С чистого листа

Аркадий Неминов
В дверь негромко, но решительно постучали.
- Войдите! – сказал я и невольно взглянул на часы. Надо же, по этому посетителю можно было сверять время:  9-00 – секунда в секунду к началу приема!
В кабинет вошел высокий худощавый мужчина, одетый  неброско, но со вкусом: строгий серый с отливом костюм, светлая рубашка с галстуком, модные ботинки.
- Разрешите? – он взглянул мне в глаза, и я поразился, насколько их выражение не соответствовало внешнему облику посетителя – выглядел он довольно растерянным.
- Пожалуйста, присаживайтесь! – я жестом указал на большое удобное кресло, расположенное напротив моего стола – обязательный атрибут в моей работе. Как психотерапевт, я не приемлю все эти новомодные западные введения, когда пациента укладывают на диван для его максимального расслабления. На мой взгляд, наших закомплексованных в своей массе людей это зажимает еще больше. – Итак, слушаю вас…
- Меня зовут Сергей Владимирович, - подсказал посетитель. – Доктор, у меня большая проблема! – начал он срывающимся от волнения голосом. - Дело в том, что недавно я попал в аварию, получил сильное сотрясение мозга и в результате потерял память, перестал узнавать близких! – он взглянул на меня настороженно, исподлобья, словно оценивая, какое впечатление произвели на меня его слова.
- Вот как? Продолжайте!
- Понимаете, в один далеко не прекрасный день я проснулся и вдруг с ужасом и удивлением понял, что ничего вокруг не узнаю! Более того, жена, лежащая рядом, показалась мне совершенно чужой женщиной, имя которой я даже не помнил! Я естественно обратился к психиатру, который назначил мне лекарства, но предупредил, что амнезия может остаться на всю жизнь!
- Простите, но я не понимаю, чем могу помочь вам я, специалист в области семейных отношений? Амнезия – не мой профиль! - я недоумевал. С такими пациентами за всю мою десятилетнюю практику мне никогда сталкиваться не приходилось.
- Вы правы, доктор! Но этот кошмар продолжается уже целый месяц, и я не знаю, что мне делать! Поймите, рядом, чужие для меня лица, чужая женщина, и мне надо как-то с этим жить! Ну не рушить же все из-за того, что я ни черта не помню свою жену?!
- Но хоть что-то вы помните? Детство, скажем, своих родителей, школьных друзей, сослуживцев, наконец!
- В том-то и дело, что ничегошеньки! Как отрезало! Какие-то неясные отрывки, будто порванная и хаотично склеенная кинолента, настолько короткая, что из нее ничего понять невозможно. Я просто в отчаянии!
- Хорошо, а ваши семейные фото вам тоже ни о чем не говорят?
- Они для меня, что мертвому припарки – ничего даже не екнуло! Мы женаты всего два года, детишек не завели. Катя, моя жена, говорит, что я сам не хотел, но я и этого не помню! С бывшей работы мне пришлось уволиться. Мы с ней работали в одном коллективе. Мы туда приезжали вместе, со мной все здоровались, но я находился словно в вакууме. Сижу вот теперь дома, хотя имею высшее образование, и не знаю, чем себя занять. Но главная причина моего посещения в том, что Катя мне совершенно безразлична – как женщина! Вы меня понимаете? Я даже порой удивляюсь, как она могла мне понравиться настолько, что я на ней женился?! Я не знаю, что мне делать, как жить, если эта проклятая память не восстановится!
Я задумался. Этот случай был уникален сам по себе и готовых рецептов здесь не было.
- Не хочу быть истиной в последней инстанции, - сказал я после продолжительной  паузы, - вы человек достаточно рассудительный, чтобы решить эту проблему самостоятельно, но один совет могу дать: слушайте свое сердце – именно оно подскажет выход из сложившейся ситуации! А я могу лишь поделиться с вами тем, как поступил бы сам в этом случае: я бы развелся, чтобы не мучиться самому и не мучить своих близких. И начал бы жизнь с чистого листа! Но – это на мой решительный характер, тем более, мне есть, куда уходить. Вас же я призываю хорошенько все обдумать, прежде чем принимать окончательное решение.
Сергей Владимирович тяжело вздохнул:
- Мы с женой иногородние, живем на съемной квартире, а мои родители, как оказалось, погибли в автокатастрофе полгода тому назад. Они жили в провинции, -  он назвал небольшой городок, и я приятно удивился такому совпадению: там проживали и мои родственники! - …И после них остался частный дом, который сейчас пустует. – Можно было бы, конечно, уехать туда, но для меня и там все чужое! Что я буду делать в том захолустье? А здесь и работу найти легче, и жена есть, какая-никакая… Может, стерпится – слюбится? А, доктор? – он посмотрел на меня с какой-то детской надеждой в глазах.
Я лишь пожал плечами.
Когда он ушел, я еще долго переваривал эту необычную встречу. Мне было по-человечески жаль его. Я невольно поставил себя на место этого молодого мужчины и внутренне содрогнулся, живо представив, насколько потерянным в этом мире я сразу бы себя почувствовал!
Прошел месяц, я больше не вспоминал об этом случае, пока неожиданно не получил по электронной почте письмо от Сергея Владимировича, в котором он благодарил меня за помощь и извещал, что решил последовать моему совету и развестись с женой. Он решил перебраться в родной город и попробовать начать жить сначала, как я ему и советовал! Приглашал в гости, и мне, действительно, захотелось встретиться с ним еще раз, поговорить, узнать, как сложилась его жизнь. Но поехать к нему мне довелось не скоро.
