От Рима до Рутула

Муслим Муфараджев
 
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Человек, который не знает своей истории, тот не имеет будущего, не знает, что такое любовь к Отечеству, незнающий человек славного прошлого своего народа не имеет будущего для себя и своих детей. Наша цель не быть националистами и тем более эгоистами. Мы должны изучать историю своего рода, своего народа и народов нашей планеты ради познания своей роли в обществе и роли окружающих нас людей. Человек, который не знает своей истории и своей культуры, тот никогда не будет уважать чужую историю и чужую культуру. Мы должны понять, что такое братство, взаимопонимание. И, как раз знание об истории позволяет узнать друг друга. Аллах создал нас всех разными, чтобы мы познавали друг друга. Всевышний указал, как мы должны открывать свои сердца, проявляя уважение, и любовь друг к другу.  История Кавказа – это история человеческих отношений, истории людей и фамилий. История уважения друг к другу, фамилии к фамилии, нации к нации.

Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, Мы вас создали из мужчины и женщины, и сделали народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый среди вас – наиболее богобоязненный». Всевышний в этом аяте указывает на путь наших сердец – познавайте друг друга. Прямое указание Всевышнего. Он мог создать нас одинаковыми, Он ведь над каждой вещью мощен. Но мы созданы разными и наделены Аллахом, Создателем нашим, разумом и волей. Познавать друг друга можно в добре, в уважении, в любви. Вот великий замысел Творца, но еще величественнее, вероятно, то, что нам не дано понять. И мы должны поклоняться Создателю, познавая друг друга.

Мы будем держать ответ перед Всевышним за наши дела и за наше бездействие. За слова и поступки. За неуважение к другому человеку, за недоброжелательность и недоверие.

Яд недоверия отравляет наши сердца, наше сознание и притупляет наши мысли. И наш долг развеять это недоверие и создать атмосферу доброжелательности. Это есть добродетель и поклонение на пути Аллаха. Уходя от Бога, мы стираем нашу память, наши добрые традиции, основой которых является закон Божий, становимся бездушными и мельчаем.

У человека нет других устоев, все основано на Вере. Только Господь, только Творец ведет нас путем истины, путем праведным. Если мы желаем себе и своим близким добра, то мы обращаемся к Аллаху.
 
Обратите внимание на то, что в наше время волна национализма несет ненависть и агрессивность. Идея национализма тешит человеческое «эго», она обладает сладким вкусом невежества, в ней есть роковая сила, которая не ведет к добру. Поэтому в настоящее время многих, которые вовлечены в общественную жизнь, невозможно заставить отказаться от этой идеи. В Коране сказано: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. А не затем, чтобы вы кидали друг на друга хищные взгляды, враждовали и ненавидели друг друга». Человечество в виде разных народов и племен создано не для того, чтобы они не признавали и враждовали друг с другом. Это подтверждает Священный Коран, в котором говорится, что люди созданы разными для познания друг друга и установления крепких взаимоотношений.

Поэтому, нашей целью является пролить хоть чуть-чуть света на историю одного из малочисленных народов Дагестана – рутулов, по сей день, которые остаются в тени мировой истории. Место проживания рутулов уникально, и имеет богатое духовное и культурное прошлое. Каждая пядь земли дышит историей, она пропитана особой энергетикой и благодатью. История данного народа, словно намеренно игнорируется и не изучается на политическом уровне. Это походит со стороны на закапывание древней истории данного народа с богатейшим историческим прошлым, духовным наследием, памятниками культуры и архитектуры.
 
Каждый рутулец познающий или желающий познать свои истоки сталкивается с некой стеной, то ли со стеной молчания, то ли со стеной необъективной информации, или просто отсутствием информации, посему можно утверждать и настаивать, что эта тема, как ни одна другая нуждается в своем исследовании. Цель исследования не доказать родство рутулов Кавказа и Италии – цель исследования найти свою историю.
 
