Судьба Иоганна - часть 11

Наталья Соловьева 2
Глава 24

В апреле, мы все еще отступали, но нам удалось закрепиться на определенных рубежах, где мы держали оборону.
В одном из селений, я вместе со штабным офицером, в чине лейтенанта устроился на постой к женщине, лет сорока, с дочкой тринадцати-четырнадцати лет и мальчиком, лет семи. Хозяйка встретила нас не слишком приветливо, выглядела испуганно, но вела себя спокойно. Заняли мы одну из комнат, во второй оставили мать с детьми. Девочку звали Валя, она была  настороженна и крайне неразговорчива в нашем присутствии, эдакой тихоней. С мальчиком мне было проще найти общий язык, он был непоседливым и шустрым.

- Митя, иди сюда! Сейчас получишь ремня! Я сказала, не мешайся!– одергивала мать.
Но малый был любопытный, и все время ошивался вокруг нас, особенно возле меня, наблюдая исподтишка и норовя сделать какую-нибудь пакость, мог даже плюнуть. Когда же я пытался его окликнуть или подозвать, он немедленно убегал. Поначалу я злился, но потом взял себя в руки.
Мы обедали, а ребенок все время смотрел на нас голодными глазами. Офицера, Альфреда, это явно раздражало, а мне было жалко, и я давал ему молока, хлеба или вареного картофеля.

- Воды принести? – спросил я хозяйку.
- Не надо, есть ещё.
- Я хотел вам помочь.
- Спасибо, не надо.
- Вы кем-то работали?
- Я учительница, русского языка и литературы.
- Значит, у вас есть книги? Может, вы позанимаетесь со мной? А я журналист, работал в газете.
- Вы хорошо говорите по-русски. Откуда у вас такие знания?
- Моя бабушка русская, мама тоже жила в России. Они уехали в 18-м году, в Польшу. Мой дед - поляк, но тоже хорошо говорил по-русски. Папа немец, я родился в Штеттене. Можно я посмотрю вашу литературу?
- Смотрите.
- Пушкин? Лермонтов? Можно я прочитаю?
- Пожалуйста.
- У вас ещё газеты есть?
- «Комсомольская правда», «Известия»…
- Я хотел бы их посмотреть. 
- Вы читаете Пушкина? – удивилась Ольга.
- Мне нравится Пушкин! Я читал не только Гёте, Гегеля и Канта. «Сижу за решёткой, в темнице сырой, вскормлённый в неволе орёл молодой! Мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет под окном…» - дальше не помню… Сейчас найдем!
- Похвально!

После я принялся просматривать газеты, которые меня интересовали.
- Читаешь советские газеты? – спросил меня Альфред.
- Да… Интересно о чём они пишут.
- И о чём же пишут большевики? Читаешь ихнюю пропаганду?
- Здесь пишут о разгроме немецкой армии под Москвой, о том, что наши войска отброшены ещё на 100-150 километров… Основные бои развернулись под Вязьмой, в районе Ржева. Окружена и разбита крупная группировка противника…
- Чушь! Они как всегда преувеличивают наши потери. И ты в это веришь?
- Почему бы и нет? Наши газеты скорее склонны многое, преуменьшать. После того, как писали, что наши войска вошли в Москву, а на деле всё оказалось не так, я им не верю.

Вдруг я наткнулся на один номеров газеты «Комсомольская правда», за 25 марта 1942 г. примерно двух-трех недельной давности и увидел текст песни «Землянка»!
Каково было мое удивление! Это меня обрадовало. Позже я аккуратно вырезал этот текст и сложил себе в планшет, где хранились несколько фотографий моих близких.
Вначале я особо не придавал значения, но начал замечать, что Ольга часто куда-то уходит вечерами. И что она постоянно делает в сарае?
Решил дождаться, когда она выйдет и вдруг увидел, как из сарая она вышла с мужчиной, тот быстро мелькнул и исчез в темноте. Меня это насторожило. Позже я заметил на оградке какую-то красную ленточку, которая, то появлялась, то исчезала.
Ольга принесла воды, подошла к дочери и что-то ей тихонько сказала, после чего удалилась с ней в соседнюю комнату. Через некоторое время Валентина вышла, я вышел за ней. Сначала подумал, что девчонка просто за дровами, но она направилась в сарай. Тут я решил последовать за ней, на всякий случай, прихватив с собой пистолет. Открыв дверь же сарая, увидел наставленный на меня обрез.

