Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 11

Юрий Шибаловский
                ПОЛЬ ФРИДМАН ЛЕКЦИЯ 11
 
                ФРАНКИ


 Династия Меровингов служит для историков ярким образцом варварского правления  в пост-римских варварских государствах.  Хотя западная империя
 исчезла в геополитическом смысле, общество, сохранившее римские традиции, и Церковь, имевшая образованных, владеющих латынью священников, остались.
 Всё это находилось в довольно примитивном окружении под  правлением  варварских королей.      
  На прошлой лекции я обещал поговорить о том, что скрепляло это пёстрое общество вместе. Вопрос  вполне уместен, учитывая что вместо образованной элиты в сенате и императора, мы видим во главе королевства субъектов, больше напоминающих главарей шайки рэкетиров, чем правителей.
 Ещё один деструктивный фактор заключался в том, что само общество не видело более ничего что могло бы связывать его в единое целое. Идея Величия Рима, к которой большинство имело почтение, рухнула и под её обломками суетливо копошились недавние граждане великой империи, одолеваемые единственным стремлением к выживанию, а более ловкие -  жаждой обогащения.   
Таким образом, мы все знакомы с тем, что сейчас называют "несостоявшиеся государства."  Геополитические образования, которые имеют официальное существование, но не могут поддерживать минимально необходимый порядок в пределах своих границ. Такие несчастные государства, как Сомали десять лет назад, Либерии, Сьерра-Леоне.
В средние века, период с пятого по двенадцатый век, существовало много обществ, которые скреплялись в единое не правительством и институтами, в нашем понимании, а  частично неформальными социальными связями, как родство, семья, родовая кровная месть, религия.
   Григорий Турский даёт много разнообразной информации.  В тоне его повествования можно угадать некоторое одобрение насилия, необходимого для установления и поддержания порядка. Он показывает, что жизнь людей  жестока и полна насилия, но она облегчается Божьей заботой, и те люди, которые признали и подчинились власти Бога, проявляемой через епископов, святых, церковные обряды, будут если не процветать, то по крайней мере, получат награду, соответствующую степени их преданности Богу. 
    Григорий определённо является пессимистом.  Его работа пропитана ощущением  деградации франков на примере династии Меровингов, каждое поколение которой, начиная с недалёкого Чилперика и заканчивая внуками Хлодвига, становится всё глупее и глупее.
   Так что, хотя Григорий неохотно признавал, что сыновья Хлодвига выполнили, в некотором смысле, миссию, в соответствии с Божьим планом, он, тем не менее, гораздо более  враждебно относится к этому третьему поколению Меровингов. Он пишет: "По сей день поражает насколько  достойно вели себя их предки, и как они сами ведут себя сегодня."
  Григорий презрительно отзывается о современном ему поколении правителей и превозносит прежних.  Он осуждает не насилие, чинимое его современниками, которое он, наоборот, одобряет, когда оно направлено на конструктивные цели, а то что это насилие направлено не в правильную сторону и служит деструктивным целям. 
    Конструктивной Григорий считает цель укрепления и защиты христианства, которое  в его понимании является не просто религией, но и путеводной нитью бредущего в полной тьме общества.
Григорий считал Церковь, сверх естественное, епископов и святых объединяющей силой общества, а король был, по его мнению, всего лишь устрашающей дубиной, которая показывала, что сила божественного наказания опирается на вполне реальную земную силу, готовую  в каждый миг обрушиться на грешника. 
  В процессе повествования о франках Григорий описывает случаи презрительного отношения к Богу, св. Мартину или епископу некоторых личностей, на которых обрушилось небесное возмездие, а некоторые даже  поплатились за это жизнью. 
   Для Григория вполне нормальным является то что в качестве божественной молнии, поражающей кощунствующих субъектов, выступает правитель.
 Григорий считает в порядке вещей если иной раз государство перекусит пополам того или иного человечка ради общественного спокойствия и гармонии. 
