Александр Володин

Майя Уздина
 Вторая редакция.

В первой редакции  было 2 части очерка. В начале был   рассказ о жизни  выдающегося  драматурга и  краткие сведения о творчестве. Короткий отрывок из «Записок нетрезвого человека» и несколько стихотворений.

Во 2-ой части были    воспоминания замечательных друзей А.Володина. Среди них рассказ Сергея  Юрского, кинорежиссёра Александра Белинского и  библиография. Эта часть очерка пропала, ну, да  я  не могу много цитировать.  При желании  можно найти в интернете эти весёлые и  грустные рассказы.

 
Однажды, опять начинаю с этого слова, однажды мне очень повезло. Ждала я кого-то в пустом вестибюле Дома Творчества в Переделкино, и вдруг легкими шагами входит с улицы Александр Володин с большим кувшином в руках. Я не обладаю хорошей зрительной памятью, но его я сразу узнала, к этому времени хорошо понимала, кто это.

Маленький, незаметный, лёгкий, в старенькой спортивной курточке, в серых тренировках, потерявших цвет от стирок. Улыбнулся, поздоровался. «А я Вас знаю, Вы Александр Володин!» Наверное, голос мой был восторженным. И решившись, спросила: « Можно я Вас сфотографирую?» Он согласился и, приняв позу девушки, держащей на плече кувшин, произнёс: «Девушка с кувшином». На этом вся наша встреча и закончилась. Но в памяти моей так она и сохранилась. Я сама печатала фотографию. Через какое-то время я отправила в Ленинград её, даже не оставив для себя экземпляра.  Ужасно жалко.

Начну я представлять «первого драматурга страны», так в присущей ему субординационной манере, называл Борис Слуцкий Александра Володина. Я полностью согласна с этим. За кажущейся доступностью и простотой его текстов угадывается и додумывается сложный характер, непростая судьба.  Именно додумывается. Выходя из театра и кинотеатра, где зритель встречается с героями володинских пьес,  он - зритель, продолжает обдумывать, продолжает жить жизнью героев.

Александр Моисеевич Лившиц (Володин – литературный псевдоним) родился 10 февраля 1919 года в Минске. Рано остался без родителей, воспитывался в семье московских родственников-врачей.

Всё прошёл, жил  в коммуналках, в бедности.
Получив образование, преподавал в сельской школе русский язык. Потом - призыв в армию.

Тогда служили по три, четыре, пять лет, не отпускали никого. До предстоящей войны, которая оказалась неожиданной.

Казарма, красноармейская служба.
Мальчишки, виновные без вины.
Уставы, учения, чистка оружья.
Почетные лагерники страны.
Служили, служили, служили, служили...
Бессрочное рабство. Шинели — ливреи.
Несметная армия в мирное время.
Эпоха нежизни, года-миражи


В одном интервью на вопрос: «Какой самый радостный день в вашей жизни?»
Володин ответил хрипловатым голосом: «Этот день был в 41-м году. Я был на военной службе в Западной Украине. Мы жили на жестоком сталинском казарменном режиме. В увольнительные не ходили. Муштра была суровой. Временами на учениях было так тяжело, что жизнь превращалась в ад... И вдруг объявили войну! Мы тогда понимали это как нашу свободу. «Кричали ура. Неуправляемое счастье какое-то вырывалось из нас. Представляли себя победителями, марширующими в разных городах Европы! Мы вырвемся, наконец,  из казарм и увидим мир! Ну а враг... как-то естественно будет разбит».

Служил сапером, связистом. После второго тяжелого ранения вернулся в Москву. Рассказывает: «Я потом в Москве долго жил и только в 49-м году переехал в Питер. И для меня московские переулочки, улочки - 1-я Мещанская, 2-я Мещанская, 3-я Мещанская стали близкими».

Это мой родной район. Бегала я там девочкой и подростком. Может,пробегала мимо
незаметного человека, не предполагая,кто это.

1949 — окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Юнаковского).
В 1949—1956 — редактор и сценарист киностудии «Леннаучфильм», в 1956—1957 — старший редактор и член худсовета киностудии «Ленфильм».

