Бесы, кто они?

Сергей Пресс
Сергей Пресс (Sergej Press)


Бесы, кто они?

Завопили демоны, завизжали, завыли аки  волки.

Тема бесов из знаменитого романа Достоевского неожиданно  снова стала предметом  публичных дискуссий.  Виной тому вовсе не новая экранизация этого романа, сделанная Владимиром Хотиненко.   Само появление ее является свидетельством возросшего интереса к «бесовщине» и ее природе.  А выход сериала  на телеэкран, стыдливо осуществленный российским телевидением ночью,  стал лишь поводом к выступлениям различного рода. Чирей прорвался, и накопившееся  зловонное содержимое  изливается  изо всех дыр, щелей и смей.

Вытащили на свет божий даже старое интервью Анатолия Чубайса, взятое для «Financial Times» другим бесом - Аркадием Островским, в котором злой гений прихватизации «опустил»  гения Достоевского не только за «Бесов», но и за  всю мировоззренческую платформу того. Господин Ваучер громит Достоевскоего и чуть ли не ненавидит его за русский изоляционизм и убежденность в богоизбранности русского народа.

 "Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски". Это Чубайс.

Желание рвать на куски, стремление любой ценой урвать кусок – и есть самая настоящая бесовщина, изданная в новой обложке новым поколением бесов.  Важно: именно любой ценой. Что такое тридцать миллионов русских с их культом страдания, которые должны были быть и были уничтожены по признанию соавтора младобесовщины, постигшей Россию в девяностые. Под руководством старейших бесов – Горбачева и Ельцина бесы помоложе кружили в постыдном бесовском хороводе.  Читаешь Достоевского и удивляешься – вот она, бесовщина, вся как на ладони:  Степан Трофимович Верховенский (Горбачев, Яковлев, Коротич и вся бездарная худинтеллигенция и продажная пишущая братия), губернатор Лембке (те же Горбачев, Яковлев, Ельцин и бездарная закосневшая в догмах и коррупции  власть),  молодой Верховенский (Гайдар, Чубайс, Березовский, новейшие идеологи новейшей бесовщины, проходимцы и комбинаторы), пятерка сподручных молодого Верховенского (сетевые хомячки, креативные кривляки, недоучившееся студенчество, жертвы рекламы с  малофункциональными айпэдами и айфонами), мать и сын Ставрогины (партийная верхушка, развращенная властью и вседозволенностью) как воплощение общего миропорядка на земле, при котором людьми правит уже не бог,  а развратные земные небожители, купившие и веру в бога и самого бога, и т.д. и т.п.  Целая энциклопедия бесовщины, бесы от мала до велика, погрязшие в сплошном богохульстве и грехе, в человеконенавистничестве и преступлениях против человечеcтва.

Разве могут бесы не ненавидеть Достоевcкого за его гениальную прозорливость?  Разве мог бывший сочувствующий  публицист  Верховенский-старший или писатель-крепостник Кармазинов-Тургенев  предвидеть, что  в итоге получится из  коммунистических идей Маркса и беспринципных катехизисов нечаевцев?  Это увидят следующие поколения России. Увидят и раскаются в содеянном, но будет поздно.  Подпоручиками уже будут изрублены иконы,  а детям в школах будут раздавать афганские  шприцы, европейские  презервативы и порнографические картинки  из американского интернета.  И тогда в Вест-Пойнте главный бес планеты, черный президент белой Америки объявит Путину на весь притихший мир о богоизбранности бесов, достигших верховной власти на земле: с богоизбранностью русского народа теперь покончено, бесы победили и в России. Чубайс должен быть доволен и  от трудов неправедных может, наконец, удалиться в «Нанотех».

О настоящем и  грядущем торжестве бесовщины предупреждает Федор Михайлович. Уж он-то знал о бесах многое. Знал изнутри боевой революционной ячейки,  знал от Верховенского-Петрашевского, из-за которого и пострадал на каторге, сам был одержим страстями и падучей.  Всю оставшуюся жизнь изгонял Достоевский бесов из себя и всех нас.  Но мы  не поверили и  не верим ему.  А, значит, мы тоже бесы, и сами виноваты в том, что  с нами произошло и происходит. Есть и такие персонажи в «Бесах»: Хромоножка со своим братом-алкашом,  Шатов и его неверная жена,  самоявленное безумное божество Кириллов, Лиза, Даша и множество других обманутых, отверженных,  ослепленных фальшивым дьявольским блеском и ложью,   любовью или сочувствием привязанные к бесам,  одержимые иной бесовской страстью.

