Взяла старушка книгу в библиотеке. Наугад взяла, случайно, - очки-то она дома забыла по рассеянности. Пришла домой, налила чашку чая, настольную лампу включила, уселась в кресло и думает: "Почитаю-ка под чаек!"
Кошка к ней подошла, к ногам прижалась, мурлыкает. Старушка книгу раскрыла, чайку отхлебнула, начала читать, - и чуть ее не вырвало: на первой странице главный герой подробно, со вкусом рассказывал о том, как они с приятелем жили в обстановке невероятнейшей грязи, запустения, тухлятины и червей.
Захлопнула старушка книгу, взглянула на портрет автора на обложке – немолодой мужчина, глаза умные, внимательные...
- Не понимаю я, видать, чего-то, - подумала сокрушенно. – Но, может, это только вначале такие страсти?
Раскрыла книгу на середине: здесь герой говорил о своей девушке. Оказывается, у нее была в мелких кудряшках красивая… Старушка поперхнулась, по инерции прочла еще несколько строчек и узнала неаппетитные подробности интимных отношений девушки и автора. Кстати, по ходу действия тот непринужденно пользовался терминами, которые бывают в ходу у сбившихся в стаю подростков и у пропивших последний ум алкоголиков.
- Боже! – подумала старушка. - Да что ж это такое? Ведь он в Литературном институте учился, небось!
Расстроилась старушка. Ее-то старик за жизнь ни одного грубого слова ей не сказал, а этот-то, писатель, пишет такое и не стесняется!
Тут дверь квартиры отворилась, - пришла в гости внучка, студентка. Увидела книгу, удивилась:
- Бабуль, что это ты читаешь?
- Вот, взяла сегодня в библиотеке, а здесь такое! И не понять - о чем. Сумбур какой-то! Сумасшедший он, что ли, этот писатель? Да не читай ты ее, - забрала она книгу у внучки. - Не для молодых девушек это!
- Да, бабуль, ничего особенного тут нет! Ну, подумаешь, ненормативная лексика! - сказала внучка, все-таки просматривая книгу. - Она ж из глубины веков идет и имеет сакральное значение. А автор ею пользуется, чтобы эпатировать читателя.
- А чего это он читателя так невзлюбил, что этапировать его собрался?
- Да не этапировать, а эпатировать! Поразить его, чтоб уж он на него обязательно внимание обратил! Ну, обратила же ты на него внимание?
- Обратила, как не обратить! На вид-то он вроде умный, ученый. Вот только гадости пишет, и слова у него грязные. В глаза-то их сказать бы, наверное, побоялся! Я-то почитать хотела, чтоб не скучно одной было. Хорошую книгу почитать – что с умным человеком поговорить, а тут – на тебе!
- Бабуль, так вот тебе сейчас и не скучно! – улыбнулась внучка, но взглянув на расстроенное лицо бабушки, пожалела ее. - Да положи ты ее, эту книгу! Возьми Тургенева или Толстого. Они писали исключительно о добром и вечном.
- А современные, значит, о добром и вечном писать не хотят? Или не могут? Им что позлее и погрязнее подавай?
- Ну, не все же такие. Кстати, автор – известный человек, пользуется признанием…
- Еще бы такому не быть известным! Наверно, без отца рос, а мать работала с утра до ночи, воспитывать его было некому. Вот и вырос злой, и сквернословит, и гадости пишет, а дураки, вроде меня, читают…
- Бабуля, извини, ну, не понимаешь ты ничего в современной литературе! Кстати, он из очень благополучной семьи. Не нравится тебе книга – не читай, в конце концов! Хочешь, я тебе «Повести Белкина» принесу? И вообще, зачем ты ее взяла?
- Случайно! Очки забыла, вот и взяла, что на полке с краю стояло. Сама конечно виновата. То-то библиотекарша на меня глаза вытаращила! Знала ведь, наверно, что это за книга, и ничего не сказала!
Долго еще ворчала старушка, но потом успокоилась и включила телевизор.
Посмотрев новости по нескольким каналам, пару каких-то передач и крутой бандитский сериал, она снова взяла книгу и попыталась читать. Наверно, инстинктивно надеялась, что на фоне телепередач написанное будет восприниматься не так шокирующе, но напрасно - книга принадлежала асу своего дела – интеллектуалу и настоящему мастеру слова.