Моржевание на Руси и в России

Вячеслав Ледовский
Давние обычаи холодового закаливания в нашей стране подтверждены не только свидетельствами античных историков и археологическими раскопками, но и древнейшими славянскими летописями.
Так, в «Повести временных лет» приводится расказ, вложеный в уста апостола Адрея: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И рассказал (римлянам - Редакция): «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись».
А самый знаменитый  русский летописец монах Киево-Печерского монастыря Нестор (X век)  описывал еще дохристианскую традицию - начинать парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Личным примером следовали традициям холодового закаливания многие Великие киевские князья, причем как язычники (Святослав), так и христиане (от Владимира Красное Солнышко до Владимира Мономаха). Да и само Крещение Киева, с которого ведет свою историю православная Русь, также происходило в водах Днепра и (или Почайны) скорее всего в зимний период, то есть, по сути, было обрядом сакрального массового моржевания. Ровно так же позже крестили Новгород и большинство других русских городов и селений. Историки описывают такой российский  религиозный обычай: в день Крещения 6 января (по старому стилю) мужчины ныряли в воду за брошенным туда крестом и соревновались, стараясь найти его первым.

Врезка: «В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины" (летописи о князе Святославе).
О дальнейшем сохранении и развитии на Руси традиций контрастного закаливания свидетельствуют многие зарубежные путешественники и историки.
Так, побывавший в Москве в XVI веке англичанин Джильс Флетчер писал: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
Посетивший Россию спустя полстолетия немец Адам Олеарий в книге  "Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию" рассказывает о бане и дальнейших процедурах:  "...Затем, когда от такого жару они сделаются все красные... они выбегают все голые и обливаются холодной водой; зимой же, выскочив из бани, они валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как бани их обыкновенно устраиваются при реках или ручьях, то моющиеся в них из жару прямо бросаются в холодную воду... та перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью"
- Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие, - резюмирует А. Олеарий.
Все это способствовало успеху русского оружия в отражении многочисленных нашествий на Родину. К примеру, Н. М. Карамзин в произведении «История государства Российского» так описывает осаду города Брянска Лжедмитрием II (1608 г.): «Русские воины бросились вплавь через реку на помощь осажденным, они плыли, разгребая лед, под выстрелами неприятеля, изумленного такой смелостью»

Врезка
«Весьма часто моются в особых помещениях, обогреваемых печами так сильно, что никто в мире, кроме них, не мог бы выдержать этого жара. Мужчины и женщины находятся вперемеж в этих банях, которые обычно строят на берегу реки, чтобы те, выходящие, могли бы броситься в прохладную воду, что они и делают как зимой, так и летом" (Де Ла Невилль «О Московии», XVII век)

Пример холодового закаливания свои поданным подавали многие российские императоры, начиная с Петра I. Причем втягивали в моржевание не только россиян, но приехавших на службу иноземцев. Так, камерюнкер Берхольц, находившийся при дворе царя, отмечал: «русские бросаются совершенно нагие (даже в начале зимы, пока вода еще не замерзла) из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому что с детства привыкли к зимнему плаванию". Со временем он и сам пристрастился к этой процедуре, потому что "нашел, что она мне очень полезна, и положил себе вперед почаще прибегать к ней".
Отметим - закаливание, начиная с детства, было привычным делом не только для русских, но и для других народов нашей страны. Так, якуты по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой, затем закутывая в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали и так далее. А похожие рекомендации по способам воспитания детей сильными и здоровыми приведены практически во всех соответствующих памятниках русской культуры, начиная с «Поучение Владимира Мономаха». Среди них «Домострой», «Гражданство обычаев детских» (Епифания Славинецкого), «Юности честное зерцало» (Феофана Прокоповича) и так далее.
Еще большее внимание закаливанию придавали великие отечественные полководцы. Так, не проигравший ни одной битвы генералиссимус Александр Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, стал выносливым, стойким, не восприимчивым к холоду и жаре благодаря многим тренировкам, в том числе «легкой» одежде в любую погоду.
- При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным, - вспоминал о нем денщик  полководца Иван Сергеев.
Суворов ввел физическую подготовку и закаливание как обязательное правило в армейский обиход, строго требовал их соблюдения. Эти традиции были развиты и закреплены его учениками - фельдмаршалом Кутузовым и многими другими. Так, к примеру, писали о герое Отечественной войны 1812 года генерале В. Г. Костенецком: «Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полки кидался в снег...»
Среди великих российских военачальников - адептов моржевания можно упомянуть героя русско-турецкой войны генерала Михаила Дмитриевича Скобелева, адмирала Степана Осиповича Макарова и многих, многих других. Сторонниками закаливания были и величайшие деятели русской культуры. Так, Александр Пушкин принимал по утрам ванны со льдом, заменяя ими посещения врачей и прием, по его мнению, бесполезных лекарств.  Лев Толстой с ранней весны и до выпадения снега предпочитал ходить босиком, баснописец Иван Крылов и художник Илья Репин часто окунались в проруби, как и публицист-просветитель Николай Чернышевский. Даже находясь в ссылке в Якутии, он купался в студеных речках круглый год, включая зиму.
- Вот уже более 20 лет ни один день не лежал в постели. Это многие ли могут сказать о себе? Из сотни один разве? - писал Чернышевский друзьям.

