Луганск в огне

Андрей Авраменков
После трагедии в Одессе прошел ровно месяц, как беда пришла в еще один крупный город Юго-востока – наш родной Луганск. Понедельник, 2 июня, отметился кровавыми, ужасающими событиями, которые повергли простых жителей в шок.
На окраине города шел жестокий бой ополченцев против погранотряда и Нацгвардии. Но самое ужасное было впереди. Безжалостный авиационный удар прямо по сердцу Луганска, прямо по центру почти полумиллионного города! – это событие не оставило равнодушным ни одного горожанина. Авиаудар стал тем фактором, который «сорвал тормоза». Многие люди, видевшие все своими глазами, говорили, что пойдут в ополчение. Луганчане возненавидели виновников трагедии. У кого-то еще остаются сомнения по поводу гражданской войны? Возможно, но не у луганчан.
После трагедии в Одессе прошел ровно месяц, как беда пришла в еще один крупный город Юго-востока – наш родной Луганск. Понедельник, 2 июня, отметился кровавыми, ужасающими событиями, которые повергли простых жителей в шок. На окраине города шел жестокий бой ополченцев против погранотряда, но не это поразило луганчан, которые за последние недели привыкли к информации о боях в области. Безжалостный авиационный удар прямо по сердцу Луганска, прямо по центру почти полумиллионного города! – это событие не оставило равнодушным ни одного горожанина.

Атака на погранотряд
Ранним утром жителей города разбудили звуки взрывов снарядов, автоматных и ружейных выстрелов. В 4 утра проснулись многие, потому что отголоски боя были слышны в Камброде и даже на восточных кварталах. Что происходит, естественно, люди не понимали, в голове крутилась только одна мысль: «Началась война».
Ожесточенная стрельба прекратилась примерно в 4.40 утра. В это же время над Луганском начал летать истребитель, от звуков двигателя которого пробежал холодок. Люди засняли на видео, как самолет сбрасывает яркие снаряды. Многие подумали, что город начали бомбить, но оказалось, что это были тепловые ловушки, которые используются для безопасности, чтобы избежать попадания с земли.
Чуть позже стало известно о том, что выстрелы и взрывы происходят на квартале Мирный, где проходит штурм ополченцами, представителями Луганской народной республики, здания Луганского погранотряда.
Прибыв на Мирный, можно было заметить, что людей на остановках мало (учтите, что был понедельник, обычно на кольце собирались сотни луганчан), многие магазины так и не открылись в то утро, однако люди с опаской, но все же ходили по своим делам и на работу. Звуки битвы здесь были отчетливо слышны.
Выстрелы автоматов и ружей, мощные пулеметные очереди, разрывы снарядов из гранатомета, известного как «муха», оглушительные взрывы, от которых душа уходила в пятки, а у машин на всем квартале дружно срабатывала сигнализация. Бой прекращался и снова возобновлялся, грохот бил по ушам. Страшней всего звучали одиночные атаки снайперов: выстрелы были резкие, неожиданные, создавалось ощущение, что стрелок находится прямо рядом с тобой.
Местные жители эвакуировались самостоятельно с самого утра нескончаемым потоком: мамы с грудничками в руках, папы с огромными баулами, дрожащие бабушки. У многих на глазах были слезы. В подъездах и квартирах близлежащих домов от взрыва выбило стекла, на земле валялись патроны и гильзы.
Ополченцы по возможности проводили людей по непростреливаемой территории по-над домами. Кстати, некоторые жильцы соседних домов выносили повстанцам воду и бутерброды, стояли и общались с ними.
Подъезжали «скорые помощи», которые практически дежурили во дворе домов. Медики помогали всем, кто обращался. Рядом стоял луганчанин, отец одного из солдат, проходящих службу и находящийся на территории этой части. Сказать, что он переживал о 22-летнем сыне – ничего не сказать.
Как рассказал глава Луганской народной республики Валерий Болотов на пресс-конференции 3 июня, сдалось около 15 человек. Также он заявил, что если до 17.00 погранотряд не сдастся полностью, то «он будет стерт с лица земли».