Писать начал с детства. Первая книга — сборник "Рассказы" (1957), обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий.

Широкую известность принесла Володину пьеса "Фабричная девчонка" (пост. 1956). Стал он с тех пор известен.

Имя петербургского поэта и драматурга Александра Володина знакомо всем, кто любит  театр и кино.

 Любимые кинофильмы, знаменитые спектакли еще товстоноговского БДТ и ефремовского "Современника", поставленные по его сценариям и пьесам, всегда запоминались своей уникальной интонацией, негромким, совсем не назидательным голосом человека, который знает о жизни что-то такое, о чем мы сами и не догадывались, мимо чего мы проходим не замечая. Пьесы Володина не устаревают. У них всегда был и есть свой зритель - человек интеллигентный, способный к сопереживанию. Человек, уважающий свои права, но не забывающий и о своих обязанностях, сверяющий их с нравственными  принципами.

Рисуя людей "незаметных" профессий, Володин выступал против рутины, догматизма.

Говорили, что если бы Чехов жил в наше время, он удостоил бы пьесы Володина похвалы. Театроведы утверждали: "володинский театр" определил репертуарную эпоху десятилетий. Володин был одним из немногих людей в советском театре, кто доказывал от пьесы к пьесе право человека на частную жизнь, на личные привязанности, на одиночество, говорил о слабости и непонимании со стороны других.

Работа Володина постоянно вызывала недовольство советских номенклатурных критиков и драматургов. Некоторые его пьесы подверглись критике в печати за элементы «дегероизации»  действительности,  обывательской психологии - за право человека на утверждение своего назначения в жизни.

Драматург, в произведениях которого каждое поколение обязательно найдет что-то свое. От чего будет щемить душу, болеть сердце и будет  о чем подумать.

При жизни Володину дарили песни и цветы, бутылки водки и стихи. Без него - поздравляют друг друга с его днем рождения так, как будто он продолжает оставаться с нами, только на минутку отошел. Действительно, разве можно представить себе нашу жизнь без володинского "Осеннего марафона" или же его "Пяти вечеров", "Старшей сестры", "С любимыми не расставайтесь"...

Как можно охарактеризовать творчество Александра Володина? Он свободен в художественном воплощении.

 От реалистического решения темы до условности притчи («Ящерица», «Две стрелы»), ему подвластен сатирический гротеск («Назначение» - пьеса о советской бюрократии, «Кастручча»- антиутопия в духе Дж. Оруэлла и Е.Замятина). Он блестяще  создал «Дульсинею Тобосскую» - литературный  Парафраз. Советская действительность в его пьесах глубока и многозначна, поэтому  пьесы,  поставленные в театрах  («Пять вечеров», «Старшая сестра») вызывали громкий и продолжительный успех, а некоторые из них долгое время не выпускали на сцену.

Его воспоминания  обнаружили  умение и талант драматурга к исповедальному самораскрытию, иногда безжалостному.



Есть  одно моё воспоминание.  В Москве ещё не ставили пьесу «Две стрелы». Не помню,  какой областной театр привез её. Просмотр был в ЦДРИ. Зал был набит зрителями.

Я нашла местечко. Рядом оказался Б. Брунов.  Он, конечно, меня не знал, но,  обращаясь ко мне, время от времени комментировал пьесу.
Действие происходит в доисторические времена. С одной стороны - дикая природа, люди-варвары, еще не вкусившие плодов цивилизации. А с другой - борьба за власть, наивность художника, верящего в людскую справедливость, и жестокость воинов, готовых раздавить любое проявление независимости...
Мало того, что Брунов отвлекал бесконечным потоком слов, он ещё через короткие промежутки времени говорил одну и ту же фразу: «Вы приготовили сухари? Когда мы будем выходить, нас всех арестуют».

 Пьеса  была острой.

