Нитраты

Андрей Смолюк 3
. Нитраты

Раньше картошку мы садили в поле. Но потом это нам разонравилось. Машины своей нету, вот и приходится всех просить увести-привести. А это не всегда удобно. Да и окучивать картошку, не говоря уж о колорадских жуках – дело хлопотное и тяжёлое. Вот когда автобусы были бесплатными (был у нас такой в Снежинске коммунизм), тогда ещё просто было, а сейчас картошка эта, в общем-то, золотой получается. И мы на это дело, то есть выращивание картошки своими силами, плюнули. И правильно сделали!
Стали мы картошку в близлежащих деревнях покупать. И очень это нам понравилось – ни проблем, ни забот. Одна благодать. Купил картошку, в погреб опустил и всю зиму блаженствуешь.
Вот и на сей раз. Съездили мы с братом в село Никольское на его машине и кому сколько надо этой картошки купили. И дёшево, и сердито.
 Да вот беда – странной какой-то эта картошка оказалась. Почистишь её, а она практически сразу же на воздухе и темнеет. На воздухе, в общем-то, картошки темнеть положено, но не так быстро и не так сильно.
Ну, мне супруга и говорит:
-Странная картошка. Наверное, в ней нитратов очень много. Проверить бы её на эти самые нитраты.
Я с ней было, не согласился, ну, какие нитраты у частников, но потом подумал, а чёрт его знает.  Одним словом позвонил я на санэпидемстанцию, чтоб узнать, можно ли картошку на нитраты проверить. А мне в санэпидемстанции говорят:
-Картошку на нитраты можно проверить в нашей лаборатории. Только денежки платить придется.
-А сколько? – спрашиваю я.
-Да рублей пятнадцать, - отвечают в СЭС.
Ну, пятнадцать рублей деньги не такие уж и большие, так что заплатить можно.
-А куда мне с этой картошкой идти? – спрашиваю.
-Да к нам в лабораторию по такому-то адресу. Хотя, впрочем, где вы живёте?
Ну, я адрес свой называю, а мне и говорят:
-Так у вас рынок под боком. Вот туда и сходите. Павильон номер девять. Там оборудование новое, сверхмощное, так что вам в миг определят лишку нитратов в картошке или нет.
Я повесил трубку и стал на рынок наш городской собираться. Взял две картофелины и пятьдесят рублей денег. Вдруг на новейшем оборудовании цена повыше будет, чем пятнадцать рублей.
Девятый павильон на рынке я нашёл быстро. Постучался в дверь как положено и вхожу. И попал я в помещение похожее на рубку космического корабля («Союз» или «Дискавери»). Кругом компьютеры, кнопочки, лампочки и тумблерочки!
-Вот это да! – подумал я. – Как в фантастическом фильме, другого слова и не подберёшь!
-Да, вот оборудование у нас хоть куда, - слышу, кто-то сзади говорит. – Ещё бы знать, как на нём работать. Американцы тут к нам приезжали в гости, вот и подарили всю эту супертехнику. Подарить-то подарили, а вот как на ней работать, толком не показали. Спешили видать куда-то сильно.
Оборачиваюсь я, смотрю, паренёк стоит молоденький.
-Наверное, он тут начальник, - мелькнуло у меня в голове.
А сам спрашиваю:
-На нитраты картошку сможете проверить или нет?
-Да почему нет, - отвечает паренёк, - плати двенадцать рублей, и всё сделаем.
Ну, для определения нитратов мне двенадцати рублей не жалко. Подаю я пареньку деньги и картошку. Паренёк картошку взял, поплевал на неё и тряпочкой почистил. (Очевидно для того, чтоб картошка чистой была).
-Сейчас компьютер включим, - заявил паренёк, - и всё сразу определим!
Взял парёнек протёртую картошку и в какой-то ящичек её положил. А сам кнопочку на компьютере нажимает: красную и большую. Лапочки на всех приборах вспыхнули весёлым цветом, и компьютер включился. Засветился экран, значит. А на экране надпись по-английски появилась.
-Это компьютер спрашивает, что у вас и чего вам от него, от компьютера, надобно, - так перевёл эту надпись паренек. – Теперь надо на клавиатуре по-английски набрать слово «картофель» и «нитраты». Через двадцать секунд всё будет ясно!
Набрал, значит, паренёк на клавиатуре слово «картофель» и слово «нитраты» по-английски, и стал чего-то ждать. Компьютер многозначительно загудел.
Минут пять он так гудел, а затем надпись на экране появилась: «go home».
А мне эта надпись и без перевода понятна. Посылает, значит, компьютер американский нас вместе с нашей картошкой русской куда подальше! Домой, значит!
-Дела! – произнёс паренёк. – Не хочет нас знать это чудо американского прогресса и науки. Но вы не переживайте, я сейчас по-нашему, по-русски вашу картошку на нитраты проверю.
Вытащил паренёк из ящика картошку мою, взял нож и в картофелине дырочку проковырял. Затем поплевал на палец и в какую-то жидкость в стакане, что стоял на столе, его, палец, опустил. А затем засунул палец в дырочку в картофелине. В картофелине, что-то подозрительно зашипело.
- Нитратов в норме, - заявил, что-то подумав, паренёк, - но на высшем приделе. Так что варите, и жарьте эту картошку тщательно!
-А чернеет она почему? – спрашиваю я.
-Я же вам объясняю: нитратов на высшем приделе. Вот поэтому чернеет, темнеет она. Вон как палец у меня зашипел. Видали?
-Видал, - ответил я, несколько удивлённый таким способом определения нитратов.
Что мне теперь оставалось? Заплатил я двенадцать рублей, правда, не очень понятно за что, и домой отправился. А относительно проверки, что-то у меня в душе сомнения возникли. Как это при помощи пальца можно нитраты определить?
Так я дома и сказал жене. Ну, за двенадцать рублей мне влетело (без этого никак!), раз проверка такой была, и сказано было:
-Лучше бы я сама этим делом занялась. Так, пожалуй, и сделаю. И не на рынок пойду, неизвестно к кому, а прямо в лабораторию СЭС!
Я с женой согласился, что мне ещё оставалось, пусть она сама этим делом займётся. Может у неё лучше получится.
 А сам подумал:
-Если на рынке все овощи-фрукты так проверяют, то неизвестно, чего мы оказывается едим. Так что на сад надо больше надеется, а не на покупное, на рынке.
В общем, жду я, когда жена в лабораторию СЭС сходит. Интересно мне даже стало, что у неё там получится, да и сколько будет, в самом деле, нитратов в картошке, которую мы с братом в Никольском купили.

23.10.03.
Смолюк А. Л.