Шмелиный мёд

Коршуниха62
Интересные рассказы деда внукам
о своём детстве.


Дед Афанасий с бабушкой Марией живёт в райцентре Благодатное в своём деревянном доме. Перед окнами палисадник, где вместо цветов растёт старый жасмин, который загораживает окна от яркого солнечного света. За домом огород. Там растут две яблони -Коричневка и Антоновка, вишня, вместо изгороди границу от соседнго огорода отделяют кусты смородины и малины, по центру расположены аккуратные грядки с редисом, луком, морковью, огурцами, помидорами, капустой и всякой пахучей зеленью. Урожая хватает на всю зиму.
Дед и бабка такие старые, что во время войны даже живых немцев  видели. Они могли бы не заниматься с огородом, не мучаться, пенсии на всё хватает, но так привыкли к работе на земле, что без этого жить не могут. Они считают, что труд, подвижность позволяют им сохранять физическую форму, а плоды работы - это экономия средств, плюс прибавка здоровья, так как овощи натуральные, растут без «химии», на покупном птичьем помёте.
 Но не только для себя живут Афанасий с Марией - с таким хозяйством им не стыдно принять у себя на всё лето внуков. Пусть это нагрузка, но она не сравнима с тем, какую радость получают старики от общения с детьми. Сын Николай с женой Алёной живут в Москве, работают инженерами в иностранной фирме, ездят отдыхать за границу, но для их детей нет лучшего времени, когда они приезжают в Благодатное к дедуле и бабуле.

В этом году Егору исполнилось десять лет, он перешёл в третий класс
Полине семь лет, она второклассница. После окончания учебного года Николай на своей Хонде, купленной в кредит, приехал навестить родителей, привёз детей на всё лето в деревню. Ему ночью предстояло вылетать в заграничную командировку, поэтому долго не задержался, поел вкусного маминого борща, поговорили, загрузили в багажник банки с вареньем, с солёными огурцами, домашнюю картошку. Попрощавшись, он сказал детям: «Ну вы, орлы, не скучайте, слушайтесь бабушку и дедушку, помогайте им, на огороде боритесь сорняками».
-Ты не беспокойся, поможем,это так интересно, - сказал Егор, которого дед погладил по голове. Поля тоже сидела на диване, она так сильно прижалась к бабушке, что головой упёрлась в подмышки бабули. Так у детей началось лето без родителей.

Им здесь очень нравилось. Они чувствовали, что деревня  и эта изба излучают особый жизненный эликсир. Воздух настолько чист, что с непривычки от его избытка можно получить аллергию. Казалось, что бревна избы пропитались этим вкусным воздухом и запахом цветущего жасмина. Чем не курорт?

Проводив отца, Егор заканючил: «Дедулечка, расскажи о своём  детстве».
 - Сколько можно рассказывать? Всё будет одно и тоже. Лучше мультики смотрите, вы  богатые, дома у вас всякое кино, а мы плакали в детстве, хотелось кино посмотреть, а у мамы не было денег на билет».
О, какое было жестокое время», - вздохнула Полина.
-Ты не прав, дедушка, мультики, видики - ненастоящие, они надоедают, а у тебя всё настоящее, интересное, сколько бы раз не повторял, всё равно снова хочется слушать».
- Ну что с вами делать, придётся рассказывать. Только уговор: ночью прошёл дождь, сорняки так и прут. Придётся дать им бой! Поля, ты согласна на борьбу с сорняками?»
- Согласна, я в прошлом году морковку полола, правда, бабушка?»
 - Правда, спасибо тебе, внученька, с твоей грядки целое ведро моркови накопали».
- С чего начнём вспоминать, я вам в прошлом году много всего рассказывал?»
- Про шмелиный мёд, - закричали внуки.
- Тогда слушайте.

Однажды я был пасечником.