* * *
Неверие с надеждой так едины,
то трезвое неверье верх берет
и блик надежды угасает, стынет,
но так уже бывало. В прошлый год,
и в прежний век, и в те тысячелетья
надежды все обманывали нас.
И вновь неверью нечем нам ответить,
и свет надежды все слабее светит,
слабее светит, как бы не погас...
* * *

Особое место в творчестве Володина занимает киносценарий "Осенний марафон" (1979), ставший фильмом (режиссер Г.Данелия) и пользующийся необыкновенной популярностью.

По словам кинокритика М.Иванова, это "самый любимый фильм Данелия о хорошем человеке, добром настолько, что от доброты такой больно и ему, и его близким. Он разрывается между женой и любовницей, принципами и жалостью, близкой к малодушию. Он прячется от подлеца, чтобы не подать ему руки. Своей нерешительностью  он "режет хвост собаке по частям".

Сценарий Александра Володина великолепен в каждом слове". Выше всяких похвал в фильме сыграли актеры Олег Басилашвили, Марина Неелова, Наталья Гундарева, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Галина Волчек и другие. Фильм "Осенний марафон" получил главный приз "Золотая раковина" на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, награды других кинофестивалей.

По сценариям А.Володина были сняты прекрасные кинофильмы ."Назначение" (1980), "Слезы капали" (1982, сценарий А.Володина совместно с Г.Данелия и К.Булычевым), "Две стрелы. Детектив каменного века" (1989), "Униженные и оскорбленные" (1990), "Настя" (1993, сценарий А.Володина совместно с Г.Данелия).

Поклонники таланта драматурга заговорили о "кинематографе Володина". Он никогда не поселял своих персонажей в комфортабельные условия, не награждал их житейской удачей, но неизменно раскрывал человеческое в каждом из них. Многие фильмы, поставленные ведущими отечественными режиссерами по его пьесам, вошли в "золотой фонд" российского кино и были отмечены на международных кинофестивалях.


«Я уходящий объект, как снег в марте. Того и глядишь, растаю. Как хорошо однажды понять, что ты человек прошлого. Знакомые думают, что они знают тебя, а на самом деле они помнят тебя.»

Вспоминает режиссер Александр Белинский - близкий друг Александра Володина.

Как-то вернувшись из Америки от старшего сына, Саша заявил: «Знаешь, мне там очень понравился кофейный ликер». В то время с элементарными-то спиртными напитками в стране были проблемы, а он: ликер! «Тут я тебе ничем не могу помочь!» На следующее утро он вновь позвонил: «Знаешь, что я придумал? Я смешиваю водку с растворимым кофе. Господи, ты себе не можешь представить, как это вкусно! Попробуй!» Я испугался и… не попробовал. А Володин начал писать необычную книжку: «ЗАПИСКИ НЕТРЕЗВОГО ЧЕЛОВЕКА»
 В ней такая философия жизни! Книгу писал очень странно. Утром, выпив, не дописывал слова. А вечером правил. Но недописанные слова оставлял недописанными. Боялся утратить стиль.

А.Володин.

Цитаты из "ЗАПИСОК НЕТРЕЗВОГО ЧЕЛОВЕКА».

Понял слово испытание. Это значит: послано испытание — совершу грех или нет.

Достоевский писал, что длительная дискриминация усугубляет качества человеческой натуры, как хорошие, так и плохие.

Евреи, мне кажется, разделились на две категории, не похожие одна на другую, как негры и эскимосы. Одни — бескорыстные, непрактичные, духовные, и другие — наоборот.

Товстоногов хотел умереть, как артист Бабочкин, в машине. Говорил так. И это было ему даровано. Успел подрулить к тротуару и притормозить. С такою же подробною точностью, какою он владел на сцене. Высшие силы позаботились о нем до конца.

Нынешняя молодежь умнее ли нас, когда мы были молодыми? Да.
Будет ли она счастливей нас? Не думаю.

Полные  собою, переполненные собою до краев! Деловые, предприимчивые, валютные, полезные стране люди. Они выхватили глазом то тебя, то меня и косвенно сравнивают с собой, и каждый по-своему наполняется, переполняется еще более. Совками называют они нас. Новыми русскими называем мы их. И вот, ходим между ними, подавленные их ценностью, необходимостью стране, переполненностью собою. И смешим их своими неудачами и своей несообразностью ни с чем.