- Стоять!  Ни то  сейчас выстрелю, башку разнесу! – сказал мужчина.
- Не спешите! Кто вы такой? Вы хорошо подумали? Там женщина! Если я буду убит, её расстреляют немедленно!
- Папа! – вскрикнула Валя.
- Вы её муж?
- Не ваше дело! Почему вы не стреляете?
- Я не хотел бы вас убить. Уходите немедленно! Сейчас я вас отпущу, и не скажу, что вас видел. Обещаю! Но если вас еще раз заметят, ничем не смогу помочь.

Осторожно я вывел мужчину и помог ему скрыться.
- Иди домой! – сказал Валентине.
- Ты же немец, почему ты не убил моего папу?
- Я не хотел этого делать, у меня сестра такая же, как ты.
- Правда?
- Да. Иди быстрей в дом!
Дома, я рассказал обо всем Ольге, в глазах ее были слёзы.
- Будьте осторожны, обещаю, что никому не скажу, но если вашего мужа заметят, я не смогу вам помочь! Вы меня понимаете?
Ольга кивнула.

В следующую ночь на продовольственный склад напали партизаны, перебили все охрану и подожгли. В избу вбежал солдат…

- Господа офицеры, вас срочно вызывают в комендатуру!
- Хорошо, передай, я сейчас бегу… - ответил Альфред.

Мы быстро собрались и ушли, поехали на место происшествия.

- Что здесь происходит, черт возьми!!! – орал комендант.
- Партизаны г-н комендант, – отвечал полицай.
- Где охрана? Почему спали? Голову оторву!!! -
- Где охрана? – перевел я.
- Перебита охрана г-н комендант!
- Говорит, что вся охрана перебита…
- Всех перебью!!! Где?! Где эти чертовы партизаны?! Опять упустили! Для вас это есть очень, очень плохо! Если не найти партизан, всех полицай расстрелять. Всех! Срочно найти партизан и повесить! Вы меня понимать??? – объяснял комендант на ломанном русском.

Я почувствовал, что дело плохо, мы остались с Ольгой наедине.
- В ближайшее время начнется облава. Вам надо быть осторожней. - Предупредил я её,- Пусть ваш муж не появляется здесь, так ему и передайте…

Глава 25

В темноте, Альфред разглядел мелькнувшую фигуру мужчины.
- Стой! – закричал он. – Стой!!!
Мужчина скрылся позади двора, Альфред бросился за ним, но потерял его из виду. Я услышал выстрелы на улице и выглянул во двор.

- Черт! Эти бандиты прямо у нас под носом! Локе, вы что, не замечали?
- Нет.
- Как так? Не может этого быть! Я только что видел мужчину, который скрылся прямо во дворе, я не смог его догнать! Что он здесь делал? Кто это был?
- Не знаю. – Ответила Ольга.
- Не ври! Скажи ей, что её ждёт за связь с партизанами. - Обратился ко мне.
- Что теперь делать? – Ольга умоляюще посмотрела на меня.
- Отведу её в комендатуру, там разберутся. Вы пойдёте со мной. – Альфред схватил Ольгу и поволок её к двери.
- Нет… Нет! – женщина сопротивлялась, как могла.
- Я вас предупреждал! – Сказал я с сожалением. Вас повесят!
- Пошли. Шнель, бистро! – Альфред потащил Ольгу за волосы.
- Нет! Ма—а-а-а!!! Мама! Помогите!

Валентина заплакала, Митя кинулся за матерью, но офицер резко отшвырнул его ногой, как котенка.
Мне велели остаться с детьми, запереть их в комнате и никуда не пускать. Дождавшись пока офицер уйдет, я вывел детей на улицу.