- Сейчас для вас мёд доступен, он у вас на столе круглый год, какой хотите - цветочный, гречишный, липовый, из акации, из каштанов, правда, вы его не очень любите. А когда я бвл в вашем возрасте, мне казалось, если бы кто угостил, то как медведь, мог за один раз съесть целую бочку мёда. Война была, немцы разорили наш народ, мы почти и сахар не ели. Бывало, в лесу найдём дикую яблоню, яблочки маленькие, зелёные, кислые, в рот возьмёшь, кислотой обжигает, аж скулы сводит. Из леснушек мама компот варила, а вместо сахара клала сахарную свёклу, но это не сахар. Так что много бы отдал, чтобы съесть хотя бы чайную ложку мёда. Однажды моя мечта сбылась, я даже завёл свою пасеку. Не верите? Но это было, я вас не обманываю.
- Мама целыми днями пропадала на колхозной работе, а мы с братом Гришей и сестрой Галей были предоставлены сами себе. У нас была очень добрая бабушка Мария, мама моего отца, которого убили на войне. Когда у неё ещё были силы, она приходила к нам пешком за 15 километров и забирала с собой пожить у неё то брата, то меня. Жила она в селе вместе с дочерью и её тремя детьми в однокомнатной квартире при школе, где тётя Дуня работала учительницей. Со своими двоюродными родными у меня дружба не получилась, ко мне пришли познакомиться мальчики моего возраста Витёк и Костя. Загорели, как негры, у обоих на головах картузы, как и у меня, на Украине солнце злое, жгучее, голову обязательно покрывали.
Костя спрашивает: «Ты мёд любишь?»
 Отвечаю: «Какой дурак его не любит?»
«Пойдёшь с нами работать пасечником? Тогда у тебя свой мёд будет каждый день».
Я покрутил пальцем у виска и сказал: «Нечего хвастать. Так я вам и поверил? Вы меня обдурить хотите? Не на того напали. Дети пасечниками не бывают, за пчёлами приглядывают взрослые. Вы думаете, если я новенький, то побегу с вами мёд пить, сами пейте, хоть целую бочку».
 - Честное пионерское, мы не обманываем, у каждого из нас по несколько пасек, и тебя научим мёд добывать, это просто делается».
 Любопытство взяло верх, я почти согласился на уговор, но признался, что боюсь пчёл, они больно жалят, однажды ел цветы белой акации, а там пчела сидела, да так тяпнула, что язык во рту не помещался.
- Да ты не бойся, у нас пасеки не пчелиные, а шмелиные, а шмели добродушные, они только гудят, как бомбовозы, и не кусаются».
Меня продолжали мучать сомнения о шмелином лакомстве до тех пор, пока мои новые друзья не привели меня в поле, где у них находились пасеки. Пасека у мальчишек - это громко сказано, там не стояли в ряд ульи, не ходил пасечник в белом халате, выпускающий дым из горящего дымаря.
Здесь всё было, как в дикой природе. Шмелиные соты с несколькими ячейками для сбора цветочной пыльцы, из которой они делали мёд, лежали на земле на мху или на сухих листьях. Мне дали соломинку. Я лёг на землю, опустил соломинку в сотовую ячейку, потянул воздух на себя и - какое блаженство: наконец я дорвался до настоящего мёда! Правда, его было очень мало, меньше десертной ложки, но во рту я ощутил сладость, и захотел скорее завести свою пасеку.
 Дело нетрудное, главное, требовались качества разведчика. Мои друзья с большим старанием делились своим опытом: « Вот ты стоишь в поле. солнце светит, кругом трава по пояс. Наблюдай, куда полетит шмель, за ним другой. Значит, в том месте, где их много садится,  там у них соты, туда они носят пыльцу с цветов и делают мёд. Ты в этом месте поставь какую-нибудь примету - палочку или кустик. У шмелей очень маало ячеек в сотах, поэтому свою пасеку расширяй, ищи новые соты и сноси в одно приметное место. Вечером у тебя будет свой мёд».
Теперь у меня был такой сладкий стимул, что я целыми днями пропадал в поле с Витьком и Костей. Днём я был разведчиком, расширял свои пасеки, а вечером пил мёд. Добродушные шмели возмущались грабежом, вились над своими сотами, но не жалили. Конечно, по отношению к труженикам-насекомым я поступал неблагородно, уничтожал их запасы на зиму, но в те годы я ещё не понимал, что нельзя обижать шмелей, они беззащитные. Приносят людям большую пользу:  опыляют клевер, цветы, чтобы в поле или на огороде получился большой урожай клевера для скота или овощей для людей. С тех пор я на всю жизнь полюбил шмелей, которые угощали меня своим мёдом. Ранней весной, когда сошёл снег0 пробуждается природа, в открытую форточку влетает шмель, я встречаю его как друга, который принёс мне привет из моего далёкого детства.