    Но кто они эти охранители всеобщего блага и гармонии?
Он описывает разговор с одним из них, а именно Чилпериком, из которого складывается образ поверхностно образованного, жестокого диктатора, немножко чего-то почитавшего и возомнившего себя величайшим экспертом во всех областях знаний.
"Так Чилперик издал циркуляр о том, что Святая Троица относится не к разным лицам, но только к Богу, и  что неприлично Богу называться  смертным человеком из плоти и крови. Он также заявил, что Отец есть то же самое что и Сын, а Святой Дух есть то же, что Отец и Сын.  Так появились пророки и патриархи, и  сам закон провозгласил Его." То есть Христа. И он тогда говорит Григорию, " Этот закон я даю вам всем членам церкви в качестве веры."  И Григорий сказал: "Откажись от этого ложного убеждения. Прими учения других учителей Церкви, которые следовали по стопам апостолов, учение, предоставленное Хилари и Евсевием, а также признание, которое ты сам сделал в крещение. "
 Король гневается.  Он кричит: " Все, кроме, похоже, одного тебя знают, что я считаю Хилари и Евсевия своими самыми заклятыми противниками в этом вопросе."  Это заявление выглядит несколько странным, потому что
 Хилари и Евсевий были 1) признаны святыми, а Чилперик нет, 2) они были теологами, а Чилперик нет, 3) Хилари и Евсевий  давным давно умерли, и приходится признать, что король выбрал себе очень удобных противников, которые ничем не могут возразить ему "в этом вопросе."
Это все равно как если бы мне вздумалось затеять теологическую тяжбу с Игнатием Лойолой, пытаясь доказать, что его система абсолютного подчинения в служении Богу является порочной. Конечно, у  меня нашёлся бы ряд убедительных аргументов в пользу моего представления; но оспаривать что-либо постфактум, это не совсем одно и то же что спорить с самим Лойолой  лицом к лицу, ибо Лойола был для своего времени чрезвычайно образованная, необычайно талантливая и харизматическая личность.
 Григорий отвечает Чилперику: " Тебе следует быть поосторожнее в своих речах, чтобы, не ровен час, не прогневать Бога и святых Его." И эта тема действительно проходит красной нитью через всю его работу.
"Ибо должно знать, что Отец, Сын и Святой Дух  есть все отдельные в персоне." И далее он переходит к богословскому обоснованию.
  Король же на это отвечает: " Пожалуй, я найду людей поумнее, чем ты."
Григорий: " Найти, конечно, можно, но они будут идиоты, потому что только идиоты могут согласиться и поддерживать то что ты предлагаешь." Король обрывает спор, прогоняет Григория и садится за трактат об алфавите.
 Он придумывает несколько новых букв, и заявляет, что всем учителям следует модифицировать систему обучения, включив его новые буквы.   Ну что тут скажешь?  Учёным мужам было не понятно, смеяться им или плакать.
Чилперик имел образование, но все его идеи были пустыми, стихи его также не создали ему славы.  Не очень успешными оказались его попытки лишить Григория епископского сана.
Меровингская династия, обладавшая аурой святости и авторитета, правила во франкском королевстве на основе наследственного правопреемства.
Авторитет династии  был образован в основном личностью Хлодвига, который  задал движение развития королевства в государство Франция и обусловил приобщение к христианству.
Вместе с тем большую роль играют архаичные атрибуты власти, такие как длинные волосы.  В наше время кажется странным, что даже самый знатный человек, которого насильно подстригли, лишается авторитета и возможности играть важную роль в управлении королевством. 
 Поэтому, королева Клотильда, когда её внуков похитили и прислали ножницы и меч - таким образом, спрашивая её, какую судьбу она желает внукам: пострижение или смерть - ответила: смерть. В её понимании, она спасла своих внуков от бесчестья. Странные понятия, не так ли?
