Три примера извращения рассудка ученых

Павел Каравдин
ТРИ ПРИМЕРА ИЗВРАЩЕНИЯ РАССУДКА УЧЁНЫХ

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ:ФИЛОСОФИЯ

Принято считать учёных самыми умными  людьми,  которые  будто-бы всё знают и никогда не ошибаются. Между тем  известный  немецкий философ Иммануил Кант  (1724-1804)  отзывался  о  науке  и учёных  крайне  негативно. Он писал: "Вред, приносимый  наукой  людям, состоит  главным  образом  в  том, что  огромное   большинство тех, кто хочет себя в ней проявить, достигает  не усовершенствования рассудка, а только его извращения, не говоря уже о том, что  для большинства наука служит лишь орудием для удовлетворения  тщеславия" (Кант И.Соч.М.1964,Т.2 стр.203).  По  Канту,  наука  заражена двумя болезнями.  Имя одной - узость горизонта, однобокость  мышления, имя другой -  отсутствие  достойной  цели. Наука  нуждается  в "верховном философском надзоре".

В наше время число учёных на Земле достигло колоссальной величины и, если Кант прав, то извращение  рассудка  учёных  должно быть фантастическим. К примеру, в советских ВУЗах изучали  философию и физику. Но на философии студентам говорили, что  Вселенная существует вечно, а на физике, что она произошла (или  сотворена) в результате Большого Взрыва 10-15 млрд лет назад. И никто не  замечал этого противоречия. Прорыв произошел  сравнительно  недавно во "Введении в философию", написанном авторским коллективом, возглавляемым академиком И.Т. Фроловым и изданном в  Москве  в  1989 году. В этой книге во 2-й части на стр 16  написано:"...мысль  о существовании беспредельного мира как целого далее соединялась в философии с тезисом либо о преходящем, либо о  непреходящем  существовании мира. Идея о  непреходящем  (или,  по  крайней  мере, очень длительном) существовании мира..." Здесь можно оборвать цитату, так как она не имеет смысла. Вечное или  бесконечное (непреходящее) существование мира и даже очень длительное его  существование - не одно и то же, как пытается убедить читателя  академик. Это первый пример извращения рассудка.

Множество наук изучают по сути дела один предмет  -  Вселенную, различные её части. Это изучение идет "изнутри" Узкие специалисты могут не знать общих проблем, могут из-за деревьев  не  видеть леса. Этим и объясняется  извращение  рассудка. Чтобы  этого не случалось нужна общая наука, способная видеть Вселенную  "снаружи", силой разума обобщающая достижения частных наук  с  единой позиции. Такой наукой и должна стать  философия.  Аналогию  этому можно усмотреть в медицине, где множество узких специалистов  занимаются здоровьем отдельных органов человека. И эти  узкие  специалисты должны находиться под контролем терапевта. Иначе они могут довести отдельные органы человека до совершенства ценой  жизни этого человека.

ПРИМЕР ВТОРОЙ:ПРО ЕВКЛИДА И НЕЕВКЛИДОВЫ ГЕОМЕТРИИ

В науке две противоположных задачи. Первая задача в том, чтобы сохранить известный уровень науки. Сохранить -  значит  законсервировать. Ученый должен быть консерватором. Вторая задача  диаметрально противоположная - изменять уровень науки  внедрением  в неё новых знаний (открытий). Тот кто сделал открытие  или  думает, что сделал открытие выступает в роли изменяющей силы. Ему  противодействует весь учёный мир. В этом  проявляется  действие  закона единства  и  борьбы  противоположностей  или  закона  противодействия. Учёные не потому противодействуют  новому, что  они  нехорошие, а потому что они не знают этого нового и не понимают его  сути. Но учёные хотят и мечтают что-нибудь открыть,  чтобы  оставить след в науке. Однако большей  части  ученых  это  недоступно.  На  учёного можно выучиться. А  чтобы  делать  открытия  нужно  нечто врожденное. И вот такой учёный начинает  думать.  Почему  считается, что параллельные прямые не пересекаются? А может быть они  пересекаются? Нужно проверить. И он тратит большую  часть  жизни, пытаясь доказать  пересекаются  ли  эти  прямые. И  не  может  доказать. Тогда он берет противоположный  постулат.  Он  предполагает, что параллельные прямые вовсе не параллельны,  а  где-то  пересекаются. И на этом постулате строит новую  геометрию,  существенно отличающуюся от геометрии Евклида.  Ученые  естественно  начинает возражать новому, но возражают вяло, не очень активно. Эта  проблема не актуальна и не очень их  беспокоит. Проходят  годы,  и  новая геометрия кое-кого заинтересовала.

А зря. Проблема не  стоит  и  выеденного  яйца. Всякая  задача имеет условие, решение и результат. Евклид строил свою геометрию на воображаемой идеальной плоскости, реально не существующей в природе. Принцип идеализации или абстрагирования широко  применяется  в науке. Евклид, возможно, был первым, кто применил этот метод. Мы  изучаем, несуществующие в природе, абсолютно твердое  тело, абсолютно несжимаемую жидкость и т.п. Берем в  качестве  условия  идеальное тело, решаем стоящую задачу и  получаем  какой-то  результат. Потом этот результат применяем к реальным телам  с  некоторой  степенью погрешности. Но потом ведь никто не пытается проверять, было ли тело действительно абсолютно твердым? Евклид знал, что  Земля  имеет форму шара. Но он знал также, что реальное поле земледельца  гораздо ближе к идеальной плоскости, чем  к  шаровой  поверхности. И  он построил свою геометрию  на  этой  воображаемой  плоскости. И  эта идеальная плоскость обладает  тем  свойством, что  на  ней  параллельные прямые не пересекаются. Пятый постулат  Евклида  о  параллельных прямых является условием его геометрии. Условия же не нуждаются в доказательствах. Реальные измерения земли  отличаются  от теоретических выводов тем больше, чем больше реальное  поле  земли отличается от идеальной плоскости.

