Школа - это наше всё

Наталья Ромодина
Ну что ж...
Школа, значит...

Я из учительской семьи. Можно сказать, из династии. По женской линии и мама, и бабушка, и бабушкина сестра, и её дочка и внучка - все мы окончили пединституты и кто больше, кто меньше - проработали в школе.

Моя бабушка после гимназии окончила учительскую семинарию, работала в трёх деревенских школах с 19 лет до 22. А потом её сократили по происхождению (дочь дьякона). Однако в 1930-м году "мобилизовали на учительскую работу", мол, нечего таланты разбазаривать по всяким там аптекоуправлениям, надо сеять разумное, доброе, вечное в начальной пролетарской трудовой школе. И она проработала учителем 30 с лишним лет, из них 28 лет на руководящей работе - завучем и в основном директором начальной школы. Жили они вначале в школе: при учебном заведении была директорская квартира. Туалета не было - надо было ходить в школьную уборную. Потом дали комнату в коммуналке, без водопровода, с печкой. Уже в 50-е годы.

В войну трудно было: выписывали школе дрова, надо было их выкалывать из прибрежного льда.
Если какой-то ученик плохо себя вёл на уроке, мешал всем, бабушка брала его к себе в директорский кабинет и проводила индивидуальные уроки с ним по расписанию.

Когда я родилась и подросла, бабушка со мной играла в школу
по моей просьбе, так что мы с ней прошли всю программу началки, только писать я не научилась по-письменному. Так что в начальной школе мне было скучно, я всё знала из того, чем мучили моих одноклассников, и ничему не научилась. Даже тому, чего не умела, - писать красиво. У нас программа была экспериментальная, это был тот год, когда не практиковались прописи. Ну и результат плачевный.

Мама моя была бойкой девочкой. И в школу сама себя записала. Училась хорошо, пока кушать было что. А потом голод наступил. Учителям вообще нечего есть было. В мае победного 1945 18 выпускников 10-го класса на весь город получили аттестаты зрелости и поехали в институты в Москву, Ленинград и другие города. Мама - в Герценовский, на факультет русского языка и литературы. Проработала учителем русского языка и литературы (в журнале о ней писали в связи с уроком по Наташе Ростовой, да она и меня в честь Наташи назвала) больше 30 лет. Десять лет из них в нашей школе, где я училась.

А дело было так. Пошла она меня записывать в школу. Пока я беседовала с пожилой учительницей, решала задачки, которые она мне увлечённо давала, мама со скуки зашла к директору и спросила, не нужен ли в школе словесник. Школа была почти новая, ещё даже не средняя. так что словесник был нужен.

Вот так я выглядела 1 сентября у своего подъезда. Меня повели в школу мама и папа. У мамы был свой четвёртый класс, с которым она встречалась впервые. А была уже седьмым классным руководителем! Шесть учителей сменились за три года - это что-то! За любовь к дракам и романтике мама их прозвала мушкетёрами. Очень красивые и талантливые дети. Со многими выпускниками из этого класса мы дружим до сих пор. А сын одной из девочек совершенствует своё ветеринарное мастерство на моей кошке! Но в тот далёкий день 40 лет назад всё ещё было впереди.

Итак, мама пошла к своему классу, а папа решил меня сфотографировать, как я иду в школьном дворе. Заметив, что родители меня бросили, я заревела, так как растерялась, куда идти, кого искать. Но потом папа помог мне сориентироваться. Одноклассник провозгласил школе первый звонок. Нас строем завели в здание. Первыми, так как первый А. Что было на уроках, я не помню. Помню, что второго сентября я зашла в школу и поняла, что не помню, направо или налево идти, и заревела. Меня утешила и проводила другая первоклассница, Таня, с которой мы восемь лет учились в параллельных классах, а два года последних - в одном.
 
Учительница наша считалась сильной, но мне казалось, что она много орёт. Класс был огромный, 38 человек. А у маминых четвероклассников и т.д. - вообще всегда было за сорок человек в классе.

Вот так и учились. В нашем классе было много отличников, 21 человек на 4 и 5. Я больше помалкивала, так как боялась. Но решала всё. На первой контрольной по математике я не поняла, что надо торопиться уложиться во время, 45 минут, и не успела. Но потом я уже поняла правила и распределяла своё время правильно, решала и по два варианта за урок.

