Костя в своём элементе

Маргарита Школьниксон-Смишко
В конце апреля и начале мая между Розой и Костей продолжается почти ежедневная переписка. Из неё можно узнать, что Костя чинил машину отчима, пробовал писать маслом, что Роза на первое мая уезжала в Кёльн, где выступала на майской демонстрации, что Бальзак на неё плохо действует :

»Бальзак меня никогда не освежал; все персонажи хорошо описаны («Eвгения Грандэ“), хорошо подмечены, но они не живут, одним штрихом их можно было бы оживить, вместо этого  длинного старательного описания черт характера. Это гениально сработанный ваксовый кабинет, а в таком я всегда становлюсь меланхольной». (7.05.1910)

Стоит Розе пропустить один- два дня, как от Кости в Берлин летит телеграмма:

«8 мая 1910, воскресенье

Дорогой Ниуниу, ты сегодня прислал телеграмму с просьбой весточки... Вчера я получила твою книжечку и обрадовалась. Сразу же посмотрела иллюстрации. Конечно, это поверхностно, но даёт представление, поэтому полезно. И список литературы в конце драгоценен.
Сегодня утром я получила твоё письмо с тоской по морю, я ему завидую. Были бы у меня деньги, чтобы сейчас же отправить тебя на юг. Поговори об этом с мастером, в прошлом году он хотел с тобой туда подасться. Я рада,  что ты по крайней мере собираешься в Шварцвальд, это, надеюсь, на тебя хорошо подействует.
Для написания маслом  я выбрала ни Герлаховский череп мыслителя, ни Х(анса) К(аутского), а две головки девочек — Греты от Х(анса) К(аутского) из Вены и её подружки. Грета — смешливая толстенькая, другая — серьёзная бледненькая, чисто славянского типа. Вместе они совершенный контраст как по выражению так и по цвету. Картину я себе хорошо представляю, смогу ли осуществить, это другой вопрос.
От Х(анса) К(аутского) я получила книгу с иллюстрациями картин «Студио». В ней чудесные картины, если и по-моему мнению не такие талантливые как Турнера. Расссматривая ландшафты, меня охватила такая тоска по дали -...»
 

В этот же день Роза пишет и ещё одно письмо:

«Маленький любимый, хорош ли твой воскрестный день? Здесь сегодня солнечно и тепло, но я не выхожу, а работаю. Мими рядом и такая ласковая, как никогда. Герлах * меня регулярно навещает, он стал совершенным партийцем. Не заботься из-за истории с Дортмундом**, твой отрицательный ответ меня не огорчил, ведь я тебя так хорошо знаю и мало на это надеялась. Ты ведь нежный цветочек, который нужно оставить в саду;  мне хотелось бы, чтобы тебя не касалось всё  гадкое и тяжёлое, которого не избежать, если свяжешься с партийными выступлениями. Если ты дальше читаешь и лепишь, со временем само собой прийдёт подходящее...
То, что ты мне пишешь об египетском искусстве, меня очень обрадовало.. Хотя я, считай что, ничего не знаю о древнем искусстве востока, но инстиктивно убеждена, что там — и в Ассирии, Вавилоне и может быть ещё больше в Египте — лежит действительная величина,  по сравнению с которой Греция уже кажется карликом, как раз из-за слишком далеко продвинутого стремления к совершенству формы. Я очень рада, что ты  сейчас читаешь об истории Египта, это сильно расширит твой кругозор...
Передай привет от меня и Мими двум чёрным котятам. И будь весел -
                Ниуниа»

* студент медицинского факультета Берлинского университета

**попытка устроить Костю в газете

на фото картина В. Турнера от 1796 г. "Рыбаки в море"