Конечно, такой выбор Достоевского был и есть не по нраву бесам.  Строки Достоевского поражают бесов в самое бесовское сердце точнее серебряных наконечников Ванхельсинга.  Каждое слово, каждая буква освобождают от бесов  одержимую душу. Надо только прочитать. Надо только  понять.  И тогда в романах Достоевского откроется то, что подвергается бесами особой травле: Бог Достоевского.  Верил ли сам Достоевский в Бога или нет,  не имеет значения  для того, кто ищет ответы на самый главный вопрос: для чего человеку нужен Бог.  Не кто такой Бог? Не что такое Бог? Не какой такой Бог? А для чего Бог?  И только это и важно Достоевскому. И только это и важно нам всем. Ибо, если в душе человека нет бога, значит,  в нем живет бес. Третьего не дано.  Бесам очень хочется приписать  Достоевскому религиозное мракобесие, православную ограниченность, церковную нетерпимость. Но чего нет, того нет.

Зато  есть слово «Бог», которым Достоевский обозначает мучительные нравственные поиски тех, кто хочет освободить себя от власти бесов, будь то Раскольников или тот же Николай Ставрогин. Другого слова, такого же  мощного и короткого,  в человеческих языках нет.  Впрочем, ФМ не нуждается в моей защите, тем более, перед бесом Чубайсом. Если уж кто кому и нужен, то Достоевский – Чубайсу, а не Чубайс - Достоевскому.

Бесы обвиняют Достоевского в тех грехах,  которые сами творят каждый миг. Они не могут поверить в то, что в душе человека может быть еще что-нибудь, кроме бесовщины.  Руководствуясь собственными представлениями о морали, Дмитрий Быков обвиняет Достоевского в клевете: "Давайте сразу скажем, роман 1872 года написан задолго до того, как в России началось реальное революционное движение. Он, как бы, оклеветал его заранее».  Быков даже не замечает, что в собственной короткой фразе нет ни слова правды, одни прегрешения против истины и клевета.  Не мог же он забыть, что народники убили Александра Второго уже в 1881 году. И это была не первая попытка.  А первая была совершена аж в 1866, еще до написания «Бесов». Или это тоже были   еще не революционеры. Тогда кто?  Да и зачем было Достоевскому клеветать на движение, которого еще не было?  Ему делать  было нечего.

Но бесам на логику плевать.  Они давят на подсознание, на темные бесовские стороны души. И  действует. И после выхода «Бесов»  в свет нечаевщина не прекратилась.  Напротив, бесовщина окрепла, размножилась,  расплодилась и расползлась. Царь-освободитель через десять лет был убит. А через двадцать – началась русская революция, та самая, которая снесла всех: Верховенских, Ставрогиных, Кармазиновых, всю Россию.  К власти пришли бес Сталин и бес Гитлер. Достоевский один оказался прав.  Даже Толстой и Чехов не поверили Федору Михайловичу.  Но все случилось так так, как он напророчил в «Бесах»: Верховенский вернулся в Россию в пломбированном вагоне, влез на броневик и прикончил Россию с кривой бесовской усмешкой: «Покаянное кликушество». Бесы никогда не каются. Некому. Нет у них Бога.

Нынешние, горбачевские  бесы,  ненавидящие бесов предыдущих, ленинских,  солидарны с ними в общей ненависти к Достоевскому.  Потому что в «Бесах» написано и про тех и про этих. В «Бесах» написано про всех бесов, которые были, и которые еще будут.

Горбатого беса и могила не исправит. Быков продолжает врать и клеветать на Достоевского. Бесы не выносят света истины и правды:

«Да, в революционерах бывает определенная бесовщина. Бывают сектанты от революции, бывают тоталитарии от революции, такие как Нечаев, человек явно не совсем психически адекватный. Бывают свои романтики ножа такие как там русские террористы 80-х годов или как там герой романа Андрей Кожухов и так далее.

Но к этому русское революционное движение не сводится. И называть бесами всю российскую интеллигенцию, жаждущую свобод, это, в общем, значит, остаться в результате с очень неважными сторонниками».

