Послушание – неподъемный для меня камень преткновения. В церковной среде числюсь по разряду несмиренных и строптивых. Внешне делаешь все, как положено, а внутри - нет согласия.
Меня не убеждает, что должна делать то или иное за послушание или просто потому что переступила порог храма (не монастыря!),делать по внешнему приказу, словно бессмысленный ребенок, а не взрослый человек. Тем более страшно вручать свою душу кому-то только потому, что он ходит в священническом облачении.
Не понимаю сердцем и умом, почему должна быть послушной тому, кого не выбирала в духовники, кого не принимаю сердцем, с кем никогда не беседовала откровенно и не открывала своих помыслов.
Я не принимала монашеский постриг, не давала монашеских обетов и привыкла, прежде чем делать что-то, думать и нести ответственность за свои действия сама.
Священники об этом молчат, предпочитая диктовать свою волю всем и каждому, кто входит в число прихожан, превращая послушание в исполнение приказов и возводя свои слова в истину последней инстанции. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает в связи с этим:
«Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия, желаем …без сомнения вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину…».
А Иисус Христос взывает к своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф., 23; 8-10).
Расскажу суфийскую притчу, но без концовки. Попробуйте дать свой ответ о выборе Мастера.
Жил был Учитель, к которому пришли двое и просили стать его учениками. Он согласился, сказав, что взял их с трёхмесячным испытательным сроком. В течение девяноста дней Мастер не давал им заданий, не проводил с ними бесед и не приглашал на собрания.
Когда испытательный срок истекал, он позвал их во двор и сказал: « Я хочу, чтобы вы вышли за ворота; там стоят верблюды. Пусть каждый из вас возьмёт одного верблюда за уздечку и, перебравшись через стену, перетащит через неё верблюда».
Первый ученик сказал: « Мастер, я слышал, что сказано: используй ум. Мой ум говорит мне, что это невозможно, а моя интуиция говорит мне, что ты дал мне это задание, чтобы проверить, есть ли у меня здравый смысл или нет».
«Итак, ты не станешь пытаться перетащить верблюда через стену?». «Я не стану, Учитель, и пусть это не выглядит как непослушание». Тогда Мастер повернулся ко второму ученику: « А что ты ответишь?»
Не сказав ни слова, ученик вышел за ворота, и направился к верблюдам. Он взял уздечку и, подведя верблюда к стене, попытался взобраться на неё, но у него ничего не вышло, так как он держал уздечку в руке. «Достаточно, — сказал Мастер, — верни животное на место и возвращайся».
Кто стал послушником мастера? А вот христианская притча о послушании:
Однажды некий брат пришёл к авве Иосифу. В его монастыре было великолепное древо — смоковница. При наступлении утра авва сказал брату: «Поди, покушай плодов смоковницы».
Тогда была пятница, и тот не исполнил сказанного старцем, чтобы не нарушить церковного постановления о посте. После этого брат умолял авву, говоря: "Бога ради объясни мне твой поступок! Ты повелел мне с утра употребить пищу, а я по причине поста не сделал этого. И стыдно мне тебя! Недоумеваю — в каком разуме дал ты мне, старец, приказание употребить пищу и что хотел выразить этим?»
Авва ответил: «Отцы сначала говорят братьям слово по большей части в виде испытания, а не прямо. Когда же увидят, что они выполняют даже извращённое приказание, то уже не испытывают их неправильными приказаниями, а наставляют истине, убедившись в их послушании».
Я согласна и с первой, и со второй,и с множеством других притч о послушании, но здесь изначально есть одно условие, которое делает послушание возможным и отличает его от исполнения команд хорошо дрессиванной собаки: ученики приходят сами, свободно и добровольно.
К Учителю, к Мастеру, в монастырь, к духовнику, приходят, чтобы слушать Наставника. Послушание начинается с желания слушать, с любви, а не с приказов. Об этой ответственности за личный выбор человека говорит митрополит Антоний (Сурожский).
«Когда я говорю о послушании, я именно говорю не о том, чтобы раболепно исполнять те или другие правила жизни, а о том, чтобы вслушиваться. Слово «послушание» от слова «слушать».
Отношения наставника и ученика именно в том и заключаются, что ученик вслушивается в своего наставника — не только просто и формально в его слова, а старается проникнуть в мысли, в опыт, в понимание, в знание, в чувство, которыми продиктованы те или другие его слова. И благодаря этому человек может постепенно перерасти свой опыт и приобщиться опыту своего наставника».
А если нет таких отношений, то все разговоры о послушании и преслушании – есть ложь и манипуляция, стремление закабалить человека, сделать его послушным орудием в своих руках, что в немалой степени многим и удается.
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/poslushanie/