В данном исследовании, мы будем конкретизировать рутулов Кавказа и Италии, чтобы не запутать нашего читателя.

Территория рутулов Кавказа была в историческом прошлом частью Кавказской Албании, существовавшей еще до христианского летоисчисления. После падения Кавказской Албании рутулы Кавказа и другие народности создали свои государственные образования. В советские годы в результате варварских гонений на религию и культуру горцев Дагестана, были массово уничтожены арабские рукописи не только религиозного характера, но и научного. Это невосполнимая потеря не только для народов Дагестана, но и всего мира, так как Дагестан являлся одним из центров мировых знаний, где проживало большое количество учёных с крупными библиотеками. Наиболее ожесточенный характер борьбы с религией и культурой горских народов приобрела именно в Южном Дагестане. Ислам в южных районах Дагестана был фактически обезглавлен, учёные-шейхи и имамы казнены и арестованы, мечети и школы снесены или закрыты. Потерявшие духовные и культурные ориентиры народы Дагестана все больше отрывались от национальных и религиозных традиций, а также от своей истории и пропитывались новой навязанной историей, светскими идеями и образом жизни. Известная закономерность, когда народ лишают своей истории, то через поколение он прекращает своё существование.

С приходом Советской власти проводимая национальная политика ориентировалась на тюркское население региона, азербайджанский язык становился официальным языком в регионе. Это продолжалось до 1928 года, когда даргинский, аварский, лезгинский и азербайджанский языки были объявлены государственными языками автономии. Также было решено отнести агулов к лезгинам, а рутулов и цахуров к азербайджанцам. По мнению Джеймса Ольсона, политика культурной манипуляции тогдашней власти привела к росту негодования среди рутульского населения, неприятию русской культуры, многие рутулы воспротивились процессу слияния с азербайджанцами. Затем рутулов пытались приписывать к лезгинам.

Усилившаяся в эти годы ассимиляционная политика властей привела к падению официальной численности рутулов. В процессе полного слияния рутулов с другим народом, непосредственно повлекло бы полной потере национального самосознания и дальнейшей языковой и культурной ассимиляции. Ведь, каждый народ уникален, со своими традициями и колоритом.




О происхождении термина Рутул


Селение Рутул, расположен у истоков реки Самур, то есть в местах бывшего обитания албанов, гаргаров и амазонок. Этноним «рутулы» происходит от самого многочисленного селения – Рутул, по современным меркам немногочисленного народа, но, без сомнения, являющегося коренными жителями Дагестана. По-рутульски оно называется – МыхIа или МухIа (о происхождении этого названия мы ознакомимся в следующий работе), а сами себя его жители называют мыхIабыр. Рутулом называли это селение в основном соседствующие народы - азербайджанцы и частично лезгины.

Русские исследователи знакомились с названиями рутульских населенных пунктов в основном через другие народы. Этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился лишь в годы Советской власти. Общего самосознания у рутульцев нет, поскольку они называют себя по имени тех селений, в которых проживают. В частности шиназцы (сыназрабыр), ихрекцы (ирекдыбыр), борчинцы (буджедбыр), хновцы (хинадбыр) и так далее.
 
Как отмечает Л. И. Лавров, о своём языке рутульцы могли сказать, что они разговаривают не по-рутульски, а на «шиназском» языке, «борчинском», «хновском» и других. Лезгины рутульцев называют ванавацар (жители верхней реки), ещё распространен экзоним рутулар, а аварцы, проживающие в Рутульском районе, жители села Кусур и их соседи цахурцы называют рутульцев газалав, или газало. Но вот жители лакских сел, проживающих в Рутульском районе Аракул и Верхний Катрух, называют рутульцев «рат1нилсе». В переводе на русский язык - «жители долины, ровной местности».
 
Известно, что всех нас всегда интересовало - откуда произошло название "Рутул", какова его этимология? Этот вопрос остается спорным и по сей день. Многие лингвисты, историки пытались найти первоисточник, который позволил бы хоть как-то объяснить истоки происхождения данного слова. Но к единому мнению до сих пор не пришли.

