Никак не пойму: этот рассказ - издевка или сочувствие?
Одни вопросы.
Почему надо влезать именно в мозг больного, умственно отсталого человека?
Почему мамочка изображена именно так: синеватые ноги - тумбы, лысеющая голова, сто тридцать пять килограммов веса, седой шиньончик, зубы в ночном стакане, платье - кожух, бюст- полотняный каркас, громкая, всевластная?
Почему героя непременно называть Алексей Петрович, а не уменьшительным именем?
Мир в голове Алексея Петровича тоже особенный. Вокруг - одни враги. Соседи по коммуналке, особенно Морская Девушка, люди на улице, девушки на пляже... Очень точно, очень пунктуально, живописно и реалистично. Но страшно. Неужели нет ни одного сочувствующего, ни одного? Так не бывает.
И наконец, почему хочет стать именно писателем?
Толстая проводит своего героя по Пушкинской площади. Мамочка читает ему стихи Пушкина.
Почему писательница не провела его , скажем, мимо памятника Жукову, Суворову, другому военному. Мимо памятника паровозу, который имеется в любом городе. Мимо какого-то другого памятника, Тимирязеву, например?
Мне кажется, что в этом рассказе две главные мысли.
Первая. Герои рассказа сами не осознают своего несчастья.
Вторая. Более важная.
Писательница вот таким эзоповым способом сказала о жутком рождении графоманов, о потоке, захлестнувшем сегодняшнее время, когда каждый слабоумный воображает себя писателем и злобно плюется и огрызается в ответ на какие-либо разоблачения.
И тут я вижу два оттенка.
С одной стороны, некое барское пренебрежние к тем, кто не является писателем по предназначению, семейному, например, как у неё. Хотя сама она, по моему мнению, тоже по сути графоманка. С хорошим языком и с отличной стилистикой.
С другой стороны, в отношении графоманов она абсолютно права.