1964 год. Грузия - вторая скатерть...

Яна Ольгина
Грузия. 1964 год...
Яна Ольгина
Читатель мой случайный ироничный,
Чтоб не наскучило тебе моё нытьё,
Давай заглянем в твой багажник личный,
Перетряхнём житейское тряпье.
Коль «я» твоё с тобою в дружбе будет,
Жизнь наградит тебя счастливою судьбой,
Не потому что как-то скажут люди,
А потому что честь твоя с тобой.
***
Долгонько не общалась я со Стихирцами. Госпитали…Фирма по ремонту компьютеров... Наконец появилась возможность – открылось окно в мир…И вот я в коллективе любознательных, доброжелательных.
Читайте! Завидуйте! Я – журналист Советского Союза!
***
Грузия. 1964 год.
Моя профессия – репортёр. Так случилось, что я по природе, генетически любознательна, романтична, восприимчива и доброжелательна. Ей-Богу, не вру, честно. Я всё вокруг себя вижу и не могу не удивляться, восхищаться людьми и их поступками. Потому откровенно делюсь с людьми всеми своими впечатлениями и рассказываю о том, что мне кажется интересным для живущих на Земле гомо сапиенс.
***
Зелень.
Так вот, вчера вечером, 30 октября 2009 г. молодые специалисты из фирмы West-Line  в очередной раз (спасибо начальнику производственного отдела за это Васе Лукашенко!) починили и привезли меня и  мой компьютер в так называемую редакцию журнала ветеранов и инвалидов войны «Надежда».
 Пока они подвязывали к системному блоку тыщу проводочков, настраивали его мозги, проверяли, не отключился ли принтер,  сканер, я, вся насквозь от души благодарная им, накрывала на стол:
- Мальчики, гости мои дорогие, ужинать пора! Мойте руки!
-- Спасибо. Мы уже ели.
- Когда и что?
- В обед. Бутерброды с чаем.
- А сейчас уже ровно 18 и необходимо животам вашим похлебать настоящей домашней еды!
Разливаю по тарелкам горячий супчик овощной, отдельно каждому раскладываю перчик болгарский красный и жёлтый, обязательный элемент еды -- петрушку, укроп, кинзу, зелень. И в связи с этим в памяти моей топорщится  ситуация из давности по времени и по расстояниям.
О! Боже! Потерялся текст про зелень! Читатель мой случайный ироничный, извини меня электронно неграмотного древнего журналиста. Буду искать его в этом новом ящике с новой системой…
Зелень…
Нашла в word !Итак, из-за травмы позвоночника во время войны 22 июня 1941г.(см. мой рассказ «Полуторка») мне в очередной раз дали путёвку в санаторий Министерства Обороны СССР «Цхалтубо». Вся закованная в гипсовый корсет, ехала я туда в сопровождении врача госпиталя очень секретного города Свердловска – 45, коренной москвички Антонины Филипповны Болсуновской.
Бережно относясь ко мне, она всюду водила меня за собой, чтоб я, не дай Бог, не ушиблась на горных тамошних путях.
И вот шествуем мы с нею  по длинному санаторному коридору, и вдруг кидается моя докторша вперёд с восторгом:  - О! Кого я вижу!
И я вижу двое мужчин в одинаковых, дорогих по тем временам костюмах, тоже с ахами – вздохами:  -----Тонечка! Вот встреча! Пойдём с нами, шефповар Шота для нас приготовил что-то необычное…
Пришли на кухню. Но оказалось, что застолье это находится далеко в горах, где живёт его сестра Тамара.
Отказавшись от столовского обеда, друзья моего доктора погрузили что – то в багажники двух легковушек и, перекидываясь воспоминаниями о совместной работе в Москве, покатили по узкой дороге в горы.
Ехали долго. На каждом повороте нас встречали тамошние блюстители порядка, проверяли документы, и, мило улыбнувшись, не вытряхивали из багажников мандарины, как это делали с другими туристами.
Мне было несказанно страшно. Серпантин дороги петлял круто вверх, меня мгновенно укачало, стало подташнивать. Но портить праздник своему доктору я боялась. Зависимость порождает покорность. И я терпела, хоть это могло для меня закончиться очень плохо. Наконец приехали. Путь наш закончился на самой высокой точке дальней горы.
Машины остановились у изгороди из прутьев, поперечно натянутых между кольями. Друзья Антонины Филипповны , по пути уже осведомлённые о моей трагедии, бережно вынули меня из кабины и, поддерживая со всех сторон, поставили на землю.
Вдохнув глубоко непривычно свежий воздух, я секунд через десять уже с интересом осматривала окрестности. Никогда я не видела ранее такого необычного двора и огромного незнакомой архитектуры жилища.  Это был не дом, а настоящий трёхэтажный дворец.  Да, Шота явно горячо любил свою родную сестру Тамару…И вот доказательство тому. Но то, что мне повезло увидеть там, на всю оставшуюся жизнь мою оставило впечатление.
Я знала, что грузины высоко ценят семейные устои и очень гостеприимны, и приготовилась восхищаться. Однако меня ждали такие удивительные подробности их быта и нравов, что мне пришлось напрячь все свои силёнки и запоминать эти чудеса.
Вот одна из них. Так называемая первая скатерть для дорогих гостей была накрыта уже возле калитки. Что там было много всяких вкусностей, я не удивилась. Но то, что весь стол был уложен резко пахнущими травами, меня привело в восторг . Так вот, это и была так  необходимая в грузинском застолье …зелень.
***
Извини, читатель, самое интересное в моём рассказе впереди. Нас ждала вторая скатерть…Мы вошли в дом.    К очередному моему удивлению, слева я увидела настил из досок, эдакая невысокая сельская сцена. По центру жилища – мангал. Нет, не печка, не камин. Как же это у них называется-то? Да, ладно, потом вспомню. По глиняному полу вокруг нас бегали разноцветные курочки. Сестра нашего шеф повара, как вдруг выяснилось, ни слова не понимала по-русски, и что-то быстро поясняла своим детям подросткам, весело жестикулируя в нашу сторону.
И тут мгновенно появились женщины в платочках и длинных юбках, похватали этих курочек и…Мы увидели их уже на глиняных сковородках среди огня в этой печке – камине. Восторг!
А что было дальше, я расскажу потом, завтра, набрав в word текст из памяти моей.
***
Вторая скатерть!
Да,уже накрыт был стол перед камином этим.И опять зелень! Но к ней уже готовые курочки и...очень приятная, светлая жидкость в красивых маленьких рюмочках для каждого гостя -- чача!
А рядом на столь же красивых тарелочках - разные грузинские яства из творога, теста, баранины...
Нет, о подробностях застолья потом. Потому что начались тосты...Да по-русски...
Потерпи, читатель.Иду в word.6-36 утра. Закрываю Интернет.Дорогая услуга для моей инвалидной пенсии.
Изаините.
***
© Copyright: Яна Ольгина, 2009
Свидетельство о публикации №1911010274
***