Многие исследователи и просто любители-краеведы попытались найти ответ в арабском языке. Сохранившиеся до наших дней надписи на могилах, в стенах домов и т.д. написаны на арабском языке. И благодаря этим артефактам мы знаем, что этот населенный пункт назывался именно так в средневековье. В газете «Рутульские новости» под авторством Кет Махди (Эминов Махди Рагимович) выдвинул версию арабского происхождения термина «Рутул»  от слова «Рутл» – мера в весах. Переименование «Мых1а» в «Pутул», он объясняет его значимостью, весомостью или важной роли селения по отношению к соседним селам (магалам), где проживали представители данного этноса.

В поисках происхождения термина «Рутул», можно выделить ещё одну любопытную публикацию из сборника «Рутульцы. Новый взгляд» автор Фазил Дашлай. Вот, что он пишет – «В «Ахты-наме» пишется об объединенном войске "…Эмиров Тарса, Рутула, Джиниха, Руфука…", союзников правителя Дервишайи. Согласно этому документу события, изложенные в нем, происходят в первые годы арабского вторжения и исламизации данного региона. Следовательно, если верить этому источнику, под названием Рутул этот населенный пункт был известен еще до прихода арабов. Версию арабского происхождения этого термина можно отмести с уверенностью».

Приводя в пример, исторический источник Ахты-наме, нам не следует забывать, что Ахты-наме написали не в 7 веке, а примерно четыре века спустя после прихода мусульман в Дагестан. Если считать приведенные термины в этом источнике как доказательство, то получается, что также термин «Ахты» существовал до прихода арабов? Известно, что селение получило свое название "Ахты" благодаря арабскому завоевателю Абу-Муслиму, который именовал его "Ухти" (моя сестра, т. е принадлежащее его сестре Кюмюль-Мемунат), впоследствии трансформировавшееся в Ахты. Мы должны знать, что большинство названий сёл, которых сегодня мы знаем в Южном Дагестане, закрепились за ними после прихода мусульман-арабов, а названия до арабского периода в основном практически не сохранились.
 
Не следует забывать, что одно из ранних упоминаний о рутульцах относится к 7 веку. В "Армянской монографии" составленной в 7 веке, упоминаются рутульцы под названием "Хеноики"(заметьте не рутульцы, а хеноики, потому что в это время ещё не было название Рутул), а наши соседи цахуры "Цахойки".

В своей работе Фазил Дашлай ключом к разгадке топонима «Рутул» берёт почему-то именно экзоним «ратIнилсе» лакского происхождения. Он пишет следующее: «…Но вот жители лакских сел, проживающих в Рутульском районе Аракул и Верхний Катрух, называют рутульцев «рат1нилсе». В переводе на русский язык - «жители долины, ровной местности. И в наши дни в рутульском языке сохранилось древнее слово «рат». Под этим термином в современном рутульском языке подразумевается специальная площадка, в узком смысле, рига для молотьбы. Старожилы, правда, под словом «рат» подразумевают, в целом, любое ровное место, площадь. Если «порыться» в языках других народностей Дагестана, соседей рутульцев, можно заметить что слово «рат» как ровное место, долина, а может, и просто земля, известно не только рутульцам. Например, историческая аварская область «Антль Ратль», переводится как семиземелье, где под словом «ратль» подразумевается земля, долина. Также как и у лакцев, в данном случае у жителей лакских сел Рутульского района Аракул и Верхний Катрух. После объединения всех рутулоязычных сел, населенный пункт, Рутул, Ратыл (де) по-прежнему играл роль центра всего вольного общества. Именно в этом селе собирались на сход, вече, если хотите, представители других сел, подвластных центру, Рутулу, для того, чтобы обсудить важные дела. А так как центральным местом для сбора была площадь – «рат», оттуда и название данного села «Ратыл (де)», то есть при площади, или возле площади. Наверное, сильное значение придавалось этому селу, этой площади (рат), потому как в некоторых селах производное от обычной площади (рат»), место возле площади, чтобы не путать с центром Рутулом, «Ратылде» стали называть как «ридде», «риддихда», «риддимыхда»».
 