Мы, разумеется, уже не увидим, как наша страна станет не воровской, не бандитской, достойной. Генералы еще не отдадут свои особняки под казармы. Олигархи еще не отдадут свои особняки — бездомным. При нас власти еще не станут честны перед своим народом. Не увидим этого. Надо просить наших взрослых детей, чтоб рождали нам внуков, может быть, им суждено»...

Какой он был? Какие у него были друзья? Друзья были замечательные. Но он был очень одинок. О себе и жене Фриде  он говорил : "Два одиночества».

В поздние годы Володин опять писал стихи.

Я очень люблю его грустное стихотворение.

Простите, простите, простите меня!
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня!

Забудьте, забудьте, забудьте меня!
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю: вас помнить не буду.
Но только вы тоже забудьте меня!

Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
Но я на другой проживаю. Привет!

С годами всё больше появляется вокруг нас людей, которым хочется прочитать эти строки.

Володин как человек деликатный и ранимый не мог надоедливого человека отбросить, сказать, что с ним нехорошо, неинтересно. Эта деликатность была заметна, например, когда его чествовали.  Другому бы это в радость:  вот я и достиг. А для Володина это настоящая, непритворная мука.

Небольшое воспоминание от Петра Тодоровскаго: "Приехав с невестой в Петербург для работы над новым фильмом,решили пожениться, Поженян взялся помочь.Привел в незнакомую квартиру, хозяина которого предупредил о предстоящей свадьбе.Стол был накрыт, ввалились к незнакомому доброжелательному  человеку гости,началась весёлая свадьба. Много позже выяснилось, что Поженян и Володин,который встречал гостей, даже знакомы до этого не были.

Умер драматург 17 декабря 2001 года в Петербурге.



Пьесы

В скобках указана первая постановка
«Фабричная девчонка» (Ставропольский театр, 1956)

«Пять вечеров» (Большой драматический театр им. Горького, 1959)

«В гостях и дома» (Театр им. Ермоловой, 1960)

«Моя старшая сестра» (Большой драматический театр им. Горького, 1961)

«Идеалистка» (1962)

«Назначение» («Современник», 1963)

«Кастручча»(1966)

«Дульсинея Тобосская» (МХАТ, 1971)

«С любимыми не расставайтесь» (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, 1972)

«Дочки-матери» (1974)

«Две стрелы» (1980)

«Ящерица» (1981)

«Блондинка» (Большой драматический театр им. Горького, под названием «Киноповесть с одним антрактом», 1984)

«Мать Иисуса» (1962)

Известные постановки

«Фабричная девчонка»
1956 — Театра Советской Армии. Постановка Б. Львова-Анохина. В роли Женьки Шульженко — Людмила Фетисова

«Пять вечеров»
1959 — Большой драматический театр им. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова; художник В. Л. Степанов; музыкальное оформление Н. Я. Любарского. Роли исполняли: Тамара — З. Шарко, Слава — К. Лавров, Ильин — Е. Копелян, Катя — Л. Макарова, Зоя — В. Николаева, Тимофеев — В. А. Кузнецов и П. Б. Луспекаев. Премьера состоялась 6 марта
1959 — «Современник». Постановка О. Ефремова и Г. Волчек. Художник Ю. Горохов; композитор Михаил Зив. Роли исполняли: Тамара — Л. Толмачёва, Ильин — О. Ефремов[16]

«Моя старшая сестра»
1961 — Большой драматический театр им. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова. Художник В. Л. Степанов; режиссёр Р. А. Сирота; композитор Н. Я. Любарский. Роли исполняли: Надя — Т. Доронина, Лида — Е. Немченко, Ухов — Е. Лебедев, Володя — И. Краско. Премьера состоялась 29 декабря
1962 — «Современник». Постановка Б. Львова-Анохина. Художник Б. Мессерер[16]

«Назначение»
1963 — «Современник». Постановка О. Ефремова. Художник Б. Мессерер; композитор М. Таривердиев. В роли Лямина — О. Ефремов[16]
1978 — Малый драматический театр. Постановка Льва Додина. Художник М. Китаев[17]


«Графоман»
1962 — «Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской». Постановка А. Баргмана. Художник А. Гумаров. Композитор Ю. Гомберг-Соболев. Художник по костюмам Ника Велегжанинова. В главных ролях: Анна Вартанян и Сергей Бызгу.

