О творцах, сотворчестве и творческом кризисе

Татьяна Кырова
          Чем глубже заблуждается человек, тем агрессивнее отстаивает свою правоту.

          Спасители русской словесности собственноручно отбирают книги для наших библиотек. Какая трогательная забота. Развелось немалое количество благотворительных организаций и фондов, в названиях которых обязательно значится слово русский или российский, что от этого даже становится грустно. Люди добрые, и за ради чего интересно знать нас так опекают. В интервью эти творящие благо учредители могут позволить себе бросить фразу: «нынешняя политика превращает Россию в страну варваров». Ах, вот оказывается в чём дело! Представителям современного Олимпа российской словесности, конечно, виднее. И нам, простым смертным, есть о чём подумать, мнение букеровских и большекнижных лауреатов, это вам не шутки.

          Теперь причина, по которой русских авторов не видно, не слышно, прояснилась, оказывается, в варваров потихоньку превращаются и писательским делом заниматься желания нет. Страшно становится за Россию-матушку, приложу и я толику усилий во спасение от такой незавидной участи. Единоплеменники этих благотворителей в своё время нам заявляли вслед за вождём мирового пролетариата: «Коммунизм – это советская власть, плюс электрификация всей страны». Теперь в их понимании получается: «Российская демократия ведёт к варваризации всей страны». Букеровские лауреаты сильные вещи пишут, мороз по коже. Правду-матку так и режут, им можно. Главное всё честно у них всегда была своя Россия, свой Советский Союз, удивляться не приходится. Для них и сейчас благословенные времена никакого творческого кризиса такие люди в принципе не испытывали и не могут испытать. Ударим Буккером по русской словесности! Если герой носит русское имя, то Иваном-дураком его прямо уже не называют, но что он окажется безголовым, это точно. А как они искренни в своём стремлении нанести ущерб православному мировоззрению, и винить их не в чем, надо просто, самим читая, крепко думать над тем, какого качества литературу тебе предлагают. Российский кормящий ландшафт не гарантирует стопроцентную гуманизацию, для этого надо ещё любить землю, на которой родился, больше звонкой монеты.

          Когда на Западе познакомились с творчеством Бунина, Шолохова, Солженицына, то были настолько потрясены, что мировое сообщество отозвалось присуждением Нобелевской премии по литературе этим авторам. Совершенно справедливо.  Ни один из этих писателей не назвал Россию,  пребывающую в самом неприглядном виде, когда разруха и нищета приняли ужасающие масштабы - страной варваров. Видимо, для этого надо быть классиком русской литературы, а не автором, пишущим на русском языке.


          Культурный кормящий ландшафт не на всех действует одинаково, такова жизнь. Я могу писать с точки зрения русского и православного человека, представители других конфессий и национальностей вправе не соглашаться. Это и входит в понятие аритмия культур. Российское общество неоднородно, у меня не было иллюзий по этому поводу. То, что среди моих соотечественников находятся люди, способные в уничижительной форме отзываться о нашей Родине, не вызывает удивление, но неприятие, как минимум. Я даже думаю, что если этих людей будут награждать орденами за Заслуги перед Отечеством, они их примут. Ну и Бог с ними.

          Надо родиться русским, чтобы чувствовать и думать как русский, это понятно. Поверьте, духовный мир русского человека не так примитивен, как о нём привыкли думать, вернее,  привыкли внушать такую мысль всевозможные доброхоты. А уж по части великодушия нам нет равных. «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - Иван Сергеевич Тургенев. И никакие Творящие Благо фонды не собьют нас с пути истинного. С нами Бог и крестная сила! Под защитой Бога-творца творческий кризис нам точно не грозит. Такова наша природная стихия.

          Что такое жизнь человека? Она исходит от Бога и возвращается к Богу - это в идеале. А весь промежуток пути человек должен заполнить творчеством. Мысль есть нескончаемый материал для поиска смысла жизни. Большую часть жизни мыслящий человек проводит на тонком уровне, но только тогда  его мысль созидающая, когда разум находится в сотворчестве с духом. Действие, в смысле перемещения тела в пространстве,  не определяет движение человечества, только мысль творца. Но, к сожалению, и мысль обладает разрушительной энергией, когда собственные идеи философа или его последователей превращают в диктатуру и пытаются реализовать в реальной жизни. Редко кому из русских мыслителей можно предъявить такой счёт. Нас не привлекает не только диктатура идеи, но и диктатура разума. Мы вообще не признаём диктата в силу своей любви к свободе и свободомыслию. «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы», - Александр Блок воскликнул скорее для того, чтобы утвердить одно наверняка: мы не европейцы в традиционном понимании.  Хотя думаю, что и не азиаты тоже. Мы - русские, и этим всё сказано. Стихию нашего творчества не возможно контролировать, наше свободомыслие высокодуховно, а потому не несёт агрессивной разрушительной силы. Почему наши предки из всех религий выбрали христианство, потому что мы по своей сути и есть христиане.

          Потребуется немало терпения, надо с пониманием относиться к тем, кому не дано испытать полёт истинного творчества, они же стараются, только крылья коротки. Печально, когда эти гагары начинают проявлять агрессию, но это их защитная реакция, рефлекс. Они будут клевать то, что непонятно устроено. Эта братия будет неизбежно лететь на блеск монеты, значит, отвлекаться хотя бы на время, в этом и есть спасение русской словесности.

          В реальности преодолевать аритмию культур случается, только пока периодически. Такое эстетическое иглоукалывание. Благодаря непревзойденным деятелям литературы и искусства они есть, как и настоящие фонды русской культуры. Эти люди не назовут своих слушателей и читателей варварами. И не опустятся до производства продукта для потребителей. Нам только надо быть внимательнее.