При всем уважении к автору в его попытке разгадать происхождение этого термина, не могу согласиться с этой версией.



Рутулы - основатели Рима


Рутулы (лат. Rutuli) — племя древней Италии, в пределах современного Лацио, с главным городом Ардея. Рим также являлся в первую очередь городом латинских племен – рутулов. Рутулы состояли из одной патрицианской и одной плебейской ветви. Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству. Рутулы были самым богатыми и воинственными в тех краях и по тем временам народом. Современники называли Ардею - гордым городом рутулов. По преданию, пересказанному Вергилием, рутулы являлись одним из самых сильных народом, со своим царём Турном, которые участвовали в союзе туземных италийских притибрских племён, вооружившихся против пришельца Энея и его спутников. Турн правил народом, который жил на территории, соответствующей окраине сегодняшнего Рима. Могучий и мужественный Турн уже одним своим видом воодушевлял воинов. Начиная с 334 года в Самниуме рутулами был основан ряд колоний. В 314 году аврунки были покорены рутулами, а их область — поделена между рутульскими колонистами. Могущество Рима начинается с объединения таких народов как троянцы, рутулы и латины, после которых образовался такой народ как – римляне.

Вот, что описывается в истории Древнего Рима о сражениях рутулов с троянцами: «Корабли троянцев достигли устья реки Тибр, поднялись вверх по течению и пристали к берегу в местности, называемой Лациум. Латин, царь обитавшего здесь племени латинов, вышел со своими воинами, чтобы защитить свои владения от незваных гостей, но прежде выслушал вождя пришельцев, Энея, о их злоключениях и решил оказать им гостеприимство, предложив заключить союз – более того: пожелал скрепить союз браком своей дочери Лавинии с овдовевшим Энеем, несмотря на то, что Лавиния считалась невестой Турна – царя племени рутулов. Естественно, что такой поворот не понравился Турну и он объявил войну чужеземцам. Однако сражение между троянцами и рутулами не принесло победы ни тем, ни другим, и тогда Эней предложил разрешить спор единоборством между вождями. В схватке Эней оказался сильнее и убил Турна. Теперь ничто не мешало браку Энея с Лавинией – в честь жены он основывает город Лациум, троянцев повелевает впредь также именовать латинянами, а после смерти Латина становится их царем и союзником рутулов в совместной борьбе с этрусками».

В другом источнике из истории «Войны древнего Рима: Эпоха царей и становление Римской республики»  описывается об одном из рутульских диктаторов: «В 358 г. до н. э. римляне не совсем удачно вели войну с этрусками из Тарквиния, кроме того, на римские владения были совершены набеги привернатов и велитрийцев. В 357 г. до н. э. добавилась еще и война с фалисками. Консул Гай Марций повел войско против привернатов и разбил их в сражении у Приверна, после чего город сдался. В 356 г. до н. э. консул Марк Попилий Ленат отправился на войну с тибуртинцами и одержал легкую победу. Второй же консул Марк Фабий Амбуст потерпел вначале неудачу в борьбе с фалисками и тарквинийцами, но затем также сумел одержать победу. После этого за оружие взялись многие этруски, которые двинулись к Риму. Для их отражения был назначен диктатор Гай Марций Рутул. Выйдя из Рима, диктатор посадил свои войска на плоты и, перебрасывая их с одного берега Тибра на другой, нанес противнику ряд поражений. Этруски понесли серьезные потери, 8 тысяч их попало в плен. В 354 г. до н. э. тибуртинцы и тарквинийцы были покорены окончательно».