Примерно через год я взял отпуск и поехал в тот самый город к своим родственникам, которые давно звали меня к себе. Если  бы не Сергей Владимирович, я, наверное, к ним так бы и не собрался...
При первой же возможности я позвонил ему, чему он очень обрадовался, и мы договорились о встрече.
Его добротный дом, находящийся на окраине города, я нашел не сразу.
- Здравствуйте, дорогой Юрий Петрович! – поприветствовал он меня, открыв дверь. – Признаться, не ожидал увидеть вас в нашей глуши! Милости прошу в наш дом!
Мы вошли в просторную, чисто убранную гостиную, обставленную простой мебелью.
- Катя, у нас гости! – крикнул он и посмотрел на меня многозначительно: - Сейчас я вас познакомлю со своей женой! Да-да, не удивляйтесь, я недавно женился!
В комнату вошла высокая симпатичная молодая женщина в просторном домашнем сарафане, обтягивающем ее округлившийся живот, и приветливо поздоровалась.
- Катя, - торжественно произнес Сергей Владимирович, - познакомься, это – Юрий  Петрович, психотерапевт, я тебе о нем рассказывал. А это Екатерина – моя жена! – он повернулся ко мне. – ТА САМАЯ!
- Что значит, та самая? – не понял я. – Вы же написали мне, что развелись!
- Да, развелся! Но опять женился на ней!
- Так, значит, к вам вернулась память?! – догадался я. – Поздравляю!
- Представьте, нет! – он смотрел на меня, улыбаясь. – Но все равно спасибо!
- Тогда я ничего не понимаю, хотя и рад за вас обоих! – я был искренне удивлен, ведь прекрасно помнил, с какой проблемой пришел ко мне на прием Сергей Владимирович.
- Вы тут поговорите, мужчины, а я соберу что-нибудь на стол! – проговорила Катя и упорхнула на кухню.
- Вот как повернулась моя жизнь! – сказал Сергей Владимирович, когда мы удобно устроились на его диване. – Когда мы с Катей развелись, я поселился здесь, и первое время находился даже в эйфории – никто не навязывал мне своего общества. А потом – хоть волком вой! Вот таким одиноким бирюком, на весь свет обиженным, я прожил, вернее, просуществовал, три месяца. С работой здесь туго – город-то маленький, и я совсем упал духом, начал потихоньку продавать вещи, прикладываться к бутылке. И вдруг приезжает Катя – просто так, проведать меня по-дружески, передать привет от бывших сослуживцев. Увидела, что со мной творится и, ни слова не говоря, вычистила весь дом, накупила еды, сварила обед… - он замолчал, задумавшись
Вошла Катя и стала накрывать большой круглый стол, застеленный белоснежной скатертью.
- Извините, если помешала! – произнесла она виновато.
- Ты нам не мешаешь, Катюша! – отозвался хозяин. – Я как раз рассказывал о том, как ты появилась в этом доме.
- Да уж, – рассмеялась она, – зрелище было еще то!
- Вот я и говорю, - продолжил Сергей Владимирович, - в общем, стала моя Катюша приезжать по выходным и оказывать мне шефскую помощь, как она тогда говорила.
- Ты лучше расскажи, Сережа, как гнал меня из дому, грозился в милицию сдать! – улыбнулась Катя, уходя из комнаты.
- Да, было дело! – засмущался он. – Понимаете, Юрий Петрович, соседка тут есть одна, очень вредная старуха, так вот она, увидев как-то Катю, стала мне дуть в уши, что моя бывшая жена нацелилась на этот дом. Дескать, не может такого быть, чтобы женщина стала помогать бывшему мужу без всякой корысти! А я ведь тогда был зол на весь мир, и чуть дров не наломал, но вовремя опомнился! Так получилось, что уже юридически чужая, но по сути близкая мне женщина постепенно снова вошла в мою жизнь. И это настроило меня на глубоко позитивный лад! Я устроился в строительную бригаду, стал получать деньги, и понемногу привыкать к здешней жизни, которая представлялась мне тем самым чистым листом бумаги, на котором я нетвердой еще рукой выводил свои первые каракули…
- Сережа, - прервала его Катя, вошедшая с очередным подносом, - приглашай гостя к столу. Уже все готово!
- Скажите, Катя, вам ведь пришлось уволиться с прежней работы? - продолжил я беседу уже за столом.
- Конечно! Где муж, там и жена, но я нисколько об этом не жалею. Я ведь тоже родом из маленького города. С Сергеем мы познакомились еще в институте, потом поженились, стали работать в одной фирме. Мечтали о путешествиях, поездках по миру, Сергей хотел купить машину, а у нас ничего своего не было. Сережа говорил, что нам надо пожить для себя, купить квартиру, а ребенка завести успеем…
- И что же произошло дальше?
- А дальше Сергей как-то взял у приятеля машину покататься и… попал в аварию - столкнулся с грузовиком, водитель которого был пьян. О последствиях вы уже знаете. Я думала, что вместе мы с его амнезией справимся, но вышло все иначе!..
- Вот именно! – подтвердил Сергей Владимирович. – Как оказалось, чтобы полюбить человека заново, надо сначала освободиться от старого! Только посмотрев на Катю глазами свободного человека, я смог оценить по заслугам все ее достоинства, и главные из них - ее преданность и любовь!  – Он поднял свой бокал: - Вот за это и выпьем!