День Победы. До слёз правдивая история

Ариадна Соколова
                Посвящается А.В.

- Колька, чё ты завтра в школу идёшь? – спросил небольшого роста паренёк с тёмным, густо пробивающимся пушком над верхней губой.

Колька принял отсутствующий вид и медленно, с достоинством сплюнул на асфальт.

- Чё молчишь, а? – вновь раздался хрипловатый голос паренька.

- Нет, Серёга, не пойду. Чё я там забыл? – сказал Колька, засовывая руки в карманы. – Пошли они все со своей учёбой! Достали.

- Колян, сходить надо. Маришка же звонила, сказала, чтобы все были обязательно.

- Кто сказал? Какая Маришка? – сморщился недовольно Колька и почесал затылок.
– Классуха наша?

- Ага! Там же праздничные мероприятия в честь 9 мая, забыл?

- Да, тогда надо сходить. Выходной когда будет, задолбали уже своими мероприятиями?

Паренёк, переминаясь с ноги на ногу, вытащил сотовый телефон из кармана:

- С четверга отдыхать будем совсем. Завтра последний предпраздничный день.
Колька снова сплюнул и провёл рукой по волосам:

- Кто сказал, с четверга? Чё там 9 мая, День Победы?

- Я в Инете ща глянул, точно с четверга по понедельник отдыхать. Ага, День Победы. Опять про войну талдычить будут.

- У тебя, Серёга, новый телефон что ли?

- Да, Колян. Подарила мать, - гордо и смущённо забормотал Серёга.

- Ха! Наверно, за хорошее поведение? – засмеялся парень. – Ты сейчас куда? Домашнюю работу делать?

- Да чё ты ржёшь, Колян. У меня дома ремонт – мать просила помочь после школы. Сам куда?

- Математику учить пойду, ха! – Колька важно посмотрел на своего собеседника, но пожал ему руку. – Ладно, покедова! Чеши домой!

Во дворе на детской площадке сидели две бабушки на скамейке. Они грелись на солнышке, кормили голубей и обсуждали новости. Так получилось, что Колька и Серёга, два  закадычных друга, попали в их поле зрения и слуха. Разговор про школу и 9 мая был услышан полностью, для этого Баба Нина и баба Зоя притихли. Первая нарушила тягостное молчание Баба Нина:

- Ой, как же так. Ой, совсем ещё молодые, а так к праздникам относятся, Зоя, ну, как же так?

- И не говори, - вздохнула старушка, украдкой утирая слезу. – Ничего не знают ведь, что было, за что воевали! Грубые, бессердечные мальчишки!

- Да они непутёвые ведь. С шестнадцатого дома вон оттуда, - махнула рукой баба Нина. – Колька – это Аньки Весёловой сын, мужик у неё пьющий. Бьёт Аньку частенько, откуда и этому быть добру, от таких-то родителей. А у Серёжки, второго, только мать, отца нет совсем, да и не было. Моя Юлька училась с Серёжкиной матерью в одном классе. Её зовут, кажись, да как же. Прямо из головы вылетело, ах, да, Ленкой Смирновой зовут.

- Нина, конечно, такие родители неблагополучные, чего от них ждать? В каком классе-то учатся парни? – спросила баба Зоя.

- Оба в девятом «Б», школа недалеко от нас, знаешь же, пятьдесят седьмая?

- Ах, знаю.

- Зоя, так вот от этого класса, где они эти учатся, вся школа, все учителя с ума сходят!

- Да ты что! – сокрушенно покачала головой старушка.

- Без ихней классной руководительницы ни один учитель не решается в классе урок вести!

- Ой, ё-ёй! Матушки мои, какие хулиганы.

Долго ещё баба Нина и баба Зоя шептались про непутёвых мальчишек, неблагодарных детей, не знающих тягот военных лет и безалаберно относящихся к празднику - Дню Победы. Потом разговор плавно перетёк на тему маленьких пенсий, дорогих лекарств и продуктов.

Восьмого мая пятьдесят седьмая школа жила суматошной предпраздничной жизнью. Все её обитатели, предвкушая близость четырёх выходных, находились в приподнятом настроении. День предстоял короткий, но бурный. Уроки не сократили, как это бывает обычно, лишь некоторые из них заменили на тематические классные часы.

- Ольга Петровна, Ольга Петровна! – по коридору почти бежала небольшого роста женщина с папкой бумаг в руках.