   Эти короли также широко практикуют полигамию. Будучи христианами, они остаются в своём сознании племенными вождями, и в их понимании, чем большим количеством женщин владеет вождь, тем выше его статус.
  В описании свадьбы мы читаем: " Чилперик спрашивает у Брунгильды( одна из жён одного из его братьев) руки её сестры Голсуинф, хотя он уже имеет несколько жён.  Он обещает отвергнуть и удалить остальных жён и состоять в браке только с Голсуинф.
Таким образом, её отец посылает  свою дочь, также как он посылал первую, с огромным приданным.  "Король Чилперик принял её с великим почётом и женился на ней. И в первое время он сильно любил её, потому что она принесла с собой огромные богатства. " Он также любил Фредегунду", другую жену, которая не обладала высоким статусом и не принесла много денег, но которая была очаровательной и прекрасной "и между ними возник постыдный конфликт. Голсуинф уже перешла в католическую веру(из арианства, в котором она была воспитана как вестготская принцесса) и пожаловалась королю на обиды, которые ей приходится  переносить, и сказала, что он её не уважает. В конце концов, она просит его отпустить её в свою землю с условием, что всё приданное остаётся у короля." 
 Это представляется благоразумной сделкой. " Но король всячески отговаривался, осыпал её ласковыми словами, и в конце концов, когда все его попытки  переубедить её  провалились, его раб задушил Голсуинф в её постели."
  Скорее всего Чилперик не согласился отпустить её, чтобы избежать позора, который, в соответствии с понятиями того времени, покрыл бы его голову.
Но и сдержать своё обещание отказаться от остальных жён он не смог, потому что был варварским королём.
"После её смерти Бог явил великие знамения своего могущества.
 Лампа висевшая у надгробной плиты загорелась сама собой. Верёвка, на которой она висела, лопнула, и лампа упала на землю и вошла в неё глубоко, оставшись совершенно не повреждённой. Все кто это видел, единогласно признали, что это  великое чудо.  Король плакал над телом, но по истечении нескольких дней взял Фредегунду себе обратно в жёны. Его братья, приписав убийство Фредегунды его приказу, свергли его с трона."
  Как видите, автор высказывается в таком духе, будто он допускает, что король не имел на самом деле к этому отношения. 
 Тем не менее, он изображает полигамного короля, жадного до богатств, которые способен убить даже собственную жену и не пытается особенно это скрыть, и месть приходит как от сверх естественных сил, так и земных.
  Итак, основой власти являлось кровопролитие и военное лидерство, которое являлось главным атрибутом политического лидерства. Другим атрибутом являлось духовное лидерство, о котором мы поговорим позднее.
Верность королевского окружения обуславливалась способностью короля одаривать его, посредством грабежей соседей.
Вспомним, как король Клошар выступает в поход на саксов, но саксы предлагают отдать королю большие территории. Король обращается к своей свите со словами: " Саксы неплохие воины и хорошо вооружены.  Разумно было бы принять их условия."  Но его дружина отвечает ему, что её не интересует территория, ей нужны богатства, которые можно получить путём грабежа.  Дружина нажимает на своего лидера, даже угрожает убить его, если он не поведёт её в атаку.
  Эта ситуация напоминает обстоятельства Хлодвига, который с одной стороны, представляется очень могущественным, а с другой стороны, его окружение оказывает на него давление.
 Окружение короля поддерживает его не из абстрактных понятий патриотизма и лояльности. У них нет национального гимна и флага. Правда, они приносят клятву верности, но эта клятва является частным делом, клятвой воина воину.
   У короля есть два способа вознаградить своих приближённых: грабёж и земли. Он не может платить им жалованье, потому что экономика ещё не позволяет этого. Поэтому успешным лидером считался тот, кто водил своих воинов в успешные походы.