Издания произведений А. М. Володина

Пьесы и сценарии — для театра и кино. М., 1967;

Портрет с дождём. Л.: Советский писатель, 1980, 240 с., тираж 30000 экз.;

Осенний марафон. Л., 1985; Изд. Эксмо, серия Русская классика XX века, 672 с., тираж 5000 экз., ISBN 5-699-11863-2; Изд. Советский писатель. Ленинградское отделение, 360 с., тираж 30000 экз.

Одноместный трамвай. Записки несерьёзного человека. М., «Правда», 1990, Серия Библиотека «Огонёк», 48 с., тираж 150000 экз.;

Так неспокойно на душе. Записки с отступлениями. СПб., «Советский писатель», 1993, 125 с., ISBN 978-5-265-02298-1, ISBN 5265022988;

Монологи. СПб, «Библиополис», 1995;

Избранное. В 2 кн. СПб, «Петрополь»;

Попытка покаяния. СПб, «Петрополь», 1998; Издательство Фонда русской поэзии, 128 с., тираж 2000 экз., ISBN 5-89108-040-0

Неуравновешенный век. Стихи. СПб, «Петербургский писатель», 1999 и др.

Мать Иисуса. Изд. Издательство Фонда русской поэзии, Гуманитарная Академия, 64 с., тираж 1000 экз., ISBN 5-93762-020-8

С любимыми не расставайтесь! Авторский сборник, Изд. Эксмо, 672 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-54962-7; Изд. У-Фактория, серия Гласные, 736 с., тираж 10000 экз., ISBN 5-9709-0005-2

Пьесы. Сценарии. Рассказы. Записки. Стихи. Авторский сборник, изд. У-Фактория, Сост. Леонид Быков, серия Зеркало. ХХ век, тираж 15000 экз., ISBN 5-89178-123-9, ISBN 5-89178-078-X

Для театра и кино. Изд. Искусство, 312 с., тираж 15000 экз., (1967 г.)
А. М. Володин, Н. Якимчук.  Записки нетрезвого человека. Изд. Фонд русской поэзии, 132 с.

Киносценарии

1962 — Прошлым летом (к/м)
1965 — Звонят, откройте дверь
1965 — Похождения зубного врача
1966 — Старшая сестра
1967 — Происшествие, которого никто не заметил
1967 — Фокусник
1974 — Дочки-матери
1977 — Портрет с дождём
1977 — Смятение чувств
1978 — Осенние колокола
1978 — Пять вечеров (совместно с Александром Адабашьяном и Никитой Михалковым)
1979 — Осенний марафон
1979 — С любимыми не расставайтесь
1980 — Назначение
1980 — Дульсинея Тобосская
1982 — Слёзы капали (совместно с Георгием Данелией и Киром Булычёвым)
1983 — Графоман
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века
1989 — Сирано де Бержерак
1990 — Мать Иисуса
1991 — Униженные и оскорблённые
1993 — Настя (совместно с Георгием Данелией)
Режиссёр кино

1967 — Происшествие, которого никто не заметил

Призы и награды

Орден Отечественной войны I степени (1943)[19]
Медаль «За отвагу» (1943)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии среди детских фильмов» за 1978 год
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1981, за сценарий фильма «Осенний марафон»)
Лауреат Царскосельской художественной премии (1994 год)
премия Северо-Западного филиала РАО (1995)
«Золотая маска» по номинации «Честь и достоинство» (1997)
премия им. А. Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» (1999)
премия журнала «Огонёк» (1989)
премия «Северная Пальмира» (2000)
Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства за 1999 год
Лауреат премии «Триумф» (1999)
Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999)[20]
Лауреат Международной премии Станиславского (2001)