Змей Горыныч, Гадюшник или аэродром изнутри

Виктор Баравков
С чего начинается аэродром? Продвинутый читатель, конечно скажет,- С полосы.... И да, и нет. Лично для меня, он начинался с подъезда "хрущевки", со скрипучей двери, со скрежетом выпускавшей нас на волю. Изо дня в день привычный топот по лестнице, скрежет не смазанных петель, и ты спешишь по асфальтовой дорожке к КПП,  за котором нас ждет, но об этом позднее.
Выбитая, пыльная проселочная дорога петляя по степи, с горушки, на которой стоял городок, вела в долину, где, как на ладони лежал аэродром. Отсюда он и начинается. Много написано о них, о больших и малых, о таежных и аэродромах больших городов. Но твой, где ты долго служишь, он особенный. Он привычный, как станок токаря, ежедневно подходящего к своему средству производства, как обшарпанная водительская дверь самосвала, которую открывает шофер, приходящий на работу. Он привычен и знаком до кустика и разглядывая его сверху, от городка, искушенный взгляд может определить его настроение. Бывает, он радостно посверкивает огнями в сумерках, а бывает, хмуро ворчит одиночными взлетами в СМУ. На нем полно тайн, загадок, есть даже свое, полковое привидение.  Черные кошки пробегают иногда и суеверный техник на велосипеде, обязательно плюнет через левое плечо.
Читатель, пойдем и окунемся в этот особый, для большинства закрытый мир, под именем АЭРОДРОМ.
Вот мы и рядом с полосой, полетов сегодня нет, прилетающих не ожидается, поэтому можно, посмотрев налево и направо, ненадолго выйти на ВПП.
----Хороша, да?
Широченная, целых семьдесят метров, длиннющая, убегает к горизонту, из массивных бетонных плит. Ровная, гладкая, красота. Смотрю на нее уже много лет, а насмотреться не могу, дорога в небо. Именно там, на конце полосы, небо встречается с землей. Здесь начинается твой полет, здесь и завершается. Место почти сакральное. Только подходишь к ней, а сердце уже бьется чаще.
----Что ты говоришь? Камушек?
---- И правда, осколочек бетона. Кинь его подальше.               
Тяжелое колесо самолета выкрошило уголок плиты, плоховато залитой гудроном.
----А вот еще один. Да, надо мести полосу.
Содержание полосы, это забота батальона аэродромного обслуживания. Есть у них машины с щетками и поливалки, которые метут и моют полосу. Но полоса стареет, выбивается колесами, жестоко выщербливается форсажным факелом на взлете, трескается от мороза. И трудяги из БАО, снова и снова чистят, метут, заливают гудроном стыки и мелкие трещины. Хорошо, что снега и льда зимой практически нет, хоть с ним не возится. Но есть и  хуже.
В сильный мороз бывает изморозь, кучерявая, большими пятнами по полосе. Летишь по полосе, как на санках, и одна мысль в голове, хорошо бы остановится, что бы не ловили в авоську АТУ за концом полосы.
Тогда и появляется на полосе "Змей - Горыныч". Знатоки скажут, есть такая машина, для обдува и сушки полосы. Они есть разные, большие и не очень, но объединяет из одно: На автомобиле установлен двигатель от самолета, который горячим выхлопом метет и сушит полосу.
Наш "Горыныч" был ужасен, он вызывал содрогание у специалистов и жалость у летного состава. На шасси старенького МАЗа взгромоздили бак для керосина, а поперек поставили отслуживший свое ВК-1. Расхлябанный авиамотор, с щербатой турбиной, с выбитыми через одну для балансировки лопатками, без системы зажигания, весь в подтеках масла и топлива каким-то причудливым образом запускался и работал. И только махровый дембель Ваня, знал, как оживить этот агрегат. Скособоченный МАЗ ковылял до полосы, Ваня с гордым видом извлекал из за кабины длинную палку с намотанным на конец тряпьем и окунал в керобак. Зажигал факел и давал команду помошнику, молодому солдатику, включить стартер.
Со стонами и завыванием он разгонял ротор и Ваня подносил факел к дыре, прорубленной зубилом в одной из камер сгорания. Двигатель утробно рявкал и начинал разгон. С прострелами, с пламенем, временами погасая, тогда Ваня с руганью, поджигал снова, мотор набирал обороты и начинал работать. Ваня тушил факел, взгромождался в кабину и "Горыныч" начинал свое путешествие вдоль полосы. Примерно на середине, Ване надоедала служба и доверив пилотирование "Горыныча" молодому, Ваня спрыгивал на землю. Молодой солдатик старательно вел агрегат дальше, на конце разворачивался и ехал в обратную сторону, не подозревая, что "Горыныч" готовит ему пакость. От вибрации, медленно выкручивался ограничительный винтик на рычаге управления двигателем, наконец он выпадал и рычаг постепенно сползал на максимал. ВК-1 ревел все сильнее и сильнее, МАЗ, какое-то время балансировал на двух колесах и с грохотом падал на бок. В небо взметался столб искр, от подсосанного мотором песка, ВК-1 глох, Ваня с матюгами бежал к потерпевшему аварию "Горынычу" а молодой со всех ног удирал в сторону стоянки. Фенита ля комедия. Подъезжал тягач, закидывали трос, ставили "Горыныча" на колеса, Ваня снова разжигал мотор и ехал додувать полосу сам.
