Известный и неизвестный Кондратий Худяков

Владимир Голдин
                Владимир Голдин

            ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ КОНДРАТИЙ ХУДЯКОВ

            Кондратий Кузьмич Худяков родился в 1886 году в семье железнодорожного будочника. Рано остался сиротой, воспитывался в семье двух теток, крепко связанных со старообрядчеством. Мальчик с детства был приучен к дисциплине крестьянского физического труда. Грамоте учился у соседа - старика по псалтырю. Глубоко верующие тетки не признавали книг светского содержания, и мальчику приходилось украдкой удовлетворять свои потребности в чтении.
            В 1906 году Кондратий Кузьмич женился и с семьей переехал в город Курган, где познакомился с живописцем Я. Бабиным (1910). Знакомство с Бабиным, учеба в его мастерской увлекли Худякова, и он остался верен выбранному ремеслу до конца своих дней. Кондратий не стал живописцем, но полученные у Бабинова знания позволили ему открыть в центре Кургана свою мастерскую вывесок (по современным понятиям – небольшое рекламное бюро).
            В начальные годы жизни в Кургане определяется другая страсть у К. Худякова – интерес и любовь к художественной литературе и в частности - к поэзии. Его первые стихи появляются в местной «Народной газете».
            «Народная газета» была образована и издавалась другим известным сибиряком - выходцем из народа и учеником ссыльных декабристов А. А. Балакиным. Газета выходила поначалу на 16 страницах журнального типа и была профессионально ориентирована на защиту интересов Союза Сибирских маслодельных артелей.

В первые годы своего существования «Народная газета» не имела литературно одаренных корреспондентов, но, начиная с 1911 года, на ее страницах стали появляться поэтические опусы местных крестьян -  В. М. Мангулова из деревни Пименовская, Пахаря-Сибиряка (Николай Кузнецов) из села Пьянковского, И. Недорезова – мастера Пустынской артели.

Редакция «Народной газеты» в большей степени, чем другие издатели газет урало-сибирского региона, предоставляла страницы своей газеты для местных талантов и менее других занималась перепечаткой материалов из центральных газет и журналов.
            Поэтому первая публикация Кондратия Худякова была как бы продолжением уже сложившейся традиции. Первое стихотворение Худякова было посвящено кооперации, столь широко распространенной в экономической жизни Урала и Сибири в дореволюционное время:

            Кооперации предела нет;
            Ее пути, как небо в час полночный,
            Блестят звездами света,
            Бросая пламя братства и любви.
            ……………………………………
            Ее законы верить и трудиться,
            Любить обиженных, озлобленных прощать,
            Что есть у каждого, с другими поделиться
            И помощь всякому, как другу, подавать…

            Немного пафосно, заметит современный читатель, но справедливо.
            В Кургане в 1913-1916 годах складывается целая группа одаренных поэтов, в кругу которых вращается К. Худяков. Это: Антон Безродный (Савелий Утков), Иван Малютин, Федор Рябов, Вс. Иванов; поэтессы: Н. Аркадьина, Лариса Коровина.
            Общение в кругу коллег по перу подвигало Худякова к расширению знаний, к совершенствованию поэтического мастерства. «Не имея ни какого образования, кроме умения писать и читать, я принялся за самообразование и своими собственными усилиями, между работой за скудный кусок хлеба, без всякой системы и посторонней помощи, сумел приобрести кое-какие познания в области литературы», - так писал К. Худяков в автобиографии. (Цитируется по М. Д. Янко «Литературное Зауралье», Курган, 1960, с. 78).
            К. Худяков начал писать стихи во время жизни в деревне, но то были первые стихи не дошедшие до нас. В 1916 году он впервые раскрывает читателям свою настоящую фамилию, до этого он публиковался в «Народной газете» под псевдонимом «Сибиряк-Тобольский».
            Первой, серьезно увлекшей Худякова темой стихотворений была осенне-пейзажная лирика:

            Слезится желтый лист под дождиком осенним,
            Дремучий темный бор, как стаж усталый спит,
            И стая журавлей в немой тиши вечерней
            С рыданием тоски, спеша на ночь, летит…

            Созерцание природы вызывает у поэта беспричинную тоску, что характерно было многим известным русским поэтам. Бескрайние сибирские степи, недосягаемый горизонт с его далекими-далекими березовыми колками являлись причиной такого настроения:

            Какой-то таинственной сенью
            Прикрыта прозрачная даль…
            И снова угрюмою тенью
            Ложится на сердце печаль.