Рутулы на территории Италии вели активную колониальную политику, которые захватывали  соседние народы, вот отрывок из истории Древнего Рима: «Ещё до выселения сильных племён френтанов, кампанов, гирпинов, луканов и бруттиев из земли сабинов, южная Италия была занята народом оскского племени и распадалась на оскский запад и япигийский восток: уже в 452 г. народ итальянского племени располагался в Бруттиуме, в лесах Силы. Вдоль берега Адрии, южнее марруцинов, жили френтаны (Frent(v)ani). С рутулами они вошли в союз в 304 г. К юго-западу от них располагались самнитов, распадавшихся на отдельные кланы караценов (Caraceni), пентров (Pentri) и кавдинов. Отдельно от этих кланов стоят гирпины (Hirpini, от hirpus — волк). Все области названных народов объединены были рутулами, под именем Samnium. Границы самнитов точно определить невозможно; они постоянно колеблются, только, в противоположность Лациуму, колебание это клонится к постоянному уменьшению области. Начиная с 334 г. в Самниуме основывается рутулами ряд колоний. Только в 80 г. сила самнитов была окончательно сломлена и они почти совершенно стёрты с лица земли. Самая благословенная часть Италии — долина у подножия Самнитских гор, обязанная своим возникновением вулканическим силам, имела, в разные времена, наибольшее количество хозяев. В  314 г. аврунки были покорены рутулами и их область поделена между колонистами рутульских колоний. Рядом с аврунками жило небольшое племя оскского происхождения сидицины (Sidicini)».




Приход ислама в Италию и переселение римлян в Дагестан


До прихода арабов, Сицилия и Южная Италия находились под властью Византийской империи, их население говорило по-гречески и исповедовало восточное христианство. Сицилию, Мальту и существенные территории в континентальной Италии в VIII—XI веках занимали исламские государства. Это было продолжением начавшегося в VII веке процесса распространения ислама с Аравийского полуострова и установления халифата, включавшего весь современный Ближний Восток и Северную Африку. Исламское присутствие на континенте было недолгим, из всех мусульманских государств Южной Италии больше всех — 24 года — просуществовал эмират со столицей в Бари. Гораздо дольше существовали мусульманские государства на Сицилии и Мальте — так, арабское присутствие на Сицилии началось в 902 году, с 965 по 1061 год арабы контролировали весь остров целиком, и Сицилия окончательно перешла под власть норманнов лишь в 1091 году. При норманнах распространился католицизм, а язык был заменён на латынь, хотя даже во время арабского правления существенная часть населения Сицилии исповедовала православие. Тем самым арабские завоевания оказали огромный эффект на современную историю Италии. Ислам оставался одной из религий на Сицилии при норманнах, но полностью исчез к 1300 году.

В «Тарих аль-Мискинджа» (несколько лет назад найденная рукопись в селении Мискинджа сделала сенсационные открытия, неизвестные доселе, описывает неизвестные страницы из истории Дагестана), имеется отрывок, где описывается  переселение римского племени в Рутул - «Когда к  власти пришел Харун ар-Рашид, то он в 180 году хиджры отправил своего сына Мамуна в Дарбанд. Когда прошло немного времени, Мамун проездил по городам и селам и поменял глав, назначенных Омейядами. Он начал делать перестройки в некоторых местах. Племя румского происхождения поселил в селении Рутул и выбрал хакима для них от них же самих…». Из этого источника с уверенность можно утверждать, что переселённое римское племя, это племя рутулов одного из многочисленных римских племён.
 