Физкультуру не любила. Учительница тоже орать любила. Один раз она меня загнала на самодельный снаряд со всеми вместе, а я раз - и упала с высоты. Мама видела: у неё класс был напротив окон спортзала (школа самолётом). А к ней уже мои одноклассницы бегут: "Ваша девочка упала!" Ну, меня как-то от физры и освободили.

Приходили к нам пионеры (не из маминого класса, а из параллельного), учили с нами правила октябрят: "Октябрята - смелые ребята", "Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут" и т.д.

Когда по результатам учёбы мне дали благодарность и поместили портрет на доску почёта, моя мама очень удивилась. Она никогда не вникала в мои уроки. Сама я всё делала. И Лёня тоже сам всё делает. И папа его. Папа ведь тоже из учительской семьи, тоже и мама, и бабушка учительницы, тоже пединститут окончил и проработал два года в деревне учителем математики и информатики.
Маме, конечно, некоторые учителя рассказывали о моих успехах или проблемах. Но кое-кто из новеньких даже и не знал, чья я дочка.

С шестого по десятый класс мама вела в нашем классе уроки русского языка и литературы. Она понимала, что с этим будут связаны некоторые психологические сложности и для неё, и для меня, но поразмыслила: "Кто лучше меня выучит Наталью русскому языку и литературе?!" В общем, так и получилось.

Окончив школу, я решила поступать на филфак, как мама. Мне очень нравился русский язык, и мне уже в 14 лет захотелось изучить его как следует, в институте.

Так что и я немножко в школе проработала. Не понравилось. Меня мама учила методике, тому, как надо вести себя на уроке. Но не получилось из меня учителя. Всё же, несмотря на всякие нюансы жизни, я каждый день использую знания, полученные в институте. Вот и сейчас, когда пишу это.

Когда мой сын Лёня должен был идти в школу, я очень волновалась. Я встретила свою первую учительницу около школы, и она настаивала отдавать ребёнка в первый класс в шесть лет. Это был 2000 год, время демографической ямы, еле набрали один класс. Это был последний год, когда набирали по программе 1-3. На это она и напирала.

Но я посчитала, что у нас ещё не закончено дошкольное образование, не хотелось расставаться с замечательной воспитательницей. И сын пошёл на следующий год. Учительница Татьяна Дмитриевна сразу, первого сентября, сказала: "Не бойтесь, мы ваших детей не обидим!" Учительница у него замечательная! Она нянчилась с ними, как с цыплятками. Все учителя, которые берут её классы в среднем звене, всегда хвалят.
 
Лёня ходил в школу, чтобы учиться, получать знания, на оценки "не обращал внимания" (это он отвечал, когда мы спрашивали, что получил). Чаще всего в начальной школе было "5 с молодцом!"

В конце начальной школы был роскошный выпускной утренник, со сценарием, придуманным учительницами, с песнями, танцами, конкурсами...
 
Когда я приходила в школу, все учителя говорили, что им нравится заниматься с Лёней, что он готов к каждому уроку, что он - их "солнышко".

Не успели оглянуться, как выпускной класс! Подготовка к ЕГЭ, выбор вуза, дни открытых дверей, олимпиады, последний звонок, экзамены, выпускной вечер в зале торжеств усадьбы Кузьминки!

На ЕГЭ по химии решил всё абсолютно без ошибок и получил 100 баллов!
На олимпиаде "Природа России", где стал абсолютным победителем, получил в подарок велосипед и кубок!
Участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников, дошёл до регионального этапа, где стал призёром по биологии и географии.
Получил также грамоту участника заключительного этапа Школьной биологической олимпиады МГУ.
По результатам учебного года получил одноразовую стипендию главы управы.
А в ноябре 2013 года неожиданно прислали ему премию от президента России для одарённых детей 2012 года! Уже на втором курсе учился.
 
На выпускном вечере Лёню вызвали первым из всех 11 классов, вручили аттестат, медаль, кучу грамот (наверное, полтора десятка) и памятный знак за глубокие знания - сову, символ мудрости. После торжественной части в школе они поехали в зал торжеств, где был банкет и праздник на всю ночь!

Хочется сказать спасибо учителям:
классному руководителю Александре Семеновне,
учителю русского языка Инне Федоровне,
учителю биологии Елене Викторовне, английского языка Ольге Александровне и другим за то, что они помогали Лёне каждый школьный день осуществлять его мечту - получать глубокие знания.

Пока наше взаимодействие со школой на этом закончилось. Посмотрим, что дальше будет.