 Григорий Турский описывает королей как очень богатых лидеров. В его книге встречается описание необычайного приданного, посланного вместе с принцессой Ригунф. Всё это богатство состояло из "пятидесяти телег, нагруженных серебряными и золотыми изделиями." Далее: "Франки давали много даров в виде золота, серебра, лошадей, одежды." И "Когда мать собрала приданное и король увидел его, то он испугался, не остался ли он нищим."   
Вторым основным источником богатства королей являлись налоги.
У них и их дружины хватает ума не грабить свой народ примитивным способом, хотя возможность такая имеется.  Однако они понимают, что если они будут просто ездить по своей земле и отнимать всё что им встретится на пути, то экономика от этого сильно пострадает.
Люди вряд ли захотят работать сегодня, если у них могут отнять всё завтра. Люди будут уходить в другие земли и работать на процветание той страны, в которой окажутся. Поэтому королю требуется понятная упорядоченная система отъёма денег или продуктов труда у населения, а это в свою очередь вызывает необходимость  в создании регистра собственности и переписи населения, администрации.
   В книге Григорий также неявно проводит мысль о тщетности богатства на примере эпидемии:
" В то время как короли снова затеяли войну между собой, эпидемия дизентерии  разразилась почти на всей Галлии.   Людей мучал жар, рвота зелёного цвета, сильная боль в почках, головная боль, боль в шее.
Некоторые считали, что их отравили враги.  Наши дети умирали в мучениях у нас на руках." Младший сын Чилперика заболел, и когда ему стало совсем плохо, его крестили. В это время его старший брат Клодеберт тоже заболел. Они были сыновьями Фредегунды, могущественной наложницы, или жены, Чилперика, от которой он не смог отказаться даже под сильным давлением другой жены, принцессы Голсуинф.  " Фредегунда, видя своих сыновей при смерти, раскаялась и сказала: " Долгое время божество доброты терпело наши злодеяния. Часто она предостерегала нас лихорадками и другими напастями, но мы не желали раскаяться. И вот теперь мы теряем наших сыновей. Это возмездие за слёзы бедняков, за плач вдов и сирот. Для кого мы собирали наше богатство? Наше богатство, пропитанное кровью и слезами, останется без владельца.  Разве наши погреба не были полны вина, а наши амбары разве не были наполнены зерном, а наши кладовые не переполнялись золотом, серебром и прочими атрибутами императора?
И теперь мы теряем самое дорогое. Давай сожжём эти проклятые несправедливые регистры. И будем удовольствоваться тем, чем удовольствовался король Клошар."  Здесь скорее всего можно предположить, что при Клошаре не было регистра собственности и эффективной системы взимания налогов, и Фредегунда полагает, что уничтожив эти регистры, позволяющие цивилизованно  грабить народ, она умилостивит Бога и Он пощадит её детей.
 " И она приказала принести эти регистры, которые Маркус доставил из её городов, - кто такой Маркус Григорий Турский не поясняет, -  и она бросила их в огонь и повернулась к королю."  Он  с неохотой сделал тоже самое со своими регистрами. Однако дети всё равно умерли.  "И после этого король Чилперик стал проявлять необычайную щедрость к соборам, базиликам и к бедным."  Смерть сыновей заставила его задуматься о многих вещах и изменить к ним отношение.
  В уже заметили, что идея возмездия Бога, которую утверждает Григорий, явно перекликается с Ветхим заветом, в котором Бог жестоко наказывает и за гораздо меньшие проступки.  Ведь изгнание евреев и Египетская ссылка подаётся Библией как наказание евреев за невыполнение требований Бога, основным из которых было не поклоняться иным богам и идолам ( язычество).
 В писании Григория Бог вступается за бедных и обездоленных, то есть последние имеют способность мстить при помощи сверх естественных сил.
 Однако мы помним, что принцесса Голсуинф была убита, вероятно, не без участия её соперницы Фредегунды, так что почему Григорий не трактует гибель детей Фредегунды как наказание за убийство Голсуинф остаётся только гадать.