Бомбардировка центра города
Около 15.00 в Луганске случилось то, что никто не ожидал. Ни один житель, политик или повстанец. А точнее сказать, не верил в это. Штурмовик СУ-25 нанес авиационный удар по зданию Луганской облгосадминистрации. Снаряд попал в окно четвертого этажа, обвалилось перекрытие. Пострадали люди, находящие в здании и стоявшие рядом, некоторые получили серьезные ранения, не совместимые с жизнью, у женщины оторвало ноги… Картина не для слабонервных. Погибли министр здравоохранения ЛНР Наталья Архипова и ветеран-афганец, глава поискового отряда «Каскад» Александр Гизай.
В здании вылетели стекла. Также сильно повреждены первый этаж облгосадминистрации и парк на площади Героев ВОВ. Здесь, как правило, на детской площадке гуляет очень много мам с детьми... К счастью, ни один ребенок не пострадал.
Оказавшиеся на месте происшествия простые луганчане не верили своим глазам, не верили в то, что киевские власти могли такое учинить с мирным населением, ведь именно оно и пострадало.
Мужчины не сдерживали своих эмоций, а вернее одну эмоцию – гнев. Один из них чуть ли не со слезами на глазах кричал: «Это тоже что ли Россия виновата? Да? Россия?». Жители материли виновников трагедии на чем свет стоит. Многие простые люди говорили, что нужно идти в ополчение и защищать свою землю, авиаудар стал тем фактором, который «сорвал тормоза». Но находились и такие, кто, глядя на кровавое месиво говорили: «И правильно сделали». Нет нужды развивать эту тему, просто отметим, что пуля – дура, она убьет любого, независимо от политических предпочтений, снаряды не спрашивают про убеждения.
За пять минут приехали «скорые», на носилках к ним подносили раненых. Сотрудники МЧС оперативно начали тушить пожар и разбирать завалы в здании. Отметим, что рядом с местом трагедии находятся: детская областная больница, административные центры, банки, жилой массив, храм, различные фирмы. Все они были под ударом.
Сквер оцепили, людей буквально выпихнули оттуда. Как выяснилось позже, потому что в парке находились неразорвавшиеся снаряды и была опасность детонации и взрыва. Если бы это случилось, то жертв стало бы гораздо больше, потому что в этот момент в сквере Героев ВОВ находилось больше сотни человек. Позже приехали саперы, которые занялись обезвреживанием снарядов.

Комментарий специалиста
Сразу же появилось множество откровенно глупых и циничных версий о том, что это, мол, сами ополченцы-неумехи пульнули в здание администрации снарядами из ПЗРК. По версии пресс-офицера антитеррористической операции Алексея Дмитрашковского, взрыв произошел вообще внутри здания из-за неумелого обращения с оружием, а обстрела снаружи не было. Напомним, что по версии киевских властей, в Одессе люди тоже сами себя подожгли. На самом деле, ни одно из этих предположений не выдерживает критики.
Луганский писатель и ветеран-афганец Глеб Бобров озвучил свое мнение о событиях около Луганской ОГА, которые наблюдал собственными глазами.
«По поводу БШУ по зданию ЛОГА. Рассказываю то, что видел своими глазами… В 14.58 я находился напротив главного входа в Луганский национальный университет. В это время над городом прошло два самолета. Один на большой высоте, второй метрах в 300-500-х, насколько я могу оценить визуально. Штурмовик или истребитель – не знаю, не разбираюсь.
Тот, что шел ниже, сделал круг и зашел на боевой кус по направлению к ЛОГА. Примерно над остановкой «Донбасс» он вначале отстрелил ложные тепловые цели и сразу дал залп из НУРСов (ракет 7–8 навскидку), после чего еще, как мне показалось, дал залп из пулеметно-пушечного вооружения (2–3 короткие очереди).
Судя по повреждениям ЛОГА, большинство НУРСов попало по парку. Точность у этого оружия (сужу по Афгану) всегда была ниже всякой критики – точно, что «бить по площадям».
Приказ о нанесении бомбо-штурмового удара в центре города – безусловное преступление. То, что БШУ проведен без оповещения населения – преступление против человечности», – заявил Глеб Бобров. Трудно с этим не согласиться.