Достоевский вовсе не считает  бесами всю российскую интеллигенцию.  Что за бред!  Читал ли Быков Достоевского?  А если читал, зачем врать так цинично и нагло?  Да тот же Ставрогин презирает Верховенского, Шатов плюет Верховенскому в лицо. Верховенский и убивает-то Шатова именно  за то,  что тот не поддался «обаянию» бесовщины и не захотел ей подчиниться, весь губернский город встревожен и возмущен провокациями будущих бомбистов.   Но Достоевский провидчески показал, что бесовщина может победить Бога, если бесам не дать отпор. Так оно, к сожалению,  и случилось.

Достоевский осуждает бесов не за стремление к свободе. Он показывает как естественное стремление  людей к свободе и справедливости бесы используют  в  корыстных интересах бесовщины, главный из которых,  как раз и заключается в том, чтобы разрушить бога в некрепких душах.  После этого легко соблазнить их любой бесовской выдумкой, развратить  романтической сказкой  о красивой даме, о  Революции. Поддавшись бесовщине они забудут, что к истинной свободе ведут только постоянный труд над собой и непрекращающееся богоискательство, понимаемое не в узком религиозном смысле, а в широком общечеловеческом. 

Быков продолжает лгать как  обычно:

«И вот страшную мысль я выскажу сейчас. У нас есть несколько текстов и много фильмов в русской традиции, которые рассказывают о бесовщине революционеров (есть такой грех). Но у нас нет ни единого текста, который бы рассказывал о бесовщине власти, которая гораздо страшнее бесовщины любых революционеров».

Мне не известно ни одного произведения о бесовщине революционеров, равного «Бесам».  А вот о бесовщине власти писала вся замечательная русская классика. Да и сам Быков только этим и занимается.  Не писать же бесу критические эпиграммы на самого себя, хотя с беса и это станется. Бесы способны рядиться во что и в кого угодно. Не только о бесах-революционерах писал Достоевский.  Все его герои, не только в «Бесах», в той или иной степени – бесы.  И кого только нет  среди них: и государственные мужи, и чиновники, и купцы, и студенты и проститутки. Все бесовские департаменты, царские канцелярии  и революционные пятерки, борясь друг с другом, уничтожают Бога на земле. Это главная тема всего творчества Достоевского: путь человека от бесов к Богу.  Не каждому дано пройти.

У Быкова не получается. Зато получился замечательный донос на Хотиненко:

«А фильм Хотиненко – ну, что говорить? Конечно, это фильм очень, как бы сказать, очень непорядочный по отношению к Достоевскому. Потому что не стоило Достоевскому так мучиться, выписывая славнейший и сложнейший, и труднейший образ Ставрогина, образ этого Ивана Царевича, всеобщего соблазнителя, между прочим, образ очень неоднозначный, имеющий в основе, вероятно, Слащева, одного из его ранних товарищей, в которого он просто влюблен был искренне, да?

Не стоило ему так мучиться для того, чтобы сегодня Владимир Хотиненко с таким опережением попытался услужить текущему моменту. Я уже не говорю о том, что блистательный актер Шагин, на которого я возлагал самые серьезные надежды, очень хорошо, почти гениально играет Верховенского. Но какое же отношение этот Верховенский, помилуйте, имеет к русской революции? Он просто создает образ очень плохого человека. А Достоевский писал Бухгалтера мятежа, он писал человека, для которого организация мятежа есть такое кровное дело, предугадал Ленина, по сути дела. Ну, ребят, ну, давайте ж мы не будем нашу классику, которой у нас и так не много, с такой ужасной силой низводить до нужд текущего момента».

Непонятно, чего ради приплел Быков Слащева?  Не иначе поддался бесовскому искушению блеснуть эрудицией.  И почему «этот» Верховенский не может иметь отношения к революции? Потому что на Ленина не похож? Так  они разные были и есть, революционеры и бесы. Если бы можно было беса отличить с первого взгляда – все было бы по-другому.  Вот и сам Быков. Разве скажешь, что бес? Сладко говорит. А вдумаешься чуть-чуть -  бесовщина чистой воды. Да еще с претензиями на богоискательство. Бесовская мимикрия. Но ненависть к Достоевскому скрыть все-таки не смог: велика очень есть. А режиссеру Хотиненко  досталось за компанию.  О самом фильме умолчу. Мне понравилось. Не вижу в фильме никакой конъюнктуры.  Разве что американскую фотографию Кириллова  нам показывают слишком часто и назойливо.  Но ведь и Достоевский неспроста упомянул Америку.

