеж. Автоматчики спрыгнули с брони , начали рукопашную схватку с гитлеровцами . Здесь нам очень пригодились ножи, специально изготовленные рабочими города Златоуста из особой златоустовской стали... Немцы распознавали "неуязвимых" уральцев по этим черным ножам.
  Увидев атакующих воинов с такими ножами на поясе, гитлеровцы в панике начинали кричать: «Шварцен мессер!»
  Стоило уральским добровольцам прибыть на новый участок фронта, как немцы извещали свое командование и соседей: « Перед нами появился корпус черных ножей!»