Комментарий властей
Первый заместитель городского головы Луганска Манолис Пилавов прокомментировал сложную обстановку в городе в связи с боями и бомбардировкой.
«Ситуация у нас военная. Главная задача – сделать все, чтобы сохранить жизни наших луганчан. В 4 утра 2 июня началась перестрелка в районе пограничного отряда. Я в полпятого выехал на место события, наблюдал все со стороны.
Во время перестрелки невозможно было забрать раненых. Мы с Зазой Джугеловичем вступили в переговоры, добились перемирия, направили туда скорые помощи, вывезли раненых.
По области идут столкновения и перестрелки. Но мы никак не ожидали того, что произойдет в центре города. Мне даже в страшном сне не могло привидеться, что украинские вооруженные силы будут бомбить центр Луганска. Все были шокированы. Вызвали все службы, пожарные и МЧС сделали свое дело, затушили пожар. Скорые помощи забрали всех пострадавших и навели относительный порядок, чтобы люди не увидели тот ужас на площади», – рассказал Пилавов.
Что касается пострадавших, то на утро 3 июня цифры следующие: всего пострадало 28 человек. Это и во время боя за погранотряд со стороны нападавших, и в центре города. 13 погибших, 8 из них на Луганской облгосадминистрации. Всего за одни сутки. Это официальные данные, как отметил заммэра. Сколько пограничников погибло – никто информации не дает.
«Убитых среди мирных жителей на Мироном нет. То, что добились перемирия, дало возможность эвакуироваться людям из трех домов, которые непосредственно напротив погранотряда. Пули летели и на квартал Южный, там есть дома, которые пострадали от перестрелки. Какое оружие применяется? Там были и автоматы, и пулеметы, и гранатометы. Были ли минометы не скажу, но по характеру взрывов очень похоже на них», – отметил Манолис Пилавов.
Также он рассказал про снаряды, которыми бомбили Луганск:
«Относительно авианалета, какое оружие было. Мы сфотографировали то, что осталось. Специалисты говорят, что это С-8, неуправляемый снаряд. Все это заснято. Камера видеонаблюдения, которая стоит на Театральной площади, зафиксировала момент сброса с самолета этих снарядов, как они летели и взорвались. Во вторник в 5.30 мы закончили разминирование 4-х снарядов, которые не разорвались. Там их на месте и взорвали. Спасибо специалистам. Похоже на то, что это была кассетная бомба.
Сейчас такое лицемерие в связи с версиями. Вывод можно сделать такой: город Луганск, и Донецк, Славянск, Мариуполь – это все неспроста. Мы оказались в центре внимания каких-то структур, которых не интересует наша жизнь, жизнь луганчан, а интересуют какие-то другие проблемы. Я не ожидал, что наши вооруженные силы будут бомбить центр города и убивать мирных жителей», – подвел итог первый заместитель городского головы.
Кстати, по словам Пилавова, городские власти взяли на себя похороны погибших мирных жителей, чтобы хоть как-то помочь родственникам и друзьям.
Отметим, что украинские истребители и вертолеты под вечер в понедельник обстреляли пустырь возле погранотряда, рядом с кв. Южный, пытаясь зачистить территорию от боевиков. Пулемет вертолета прошерстил всю посадку, но по имеющейся информации не попал ни в одного повстанца. Также авиация уничтожила военную часть в Александровске, за которую был недавно бой. По имеющейся информации, там находились военные.
Не остается сомнений в том, что эти боевые действия в городе и области будут продолжаться. Мирным людям, женщинам и детям лучше уехать подальше от «горячих точек», чтобы спасти свои жизни. Хочется верить, что все виновные в убийстве простых горожан понесут наказание, людское и Божье.

Евгений Манченко