Приключения в пионерском лагере

На следующее лето я получил путёвку в пионерский лагерь. До этого я думал, что только городские дети могут отдыхать летом в пионерских лагерях, которые обычно располагаются на природе в живописной сельской местности. Но оказалось, что наш район был такой передовой, что организовал пионерлагерь для деревенских ребят. Богатства там никакого не имелось, как в настоящих лагерях, просто был большой одноэтажный дом. Нас кормилпи, там мы спали,  днём играли, ходили на экскурсии. Деликатесов никаких не давали, главная еда - фасолевый суп, но вкусный.
Из нашего села путёвки получили три ученика. Нас отвезли на колхозной лошади.
Сначала в лагере я стеснялся - новая обстановка, незнакомые дети, вожатые, но к вечеру мы называли  друг друга по именам и стали, как свои. Играли в волейбол или в игру «красные - синие». Мне запомнилось несколько самых интересных историй, может, смешных, а может, страшных и опасных, как нам, детям, тогда казалось.

Я не был хулиганистым ребёнком, скорее, стеснительным, но однажды меня угораздило стать воришкой. Один мальчик сказал: «Пойдём ночью за яблоками?» В нашем селе яблони давали хороший урожай яблок, но наши матери берегли землю под картошку, свёклу и другие овощи, которыми кормились круглый год, а яблоки считались баловством. Но в детстве так хочется яблочка, в них же многго витаминов и они такие вкусные. Днём мы приметили огород, где росла яблоня, как только все легли спать, мы отправились за яблоками. Хотя была ночь, но на Украине луна светит особенно ярко, даже в песне поётся «и такой на небе месяц, хоть иголки подбирай». Из-за такого мощного освещения нас легко могли заметить хозяева, но мы перелезли через изгородь, вскарабкались на дерево и стали рвать яблоки и класть их за пазуху. Я до сих пор помню,  до чего было страшно воровать - сердечко колотилось так сильно, что готово выпрыгнуть из груди. Не помню, кислые были или сладкие яблоки, но это не какие-то дикие, а из сада, мы их схрумали, не доходя до пионерского лагеря.

Потом нас повели на экскурсию на речку. На высоком берегу мы увидели большой обгоревший пень. Нам рассказали, что в пне жил целый клубок змей, и кто-то поджог пень, о его обитателях напоминали обгоревшие гадюки. Мы змей очень боялись, не заметишь, когда ползёт по земле, если укусит, от её яда трудно спастись. Хорошо, живых змей не встретили. Подошли к реке, пионервожатая рассказала, что речка называется Удай. Хотя было жарко, манила прохлада воды, но плавать не умели. Тогда один мальчик снял брюки и в трусах зашёл в воду и поплыл. Он переплыл реку и вернулся обратно. а мы стояли на берегу и смотрели на него,  как на героя. пионервожатая сказала, что это сын секретаря райкома.

Время в лагере пролетело быстро. Однажды нам сказали: «Ваши путёвки закончились. Мы на вас еду не приготовили, можете возвращаться домой».

За нами никто не приехал, идти было около двадцати километров, дорогу не знали, отправились, куда глаза глядят. Шли с отдыхом через поля, через овраги. В одном месте увидели большой огороженный изгородью пень от дуба, люди говорили, что его посадил Петр 1-й во время Полтавской битвы, поэтому несколько веков берегли пень как напоминание о великой исторической битве русских со шведами.