 Итак, каков же хороший правитель, согласно Григорию? Он не должен быть миролюбивым, потому что он должен в известной степени быть устрашающим. 
В пример хорошего правителя Григорий ставит Теодеберта, одного из сыновей Хлодвига. Он пишет: " Он управлял королевством справедливо, уважал своих епископов, благоволил  церквям, облегчал нужду бедняков и творил ещё много добра с благочестием и по доброй воле."   
 Что в те времена представляла из себя церковь?
В основном Церковь в те времена была представлена монастырями и епископами. Последние правили обычно из городов, они соприкасались со светским населением  и с обычной жизнью.  Монастыри располагались  вдали от городской жизни, в глуши, где монахи, отвергнувшие суету и бренность мира, жили в изолированной коммуне. 
 Однако епископы были той силой, которая старалась поддерживать римские традиции. Епископы, как правило, были выходцами из  знатных римских семей.
  Григорий был епископом Тура. Священной реликвией Тура был плащ святого Мартина.  Все в роду Григория были епископами, потому что это был знатный род как во времена Римской Империи, так и в период правления Меровингов, хотя в последний период уже не так гладко, потому что, как вы помните, у Григория были разногласия с Чилпериком, который даже хотел лишить его сана. 
  Хотя церкви находились в некоторой степени под защитой короля, у каждой церкви имелся ещё и свой особенный святой заступник, реликвия которого хранилась в этой церкви. Это могла быть кость или лоскут одежды святого.
 Святой Мартин был воином. Однажды он скакал мимо закоченевшего на холоде нищего. Мартин остановился достал меч, и нищий пал перед ним ниц, умоляя отрубить ему голову как можно более безболезненно. Но Мартин снял свой плащ рассёк его пополам, накрыл нищего, чтобы согреть его, и поскакал дальше. Нищий пришёл в церковь помолиться за Мартина, и с тех пор этот плащ хранится в этой церкви как священная реликвия, обеспечивающая её защиту.
 Церковь в некотором смысле начинает противостоять королю. Сам Григорий в своей работе осуждает короля и приводит в своей книге в пример многих епископов, прекословящих и критикующих короля.  Разумеется они не смогли бы этого делать, не опираясь на авторитет своего рода и престиж своего собственного сана и могущество святых, примеры которых мы встречаем у Григория:  в монастыре в Латте хранится мощь св. Мартина.  Войско франков собирается переправиться через реку, отделяющую его от монастыря, для того чтобы захватить его и ограбить. Один из монахов кричит: " Это монастырь св. Мартина. Вам, франкам, лучше убраться отсюда подобру-поздорову." И многие из тех кто услышал, испугались и удалились.  Но двадцать самых отчаянных и неустрашимых, не верующих ни в Бога, ни в святых, переплыли на лодке реку и взобрались на стены монастыря. Они перебили много монахов, разрушили монастырь и ограбили его богатства.  Они сложили добычу в мешки и погрузили на лодку.  Переплывая реку, они попали в поток, и их лодку закружило, а киль ходил ходуном. Они утеряли свои вёсла и пытались продвигать лодку, упершись обратными концами копей в дно, но лодка раскололась пополам, и воины были проткнуты своими же собственными копьями и оказались на дне реки. Можно было бы сказать, что это совпадение, если бы не одно обстоятельство: среди воинов был один, который, как уверяли монахи, отговаривал остальных от совершения грабежа и, хотя присутствовал, не принимал в нём участия. Именно этот один из двадцати чудом выжил и добрался до противоположного берега. В этом случае говорить о совпадении было бы не совсем серьёзно. Оставшиеся после нападения в живых монахи достали со дна реки трупы и мешки с сокровищами. Первое они сожгли, а второе вернули в монастырь. "
    Можем ли мы  безоговорочно верить этому рассказу Григория Турского? Что-то похожее, возможно, и случалось, но в целом рассказ носит тенденциозный характер. Но вот что мы можем скорее всего принять за факт так это то  что 1) монастыри подвергались нападениям с целью грабежа, потому что даже если Григорий придумал этот рассказ, то для создания убедительности ему пришлось бы использовать достоверные базовые детали. Это приём любого художественного произведения: можно выдумывать всё что угодно, но фон должен быть достоверным, для того чтобы читатель поверил в то что вы напридумывали.  Истина является как бы скелетом произведения, а вымысел  облекает его в плоть. Если читатель не верит автору, то он закинет его сочинение куда подальше и никогда более не возьмёт его в руки  2) монастыри были богатыми, ибо зачем с риском для жизни штурмовать стены, если бы внутри монастырей царила нищета?
