Олександр Турчинов Iллюзiя страху

Анастасия Гор
   Народная мудрость гласит: любопытство – не порок, а черта характера. Так вот и я – не исключение. Намедни краем уха услышала, что бывший исполняющий обязанности президента Украины Александр, дай Бог памяти, Валентинович Турчинов ко всему прочему еще и писатель, член «Спiлки Письменникiв» той же Украины.
   Хорошо, когда под рукой интернет, верный помощник в поисках информации, текстов книг, фильмов и тому подобного. Вот и взяло верх надо мною то же самое любопытство, о котором я упоминала в начале.
   Конечно, первым делом – поиски фактов, вернее не фактов, а самой биографии моего «героя». Поражает: простой мастер на заводе резко без разбега прыгает в кресло лидера районной комсомольской организации, а через год или более того в партийные органы. Я, конечно, не знаю специфики такого взлета, но думаю, что здесь не обошлось без «волосатой руки» в виде то ли дяди, свата, папы или «Большого Брата», бдящего за всем населением многострадального Советского Союза и  заседавшего, если опять же не подводит память, на площади Дзержинского. Это мои предположения, но чего в жизни не случается. Но моя статья не об этом. Ведь посмотреть, то получается резкий ли взлет(?) или резкое падение(?), смотря с какой точки зрения посмотреть – карьера от мастера - комсомольского лидера до исполняющего обязанности президента и по совместительству пастора евангелистско-баптистской церкви.
При поисках результатов литературного творчества Александра Турчинова я остановилась на первом романе, который символично называется «Иллюзия страха». 
   Почему символично?
   Мне  кажется, что книга во многом нет, не автобиографична, а отражает мысли автора, вложенные в уста разных героев, хотя эти мысли дополняют друг друга. И еще. Я выбрала роман «Иллюзия страха» потому, что по нему снят одноименный фильм и мне захотелось сравнить два разных произведения. Ведь книга – это, в большинстве случаев, творчество одного автора, а вот фильм – это режиссер, если он не диктатор на съемочной площадке, но и актеры, привносящие в картину свое видение героев, мотивацию поступков, даже интонация, с которой произнесены, фразы – это мастерство актеров, как говорил Станиславкий «Верю или не верю» этому мастерству.
   Роман «Иллюзия страха» вышел из печати в начале 2000-х годов. Сюжет незамысловат: бизнесмен Александр Короб купил и отреставрировал старинный особняк, не только для проживания, но в этом доме размещены и ресторан, и бутик, и много иных заведения, которые приносили  предприимчевому человеку доход, но как нередко бывало в 90-х. на этот бизнес положил «глаз» некто, часто упоминаемый в романе, но так и не появившийся на страницах произведения.
    Главный герой перед поездкой в Париж в аэропорту на автостоянке получает удар по голове и очнулся привязанным в темном мрачном помещении, где два, одетых в милицейскую форму, субъекта начинают не то допрос, не то наезд, чтобы Короб переписал свой особняк и принадлежащие ему заведения на человека «Х».Эта сцена изобилует жестокостью и видно, как автору доставляет удовольствие смаковать подробности этого процесса.
   Короб почти сломлен, тем более его предъявляют женщине, которая узнает в нем человеке, изнасиловавшем ее. Александра помещают в камеру к бомжам. Затхлый, вонючий дух давно не мытых тел, под потолком зарешетчатое окно. В общем, после шикарной жизни падение в грязь. Здесь Короб встречает одного нормального человека – доктора Петровского, который посажен за то, что не смирился с воровством главного врача, написал жалобу в соответсвующие органы, но был подставлен тем же главным врачом. Разговоры в основном ведутся об иллюзорности жизни, здесь автор устами доктора, высказывает, что не известно мир ли вокруг нас настоящий или это только видимость мира и мы попросту придумали его.
