Прощание с бумагой. Исповедь знаменитого писателя

Любовь Сушко
ПРОЩАНИЕ  С БУМАГОЙ  ОТКРОВЕНИЯ ЗНАМЕНИТОГО ПИСАТЕЛЯ

Все совпало вчера, когда начался разговор о том, есть ли популярные писатели в сети и на сайте или тут только начинающие и те, кого там не публикуют, в разговор буквально врезался самый знаменитый и самый популярный на сегодня, тот, кого знают большинство, а не отдельные филологи, да и то,  ничего определенного о гении сказать не могут – это Евгений Гришковец.

Он не просто писатель известный, любимый многими, знакомый почти всем, кто живет в контексте литературы, он человек, который выходит на сцену и творит спектакль, по своим романам, сценариям, каким-то зарисовкам, несет свои книги в массы всеми возможными и невозможными способами. И делает это самозабвенно и искренне...

Спектакль о котором говорят на канале «Культура» и не только, на канале новостей тоже, называется «Прощание с бумагой».

В отличие от своих менее знаменитых, но более зацикленных на себе собратьев по перу, Гришковец не боится реальности, своих читателей,  понимает, чувствует, все, что творится в этом странном изменившемся мире, и самое главное, не боится нам о том рассказать и даже показать.

Спектакль о том, что мы теряем, о том, что уходит навсегда, а мы даже не замечаем этого.

По словам самого Евгения Валерьевича, спектакль «Прощание с бумагой» – это спектакль-сообщение. «В нём совсем не будет ярких визуальных сцен, какие есть в «+1» или тщательно воспроизведённых и детально описанных жизненных ситуаций, каких много в «Как я съел собаку» или «ОдноврЕмЕнно»… В нём будет практически простое перечисление того, что уходит, исчезает из нашей повседневной жизни навсегда. Или это будет напоминание о том, что уже исчезло, но мы этого даже и не заметили, не обратили внимания, не почувствовали, не осознали. Полтора года я жил замыслом этого спектакля. Работал, писал, уточнял, оттачивал детали.… Полтора года работы выльются в два часа некого театрального действа, в котором действия почти не будет, а будет некое движение смыслов и то, на что я больше всего рассчитываю, надеюсь и чего жду — это движение души каждого зрителя, как реакции на сказанное со сцены».
http://intelligentka.gorod.tomsk.ru/index-1355943823.php


Как бы мы не относились к писателю, но бесспорно он одно из самых ярких явлений в нашей современной  литературе.

Заслуживает уважения хотя бы тем, что не хватается за прошлое, не ругает издателей, а работает ярко и плодотворно, а самое главное он улавливает  явление нового, тех перемен, которые легче и проще не замечать, чем обозначить и озвучить, ведь если назвать их своими именами, тогда они обретают жизнь, а если промолчать, то может быть обойдется, не заметят, не случится конца света для бумажной литературы.

Но не обойдется, потому что мы и сами не заметили, как переместились в иное пространство, и шуршание книжных страниц заменили  светом читалки, в которую загружаются сотни текстов одновременно, и все можно унести с собой, в другую страну, в отпуск, да куда угодно...Объемно, удобно, никаких затрат на очень дорогие сегодня издания.

Книги не сегодня так завтра станут антиквариатом, который конечно, останется, и что-то будет цениться даже выше, чем сегодня в магазине, но они в том виде, в каком мы их знаем и любим, останутся только явлением нашего прошлого.

У меня лично виниловые пластинки еще есть и проигрыватель пока исправен, и иногда они звучат, но ведь это не значит, что 12 летний ребенок, понимает, что они были в каждом доме, и они были заменой его плееру когда-то.

Вот об этом говорит писатель, появился для меня лично новый термин «бумажная эпоха», думаю, он останется определением нашего времени, но не больше того.

Весь спектакль герой провел около того самого письменного стола, где принесенный им же ноутбук многозначительно соседствовал со старой пишущей машинкой и прочими атрибутами «бумажной» эпохи. Двери этого большого кабинета то и дело распахивались (иногда сами, иногда с помощью главного героя), и за ними оказывались то березовая роща (как иллюстрация к рассказу о новгородских берестяных грамотах), то книжный шкаф (как пример явления, которое обречено на исчезновение с изобретением электронной книги), то сваленная и готовая вот-вот обрушиться куча бумаги (как метафора огромного количества накопленных человечеством документов на бумажном носителе), то почтовый ящик (из которого мы когда-то доставали долгожданные письма от дорогих людей, а не от ЖЭУ или налоговой) и проч.
http://intelligentka.gorod.tomsk.ru/index-1355943823.php


А задуматься нам всем остается о том, что все изменилось, в нашу бытность, сегодня и сейчас, и когда по старой памяти, я вспоминаю об издательстве, о том, что все самое важное и главное происходит там, а не в сети,  сразу же нужно заменять глагол настоящего времени, на глагол прошедшего – происходило вчера.

