Моно спектакль для двух масок

Григорий Стынин
Пришла Смерть.

Как-то. В гости. К Жизни. В канун Рождественских… В полночь, студеную.
Явилась, как подобает, не звано, не уведомив. А что вы хотели, не воспитанная, вся в Родителей, что с нее возьмешь. Да и по статусу так положено.

Незваный гость хуже…, впрочем, что может быть хуже такой гостьи. Одним словом не пришла Смерть, а приперлась.

Звонить в двери - выше ее достоинства. Гордыня ни при чем, когда наглость во главе угла.  Костяшками побренчала громко, да настойчиво, дверь и отворилась.

- Кого там настырного черт несет?
- А вот и я! Здравствуй, жизнерадостная.
- Скоропостижная? Собственной персоной? Не поняла. Точно черт принес. 
- Он, он кому еще. Не вижу радости в глазах, подруга.
- Велика радость, Смерть на пороге встретить, а стать подругой, прямо счастье, какое-то.    Надеюсь, обниматься не полезешь, «подруженька»?
-  Много чести.
- Вот это радует.

- А меня нет. Не посчитай за сентиментальность, но я не так нашу встречу представляла.
- Конечно, тебе хлеб, соль подавай на рушнике с петухами. Море цветов… нет… обойдешься… корзину цветов и… и оркестр, само собой с почетным караулом. Такой встречей грезила?   
- А что. Вариант. Причем не плохой. Цветы я люблю, только без запаха, прости, аллергия.
- Искусственные?
- Разумеется.
- И строго четное количество?
- Какая ты догадливая. Прям оракул.
-  А то.

- Корзины не надо, себе оставь под фиалки лесные. Я скромная.
- Ангелом еще себя назови.
- Хорошо. Я не прихотлива. Так пойдет?
- Более, менее. Далее…

- Вместо корзины веночек с черной лентой хочу, с надписью «От».
- А кто этот «От»?
- Никто. Я же сказала, просто «от», без конкретики.
- У тебя кто-то появился? 
- С ума сошла? «От» это просто «От». Он на всех лентах присутствует, дальше никто не читает, не роман.
- О-о-о! Имя даже есть. Роман.
- Да нет у меня никаких романов и тем более Романов. Тьфу на тебя, заморочила голову.
- Нет и нет, зачем оправдываешься?
- И не думала!

- Расслабься и не кричи. Шучу я. Кому ты нужна.
- Не скажи. Нужна. Доказать?
-  Уволь. А у тебя по-прежнему с юмором напряг. Извини, перебила. Что там дальше?
- Да ну тебя.
- Я же сказала, извини.

- Ладно. Оркестр и караул, тоже в тему. Правда, репертуар медных труб, в моем понимании, разнообразием не блещет, но не на балу. Правда? А от хлебушка не откажусь, только соли и рушника, не надо. Просто ржаной ломтик на стопочку с водочкой. Стопочку классическую, граненую. Хотя, соль, пожалуй, можно оставить и сразу посыпать… 
- Значит, если опустить детали, я в десятку попала?
- Мимо, лучезарная, мо...ло...ко.., а версия твоя - не креативный примитив.   

- Излагай свою.  Слушаю внимательно.
- Не скажу. Не поймешь. Только одно. Представляла нашу встречу не так сухо. Могла, хотя бы, здрасти сказать. Сколько мы с тобой не виделись, век, два?
- По-твоему, со вчерашнего дня прошло два века? Ты же около меня всю мою Жизнь крутишься.
- Не придирайся к словам. Ну, нахожусь в поле зрения, не общались 1024 года. Самое малое. И что?      

- Именно. Самое и малое. Хотелось бы подольше, а не гигабайт времени, а в идеале вообще б тебя не видеть и не слышать, а здравия и почтения в твой адрес выказывать, это ты погорячилась.  Не дождешься.
- Фу, как грубо. Ну что за напасть, каждый обидеть норовит, слабую земную труженицу.
- Труженицу, земную, слабую, я не ослышалась?
- Не ослышалась. Профессии разные, всякие. Нужны, важны. Грязную работу кто-то должен выполнять, тебе ли это не знать, или есть другое мнение?
- Не умничай, философ. Тебе это не идет.