            Поэта привлекает не только осенний пейзаж, но и состояние природы в другие времена года, среди его стихов можно найти «Зимнюю сказку», «Ночь на Иртыше», «На страде», «Весенние брызги». Его наблюдения - лирически мягкие и по-бытовому точные. Он любит свой край, он любуется его природой, гордится им:

            Да, это ты, моя родная,
            Моя суровая Сибирь!..
            Твою природу воспеваю,
            Тобой живу, тобой страдаю,
            Любя твоих просторов ширь…

            Так писал поэт в стихотворении «Сибирь» в октябре 1914 года.
            Любовь к сибирской природе воодушевляла поэта не только на написание прекрасных стихов. Ему казалось этого мало, он совершенствуется и усложняет свои приемы работы. Сонет – не каждый поэт берется за такую форму стихосложения. Поэт-самоучка Кондратий Худяков посвящает родной природе несколько сонетов: «На Тоболе», «Летом в лесу», «Весна на севере». Но «Черный сонет» привлекает какой-то своей загадочностью, таким детским страхом, как рождественские рассказы в ночь на смену года:

            Был черный бор... и ночь была черна…
            Раздался крик какой-то хищной птицы…
            Голодный волк, с прожорливой волчицей
            Завыли в лад… Завыла тишина…
            Зажглись во тьме два маленьких угля…
            Вот там еще, еще, еще – их много!..
            Метнулась ввысь незримая дорога…
            И под ногой растаяла земля…
            Заухал лес мильоном голосов, -
            И явь, и сон – от страха вместе слито…
            Из темных недр влеком, крылатой свитой
            Спешит на зов лохматый царь лесов,
            И бьет о пни звериное копыто…

            Как образно передает поэт виденное и пережитое им в лесу, и какая емкая пара слов «Завыла тишина».
            Жизнь поэта проходила в сложный для России период. В годы первой революции его поэтический талант еще не окреп, и он не публиковал стихов. К началу первой мировой войны К. Худякову исполнилось 28 лет, но он не был призван в действующую армию по слабому зрению. К концу жизни поэт вообще плохо видел. Но такое необычное, затяжное и кровопролитное событие, как мировая война, породило в русской поэзии громадное количество стихов. Это была горячая тема, война задела всех и всякого, опалив до ожога сознание россиян. Тема первой мировой войны в русской поэзии вообще не изучена, в силу запрета, наложенного большевиками.
            В курганских газетах того времени можно найти несколько стихотворений К. Худякова на тему войны: «Мировая скорбь», «Выступление», «В военном госпитале», «Проводы»:

            С матерями, братьями, сестрами,
            Не на сельский веселый базар, -
            Колыхая котомками пестрыми, -
            Ополченцы идут на вокзал.
            Старики, костыляя – торопятся.
            Помогают котомки нести…
            Пресвятая Ты Мать Богородица
            Пособи нам Россию спасти!..

            К. Худяков быстро прогрессирует в своем творчестве. 1916 год стал годом признания его успехов на ниве поэзии. Его по-прежнему много печатает «Народная газета», «Курганский вестник». Он сотрудничает в барнаульской газете «Жизнь Алтая», в «Сибирских записках», «Сибирском рассвете».  Знакомство в этом же году с Всеволодом Ивановым приводит к тому, что последний издает его первый сборник стихов «Сибирь» и отправляет эту книгу Максиму Горькому. Поэтому появление стихотворений К. Худякова «Осчастливлен наследием дедовым» и «Ночь» в «Сборнике пролетарских писателей», который вышел в 1918 году в издательстве «Парус» под редакцией М. Горького, А. Сереброва и А. Чапыгина, было не случайным. Стихи, опубликованные в этом сборнике, нашли положительный отклик у Сергея Есенина. Есенин писал: «… узоры у некоторых, как, например, у Кондратия Худякова, попадаются иногда довольно красивые и свежестью своей не уступают вырисовке многих современных мастеров».
            В феврале 1917 года в Петрограде произошла революция. Царский режим, против которого выступала практически вся русская интеллигенция, рухнул. Это событие восторженно приветствовала вся российская пресса. Курганские газеты не были исключением в этом восторге. Местные поэты приветствовали Февральскую революцию. В «Народной газете» Лариса Коровина писала: «Мы ждали свободу! В борьбе, изнывая, /К ней родина сердцем рвалась». Федор Рябов: «Рухнули стены отжившего царства, /Пали железные цепи к ногам». Н. А. Грамолин: «Какие дни мы все переживаем! /Свершилось то, что назревало много лет…».
            К. Худяков так же откликается на это знаменательное событие стихами: «Сонет», «Древняя Русь», «Сны былого». Поэт не может оставаться в стороне от политических событий, и в его мирную поэзию вклиниваются политические нотки, а затем, и политические оценки событий тех лет.