Проблемы закаливания постоянно находились в фокусе внимания выдающихся российских врачей и ученых.
Еще в 1773 году основоположник отечественной медицины, ученик М. Ломоносова  С.Г. Зыбелин (1735-1802 гг.) в «Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней»  писал: «Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней». Еще раньше академик А. П. Протасов рассматривал вопросы закаливания в докладах Российской Академии наук «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».
Много внимания пропаганде закаливания уделял выдающийся русский просветитель XVIII века Н. Новиков. В работе «Разговор о здоровье» он писал, что тому, кто хочет быть здоровым и крепким, надо привыкать сносить жар и стужу, ветер и сырую погоду. Причем закаливание не только повышает устойчивость организма к холоду, но и в известной мере формирует характер человека, поскольку, как считал Новиков, изнеженные люди, которые ничего вытерпеть не могут, "почти ни к чему на свете непригодны". Его ученик и последователь П. Енгалычев в 1804 г. выпустил труд «О продолжении человеческой жизни или средстве, как достигнуть можно здоровой, весёлой и глубокой старости», где закаливанию отведено солидное место. В частности, автор рекомедовал начиная с детства «воспитывать привычку к холодной воде» через  ежедневные обливания.
 Известные деятели медицины рубежа XVIII – XIX веков М. Я. Мудров и К. И. Грум тоже широко пропагандировали купание в прохладной воде, холодные обтирания, душ, воздушные ванны. Грум составил правила для наружного употребления воды, предложил примерный температурный режим для ванн нарзана или с добавлением в обычную воду соли. А в 1841 году в России вышла книга доктора Фабрициса под красноречивым названием "Полное сведение о пользовании холодной водой, или Ясное изложение правил, как самоверным образом, с помощью зимнего плавания скоро и верно излечивать многие опаснейшие человеческие болезни..."
Врезка: «Холодные ванны - это не только важное профилактическое, но и лечебное средство в борьбе с самыми разными заболеваниями" (К.И. Грум)
Поскольку на Руси издавна именно бани были не только оплотом гигиены, но и основным лечебным и профилактическим средством, то их влияние на организм человека также являлось объектом пристального внимание врачей. Еще в 1826 г. в Московском университете была защищена первая диссертация на эту тему под названием «О банях вообще и о русских банях в частности».
Большой вклад в разработку вопросов использования зимнего плавания для укрепления здоровья, закаливания в целях профилактики и лечения болезней внесли многие русские  выдающиеся и всемирно известные ученые и просветители, включая С. Боткина, Н. Склифосовского, Н. Пирогова, В. Бехтерева, К. Ушинского, П. Лесгафта, И. Павлова и так далее, которые зачастую подавали личный пример своим последователям. Так, первый русский лауреат Нобелевской премии (1904 г.) физилог И. Павлов купался в Неве и в 80 летнем возрасте в любую погоду.
Однако российской точкой отсчёта научного этапа развития учения о закаливании считается 1881 г., когда  была опубликована диссертация врача А. Назарова «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры». В ней изложены результаты экспериментального изучения физиологических механизмов закаливания. Теоретическое и практическое значение исследований Назарова в том, что он впервые научно доказал возможность повышения устойчивости организма к холоду в результате повторных (систематических) холодовых воздействий. Исследования А. Назарова явились стимулом к дальнейшему изучению физиологических механизмов закаливания. В этом направлении период работали ученый и пропагандист закаливания И. Тарханов, издавший в 1899 году книгу «О закаливании человеческого организма», а также В. Гориневский. Отдельные положения книги которого «О закаливании человеческого организма как средстве воспитания», выпущенной в 1900 г., не утратили своего значения и в наши дни. Научным основоположником закаливания детей грудного и ясельного возрастов считается Г. Сперанский. Его книга «О закаливании детского организма» (1910) была первой в России, посвящённой данному вопросу.