Белый Бриллиант и Комплекс Икара

Евгений Габелев
Если бы бог захотел чтобы люди летали, он дал бы им острый разум. А все остальное они придумают и сделают сами.




Недавно я уже писал о новом прекрасном проекте, предпринятом нижегородским центром немецкой культуры: о ретроспективе фильмов Вернера Херцога… и выскажу еще несколько мыслей напоследок.


О высоком искусстве и людях, склонных к полету.




МАСТЕР ИЛЛЮЗИЙ


Херцог великий мастер. Мастер иллюзий, неотличимых от реальности. Статус его в мировой культуре настолько высок, что представляется трагичным объяснять русскоязычному читателю, кто он, и с чем его есть…


Потомучто у нас он совершенно не известен, и это можно сравнить с тем, как если бы в целой стране никто не знал про Эйнштейна, Дарвина и Фрейда… или бы мы ничего не знали о Сокурове и Тарковском.


То что он делает… это какой-то бесконечно другой мир, с виду неотличимый от нашего, но совершенно иной, или вывернутый под абсолютно новым, недоступным нашему зрению углом… и от этого хочется летать.


Увидев его фильмы, понимаешь, в каком пещерном веке пребывает наше кино, и те великие мастера наши, чьи имена то и дело украшают всякий спор. Хотя на первый взгляд в них нет ничего особенного…


Но великое мастерство подобно безыскусности. Херцог безыскусен… но безыскусность и естественность эта, часто на грани наивности, а иногда и за ее гранью, суть результат бесконечной тонкости и труда.


В каждый фильм его входит лишь несколько процентов отснятого материала… и это по настоящему круто. Там нет ни величественных спецэффектов, ни так любимого нами духовного пафоса и обнажения ран…


А есть бесконечная глубина и полет над бездной.




БЕЛЫЙ БРИЛЛИАНТ


Фильм о великой людской мечте. Один из красивейших. Тысячи лет мы вглядывались в небо, мечтая уподобиться птицам и обрести необусловленную свободу. Многие пробовали и упали. Мечта того стоит.


Сегодня, когда нет ничего проще полета на межконтинентальном лайнере, есть люди, еще мечтающие летать. Летать как когда-то во сне, парить в бесконечно высоком небе, подставляя лицо поющему ветру…


Это фильм об одном из них. О немецком инженере, в детстве запускавшем самодельные ракеты и мечтавшем стать астронавтом. Одна из ракет взорвалась, и он чудом остался жив, потеряв несколько пальцев…


Пожалуй, он мог стать новым Вернером фон Брауном… но предпочел строить дирижабли. В век стремительных стальных птиц в этом есть что-то неизмеримо-горькое и в то же время бесконечно высокое.


Он везет свой дирижабль в джунгли Гвианы, собирает, и едва избежав урагана, парит над тропическим лесом, касаясь верхушек деревьев… вспоминая друзей, погибших в прошлом полете и наблюдая стрижей.


Иногда съемка сознательно уходит в стилистику нэшенел геогрфик, в рассказ о диких местах, удивительных животных и странных туземцах… но если прорваться и посмотреть сквозь щелку, что оставил Мастер…


То увидим парящий в небе белый бриллиант.




ГЛУБОКАЯ СИНЯЯ ВЫСЬ


Пока мы смотрим на похожий на рыбу Белый Бриллиант, мастер готовит нам новую иллюзию, на сей раз абсолютно невероятную. И мы не знаем, где кончается правда, и где начинается волшебство.


«Глубокая синяя высь» создана как фильм-фантасмагория, сбрасывающая с пьедестала не только представления о реальности, но и сам человеческий разум. Хотя речь в нем ведется от лица ученого...


Почтенный муж, похожий на безумного профессора из голливудских поделок, говорит об открытии новых планет, где-то далеко, у горячих звезд, что стало возможным вследствие прогресса вычислительной математики…


Вскоре мы начинаем понимать, что привычный мир рассыпается. Астронавты летят к далекой звезде, и находят там следы древнейшей цивилизации, утонувшей в жидком гелии, и плавают среди них как рыбы…


Сам рассказчик оказывается инопланетянином, прилетевшим с той самой замерзшей планеты чтобы построить торговый центр… и мы не понимаем, где истина, где ложь, где величие науки а где дерзкий обман.


Сверкающее небо дает трещину и рушится на наши доверчивые головы, погребая всех под обломками привычных представлений. Мир оказывается не тем, что мы думаем, и ни одной мысли уже нельзя доверять.


И все это бесконечно, завораживающе красиво.




КРЫЛЬЯ НАДЕЖДЫ


Херцог много раз обращается к теме полета… и его последствий, часто трагичных, или как минимум странных. О каждом из его фильмов стоило бы написать… но я предпочту, чтоб вы смотрели их сами.


«Крылья надежды», фильм о безумной и в то же время совершенно реальной истории, произошедшей более 20 лет назад. О девушке, выжившей в авиакатастрофе. Она упала с высоты 3 километров…


Она падала, выскользнув из развалившегося лайнера, и под ней стремительно кружился тропический лес… а потом она очнулась, и вокруг никого не было. А затем две недели выбиралась из джунглей.


«Малыш Дитер должен летать», о еще одном парне, метящем в небо. В детстве он видел, как на его дом пикировал самолет… и стал боевым летчиком. Хотя для этого пришлось перебраться в Америку.


Его сбили над Вьетнамом… и был долгий плен, побег, и чудесное спасение, и новая попытка летать… и все это живет в его памяти. Фильм безжалостно возвращает его в места, где он когда-то был молод.


«Великий экстаз резчика по дереву Штайнера», о гениальном резчике по дереву, ставшем чемпионом мира по прыжкам с трамплина. Он умеет летать на лыжах, словно для него отменили закон тяготения.


Похоже, у всех этих людей какие-то другие законы.




КОМПЛЕКС ИКАРА


Пока избранные небом устремляются навстречу мечте… или просто становятся жертвой обстоятельств, мы остаемся на земле. Робкие насекомые, придавленные всей толщей воздушного моря…


Нам приходится много думать. Думать и объяснять себе, что с нами не так… и вскоре мы начинаем верить, что с нами как раз все в порядке, а отказ от мечты и бегство от свободы есть жизнеутверждающая норма.


Герои, стремящиеся ввысь, способные идти за мечтой, или сделать что-то выходящее из общего ряда, суть невротики, ненормальные и безумцы. Когда-то их жгли на кострах и запирали в психушки…


Сегодня для них придумали термин «Комплекс Икара». Он проявляется в неодолимом стремлении оторваться от реальности. Мечтать и идти за мечтой, быть свободными и устремляться в прекрасное небо…


Икар мечтает о полете и до седых волос летает во сне. Стремится в далекие страны, или хочет до неузнаваемости изменить свою. Он увлекает нас… поэтому мы хотим, чтоб он скорее упал и разбился.


Икар предпочитает должное сущему, он враг реальности, и та платит ему взаимностью. И робкие люди, не решившиеся взглянуть в глаза мечте и принять вызов, учат нас жизни и душевному здоровью…


Но все что им нужно, это полет.




ЛЕТАЙТЕ


Летайте, хотя бы иногда… и не бойтесь своей мечты. Не бойтесь, даже если знаете что мечта убьет вас. Тогда ваша жизнь будет не напрасной… и может вашим именем назовут какой-нибудь комплекс.


Смотрите хорошее кино.