Икона старца. опубликовано в газете Лампада

Андрей Даценко
дорогие друзья.
Многочисленные  просьбы поделиться воспоминаниями о Николае Гурьянове с острова Залит, побудили меня снова взяться за перо.
Моя мама- Даценко Людмила Михайловна, когда я тяжело заболел, стала искать помощи Божьей, справедливо рассудив, что только Господь наш Иисус Христос может меня направить на путь истинный. Попробую  пересказать её рассказ максимально  близко к теме повествования.
-«Мама, скажи, откуда в нашем доме появилась икона Николая Псковоезерского»?
-«Слушай, сынок».
Глаза мамы немного прикрылись и она начала рассказывать.
«Отец Николай очень почитал родителей, отца-Алексея Ивановича Гурьянова и «мамушку»,  так он любовно называл свою мать-Екатерину Стефановну Крылову(в девичестве).Всегда просил приезжавших к нему людей помолиться о них. Были у него и братья - старший Михаил профессор Петербургской консерватории и младшие братья-Пётр и Анатолий. Вся семья получила в наследство от родителей безукоризненный музыкальный слух. Сам отец Николай очень любил музицировать и собирал духовные стихи. Сборник его стихов с  музыкой называется -«Слово  жизни».
"Господи, помилуй, Господи, прости.
Помоги мне, Боже, крест свой донести.
Ты прошёл с любовью Свой тернистый путь,
Ты нёс Крест безмолвно, надрывая грудь.
И, за нас распятый, много Ты терпел,
За врагов молился, за друзей скорбел.
Я же слаб душою, телом так же слаб,
И страстей греховных я преступный раб.
Я – великий грешник на земном пути,
Я ропщу, я плачусь... Господи! Прости.
Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти в сердце погасил...
Помоги мне, Боже! щедрою рукой,
Ниспошли терпенье, радость и покой.
Грешник я великий на земном пути...
Господи, помилуй. Господи, прости!"
 За его братьев он просил молиться, как за воинов (Михаил, Пётр и Анатолий). Отец говорил Екатерине Стефановне, указывая на младшего Коленьку-«вот этот тебя досмотрит».Так и  произошло.Всю свою жизнь Николай сохранил  уважительное отношение к "мамушке",просил похоронить его в ногах у неё."Мамушка" помогала ему в его трудах до самой смерти 23 мая 1969 года.Когда я исповедовался у отца Николая,среди прочих грехов,написанных на бумажке,он выделил ногтем"непослушание родителям" и сказал,что это тяжкий грех.
 Война не пощадила  мужчин семьи Гурьяновых ,все они погибли, защищая Родину, а Николая Алексеевича не взяли служить из за болезни ног .Ноги он повредил во  время ссылки за веру. Ему пришлось простоять  сутки по колено  в ледяной воде.  Его товарищи по несчастью, умершие от переохлаждения, не могли  упасть, сдавленные со всех сторон ,телами  друг друга. Согревала Отца Николая только Иисусова молитва. Вот такие испытания выпали на его долю в молодости. С одной стороны, Николай остался калекой после ссылки, но он выжил. Господь сберёг своего верного слугу. С другой стороны он  не  погиб в горниле Великой Отечественной, как все его братья».
Мама постепенно уклонялась от главного  вопроса, мне приходилось направлять её рассказ  напоминаниями. (Молодости свойственна нетерпеливость).
-«Так,  а икона откуда взялась? Он же  ещё не причислен к лику святых?»
-«Подарил мне эту икону иеромонах Гидеон. Нас связывала  любовь к духовному отцу - митрофорному протоиерею Иоанну Миронову.Своим духовным учителем Иоанн считал Николая Гурьянова и всегда говорил о нём с неизменным почтением.Эта приемственность  Святого Духа сохранилась в нашей  православной церкви с апостольских времён,когда Дух Святой снизошёл на учеников в 40-й день.
Между духовными детьми существует связь. Эта связь сродни родственным отношениям, но только намного крепче. Это неоценимая молитвенная помощь, связь духом. Сейчас мне вспоминается один эпизод паломнической поездки отца   Иоанна Миронова по святым местам с духовными детьми. Было это в Иерусалимском Горнем монастыре. Сёстры поодиночке подходили под благословение к отцу  Иоанну. Он каждую называл по имени, ни разу их не видев до этого и каждой говорил свои отеческие душеполезные наставления. Меня этот факт поразил. Только близкие духовные чада отца Иоанна знают, что он помогал материально восстановлению монастырей. Одним из этих монастырей был женский Симанский Спасо - Казанский монастырь города Остров. Моя мама отвозила в этот монастырь большую икону Спасителя, написанную иеромонахом Гидеоном.
Каждая встреча с иеромонахом Гидеоном была для мамы радостным  событием. Они  встречались на православных выставках, где мама, по благословлению Иоанна Миронова помогала Симанскому монастырю. Каждый раз иеромонах брал записочки и обещал молиться за всю нашу семью. Он и сейчас, несомненно молится за нас. По православным выставкам маму сопровождала большая фотография старца. Люди подходили, спрашивали, мама рассказывала всё что знала о старце. Продавать фотографии протоиерея Николая Гурьянова, Иоанн Миронов строго настрого запретил, сказав: «Памятью батюшки не торгуйте» .
-«Примерно в 2010-2011годах выходит иеромонах Гидеон из кельи отца Иоанна.В руках его икона Николая Псковоезерского. Взгляд задумчивый и печальный. Отец Иоанн не благословил эту икону выставлять в храме до  прославления в лике святых. Слова отца Иоанна были такие:
-«Батюшка не нуждается в прославлении судом людей, он достоин прославления на небесах. Благословляю эту икону для келейной молитвы до прославления».
Зная любовь и глубокое  уважение моей мамы к памяти отца Николая, иеромонах Гидеон решил.
-«Наверно, пусть эта икона у вас дома подождёт своего часа, лично я не сомневаюсь, что он настанет».
Сам отец Николай говорил:
«После моей смерти будут много писать писаки- мораки, а вы молитесь обо мне, как о протоиерее Николае». Повторял эту фразу несколько раз. «Запомните, я протоиерей Николай».Так и произошло после его смерти.Всколыхнулась волна народного почитания,которая не угасает по сей день.Батюшку даже считали "епископом в тайном постриге".
Отошёл к Господу батюшка Николай на 93-м году жизни, близкие духовные чада недоумевали.
-«Как же так? Мы сами слышали, как он говорил»:
-«Я проживу 100 лет, а потом ещё 40».У Господа своё летоисчесление, свой ход времени, для него 1000 лет как один миг и один миг, как 1000 лет. Наверное, так батюшка говорил нам, маловерным, о времени своего прославления. В таком случае прославления следует  ожидать 24 мая 2049 года, когда исполнится  140 лет со дня его рождения. Но это только предположение. Все бумаги дорогого батюшки хранятся у епископа  Псковского и Великолукского Евсевия.(Когда  умер старец, он был ещё архимандритом).Комиссия по канонизации собирает многочисленные свидетельства помощи  старца по молитвам, обращённым к нему. Народная молва слагает тропари  и акафисты ,используя их для келейного  чтения. Уже вышел в печать и распространился среди его почитателей 6-й вариант акафиста под редакцией братьев иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковских) -они сейчас живут в Вырице. Где Серафим Вырицкий повторил подвиг Серафима Саровского-  почти всю войну простоял на коленях на камне, молясь Пресвятой Богородице. За всю войну с фашистам на Вырицу не упала ни одна бомба.Господь оберегал Вырицу по молитвам Серафима. ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ  СВОИХ!