- Люблю, когда ты злишься. Долго на пороге мариновать будете, милейшая? Пройти позволите? Сударыня.  Или «пущать не велено». Если последнее, позвольте полюбопытствовать кем? В миг с ним разберусь.
- Надо же, какая учтивость на устах. К чему бы это? Проходите, коль притопали. Кто вам  запретит? У меня власти над Вами нет. Косу в уголочке, оставьте. Пожалуйста. Весь пол кровушкой загадишь, душегубка, а я ее терпеть ненавижу!
- Можно подумать она мне в радость.
- Сама-то поняла, что сказала? Она стихия твоя, среда обитания. Проходи, сутулая. Куда в горницу! На кухню ковыляй,  не хватало мне еще пол менять в светлице после тебя.

- Чистенько у тебя. Скромно, но уютно. Показывай, гостеприимная, куда присесть.
- Удивляешь, нелепая. Пришла, сделала свою, черную работенку, ушла. А тут - куда присесть?
- Ты не ответила, а в ногах правды нет.
- Как и в речах твоих. Ладно, садись у окна.
- Ну, спасибочки, а то умаялась,  вусмерть, жить не хочется.
- Но, но…ты со словом «жить»  аккуратней, а не то…
- Что, не то?
- Долго объяснять. Да, садись ты скорее, шуму от тебя. Скрипишь как телега, гремишь, как суповой набор.

- А ты меня не ждала. Признайся.
- Само, собой. Удивляет? Вообще, кто тебя по Жизни ждет? Себе цену не набивай. 
- Не скажи, ждут, еще как ждут, многие, с нетерпением и дело вовсе не в цене. Взять, хотя бы, дом престарелых. Лежачие, так те через одного молят о моем пришествии. Заметь, ни от хорошей Жизни зовут. Устали они от Тебя.
- А ты от меня не устала?
- Нет.
- Жаль.
- Спорить не буду.


- Понимаю твое разочарование, хорошо понимаю, даже представляю, с каким удовольствием ты меня похоронила, и зарыла глубоко, по моему же сценарию. Не зря  выпытывала. Дальше, дальше… Что ржешь?

- Да гляжу, что хоронить-то? Ведро костей и мешок ветоши истлевшей. В мусорный бак и все хлопоты. Все как ты хотела. Креативно, оригинально, а косу твою вместо памятника.
- Без оркестра и караула?
- А чего шуметь. Хотя... можно. Праздник же. Устроить пирушку по полной.., с танцами и салютом на десерт.
- Не надо шума. Согласная я. На тишину.
- Принимается. Это, как я понимаю, твое последнее желание. Праздник знатный, но помпезность не к чему. Не тот случай. Аккуратненько в бак, всю тебя до пылинки, и  мусором завалить, бытовым, туалетной бумагой с памперсами детскими, и делу конец.  Когда будешь готова?

- Не дождешься. Я от тебя не устала и не устану. Я же того… не живу… существую.
- Ах, да. Запамятовала. Простите, подземное существо. Существовать не притомились?

- Нисколечко, оно не обременительно, мое бытие.  В еде и во сне нужду не испытываю. Существуй в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая. Много по миру странствую, совмещая путешествие с работой, приятное, так сказать, с полезным.
-  Да, да, конечно. Странница ты наша. А работа это приятно или полезно?
- Это состояние души.
- У тебя есть душа? Ничего не попутала?
- Это я образно, на вашем языке высказалась, по другому, что для меня моя работа, тебе не объяснить.
- А ты попробуй.
- И не подумаю.
 
- Тогда, зубы не заговаривай, окаянная. Выкладывай, зачем притопала, за мной или ко мне? 
- Напугалась, маленькая. К тебе, к тебе, не волнуйся, глупенькая.
- А я и не волнуюсь. Не будет меня, исчезнешь и ты. Я твой суицид. Тронешь – сама сгинешь. 
- Не пугай, может я сама, этого добиваюсь.
- Хотелось бы, да кто тебе это позволит?
- Вот и молчи. Еще антонимы приведи, к своей речи. Да-нет, белое-черное, не было-бы Горя, не было-бы даже слова Счастье. Тьфу, на тебя. Не учи, училка.
- А как не поучать, смотрю, костлявая, совсем ты умом тронулась под старость лет.

