У Собора Парижской Богоматери...

Борис Готман
  Boris S. Gotman, Ph.D

  Сегодня, 16 апреля 2019 года я вынужден с глубоким сожалением  добавить к своей заметке, написанной и опубликованной в 2014 году, информацию о пожаре в Соборе   Парижской Богоматери.

 Рухнули шпиль и покрытие...

 Пожар в Нотр-Дам был обнаружен 15.04.19 в 18:50 по местному времени. В соборе велись реставрационные работы.

 Президент Франции Эмманюэль Макрон, приехавший к месту пожара, назвал случившееся ужасной трагедией, но в то же время отметил, что худшего варианта развития событий удалось избежать.

 Макрон поблагодарил пожарных за их самоотверженную работу, которая позволила спасти обе башни собора и его фасад.

 Президент Франции заявил, что собор Парижской Богоматери будет восстановлен. Он пообещал запустить международную кампанию по сбору средств на его реставрацию.

"Нотр-Дам - это наша история, наша литература, часть нашей души, место величайших наших событий, эпидемий, наших войн...центр наших жизней. Нотр-Дам продолжает гореть, и я знаю, какую горечь и трепет испытывают сейчас очень многие наши соответечественники.

 Однако сегодня я бы хотел сказать также и о надежде. Давайте исполнимся гордости, ведь мы построили этот собор более 800 лет назад, мы построили его и на протяжении веков расширяли и улучшали его. И сегодня я с уверенностью заявляю: мы восстановим его все вместе", - сказал французский президент.

                *    *    *
   
   Ниже моя заметка, написанная и опубликованная в 2014 году.
   
   Когда  французский гид Евгения рассказывала нам историю Собора Парижской Богоматери, мне вспомнился эпизод из кинофильма  "Концерт".

   Помните, Андрей Филиппов в исполнении Алексея Гуськова — известный в прошлом дирижёр, карьера которого сломана в брежневские времена из-за его отказа выгнать из своего оркестра музыкантов-евреев, работает уборщиком в Большом театре.

   Вытирая пыль в кабинете директора театра, он принимает факс из Парижа. 

   Французы предлагают оркестру Большого выступить в знаменитом театре Шатле.

   Такой шанс дирижёр-уборщик не может упустить и решает принять это предложение вместо директора - ведь главной целью всей его жизни является идеальное исполнение концерта для скрипки с оркестром Чайковского, на котором оборвали его карьеру.

   В поиске оркестрантов ему помогают старый друг Александр Гросман (Дмитрий Назаров) и прежний администратор театра, бывший кагэбист, неугомонный коммунист Иван Гаврилов (Валерий Баринов), взявший на себя переговоры с французами.

   Бывшие музыканты работают таксистами, рыночными торговцами и так далее.

   Каждого надо уговорить на эту авантюру, к каждому требуется особый подход.

   Так вот, одному из оркестрантов, старику еврею обязательно надо, чтобы в Париже были синагоги.

   И герой Дмитрия Назарова клянётся старому музыканту, что теперь в Париже синагоги на каждой улице, потому что католики уже ни во что не верят и церкви не работают.

   Тут кто-то его поправляет, а как, мол, с Собором Парижской Богоматери?

   Но Александр Гросман, он же Дмитрий Назаров, не теряется:

   - Теперь  даже Собор Парижской Богоматери только внутри католический, а снаружи он чисто еврейский!

   Помню, как мы смеялись в этом месте…

   Теперь же, стоя перед знаменитым Собором, стало ясно, что смеяться надо над нашей безграмотностью!

   Оказалось, что каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами, изображают израильских и иудейских царей из Ветхого Завета - предков Иисуса Христа.

   Во время Революции цари были скинуты и обезглавлены.

   В XIX веке, после выхода знаменитого романа Виктора Гюго, была проведена реконструкция Собора, статуи израильских царей были выполнены заново.

   В 1977 году при проведении земляных работ часть оригинальных статуй была обнаружена и возвращена в галерею Ветхозаветных царей на главном фасаде Собора.

   Оказалось, что хозяин одного из парижских домов их выкупил у революционеров, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.

   Так что не так уж были неправы создатели кинокомедии "Концерт".

   На моих фотографиях – вид на Собор с Сены, вид с площади, который несколько портит павильон хлебной ярмарки, проходящей в эти дни в Париже,  интерьер центральной части Собора, статуи царей Израиля и Иудеи на главном фасаде.

   Внизу - реклама и кадры  фильма "Концерт", который начинается как авнтюрная комедия, но затем оказывается драмой.

   P.S. Но настоящая драма произошла 15 апреля 2019 года, когда Собор Парижской Богоматери попытались сжечь неизвестные пока преступники...