Когда мы вышли на грунтовую просёлочную дорогу. увидели, что ночью прошёл дождь, босые ноги утопали в раскисшей глине, в лужах стояла вода, на дороге под солнцем грелись змеи, мы обходили их со страхом и большой осторожностью.
 Домой из пионерлагеря все трое посланцев нашего села пришли целые и невредимые, загорелые, богатых впечатлений хватило до старости, в чём вы сами убедились.

Радио своими руками

Начну рассказ со смешного случая. Не помню, в каком классе, мы сдавали экзамен по химии. Надо было ответить на устные вопросы по теории, а потом продемонстрировать определённый опыт. В классе был мальчик, у которого брат пришёл из армии и подарил брюки, которыми мы все восхищались, потому что при нвшей бедности было не до обновок. Этот мальчик сдал экзамен, показал опыт, после него украдкой положил себе в карман брюк пробирку с кислотой. У нас в классе все увлекались домашними изобретениями, ему потребовалась кислота. Хотя ученик сдал экзамен по химии, но не учёл, что кислота может разъесть деревянную пробку. Сидит он, внимательно слушает ответы одноклассников, ни  о чём плохом не подозревает. Вдруг закричал его сосед по парте, вскочил и стал хлопать себя рукой по боку. Учительница разобралась, в чём дело. Оказалось, пробирка в кармане легла на бок, кислота разъела пробку, прожгла новые брюки нашего модника, а заодно досталась товарищу, так как они сидели близко друг к другу.

После этого рассказа вы догадаетесь, до чего же любопытные и любознательные были мальчишки школльники из нашего села. Если кто услышит о какой-то идее, то она передаётся от одного к другому, каждый старается что-то смастерить своими руками.

В первые послевоенные годы у нас не сразу радиофицировали село, а так хотелось услышать Москву через наушники. Тогда пошла у пацанов эпидемия на детекторные приёмники. Их делали каждый для себя. Технология передавалась от одного к другому, особо не интересовались, с кого всё началась, как будто не начиналось, а постоянно жило с незапамятных времён.

Самое главное и трудное в детекторном приёмнике - это изготовить кристалл, по-современному полупроводник. Доя этого требовался свинец и сера. В нашем селе во время войны шли бои, многое нужного для себя иы добывали из разбитой техники, например, наушники. На земле находили много пуль. Они были разрывные, опасные, поэтому для выплавки свинца использовали только простые. Из одной пули получалась примерно чайная ложка нужного металла. Его тёрли напильником, превращая в стружку, потои смешивали в строго определённых пропорциях с истолчённой серой, мяли в руках, получался небольшой тёмно-серебристый комочек - кристалл.

Сделать катушку индуктивности было проще: из бумаги склеивали трубку, на которую наматывали определённое количество витков тонкой проволоки. Толстая проволока служила для нас антеной. Потом одеваешь наушники - и такая радость: сначала раздаётся шипение, а когда подкрутишь проволочку, то  общаешься с Москвой. Так бвло необычно за тысячу километров услышать голос Москвы и новости со всего света. Мама одевала наушники и, довольная успехом сына, с радостью и удивлением говорила: «Надо же, Москва говорит!»

Повальное увлечение самодельными приёмниками закончилось, когда нашему товарищу, сыну учительницы, мать купила настоящий детекторный приёмник, заводского изготовления.

Однажды произошло неожиданное открытие. У нашего приятеля недалеко от дома проходила телефонная линия. Антенна его приёмника проходила параллельно телефонным проводам, через  наушники самодельного радиоприемника можно было слышать телефонные переговоры.

Все технические опыты в детстве нам пригодились в жизеи. некоторые окончили технические институты, стали инженерами,  конструкторами. Я работал на заводе за станком по обработке металов, получил самый высокий 7-2 разряд, внёс много рационализаторских предложений. Ко мне за советом обращались молодые инженеры после окончания вузов. Так что если с детства чему-то полезному учиться, оно всегда пригодится, и ты будешь ценным специалистом, уважаемым человеком.