Ольга Петровна, высокая, полная женщина, не спеша, шла в сторону кабинета физики. Но, услышав своё имя, как солдат, быстро развернулась на сто восемьдесят градусов:

- Здравствуйте, Лариса Владимировна! Что-то случилось?
Немного отдышавшись, женщина быстро заговорила:

- Ольга Петровна, Елена Александровна же вам сказала, что сейчас вместо урока физики будет классный час с поэтессой Валерией Александровной? Она будет читать свои стихи о войне!

Ольга Петровна удивлённо приподняла бровь:

- Мне никто не говорил об этом.

- Ну, как же. Ведь я сказала Елене Александровне, а она сказала, что вам сказала. Как же так? Мы человека пригласили! Ваш девятый «А» показательно-образцовый класс, человек уже пришёл, такая милая, молодая женщина!

- Подождите. Мне никто об этом не говорил, в девятом «А» сейчас будет контрольная по физике, ни про каких поэтесс мне не известно. Извините, мне надо готовиться, через пять минут уже урок начинается, - с достоинством ответила Ольга Петровна, развернулась и ушла.

- Как же так? – Лариса Владимировна пожала плечами и задумалась. – Поэтессу пригласили же!

Женщина так и замерла посреди коридора, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Очнулась она, вздрогнув от раздавшегося за спиной, нахального голоса:

- Здрассьте, Лариса Владимировна!

- Коля? Здравствуй!

Вдруг в её голове промелькнула мысль.

- Коля, а у вас сейчас какой урок?

- Физкультура. Ха, а чё? – поинтересовался парень.

- Как же классный час?

- Его Марина Николаевна сейчас провела уже, а сама смоталась куда-то, кажись!
– развязно пояснил Коля, водя пальцем по своему смартфону.

Марина Николаевна, классная руководительница девятого «Б» класса, была единственным человеком, который не боялся своих подопечных. Часто ей приходилось присутствовать и на других уроках, чтобы утихомирить своих учеников, как на подбор, состоящий из хулиганов, нагловатых и циничных ребят. Сегодня она провела свой классный час и отправила детей на урок физкультуры, а сама собралась на вокзал встречать гостей, со спокойной душой сдав класс физруку Денису Викторовичу. К ней приезжала родная сестра на праздники.

Под угрозой выговора от директора Лариса Владимировна собрала ребят из девятого «Б» в свободном классе и сказала, чтобы сидели тихо. Коля возмутился первый:

- Счас нам какую-то поэтессу приведут, типа Пушкина, только тётка! Стихи нам будет читать про войну!

С задней парты раздался недовольный голос девушки:

- Врёшь ты, Колька!

- Чё сразу врёшь, Сидорова? Правду говорю, сам слышал. Ларка, наша организаторша, говорила с Петровичем – классухой девятого «А». Мол, у вас счас стихи будет читать поэтесса про войну, а Петрович ей отвечает, ни фига, у меня контрольная по физике. Вот Ларка нас здесь и собрала, да отвечаю! – эмоционально поведал Колька, время от времени размахивая телефоном перед своим носом. – Маришки нашей нет, к ней сеструха приехала. Вот так!

Сидорова Валя поджала свои накрашенные губки и нахмурилась:

- Вот блин, я думала, отпрошусь у Дениски домой, скажу, заболела, а тут сиди теперь, с тоски помирай. Быстрее бы завтра, выходные хоть начнутся! Я плеер с собой не взяла, - забубнила девушка, затормошив соседку по парте. – Светка, поделишься наушником?

Светка – девица с отсутствующим взглядом, медленно жевала жвачку и слушала музыку, заткнув уши гарнитурой от телефона:

- Ланно, поделюсь, дорогая.

Раздался звонок, возвещающий о начале урока. Лариса Владимировна шла по коридору рядом со стройной женщиной, улыбаясь и болтая без остановки:

- Валерия Александровна, миленькая, так здорово, что вы к нам пришли, просто замечательно! Стихи ваши замечательные! Вы такая красавица, детям обязательно понравитесь! Пойдёмте, пойдёмте, нам сюда!

Культурный организатор школьных мероприятий Лариса Владимировна открыла двери в кабинет, где уже зло и настороженно притих неуправляемый девятый «Б». Её охватил панический страх. Она боялась этих детей, но всё-таки не решалась рассказать правду о них тихой, нежной, ни о чём не догадывающейся гостье.