- Ну, ты загнула. Где, старую, увидела? Тебя Творец сотворил, и меня Родитель создал в миг для равновесия. Я на миг младше тебя. Не велика  разница. 
- Миг – вечность. И старость твоя тоже. Ты на себя со стороны посмотри. Опустилась до жути. Грязная, худющая, страшная, как сама…
- Как сама, кто?
- Как…как… Вся страшная.  Лохмотьями не тряси. После тебя, не отмоешься.
- Да, да, никому еще не удавалось, ни отмыться, ни отвертеться. А ты что, мне предлагаешь салон красоты с солярием посетить,  пластику лица... фигуру в тренажерный… запихнуть? В образе Аленки в шоколаде являться или феи в шелках? А вместо окровавленной косы наперевес, что посоветуете носить?  Посох Деда Мороза или трезубец Нептуна. Я на бейсбольную биту согласна. 
- Швабру возьми.
- Очень умно.
- Да, пошла ты …

- Позлись, позлись. Люблю позлить. А на счет «страшная» ты загнула, не боятся меня.  Живой мир совсем страх потерял.   
- С чего это вдруг?
- Сама не знаю. Нонсенс. Не поверишь, самой страшно.
- Страшно? Тебе? У-у-у, как все запущено. К психиатру. Срочно. Давно к нему обращалась?
- В прошлый вторник. Свела его в Мир покоя, Инсультом. Сам душевно больным оказался. Низкая личность. Распустил передо мной сопли со слезами. Представляешь, принял меня за священника, исповедаться решил. Насмешил. Начал со Сталинских времен, когда в Гулаге мед братом служил. Вина всех его пакастей само собой он сам и Судьба, но он был иного мнения. Все у него виновны. Рассказать?
- Уволь. Циничная ты, любишь жутью посмаковать.  Безнравственно это.
- Не скажи, Правда безнравственной не бывает. Она Назиданию служит. Ты видела будущее без прошлого или назидание из лжи?

- Чай будешь? Варенье с земляники лесной есть. Свежее, ароматное.
- Умаслить меня добротой удумала, аль от темы увиливаешь? Или я, все же, почетный гость?
- Не обольщайся, гость-кость, гостеприимство – мой менталитет. 
- Хороша привычка. Мне не к чему, но признаю, приятно. А-а-й!

- Ты что, малахольная?
- Мышь!
- Ты меня удивляешь.
- Сейчас я ее...
- Не смей в моем доме!
- Мышку жалко?
- Жалко. С ней кот разберется.
- Знать у мышки есть своя Смерть, персональная.
- У них игра по правилам и они в равных условиях.
- И у меня игра по правилам.
- А судьи кто?

- Мы с тобой.
- Меня в судьи не причисляй.   
- Все относительно, дорогая.
- Не много на себя берешь?
- В самый раз.
- Ответственность не твой удел.
- И какой же, по-твоему,  мой удел?
- Темнота.
- Не скажи. Мой удел – терпение.
- Во, как.

-А что, подле тебя все возрождается, верно, не оспариваю, но потом все ко мне тянется, все дороги ко мне ведут. Они разные. У одних - короткие, у других по больше, но направление одно, в мою сторону. Нравится кому или нет, не важно. Это просто факт. Ты Старт, я Финиш. Движение начал живой, ленточку пересек – ты мой. Все мои будите. Мне и бегать за вами не надо, сами ко мне явитесь. А главное, вам от меня – ни убежать, ни скрыться. Никому и никогда.  Мое дело терпение. Просто ждать. Вот мой удел, он же - мой крест. 

- Ты думаешь,  я бессердечная. Не бьется оно у меня, но имеется. Вон, соседа-алкаша твоего предупреждала, предупреждала. Не пей, не пей. Белочку ему пару раз в назидание подбрасывала, а проку. Вынудил, Цирроз, к нему привела. В раз остепенился, правда, на погосте. А я здесь причем?
- Прям святоша, благородство пышет через край. Тебе бы сейчас Войну, да по-глобальнее, вот душу отвела б. Разгулялась всласть.
- Не скажи. Махать косой без разбора не мое, да и утомительное занятие. Мне творческий подход по нраву, полет с фантазией в кайф. 

- На счет Войны, ты бы помолчала в тряпочку. В Гитлера я что ли. Жизнь вдохнула? Или скажешь, принудили обстоятельства, в семье не без урода. Что притихла? Крыть не чем. Может в Майданек на экскурсию свозить. Я там покуражилась, там бесчинствовала, не скрываю, но кто мне условия создал? Так может мои деяния там избавлением от мук назвать, бесчинства благородными? Зло во имя Добра.    
 
- Предлагаю перемирие. Временное. Столько не виделись, а грыземся как собаки. Нам что и поговорить не о чем? Мы же с тобой почти сестры.
- О, куда тебя понесло. Скажи еще близнецы. Совсем у тебя мозги высохли. Они водички попить не просят? Мигрени, случаем, не мучают? 
- Хочешь иронизировать, валяй, но факты упрямая вещь. Мы с тобой рядом. Разделяет нас  только тире. Малюсенький такой штришок.   
- Верно, малюсенький. Только он ни обняться, ни руки подать друг другу не дает.  Пропасть это тире между нами.