   В камере находится страшный прыщавый бомж с искалеченным лицом, он начинает терроризировать нашего героя, но оказывается никто этого бомжа не видит, кроме Короба. Главный герой не выдерживает, подписывает все бумаги и тут же оказывается на свободе. Придя в себя, он выводит активы, переписывает задним числом фирмы на жену. Потом идет на прием к знакомому милицейскому чину, где оказывается, что нет никаких данных о задержании Короба, что никогда не задерживался и доктор Петровский. Потом описаны встречи героя с другом детства, который, как потом выясняется, умер сразу после школы, то есть тридцать лет назад. Пройдя через череду таких встреч, которые оказываются только воображением Александра, он чувствует, что сошел с ума и здесь… он просыпается.
   Оказывается, что все это было просто сном.
   Но на этом дело не заканчивается, последняя глава повторяет первую – Александр Короб вновь на стоянке аэропорта и вновь получает удар в голову. Точка. Сюжет не замысловат, но проповедник не был бы проповедником, если бы не цитировал в романе целыми кусками Ветхий и Новые Заветы, тем самым давая понять, но неважен сюжет, важна мысль заложенная в текст.
   Иллюзорен мир, ведь не побывав, допустим, в Австралии, мы верим на слово о ее существовании, точно так же и Бог, зачем нужны доказательства Его существования, надо просто в него верить, точно также мы не знаем, живем мы в этом мире или реален мир наших снов?
   Теперь о фильме. Премьера «Иллюзии страха» состоялась одновременно и на Украине, и в России 4 декабря 2008 года. Картина снята режиссером Александром Кириенко на киностудии им. Довженко с участием российских актеров Андрея Панина в роли Короба, Сергея Гармаша, Алексея Петренко, Алексея Горбунова, Алены Бабенко, Александра Семчева.
   Автором сценария фильма стал сам автор, но вот казус, то ли лавры братьев Стругацких на давали Турчинову покоя, то ли захотелось что-то показать новое, не вошедшее в роман, то ли конъюнктура изменилась и надо было потрафить вкусам публики.
   «Я п’ять разів переписував сценарій, - признается  Александр Турчинов, - я
пять раз переписывал сценарий».
   Вот поэтому фильм можно считать отдельным произведением, хотя сюжет и сохранился в общих чертах. Теперь главного героя стали   звать Игорь Александрович Короб и ему постоянно снятся сны, где он предстает перед нами в образе царя Соломона, превнося в действие отсылку к предшественникам Турчинова  Михаилу Булгакову, Чингизу Айтматову, которые использовали в романах библейские главы.  Но с точки  развития сюжета, где Короб ощущает себя библейским царем, для зрителя это действие ничего не несет, кроме визуальной красочной картинки. Отличие от романа в том, что после сидения в камере предварительного заключения Игорь Александрович уничтожает конкурентов без жалости.  Бизнес – есть бизнес и в нем нет друзей и приятелей, а только глаза застланы зелеными бумажками.
   Фильм заканчивается на том, что Короб просыпается от тяжелого сна, едет в аэропорт и там поворачивает голову на обращение к нему по имени-отчеству и … картинка замирает, что будет дальше авторы оставляют за кадром, чтобы зритель сам выбрал, какой финал ему больше по душе.
   И фильм, и роман насыщены рассуждениями, если в формате романа можно такие куски пропустить или перечитать заново, чтобы обдумать мысль автора, то в  фильме это смотрится, как занудная тягомотная лекция, которую не спасает игра актеров и такое умствование с экрана раздражает. Мне кажется, авторы хотели создать современную притчу о человеке в  иллюзорном мире, но у них ничего не вышло, то ли сценарист подкачал и после пятого переписывания скатился в банальное пережевывание многих фантастических идей, высказанных ранее и Азимовым, и Саймаком, и братьями Вачовски, и теми же упомянутыми Стругацкими, а теперь заимствованных и перенесенных в роман и фильм, то ли действительно, автор уверен, что написал что-то новое и оригинальное.
   Ваше право смотреть или читать, но я  жалею, что время потрачено впустую.