Из источника следует заметить, что древнеиталийские племена рутулов были переселены именно в Рутул. И естественно, за такой длительный период рутулы не могли не подвергнуться ассимиляции, т.е. не принять их язык и обычаи местных горных народов. Другим примером подобно рутулам, можно привести аварцев. Авары - родственное гуннам племя урало-алтайской расы, появившееся после падения владычества гуннов на Дону и на прибрежьях Каспийского моря, к северу от Кавказа, около 555 году. Авары сегодня это самые многочисленный горный народ в Дагестане, благодаря  объединению большого количества горных племен в один народ, что окончательно произошло в советское время. Авары, как и рутулы, являются переселившимся могущественным народом, который в течение многих столетий растворился в горных коренных народах, но сохранили и присвоили собственное название горным народам. Официальное название рутулов является памятью от древних италийских племен, как и аварцев от средневековых авар, которые после разрушения своего царства удалились на Кавказ, основали новое государство и смещались с местным населением, сохранив лишь некоторые имена и слова. Название «аварцы» совершенно чуждо самим, так называемым аварцам и официально их так называли кумыки, и другие соседствующие народы и от них возможно название перешло к русским: Сами же аварцы, как и рутулы (как отмечалось выше) не имея для себя общего туземного названия, называют себя различно, смотря по тому, откуда кто родом. Оба народа на своем родном языке, называют себя «горцами», «горным народом». Например, аварцы называют себя «магIарулал» т.е. «горцы», от слова «МагIар» - гора, а рутулов называют албанами, что в переводе означает «горцы», от слова «Албан» («Элбан») – гора.



Румские корни Рутула


Случайно ли совпадение национальных имен народов, живших на значительном удалении друг от друга - рутулы Древней Италии и рутулы Кавказа, и являются ли древнеиталийские племена предками современных рутулов? Мы постараемся дальше разобраться с этим вопросом.

 Некоторые исследователи считают домыслами то, что предки рутулов Кавказа явились на эти земли из Италии, и считают, что сторонники этой версии не имеют никакого представления ни об истории Дагестана, ни об истории рутулов.
Италийская версия происхождения рутулов недостаточно отражена в научных исследованиях. И ни один из известных историков занимавшихся историей рутульцев не писал на эту тему научных трудов. И эту версию принято называть гипотезой. Нет ничего удивительного в том, что версий о происхождении рутульцев не очень много. Мало кто занимался их историей. Скорее всего, у  исследователей, обративших внимание на эту тему (именно обративших, потому как этой темой практически никто не занимался) не было настоящего, серьёзного и досконального подхода к изучению истории рутулов. Доказательством этому является ещё и то, что на территории, населяющие рутулами Кавказа, не было проведено ни одной археологической работы.   
Многие исследователи уверены, что рутулы Кавказа получили название от самого большого селения и центра данного народа - Рутул. На самом деле, не от топонима Рутул происходит название местного населения, а, наоборот, от народа рутулов закрепилось название за селением, где они проживали. Рутул – это название, более известное за пределами данного района. Значит, это название закрепилось от других, соседних народов. Например, если мы сегодня узнаем, что у нас, где то в горах живут переселенцы из какого-нибудь европейского народа, то со временем их населенный пункт назывался бы названием этого народа. В пример можно привести древнеиталийское племя венетов. Город, который образовался от этого народа в 5-6 веках н.э., стал известен во всём мире как Венеция. Изначально название города Венеция происходит от области Венетия, а та – от племени венетов, которые жили в римские времена.

После прихода арабов в Дагестан (особенно в южной её части), многие населённые пункты получали арабские названия. А значение названия и происхождение такого крупного населённого пункта как Рутул оставалось неизвестным. Подобный термин в лексиконе и топонимике самих рутулов и их соседей отсутствовал и мы склонны считать его привнесенным извне, а именно из Италии. Источниками, упоминающим слово «Рутул», являются: поэма Вергилия «Энеида», поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своем из Рима в Галию», где говорится: «...И, как Вергилий поэт, правнук Рутульских царей». Сам Рутилий являлся сыном рутульского царя Волуза». В истории Древнего Рима известен род Рутилиев, представителями которого являются, такие как Публий Рути;лий Луп (лат. Publius Rutilius Lupus). — римский грамматик и ритор первой половины I в. н.э и Публий Рутилий Руф (лат. Publius Rutilius Rufus, 158 до н. э. — 78 до н. э., Смирна) — древнеримский политик, консул 105 года до н. э. А также рутулы упоминаются в словаре Брокгауза и Ефрона, где говорится, что рутулы исчезли с исторической арены, растворились среди латинян.