- Класс, здравствуйте! – торжественно сказала Лариса Владимировна.
На её приветствие проследовало напряжённое молчание, никто даже не поднялся с места. Руки ребят открыто потянулись к смартфонам.

Женщина продолжила:

- Мы с вами знаем, что завтра великий праздник – День Победы! Так получилось, что вместо урока физкультуры у вас будет встреча с замечательной, молодой поэтессой Валерией Александровной! Прошу вас.

Лариса Владимировна натянуто улыбнулась и вышла за дверь. Молодая поэтесса  преподавала иностранный язык в частной школе, поэтому умела найти нужное слово к школьникам. Видя, что в классе мальчишки недовольно и вызывающе переглядываются, теребят свои телефоны, подтягивая ближе наушники, она решила, что сразу начать читать стихи – значит говорить с пустотой. Поэтому решила поступить иначе:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Александровна, сегодня наша встреча посвящена Дню Победы. Вы это всё знаете. Думаю, мероприятий на эту тему было множество, и все вы устали уже слушать одно и то же. Но. Я не буду вам читать стихи о войне.

Женщина прошла к окну, развернулась к нему спиной и стала спокойно смотреть на своих слушателей. Класс притих. Коля удивлённо присвистнул:

- Вот это да! Непорядок, Валерия Алексеевна!

С задней парты его поправили:

- Александровна, Колька, дурак!

- Да, конечно, извините дурака, - съязвил парень. – Валерия Александровна, надо же о войне, завтра ведь 9 мая. Вы тогда что читать будете?

В классе послышались приглушённые смешки. Но женщина улыбнулась мило, по-доброму, по-хорошему:

- Я не пишу стихи о войне.

- Почему? – спросил Колька.

- Я не могу писать о том, чего не знаю. Я не видела войны. Нельзя писать стихи о том, чего не представляешь.

Дети удивлённо уставились прямо на поэтессу.

- Но однажды война стала для меня реальной, приблизилась ко мне вплотную, - продолжала она после небольшой паузы.
Валя Сидорова серьёзно спросила:

- Как так? Расскажите, нам!

- Рассказать?

- Расскажите, расскажите, пожалуйста, - раздались голоса с разных парт.

- Хорошо. Слушайте! – и женщина заговорила тихим, спокойным голосом, наполненным любовью, нежностью и тихой грустью. Она поведала о том, что когда-то сама была маленькой девочкой. И каждое лето со своей младшей сестрой она проводила в гостях у бабушки – в маленьком, деревянном домике. В одной из его комнат хранилась реликвия - деревянная шкатулка, где были сложены стопкой старые фотографии, письма, бумаги. Валерия Александровна упомянула про семейные предания, что бабушка им рассказывала перед сном. И как однажды нашла в этой заветной шкатулке похоронку, самую настоящую.

- Знаете, только тогда я осознала, что всё это было по правде: страх, голод, смерть, война! Вот эти самые бумажки получали дети, матери, жёны!
Парни слушали внимательно, у некоторых девушек на глазах даже заблестели слезинки.

- Ну, а теперь, я почитаю вам свои стихи, не о войне.

До конца урока никто в классе почти не шевелился, все затаённо слушали голос этой хрупкой и стройной женщины. Самые злостные и неуправляемые хулиганы на целый час превратились из трудных подростков в обычных, любопытных детей, которые всё же любят слушать сказки, истории, которые верят доброте.

Прозвенел звонок, но ребята не спешили уходить. Осмелился один Коля:

- Валерия Александровна, спасибо вам! Может быть, на память вы оставите мне свой автограф в дневнике?

- И мне! И мне! – послышалось со всех сторон.

- Конечно. – улыбнулась поэтесса. – Обязательно!

В дверь робко постучали. Лариса Владимировна заглянула в кабинет, удивлённая тишиной, и спросила:

- Вы уже закончили, да?

После в учительской Валерию Александровну окружили со всех сторон педагоги с расспросами.

- Как же вам это удалось? Они вас слушали, ну, как? – удивлялись некоторые. – К ним без классной руководительницы почти никто не заходит! Они сущие неуправляемые звери!

Женщина скромно улыбнулась и ответила:

- Вы говорите с ними по-человечески, не поучительно, а от души – поверьте, ребята слушают!