- Уходите, бегите отсюда немедленно! – Сказал Валентине. - Бери брата, и уходите… - я вывел их через задний двор и помог скрыться.
При этом я сильно рисковал, но в тот момент не думал об опасности.
Придя в комнату, я нарочно распахнул окно и сделал вид, что дети сбежали.
Вскоре явился Альфред.
- Где дети? – спросил он с порога.
- Дети? Они заперты в комнате, – ответил я.

Войдя в комнату, он заметил открытое окно.

- Вы что, их упустили? Мне приказано доставить их в комендатуру. Немедленно ищите!
- Откуда мне знать, где они, оставьте их! Зачем вам дети? Они малолетние.
- Вы что не понимаете, они сообщники?!
- Не может быть, это же бред!
- Здесь даже дети помогают партизанам! Я удивляюсь вашей наивности.

В комендатуре меня допрашивали с пристрастием.
- Вы что, действительно никого не видели? – спрашивал комендант.
- Говорю, что нет! Это правда! Я не видел никакого мужчины!
- Партизаны у вас под носом!!! И вы говорите, что никого не замечали?!
- Я клянусь!!!
- Вы упусти детей!
- Я закрыл их в комнате, они сбежали через окно…
- Вы помогли им сбежать, не так ли?
- Я здесь не причем! Я уверен, что дети ни в чем не виноваты. Господин комендант!! Я вас прошу! Мальчишке всего пять лет.
- У меня подозрения, что вы с партизанами заодно…
- Конечно, нет, но мне жаль детей. Поверьте мне!
Они сами сбежали. Г-н комендант пощадите детей. Я уверен, что они ничего не знали!
- Вы даже не знаете, г-н фельдфебель, как вам повезло!! Я сделаю вид, что вам поверил. Только потому, что вы замечательный переводчик и отлично справляетесь со своими обязанностями, мне трудно будет найти вам замену. Так и быть!

Ольгу пытали…
- Я последний раз спрашивайт где партизани?! Кто ваши сообщники? Кто поджигайт склад. Отвечай!!! – комендант вышел из себя.
- Я не знаю. Я не скажу!

В дом к бабушке с дедушкой вбежала взволнованная пятнадцатилетняя Алёна Демидова.
- Бабушка, дедушка!! Тетю Олю арестовали, в комендатуру забрали!
- Тьфу ё! Беда какая! – сокрушался дед Матвей.
- Матвеюшка, что ж теперь с нами будет? – спросила бабка.
- Да погоди причитать!! Надо партизан предупредить и Николая… Я пойду, оставлю им сегодня сообщение. Ой… - он резко осел.
- Что с тобой? Опять сердце прихватило?
- Дедушка, я сама пойду! Я знаю! – вызвалась Алёна.
- Не смей!! – сказал дед.
- Деда, позволь! На меня не подумают, никто не заметит!
Но делать было нечего, дед написал записку.
- На, передашь… - отдал внучке. - Скоро стемнает, осторожно!

Как на беду за девчонкой увязался один из полицаев и незаметно пошел за ней. В условленном месте он перехватил сообщение, которое оставила в тайнике Алёна.
Замерзших детей партизаны нашли в лесу и отвели к отцу. Валентина рассказала обо всем Николаю.

Бедная Ольга! Мне было её очень жаль, но я ничего не мог поделать и ничем не мог ей помочь. На следующий день её казнили, с еще несколькими местными жителями повесив на груди табличку «За помощь партизанам». Узнав о смерти жены, убитый горем Николай решил отомстить, возмездие не заставило себя долго ждать.
Утром, придя в комендатуру, мы заметили всеобщий переполох.
- Что случилось? Что здесь происходит? – спросил Альфред.
- Комендант убит, застрелен сегодня ночью! С ним расстреляно еще несколько полицаев. Говорят тот, кто стрелял, в форме полицая был, выстрелил, а потом скрылся. Комендатуру пытались поджечь, но вовремя заметили возгорание.
Еще, недели через две нас отправили из тыла на передовую, ближе к линии фронта. 

Продолжение следует....
http://www.proza.ru/2014/06/06/616