 Возвращаясь к вопросу, что делало это общество единым, то самым вероятным ответом представляется - Церковь, и, конечно, репрессивный аппарат короля.
 "Палладиус унаследовал должность управляющего в области Джэйвлс и поссорился с местным епископом Парфениусом. Палладиус всячески оскорблял епископа, предъявлял ему различные обвинения, отобрал  собственность  у его церкви. Дело зашло так далеко что пришлось вмешаться королю. На королевском суде Палладиус предъявил епископу обвинение в разврате и мужеложстве: " Почему ты пришёл один? - кричал он. - Почему не привёл с собой своих сладеньких мальчиков, с которыми ты проводишь время в разврате и пьянстве?"
Но Бог покарал Палладиуса за такую чёрную клевету на священное лицо, и король встал на сторону епископа и обещал убить Палладиуса.
Палладиус, совершенно ошеломлённый и оскорблённый, покончил жизнь самоубийством.
" Трудно представить, что он действовал не по наущению дьявола. Ибо такое мало кому под силу совершить, но дьявол дал ему сил начать и довести своё дело до конца: он дважды ударил себя в сердце кинжалом, и поскольку оба удара казались смертельными, то без дьявола тут, похоже, не обошлось. Увидев как сын воткнул себе нож по рукоять в сердце,  а затем вынул и воткнул ещё раз, его мать упала в обморок.
 Палладиуса похоронили в монастыре Курнона, но не на христианском месте и без исполнения мессы."
 Мораль этого рассказа заключается в том, что епископы и церковь обладают не только административной защитой, но и мистической сверх естественной властью, и идти против них не стоит.  Вера в мистическую власть церкви является одним из факторов, обуславливающих её консолидирующую роль в обществе.
  Григорий умер в 594 г., и, как вы знаете, в восьмом веке Меровингская династия сменяется Каролингской, основоположником которой являлся Карл Великий.  Так что после смерти Григория отпрыски династии Меровингов продолжали воевать между собой ещё 150 лет. Пиком этой войны стала вражда Фредегунды, жены Чилперика, и Брунгильды, жены Зигиберта и сестры умерщвлённой при содействии Фредегунды Голсуинф. Брунгильда жаждала отомстить за смерть сестры. Зигиберт пошёл войной на Чилперика.  Фредегунда наняла убийц с целью убить Зигиберта.  Брунгильда выходит замуж за своенравного сына Чиперика по имени Меровех, но он  при непонятных обстоятельствах покончил с собой. Брунгильда продолжает самостоятельно править, и когда убили Чилперика, то  в конце шестого века мы имеем двух женщин правительниц - Брунгильду и Фредегунду - смертельно ненавидевших друг друга.  Однако, в 613 г. Клошар Второй, сын Фредегунды и Чилперика, захватил в плен королеву Брунгильду и, привязав её руки и ноги к диким лошадям, разорвал её на части.
 Из этой мутной  кровавой внутренней борьбы  мы можем составить себе относительно ясное представление об области владения  и правления Меровингов и Каролингов - так называемая  Австразия: области Рейна, Бельгия, часть Голландии, северо-восток Франции, Нейстрия, Париж.


[end of transcript]