Напрасно сам г-н Быков мучался и мучается. Не вымучить ему ничего путного. Не бесовское это дело – Бога искать.  И на кого он променял Достоевского?  На какого-то Давыдова,  Терехова, на  опереточного Лимонова, старого беса-пердуна с бородкой под Троцкого.  Скучно им. Вот и меняют время от времени ориентацию. Самое место им  в бесовской шестой колонне на картине Юрия Данича, «Бесы».  О сем бесогонце я уже упоминал как-то, хватит с него.

Тема бесовщины так актуальна, что до  бесовщиный опустился даже Игорь Волгин, прекрасный знаток Достоевского. Он заявил, что в романе «Бесы» нет положительного героя.  Даже Николай Ставрогин, дескать, первый кандидат на эту роль, в итоге оказался насильником и убийцей. А как же быть тогда с Раскольниковым? Тоже убийца.  Мышкин так и вовсе клиент психушки, чем не бес? Да и кто сказал, что положительный герой обязательно должен быть? Что за  отрыжка соцреализма? Оглянитесь вокруг себя. Видите ли вы его, положительного героя. Я нет. И Достоевский не видит.  Но каждый из его героев, оказавшийся между Богом и дьяволом, уже кандидат. А дальше все зависит от направления движения. Если он идет от дьявола к Богу – это одно. А если в обратном направлении –  это уже законченный бес.

«Бесы» - роман не только о бесовщине русской, или бесовщине революционной.  Это роман о бесах вообще. Поэтому Достоевский  погрузил его персонажей не в Москву или Петербург, как, скажем,  в «Преступлении и Наказании», а в безымянный губернский город. Таким городом может быть любой город земли: хоть Париж, хоть Вашингтон, с поправкой, конечно, на убожество российского быта. Бесовщина универсальна и вечна, как и мировое зло. Была всегда и всегда будет.  Но у любой бесовщины есть сердцевина, ядро, горнило и источник  зла,  Мордер нашего средиземья.  Имеется он и в «Бесах».

Не знаю, случайно это у Достоевского вышло или нет. Тайная деятельность Верховенского изолирована от окружающего город мира, локальна. Он прибыл ниоткуда и убыл в никуда. На финальный вопрос «является ли наша революционная ячейка единственной»  он только ухмыляется.  И когда я перечитываю роман, меня не покидает ощущение, что где-то там за лесом, а, может, даже за горами и морем-океаном и находится Мордер   мирового зла, откуда в мирные губернские города прибывают  Верховенские, чтобы занять место губернатора или предводителя революционной ячейки, бесам все равно. Иногда я думаю, что у Достоевского просто не хватило сил и усердия представить в романе развернутую картину Мордера.  С другой стороны, роман-эпопея не его метод. Это для Толстого или советских писателей.  Достоевский всегда огранивается частной жизнью, частными судьбами. Дорога к богу всегда индивидуальна, по ней не ходят крестным ходом и с хоругвями.   

Но тревожное присутствие Мордера Достоевский все-таки передает читателю.  Понимаешь, что Верховенский это еще не самое страшное зло, не все зло.  Что Верховенский всего  лишь посланник Мордера.  А настоящее зло выплавляется где-то там, за лесом и за океаном, где плавились и Герцен, и Бакунин, и Маркс с Энгельсом, и Ленин со Сталиным.  Поэтому, если представить, что где-то в Женеве Ленин строчит свои злобные статейки про Достоевского, то худосочный истеричный Верховенский Хотиненко кажется вполне органичным рядом с американской фотографией Кириллова. Верховенский – еще бесенок, он только учится. Ему, как и его прототипу Нечаеву, всего-то чуть за двадцать.  Настоящим монстром он станет гораздо позже.  И в этом тоже можно усмотреть много правды и гениальной прозорливости Достоевского.

Сегодня Мордер переместился за океан.  Вся земля содрогается от клокочущей внутри его магмы.  Воины  Мордера с крылатыми ракетами подмышкой несут миру свет демократии и мира во имя процветания Мордера.  До остальных Мордеру дела нет.  Его посланники разлетаются по  губернским городам и несут бесовщину в массы. 

Ну а те, кто прочитал «Бесов», уже знают, что было дальше.


06.06.2014 21:12