 Сегодня «бумажная эпоха» - это только прошлое. О завтра и говорить нечего.
Возникает вопрос, насколько трудной становится исповедь для человека, чья писательская деятельность прошла в той же самой «бумажной эпохе». Он прекрасно понимает, что  возможно, книги его будут скачивать в читалку молодые, ради этого, наверное, и творятся театральные представления, но вряд ли кто-то пойдет за ними в книжный магазин или библиотеку. А еще ради нас, чтобы открыть нам глаза. заставить задуматься о том, что мы уже потеряли безвозвратно.

Представляю себе ярость и возмущение его собратьев по перу, которые еще по признанию А.Блока «Друг другу мы тайно враждебны», потому что им меньше всего хочется слышать такие признания, потому что они все в прошлом, и с опаской, почти ужасом глядят в будущее.

Но  есть ли у них выбор?
Мнение (критиков)
 
У спектакля «Прощание с бумагой» на самом деле не один, а два сюжета — общий и частный. Частный легко вычитывается из названия: Гришковец размышляет о том, как электронные носители информации вытесняют бумажные. Общий же не столь очевиден. Автор говорит о времени, о пустоте и о том, что технический прогресс для каждого отдельного человеческого существа — это приближение к небытию, потому что прогресс приходит со временем. А время это и есть осознание небытия. Поэтому Гришковец начинает рассказ со слов «никогда» и «навсегда» — и они потом откликаются воспоминанием о детском страхе перед чернотой в щели почтового ящика, да и той видимой чернотой, что просматривается в финале за шеренгой синхронно открывшихся за спиной Гришковца дверей. Да и смиренный, молчаливый уход героя в конце спектакля несет в себе что-то большее, чем просто прощание с бумагой.
Роман Должанский в «Коммерсанте»
http://intelligentka.gorod.tomsk.ru/index-1355943823.php


Порою этот монолог начинает походить на поэзию: так страстно и любовно актер говорит о книжных корешках и белоснежном листе А4. Чувствуется, что для Гришковца это очень личная и важная тема. Ведь известно, что все свои тексты (кроме постов в ЖЖ, которые потом тоже превращаются в книги) он пишет от руки.
Марина Шимадина в «Известиях».

№№№№№№№№№№№

Вот такой спектакль –предупреждение был сотворен самым популярным и интересным, на мой взгляд,  из современных писателей, не верить которому, конечно, можно, только станет ли нам от этого легче, сможет ли наше неверие и отрицание изменить современную ситуацию?

Смотрю на лица самых "знаменитых" литераторов, которым сегодня 60 и больше, успешным, широко известным в узких кругах. Но откройте книги в магазине, взгляните на год издания: 2011, 2012- и они все еще стоят там, пылятся...

И возникает вопрос нашего революционера главного, и писателя по совместительству: «Что делать?» людям, которые с сетью, скорее всего, на Вы, для которых это нетронутая целина, если даже издательство где-то и создает для них страницы и размещает их книги в электронном варианте.

А ведь ничего не остается, как поднимать эту целину, пахать, сеять, пока еще есть силы, пока еще отпущено им какое-то время. Или просто оставаться за чертой.
Поэты это поняли  первыми, потому что их перестали с начала века издавать- кого кроме Рубальской, Асадова, Дементьева вы найдете в магазине? Им пришлось отправиться в сеть и осваивать ее чуть раньше, писателям дарили надежду, что базар наш станет цивильным рынком, и все наладится со временем. Не получается, и вряд ли получится.

Конечно, литература не умерла, не умрет, она просто меняет форму своего существования. И никто не будет отрицать удобство  Сотовых в сравнении с домашними телефонами, даже 100 летняя бабушка-соседка не скрывает  восторга по этому поводу.

С бумажными книгами все не так радужно, но и не так плохо, как нам кажется. Они станут электронными, возможно принеся в жертву некоторых знаменитых и известных сегодня, если те не захотят прислушаться к веянию времени.

Если не верите мне, посмотрите спектакль «Прощание с бумагой», послушайте самого яркого и раскрученного из наших современных писателей, он не даст соврать…