- Хватит, явилась не по мою душу, колись, зачем?
- Да, просто мимо шла, дай думаю…
- Ой, только не надо. Мимо она шла. Знаю я тебя. Ну и шла бы себе дальше к «мимо» еще 1024 года. Ты за свою жизнь, тьфу, заговорилась с тобой, ты за все свое существование еще ни разу ничего просто так не делала.

- Ладно. С делом  к тебе зашла.
- Не смеши. Дело. Делишки у тебя, темные, чернее сажи, выкладывай, все одно.
- Предложение у меня к тебе имеется. Давай мы с тобой местами поменяемся.
- Ну, ты даешь. Все что угодно от тебя ожидала, но такого поворота…Точно головка у тебя «вава». Последние мозги из черепушки осыпались.
- А они мне не к чему. Я душой мыслю.
- Ты о душе, опять, типа того, образно, что б я поняла?

- Типа, да.  А что не так? Некоторые меняются и ничего. Тандем лидирует.
- Я, гляжу, ты и за политикой следишь. Очередной раз удивила. И как ты это себе представляешь?  Время вспять повернуть и от Финиша к Старту двигаться, семенящей, лунной походкой, задом наперед.
- Зачем. Все проще простого, ты на мое место, а я на твое. И все дела.
- Ага, мне, значит, косу твою, а тебе лавровую ветвь?
 
- Ладно, хватит. Забирай свой инвентарь  и топай, а дорогу ко мне забудь.  Ты давно на себя в зеркало смотрела?
- А чего мне на него смотреть. Нет меня там. Ни отображения, ни тени нет у меня.
- Ну-да, совсем забыла. Бедненькая, ничего-то у тебя нет. Ни кола, ни двора, ни фамилии ни отчества.
- Заткнись, не тереби душу?
- Чего? Я не ослышалась? Душу? Откуда она у тебя. Ни тела, ни стыда, ни совести и всего остального. Душе обитать негде.


- Поздно уже. Ночевать останешься?
- Нет.
- Чего так.
- Нет у меня сна, это ты себе позволить можешь сон беззаботный, младенческий. Хотя возьму и останусь. Не боишься, что придушу тебя ночью.
- Интересно, как ты это себе представляешь?
- Подушкой.
- Как грубо.
- Почему грубо, перовой.., пушинка к пушинке. 
- Не смеши. Силенок-то хватит?
- Может,  поставим следственный эксперимент, живучая ты наша. Че, ржошь.
- Уморила. Да опять представила, как утром выносят мое тело и твое – полное ведро костей и мешок ветоши истлевшей.
- А кто выносит? Если тебя не будет.

- Ладно, хватит, засиделась, однако. Пора мне. Дела стоят.  В гости к себе не приглашаю, все одно не придешь.
- И не подумаю. Где ты видела, чтобы Жизнь к Смерти приходила?
- Ну да. Не по закону жанра бытия. Не проводишь?
- Выпровожу.
- Годится.

- Скажешь чего на прощание?
- А что хотела услышать?
- Ну, там... до скорого... будешь рядом забегай... удачи... успеха-ль. Выбор богат.
- Так это же не креативно, полный примитив.
- Не скажи. Это традиция.
- Традиций для Смерти не существует. Топай.
- А поцеловать?
- Пошла вон. Сгинь, нечисть. Инвентарь свой не забудь.
- Коса – инструмент.
- Я сказала, вон.
- Вот так ты со мной, да? Ладно. Мы не гордые. Исчезаю.
- Хромай отсюда, костлявая...

- До свидания, сестричка, точнее до завтра. Завтра договорим.
- Давай не будем нарушать традицию. Поговорим через 1024 года.
- Нет, завтра и послезавтра и вообще. Мне у тебя понравилось, забавно. Я к тебе теперь каждый день являться буду, а запрещать мне тебе не по силам. Не чуди! Психопатка! Чуть дверями кисть не прищемила, блаженная!

Смерть сделала несколько шагов вниз по лестнице и вернулась. Костяшками побренчала громко да настойчиво, дверь и отворилась. 

- А вот и я. Сколько лет, сколько зим? Здравствуй, жизнерадостная.
- Забыла чего?
- Не-а, завтра-то, уже наступило...

Жизнь  и Смерть на Земле продолжились.