Знакомство римлян и греков с Кавказом имеет древнюю историю. Происхождение названия государства Албания можно вывести из романских языков, откуда же и название Эльбруса. Слова Алба, Албан, Албания, Альпы возможно берут начало с древнего Рима или наоборот с Кавказа. Латинское слово «Alba» - белый (ая), «Oros» - гора. Соединение этих слов «Alboros» - Белая Гора, также созвучно названию и образу Эльбруса. У рутульцев слово Албан (Элбан) и Албурз (Элбурз) ещё означает «На горе». Что примечательно на западе  значение названия «Албан» означает белый, как и упоминается выше, а также значение названия «Кавказ» можно найти в английском языке, термин Caucasian, который является официальным термином для обозначения белой расы. Ещё известно, что ранняя история рутулов Кавказа связана с государственным образованием Кавказская Албания, в котором территория расселения народов Южного Дагестана, в том числе рутулов, была известна как страна гелов. Термин гела в греческом языке известен как h;lios — солнце. А на южном берегу  Сицилии существует античный город Гела. Все это, конечно не может являться просто случайным совпадением.
 
Как известно европеоидная раса фактически относится к кавказоидной расе. К европеоидной расе относится балкано-кавказская раса, ветвями которой являются кавкасионская, альпийская и динарская раса (название получила в честь Динарских Альп). Учитывая, что в древности заселение Западной Европы шло через территорию Восточной Европы, можно сказать, что корни этногенеза западноевропейских народов находятся на Кавказе и возможно этим объясняется сходство в терминах и названиях. Древний и средневековый Рим и Кавказ объединяет строительство родовых башен и символ волка. Например, у рутульцев существует традиция ловли волков живыми. Из фольклора рутулов – «Настоящий рутулец тот, кто голыми руками поймает волка».

Ученые отмечают огромную роль кавказоидов в становлении древних государств Крита, Греции, Этрурии, Рима, Ирана, Парфии и многих других. Кавказоиды являлись составной частью этногенеза народов Евразийского континента. Известные специалисты О.Г.Фрей и Г.Херм отмечают, что генетические корни западноевропейских этносов берут свое начало на Кавказе. Данные современной археологии и антропологии дают полные основания для подобных выводов. Выдающийся историк и политолог А.Авторханов пишет: "Кавказ - страна, по имени которой антропология назвала белую расу "Кавказской расой".
 
Название древних итальянских городов рутулов Аридия, Ариция, Ардея, созвучно  и интерпретируются с рутульским словом «арады», что на рутульском языке означает близкий, или родственный. А город Венеция и река Нумиций, созвучно с рутульским названием реки Самур – НецIур. Самур или же Самыр возможно это коренное название самой большой реки в долине, происходит от слова Са и слова Мыри, что означает - одна долина или же одна река, а НецIур скорее всего позднее название реки. Рутульское слово «нецI» означает река, вода, а слово «нацI» - камыш. С этим словом созвучно и лезгинское слово «ванавац», что означает жители верхней реки (как упоминалось выше, так лезгины называли рутулов). Нам всем известно, что город Венеция практически построен на воде. А Нумиций - река в Лации, вытекающая из болота и впадающая в море служила границей между лаврентцами и рутулами. Есть другое любопытное сравнение. Языческий «бог» лесов и полей, покровитель стад – Пан, который известен в Греции и Италии, имеет место и в Рутуле. Пан особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пана. На горе рядом с Рутулом есть местность, которая называется «Пан лубзуд кьокь», что в переводе с рутульского означает «возвышенность, где стоит Пан» или же «возвышенность Пана». С этого места просматривается идеальный обзор на горы, которые находятся вокруг селения и это место часто используется местными для присмотра за стадом или его поиском. А также в самом селении есть дорога, которая называется «Панзы ряхъ», что означает «дорога Пана».