Кондратий Худяков своим творчеством прямо-таки подтверждал формулу, высказанную В. Белинским: «Поэт больше, нежели кто-нибудь, должен быть сыном своего времени». К. Худяков стал популярным человеком в городе Кургане, и его авторитет стремятся использовать в своих целях политические партии. Кому отдаст предпочтение поэт, к какому движению он примкнет? – это стало важно не только для него. Но поэт колеблется, переживает и не хочет портить свои отношения ни с кем. В это время наблюдается его политическая  неустойчивость и уступчивость, но его симпатии явно склоняются не в сторону большевиков. Об этом говорят следующие два факта из его творческой и политической жизни.
            В марте 1917 года, т.е. еще при Временном правительстве в Кургане выходила большевистская газета «Известия Курганского Совета Рабочих и Военных депутатов». В Государственном архиве Курганской области сохранилось три номера этой газеты. В одной из них, в первомайском номере было опубликовано стихотворение К. Худякова «Первое мая»:

            Праздником первого мая – праздник железа и крови –
                Каждый батрак и рабочий
                Разных народов зовет, -
            С верой в борьбу устремляя в зарево радужной нови
                Зорко пытливые очи
                Гордо и смело вперед…
            В дали уходят туманы. Сердцу тревожному внемля, факел 
                Средь улицы темной
                Все мы стремимся зажечь…
            Бей веселей барабаны! К братьям в далекие земли
                Мир почетный несем, но
                Не угнетение и меч!..

            При чтении этого стихотворения сразу бросается в глаза, во-первых, что это не слог Худякова, и не его тема, но фамилия стоит его. Во-вторых, складывается впечатление, что стихотворение вымучено под каким-то давлением. Здесь нет легкости рифмы, здесь набор каких-то отдельных лозунгов. В-третьих, поэт как бы предчувствует жестокость новой будущей власти и говорит «мир почетный несем, но не угнетенье и меч!..».
            По-видимому, в редакции газеты были не очень рады такому совету поэта, но опубликовали, поскольку им было важно заполучить на страницы своей газеты такого авторитетного человека, как Кондратий Худяков. После этого до 1920 года в большевистской прессе имя Худякова больше не появлялось.
            Однако, через три с половиной месяца, 20 августа 1917 года, в газете Курганской группы партии социал-революционеров «Земля и воля», которая выходила в свет только три месяца - август-октябрь, (сохранилось 13 номеров), К. Худяков опубликовал стихотворение «За землю и волю»:

            Как снег растаял трон в живых лучах свободы,
            И смешан блеск порфир с кровавою землей…
            Державная заря свободного народа,
            Пылая, занялась над родиной моей…
            Рассеялся кошмар насилья и неволи…
            Вставай плечом к плечу на славную борьбу
            И с кличем боевым – «За землю и за волю!»
            Мы, стойкие пойдем ковать себе судьбу…

            В этом стихотворении, по сравнению с предыдущим, чувствуется и легкость рифмы, и твердые убеждения автора. И эта твердость убеждений автора подтверждается конкретным фактом. К. Худяков баллотировался кандидатом в уездные земские гласные от социалистов- революционеров. Об этом сообщала газета «Земля и воля», представляя его в списках своих сторонников, как «известного поэта и общественного деятеля». Неизвестно, прошел ли Худяков в гласные, но попытка была. Этот факт из биографии  поэта все исследователи его жизни и творчества замалчивали или попросту не знали.
            В ноябре месяце к власти в г. Кургане пришли большевики и сразу же запретили выпуск всех газет.
            1 июня 1918 года власть в городе перешла в руки чехословаков, и сразу же начинают появляться одна за другой газеты различной политической ориентации: «Крестьянский союз» - газета политическая и литературная, преследующая цель объединения крестьянства в политическую партию; «Народная газета», «Курганская свободная мысль», «Доброе слово» и другие.
            В июне 1918 года начала издаваться газета «Земля и труд» - орган Объединенной социалистической мысли, в которой Кондратий Кузьмич сотрудничал до возвращения к власти большевиков. В газете поэт публикует стихи в своей манере, в своем стиле и своей теме, но здесь же делает обзоры журналов, стремится осознать, что же все-таки происходит вокруг.

