После смуты. Русские храмы и дворцы-2

Тина Гай 2
Храмы и дворцы России первых десятилетий послесмутного времени, закрепив победу и приход к власти династии Романовых, постепенно стали приобретать новый  колорит.


Он соответствовал изменениям, не обязательно связанным с победой над поляками, скорее  подчеркивающим естественную тягу к новому и устремленность в будущее.


Переходной от прошлого к будущему стала церковь преподобных соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия  в Троице-Сергиевом монастыре. Она построена в те же годы, что и многочисленные Покровские храмы (1635 — 1637 гг.) в благодарность за покровительство в победах над поляками Пресвятой Богородице.


Церковь преподобных соловецких чудотворцев является уникальным памятником первой половины семнадцатого века, построенная трудами монаха Соловецкого монастыря по образу его главного храма. Но в  Свято-Троицкой Лавре храм строится рядом с монастырской больницей, в которой тогда лечились герои смутного времени.

 
Храм внешне похож на Покровский  в Медведково, но первое его отличие в том, что шатер храма преподобных Зосимы и Савватия является не конструктивным элементом, а декоративным, пристроенным как украшение сверху, а не как несущая конструкция храма.


Декоративность, многочисленность мелких деталей и орнаментов, которые служат украшением здания, явилось новым веянием в русском зодчестве, что придавало храму особое очарование. Это стало первым признаком  грядущих перемен в архитектуре с  подчеркнутой тягой к декоративности и динамичности.


В полной мере такая перемена настроений проявилось в ряде шедевров храмового и светского зодчества того периода: Теремном дворце Михаила Федоровича в Кремле, дворце Алексея Михайловича в Коломенском, церквей Святой Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путинках.

 
Эти храмы и дворцы отличались от предыдущих своей нарядностью, яркостью цветового решения, наличием многочисленных деталей фасада и интерьера, богатых орнаментов и подчеркнутой праздничностью. Народ после многолетней смуты жаждал праздника и перемен.


Теремной дворец был воздвигнут в 1636 году для царской семьи первого Романова. Трехэтажное здание, украшенное теремком на крыше, стало образцом стиля того времени: резьба, золото, карнизы, золотое крыльцо, многоярусность и многоступенчатость, богатство и яркость внешнего фасада поражает, радует и удивляет глаз смотрящего.


Дворец возведен на базе старых мастерских путем ступенчатой достройки с отступом от старых стен на три этажа вверх. Во дворце располагались царские палаты и палаты для царских детей. Для них на последнем этаже была устроена прогулочная терраса вокруг маленького теремка и смотровая площадка-башенка.

 
Многоступенчатость и постепенность Теремного Дворца, устремленность вверх делают его архитектуру легкой, почти невесомой, несмотря на толщину стен, которая становится неощутимой. Нарядность и строгая геометрическая упорядоченность внешнего фасада с ажурными белокаменными наличниками и решетками дополняются красочным декоративным убранством внутреннего интерьера.


Оконные проемы обрамляются резными наличниками и орнаментом, из которого выступают фигуры животных. Стены покрыты расписным орнаментом, в котором оставлены места для фресок со святыми. Впервые в русском зодчестве используются европейские образцы гравюр, которые позднее будут распространены повсеместно и не только в архитектуре.


Теремной дворец и опыт его возведения сыграл огромную роль в строительстве церкви Святого Духа в Никитниках (1630 — 1650-е гг.). Сразу бросается в глаза его яркий красно-белый внешний декор в сочетании с зелеными куполами и зелеными вставками, делающими храм нарядным и праздничным, которым невозможно не любоваться.


Вертикальность столбиков в наличниках  и стенах создают активность архитектуры и устремленность церкви ввысь. Этому способствует и ассиметричность здания, которая формируется крыльцом и южным приделом, с одной стороны, и колокольней, расположенной сильно к северной стороне, с другой.

 
В таком сочетании  противоположностей создается динамичное напряжение, держащее храм в тонусе. Это усиливается сочетанием горизонтальных линий, украшающих фасад, и вертикальных столбиков наличников и стен, которые тоже между собой вступают в диалог и противостоят друг другу.


Идея движения, изменения, активности архитектуры церкви Святого Духа в Никитниках формируется и за счет своего рода прорастания здания из фундамента как дерева, которое заканчивается обильными кустарниками колышущихся кокошников. Из них вырастают купола, украшенные крестами, завершающие храм  как макушка завершает могучее дерево.

 
Но внутренний интерьер храма утрачивает напряженность внешнего фасада, которая создается  сочетанием вертикали и горизонтали. Внутри храма в прежней архитектуре напряженность создавалась за счет противоборства темноты и света, льющегося сверху из купола и олицетворявшего собой Бога. Бог есть Свет.


Теперь в храме появились оконные проемы, ставшие дополнительным источником света, что снимало напряженность тьмы и света и делало внутреннее помещение храма спокойным и тихим: свет  разливается по всему помещению равномерно, создавая атмосферу интимности, располагающую к созерцательности и личному общению с Богом.

 
Это усиливается лентой росписей по всему периметру, которая замыкается в круг иконостасом. После смуты возникает новое религиозное чувство, связанное с необходимостью личного пространства общения с Богом, чему и соответствовала новая архитектура.


Храм в Никитниках становится образцом, в соответствии с которым возводятся другие храмы по всей стране. Новые храмы России, более соответствующие духу и настроению нового времени и волне перемен,  нарождаются на стыке  двух эпох. Архитектура закрепляла в камне то новое, что появилось после смуты в русском сознании.


Авторский блог