Рутульское слово «гал», сходно с латинским словом Gall. Римляне историческую часть Европы называли Галлия (лат. Gallia) . Ко времени первых упоминаний Галлии в римских письменных источниках, наибольшая часть её территории была заселена различными кельтскими племенами. Римляне обобщённо называли их «галлами» (лат. Galli), что и послужило основой для выбора названия соответствующих земель. В Рутуле есть местность, которую называют «галлы». Эта местность отличалось тем, что земля была местами болотистая, а местами каменистая (рутульские беки в 19 веке взялись культивировать эти земли, а затем Советское государство после изъятия и передачи этих земель колхозу продолжило культивирование, создав на этом месте большой колхозный сад). Подобные земли рутулы Кавказа называют «галлы», «галды йыгъ быр» в смысле непригодные земли, каменистые и с буграми. Что любопытно, подобное значение этого слова можно найти в этимологическом словаре Фасмера, где значение слова «гал» означает «голое место», «безлесное болото».
 
В прошлом рутулы Кавказа имели цельную территорию проживания и часть территории, что сегодня на севере Азербайджана называли словом «гала». Исторически эти земли заселены народами Дагестана, где до сих пор проживает большое количество рутулов. Когда рутулы говорили «гала», то это понималось как прекрасное место. На землях «гала», находились плодородные земли, лучшие пастбища, покосы и пахотные участки. У рутулов Кавказа есть поговорка: «илине йыгьа диш галака, галаки йыгьа диш гьалака», что в переводе означает, нигде не хорошо как в галах, и в галах не хорошо, как дома. Подобное по смыслу значение этого слова можно найти также в иностранном словаре, где значение слова «гала» означает большой, яркий, праздничный или же торжественный, пышный (фр. gala).

Убедительным доказательством родства рутулов Италии и Кавказа является следующее имя римского консула. В истории Древнего Рима известен римский консул (четырёхкратный), первый плебей на должностях диктатора (356 год до н. э.) и цензора (351 год до н. э.) - Гай Марций Рутул. А также римский консул (310 году до н. э.) - Гай Марций Рутул Цензорин, единственный, кто занимал должность цензора более одного раза. Древнеримское имя Гай встречает и среди рутулов Кавказа. В настоящее время можно сказать это единственное место, где сохранилось это имя. У рутулов Кавказа имя Гай, кроме как имени собственного, приобрело даже иной смысл. Его используют и для того, чтобы подчеркнуть уважительное обращение к человеку и добавляют после каждого имени. Гай, можно сравнить с русским господином, с турецким эфенди, или же с лезгинским халу. Например: Махмуд гый (гай). В Рутуле, кроме имени Гай встречается имя Мациль, который возможно трансформировался от имени Марций. Кроме них, можно встретить и другие древнеримские имена, такие как Метий, Пий и.т.д.

Говоря еще о возможных общих чертах и культурных особенностях можно обратиться к национальным кухням. Например, рутульский хинкал («гьинк1ий») очень похож на традиционно итальянское блюдо Кавателли (итал. cavatelli — «каверны», «пустотелые») — итальянские макаронные изделия в форме ракушек, которые изготавливаются из муки твёрдых сортов, пшеницы и воды (иногда также добавляется картофель) и имеют удлинённую форму с полостью внутри), а также аналог итальянской пиццы существует у рутулов Кавказа, который называется «элизий» - хлеб намазанный яйцами и сыром. В поэме Вергилия «Энеида» упоминается об этом названии. Элизий или же Элизиум – в античной мифологии часть загробного мира, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот, прекрасное поле на западном конце земли (по другому варианту - острова), где живут без труда, в блаженстве бессмертные герои; загробный мир, где блаженствуют праведники; райское место, блаженный уголок.

Таким образом, наше исследование показывает родство рутулов Кавказа и Италии, что позволяет восстановить еще одно важное звено в истории народов мира. Мы надеемся, что приведенные источники и исследования раскроют ориентиры для ещё более плодотворного изучения истории рутульского народа.