Курган – глубоко тыловой город сотрясают политические страсти, кругом военные, а жизнь уходит, и чего ради все это. Поэт обдумывает происходящее и публикует очерк «Жизнь – звенящий сон». Этот очерк можно назвать поэмой в прозе, можно назвать философским трактатом. Любой живущий на земле человек наверняка задавал себе вопрос: «Что такое жизнь?» И каждый отвечал по-своему, не соглашаясь с другим человеком, и каждый был по-своему прав. Но как понимает, что такое жизнь поэт?
            «Это – прекрасное творение гениального неведомого художника!.. Но почему мы так грубы? Так черствы наши полуживотные души. Жизнь это чудо из чудес, какое могла подарить нам природа. И это прекрасное по замыслу и величественное по структуре Создание искусства мы превращаем в оплеванного и безобразного идола.
            С нашей борьбой за привилегированное положение, с нашими интригами, из-за мелких будничных интересов. Мы тупоумные и ослепленные дешевой мишурой дурацкого колпака и завороженные гнусными выкриками балаганного паяца, - мы не видим, мы не можем видеть чарующих прелестей проходящей мимо нас жизни… Мы не можем отличить прекрасного и нежного – Боже, как хороша жизнь! – от грубого и пошлого - «Ах, мне бы!..».
            «Жизнь темна и безобразна!», «Жизнь – ад!», «Жизнь – это яма навозная!» - слышится со всех сторон.
            Но разве, друг мой, все темное и безобразное не для того только и существует, чтоб мы могли понимать и ценить прекрасное? Все безобразное лишь только подчеркивает собой неувядающую красоту и прелесть жизни, и она становится красочной и рельефной.
            И тот человек, что прожил всю жизнь и только перед смертью почувствовал на себе толику ласкающей улыбки жизни – не напрасно прожил на свете». – «Земля и труд», 1918, 15 декабря.
            Этот глубокий по мысли и художественному восприятию очерк, писался в относительно спокойной политической обстановке (красные отступили на восток, за Урал), в спокойной бытовой обстановке - автору ничего не грозило, жизнь, казалось, входила в привычные берега.
            Но что-то тревожило поэта задолго до исторического поворота событий. Его чуткая душа ощущает приближение беды, и он выразил это чувство в стихотворении «Тяжесть креста»:

            О, Господи, я изнемог, -
            Не поднявши креста!..
            Дрожу, как озябший щенок
       У ног
            Под ударом хлыста.
            О, Боже мой, милостив будь,
            Дари мне силы!..
            Пройти бы как-нибудь
       Путь
            До могилы.

            Беда пришла в августе 1919. С уходом войск Колчака, К. Худякова арестовали и поместили в тюрьму. Сотрудничество поэта в газете эсеров, его согласие баллотироваться  в уездные земские гласные в списке от этой же партии не прошли не замеченными большевиками.

Его арестовали не за публикацию стихов во время колчаковщины в «кооперативных журналах и газетах», как утверждал Вс. Иванов в очерке «Портреты моих друзей: Кондратий Худяков». («Огонек», 1964, № 7, с. 18-21), а за конкретные поступки, которые, как известно, Советская власть не прощала.
            Арест поэта был краткосрочным, но, по-видимому, он заставил его задуматься о дальнейшей жизни и творчестве. Поэт понял, что новая власть вернулась надолго. Он уже больше не публикует стихов на тему пейзажной лирики, он перестраивается и пишет на заданную тему: «Красный Урал», 1919, «Красный стяг», 1920, 29 февраля.
            Но поздно, его настигает болезнь, порожденная голодом, разрухой, гражданской войной. О его кончине была краткая информация в газете «Красный Курган»: «7 апреля 1920 г. в 1-ой советской больнице умер от сыпного тифа Курганский поэт и общественный деятель К. К. Худяков».
            После этого имя поэта замалчивалось десятки лет.