Много разной техники в батальоне, но еще на одном экземпляре стоит остановится, да вот и он сам, едет из городка. Вижу твои удивленные глаза читатель, и вопрос, что это? По дороге, ковыляя и подпрыгивая мчится деревенский домик на колесах. Сараюшка с двускатной крышей, с дымящей трубой, с оконными рамами впереди, прытко скачет к летному домику. Это наш автобус, с легкой руки второго комэски прозванный " Гадюшником".
Когда-то, это был обычный ПАЗик. После того, как на нем отказали тормоза, автобусик завалился в кювет. Снесло крышу, рассыпались стекла. Автобус был новый, без скандала не спишешь и умельцы в батальоне выстроили над обрезанным кузовом крышу, бока обшили вагонкой, водителю для обзора установили обычные деревенские рамы со стеклами, печку - буржуйку поставили на задней площадке для тепла и дверь входную из фанеры приладили. Готово, принимай аппарат. Летчики по достоинству оценили транспорт, в нем было тепло, не то, что в тягаче. Как только его не называли, у авиаторов вообще злые языки, но после просмотра фильма "КИН-ДЗА-ДЗА" прилипло прозвище "Гадюшник на колесиках", затем просто "Гадюшник", да так и осталось. Его особенно любили зимой, ночью, в конце второй смены полетов. Мороз поджимает и летный состав, после разбора, выискивает глазами, где там наш "Гадюшник"? Да вон он, мчится из городка, подпрыгивая на ухабах, рассыпая шлейфы искр из трубы несется на аэродром. На форсаже идет, смеются летчики, они чертовски рады забраться в теплое нутро "Гадюшника" и наконец расслабиться, полетам конец, службам отбой.
В одну из ночных смен, "Гадюшник" приехал пораньше и встав у летного домика, ждал отбоя полетов. Водитель раскочегарил печурку в салоне так, что труба светилась красным. А он, все добавлял и добавлял уголька, люди устали, замерзли, пусть теплее будет. И рубероид на крыше от трубы загорелся. Я, как раз производил посадку, закрывающий вылет, что там горит у КДП? Поспел к финалу трагедии, огромным костром пылал наш "Гадюшник", летчики толпились вокруг, смеялись, не довезет, так погреемся, да солдатик - бедняга бегал вокруг с пустым ведром.
На замену безвременно почившему "Гадюшнику" вскоре прибыл новенький ПАЗик. Красно - белый, блестящий, он гордо курсировал из городка на аэродром и обратно, пока.....
Не был героически выпит спирт, выданный для системы осушения воздуха в тормозах. Далее,- как обычно, кювет, ТЭЧ, и рождение "Гадюшника". Так и ездит до сих пор.
Пойдем дальше, читатель, посмотрим, что там на стоянке первой эскадрильи?
----А где же стоянка, милейший?
----Да вон, холмики зеленые видишь?
Вблизи, это вовсе не холмики, а огромные укрытия, обвалованные землей, с прочными, бетонными сводами, с тысячетонными воротами.
----Идем по рулежке, пыли поменьше.
----О, самолет....
----Да, спарка наша стоит, для нее укрытия нет, стоит на улице.
Рядом с самолетом суетится техник. Старина Семеныч пытается забросить чехлы на крыло. Не получается, роста Семеныч не большого, да и возраст тоже.
----Пойдем поможем.
Закидываем чехлы на крыло.
----Спасибо, ребятки, дальше я сам справлюсь.
----Пойдем в мое укрытие, свой самолет покажу.
Заходим в укрытие, чистота, порядок. Самолет стоит, гордый такой. Где же техник? А, вон скрючился под хвостом, люки открыл, поддоны подтащил, что-то крутит во внутренностях самолета.
----Бог в помощь, Коленька.
----И Вам, не кашлять, командир.
Здесь нивелируются ранги, звания, человек работает, ему не до строевщины.
----Командир, а дайте ключ на семнадцать?
Достаю из инструментального ящика ключ, вкладываю в протянутую руку.
----Нет, накидной нужен.
Подаю накидной ключ, Коленька, что-то крутит внутри, в поддон потекло, сначала струйкой тонкой, затем больше. Сильный, резкий, цветочный запах, жидкость красная, ясно,- гидравлика, АМГ. Коленька вытаскивает на свет божий, фильтр.  Руки в масле по локоть, на щеке темная полоска, фильтр держит нежно, улыбается. Вытирает руки ветошью, сейчас заменит фильтрующий элемент, да обратно полезет ставить.