Нужно ясно понимать, что в принципе можно  построить  геометрию на любой идеальной  поверхности: на плоскости, на шаре, на эллипсоиде и т.п. Но широкую практику получила  только  самая  древняя геометрия, геометрия Евклида, в которой сумма  углов  треугольника равна 180 градусам. Если же геометрия строится на  другой  поверхности,  на которой параллельности прямых не существует, то и сумма углов треугольника будет отличаться от 180 градусов. Все  прочие, неевклидовы геометрии, иногда нужны только узким специалистам.

Известный немецкий математик Гаусс "использовал  (1821-1823) геодезические приборы для точного измерения треугольника, образованного вершинами гор Брокен,  Хохехаген и Инзельберг в  Германии. Наибольшая сторона треугольника имела длину  около  100  км...  в пределах точности этих измерений пространство  является  евклидовым" (Берклеевский курс физики. Ч.Киттель и др."Механика" М.1971 г. стр.30-31). Современные физики приписывают Гауссу измерение  кривизны трехмерного пространства. Но в те времена "извращение  рассудка" еще не доходило до  искривления  пространства. Тогда  пространство было индеферентным.  Его нельзя было  ни  искривлять,  ни вить из него веревки. Гаусс, измерением суммы углов треугольника, только пытался проверить пересекаются или не пересекаются  параллельные прямые. По Евклиду любые три точки не  лежащие  на  одной прямой находятся на идеальной плоскости. И в этой  плоскости  параллельные прямые не пересекаются. А сумма углов треугольника  на этой плоскости будет точно 180 градусов. И это доказывается строго математически. А математик Гаусс  "извращенным  рассудком"  не поверил математике.

ПРИМЕР ТРЕТИЙ: О СКОРОСТИ СВЕТА

Старший современник Ньютона Христиан Гюйгенс в  соответствии с доклассической физикой Аристотеля пытался объяснить  оптические явления с помощью волн мифической среды эфира. Иными  словами  он разрабатывал волновую теорию света. Одним из главных аргументов в пользу этой теории является вывод закона  преломления  света,  Во многих учебниках физики сравнивают вывод Гюйгенса сделанный  будто бы на основе волновой теории света  и  вывод  Декарта-Ньютона, сделанный будто бы на основе корпускулярной теории. Вывод Гюйгенса даёт правильную формулу. Второй вывод - неверную. Отсюда  следует вывод, что свет является волнами эфира.

Введем понятие о волновом и  корпускулярном  движении.  Скорость волнового движения тем больше чем больше плотность среды, в которой они проходят. Например. скорость звуковых волн в  воздухе около 330 м/сек. Скорость звука в воде  около  1500  м/сек.  Скорость звука в металлах еще больше. Вне среды волны  не  распространяются.

Зависимость  скорости  материальных  частиц  (корпускул)  от плотности среды - обратная. Наибольшую скорость частицы имеют вне среды. И чем больше плотность среды, тем меньше их скорость.

Гюйгенс при выводе закона преломления  света  не  знал  этих особенностей двух видов движения и строил волновой фронт в  представлениях корпускулярного движения. Он ошибочно предполагал, что чем плотнее среда, тем меньше скорость волн.  Следовательно,  вывод закона преломления света, сделанный Гюйгенсом  более  трехсот лет назад, является свидетельством в пользу корпускулярного  движения, в пользу корпускулярной теории света.  Неверность  формулы Декарта-Ньютона тоже свидетельствует против волновой теории  света, так как авторы этого вывода ошибочно полагали,  что  скорость света в более плотной среде больше, чем в менее плотной. Ну  ладно, ошибаться может всякий. Но как исправить ошибку? В 1862 году  Фуко впервые измерил скорость света в воде и она оказалась  меньше, чем в воздухе. О чём это говорит? О том, что свет  -  корпускулы. Но нет, физики продолжают утверждать: "Измерения Фуко показали, что скорость света в воде меньше, чем в  воздухе,  в  соответствии  с представлениями  волновой теории света". (Г.С.Ландсберг  "Оптика" М.1978 г. стр.425). Опомнитесь, господа учёные!

Первые измерения скорости света были произведены датским астрономом Рёмером и дали величину 220 000  км/сек. Ландсберг  же  в этой же книге на стр.419 описывая это измерение, находит для  скорости света величину около 300 000 км/сек. Между тем Марио Льоци в "Истории физики" (М.1970  г.  стр.209)  пишет: "Наземные  измерения систематически дают для скорости света значение больше полученного с помощью астрономических методов; причина этого неизвестна". Другими словами скорость света. полученная Рёмером ближе к  истине, чем вычисленная Ландсбергом. И причина этого вполне  объяснима. Корпускулы света, проходя большие расстояния, по пути тормозятся многочисленными материальными частицами  имеющимися  в  пустом пространстве и уменьшают свою скорость.
                Павел Каравдин
   30.01.99