Проходят дни великого страдания... 8

Тургенолия
                Жанатас ты, Жанатас, сколько погубил ты нас!


Жанатас, ИК-13, общий режим


     На суде в Луговой за хищение госимущества Илье было назначено наказание с отбыванием в ИК-13 общего режима в  Жанатасе. Здесь он впервые научился шить. За пошив рабочей одежды: ватников, телогреек, комбинезонов и даже матрасов заработок шёл нормальный, и всё бы ничего, можно было бы отсидеть нормально  весь срок, если бы не издевательства и голод.

     Голод... в пенитенциарных учреждениях Советского Союза более-менее прилично кормили только особый режим. Чтобы не "порвали" начальство: терять-то этим было нечего, у всех тяжёлые статьи и длительные сроки. А экономили на зеках с общего режима. Подумаешь, мелочь всякая: хулиганы, воришки,  мошенники - эти трусоваты, и получить "особую" добавку к своим нескольким годикам побоятся. Потому и всё стерпят, что ни делай с ними.

     А делать можно было всё что угодно. Некоторые изобретательные работники администрации придумывали развлечения исходя из своего прежнего опыта и уровня сознания. Так, начальнику лагеря особенно нравилось играть с зеками в "гусей". Зеков строили в шеренгу, давали команду присесть на корточки, руки в боки и - на согнутых, гуськом, друг за дружкой, вперевалочку - шагом марш! Не иначе, мечтал "хозяин" в детстве гусей пасти.

     Про то, какие деньги на самом деле отпускались на кормёжку заключённых, знала лишь бухгалтерия, а не мы с вами. Но в ежедневный рацион всегда входили перловка, чёрствый хлеб, уха из селёдки или мойвы, которую невозможно было есть из-за протухших ингредиентов. Чай в те времена для осуждённых был приравнен к наркотическим средствам и вообще запрещён к употреблению. В некоторых колониях зекам всё же шли навстречу и разрешали отовариваться 50 граммами сего "наркотика" ежемесячно. И это в то время, когда весь советский народ, включая пенсионеров и октябрят, ежедневно садился на "иглу" с кофеином!

     Обязательным в те времена было также участие в самодеятельных организациях, таких, как Совет профилактики правонарушений или сокращённо СПП. Это были такие принудительные, а частью и добровольные помощники надзирателей. Стукачи, одним словом. И попробуй откажись - со свету сживут или сошлют в "петушатник"!

     Вот так Илья и попал в начале зимы 1987 года в ПКТ - помещение камерного типа, представляющее собой неотапливаемую камеру без окон. Тёплую одежду предусмотрительно отняли.  Как следствие - начался сильнейший плеврит, и 30 декабря его перевели в санчасть, а в мае 1988 - в туберкулёзное отделение, или попросту тубонарий.

                ***

     Постоянное недоедание притупляло мозг, доводя порой до галлюцинаций. Однажды Илья увидел ноги, торчащие из мусорного контейнера, куда кроме обычного хлама выливались нечистоты. Илья бросился туда и увидел своего друга Сашку, соседа по бараку, попытался  его вытащить, но тот начал отчаянно сопротивляться и исступлённо орать: "Не трогай, не трогай, я есть хочу, не отнимай у меня, я сам всё съем!"

     Хоть на данный момент у Ильи вшей не было, но волосы на голове зашевелились, и в безсильной ярости он сжал кулаки и заскрежетал зубами, посылая проклятия всем и вся...

     Рядом в полуобморочном состоянии хрипел Сашка.

    
 
продолжение следует