----Отдохни, Коля.
----Попозже, Командир, фильтр поставлю, законтрю, потом покурю.
----Пойдем, Читатель, не будем мешать. Коля справится, бо-ольшой специалист.
Выходим на стоянку. Кстати, здесь и бродит наш полковой призрак. Иногда в предрассветном туманчике появляется черно-белая корова. Грустно смотрит на людей большими фиолетовыми глазами, медленно бредет между укрытиями и исчезает в тумане. Все любят ее и нежно зовут Буренкой. Увидеть ее к счастью, получишь посылку из дома, может премию дадут, или представление на очередное звание.
История Буренки грустная. Приблудилась к эскадрилье корова, тощая, голодная, в пустыне есть нечего, подъедала на стоянке промасленную бумагу, бывало сердобольный техник хлебушка со столовой принесет, бродила по стоянке, выщипывая одинокие пучки травы, тем и пробавлялась. Техники народ добрый, не гоняли. Ну ходит и пусть ходит.
В одно утро, перед сдачей караула, бежит дежурный стоянки подразделения к начальнику караула.
----Товарищ капитан, там,.... на корове седло.
----Брешешь?
----Нет. точно...
Прибежали на стоянку, отыскали корову, пригляделись, нет, не седло, а поясок, а на спине коробочка. Ловить корову было, да куда там, не подпускает.
----Дай ка автомат.
Трах, бабах, корова с копыт, ножками дернула и того.... Подошли, на спине автоматический фотоаппарат, каждую минуту снимок делает. Сняли его, особисту сдали. А корова, ни молока, ни мяса, кости обтянутые шкурой. Незавидная добыча, закопали за шестым укрытием. Тогда и появилась Бурена, не часто, но является по утрам на стоянке.
--- Ну, что, читатель, пойдем дальше? Нам бы еще в летный домик заглянуть, да в ТЭЧ наведаться.
Летный домик сегодня сирота, полетов нет, летчиков тоже, только дневальный протирает тряпкой пол. В предполетном классе тишина, карты района, таблицы боевого применения смотрят со стен. Парты выровнены, стулья в ряд, чем-то школу напоминает. В летный день здесь оживленно, готовятся к полету, разбирают полет, выслушивают наставления, инструкции. Пока в классе Комполка или комэски, все чинно и серьезно. Стоит им за дверь и полетел в конец класса бумажный самолетик, оживление, шум, Дай ка я пускану... Летчики тоже люди и посмеяться, и позабавится хочется. Тишина сегодня и в комнате отдыха, на полетах здесь людно. А какие здесь шахматные баталии происходят, в полетах перерыв, по погоде или по технике и ну резаться в шахматы, эскадра на эскадру.... Весело.
----Ну что? Заглянем в ТЭЧ.
ТЭЧ полка, - Нос до потолка... Самые лучшие мастера здесь. В огромном светлом ангаре проводят трудоемкие работы на авиатехнике. Замена двигателя, большие регламентные работы, и так изо дня в день. Инженеры, техники, механики творят с самолетами чудеса. И ловко у них получается, в обед прикатили на замену двигателя, к вечеру смотришь уже сняли. Ты подумай, читатель, одних гаек сколько открутить надо. И действуют они не наобум, а строго по инструкциям по эксплуатации. Работа очень ответственная и сложная. От них трудяг, зависит наша жизнь, по большому счету. Мне бы такие руки, не в прямом, а в переносном смысле. В прямом не хочу, потому, как руки эти, вечно в масле, с ссадинами, торопливо заклеенными пластырем, трудно отмывающиеся, но такие надежные. Надежнее рук техника, только руки Матери.
Проходим между самолетов, открытые люки, свисающие пучки проводки, вон двигатель на тележке стоит, готовят к установке. Работают люди спокойно, даже на первый взгляд неторопливо. Каких специальностей здесь нет, и двигателисты, и спецы по оборудованию, и по РЭО. Есть в ТЭЧи и токаря и фрезеровщики, есть контролеры и водители. Небольшой авиазавод в полку, вот, что такое ТЭЧ.
----Притомился, читатель? Я тоже. Концы по аэродрому не маленькие, набегались, пора и  перекусить чего. Жаль угостить не смогу, талонов на питание по реактивной норме у тебя нет, да и на кухню не пустят без халата. Придется в городок топать в военторг.
Подходя к КПП городка, оглянись читатель, за спиной остался целый мир. Мы в беглом экскурсе не осмотрели и десятой части его. Мир, населенный людьми, самолетами, машинами. Мир, со своими радостями, проблемами и тайнами, название которому АЭРОДРОМ.