Военрук

Борис Прищепа
 В стародавние советские времена в средних школах, где царили покой и порядок, работали преподаватели в военной форме. Ученики чаще всего уважали военных руководителей: кого за фронтовое прошлое, кого за интересные уроки, а кого за их способности в неформальной обстановке отучить отпетых хулиганов от драк и вымогательств денег.
 Матросов не имел фронтового прошлого, зато относился с любовью и фантазией к проведению учебного мероприятия. Одно время его полюбили ученики за частые срывы уроков с помощью сирены и  всеобщей мобилизации. Такое занятие по гражданской обороне входило в учебные планы школы, но из-за плохой слаженности и медлительности преподавательского состава Матросов повторял "тревоги" раз за разом. В результате, на настоящих , а не тренировочных носилках, врачи "скорой помощи" унесли крикливую математичку. Как вы понимаете, это происшествие только прибавило авторитета военруку и сберегло несколько веников, которые вспыльчивая учительница  любила ломать о головы учеников.
  В школу , где работал Матросов, часто захаживали хулиганы с района. Некоторые ученики с ними дружили, остальные боялись, поскольку бандиты приходили в школу не просто так. Если их бывало больше трёх, значит пришли кого-то бить. Если кто-то один- значит пристанет  , станет требовать денег.
 Этих хулиганов учителя старались обойти стороной, даже огромный физрук помалкивал, когда во дворе за школой шли драки. Он имел неприятные воспоминания от общения с хулиганами. Его просто выбросили с моста в реку.
  Один из учеников по кличке Джума водил дружбу с районными хулиганами и прославился тем, что ударил ногой свою одноклассницу в живот.И вот это самый Джума, сбежав с урока , решил "докапаться" до Матросова. На строевом плацу Матросов проводил урок по строевой подготовке. Джума поставил "дипломат" и уселся на него прямо посреди плаца, мешая занятиям.
- Молодой человек, ты мешаешь,- громко сказал военрук.
 Ноль внимания, Джума достал семечки , начал лузгать и кидать шелуху на плац.
- Пошёл вон, шпана- громче сказал военрук.
 Джума, не мигая смотрел на Матросова. Зрелище становилось интересным.Ученики замерли в ожидании.
 Военрук подошёл к Джуме вплотную и лёгким пинком опрокинул его дипломат. Джума свалился в пыль. Его дипломат из чёрного стал белым, как и костюм.
-  Посмотрим вечером,- прошипел Джума, уходя и отряхиваясь.
 Ученики явно остались довольны и с большим рвением принялись строевым шагом печатать ногу.
 После уроков Матросова ждали. Вместе с Джумой у ворот школы стояли четверо взрослых парней.
 Когда Матросов собирался пройти мимо,  один из парней, сплюнув, сказал:
-Эй, ты наверное давно по башке не получал, щас получишь.
 Матросов остановился, оглядел парней и ответил:
-Согласен, только чтобы нас не остановили на самом интересном, давайте уйдём в спортзал.
 Парней такой ответ несколько смутил, помявшись, они пошли вслед за военруком. Военрук , зайдя в спортзал, закрыл дверь на ключ и  скомандовал:
- Садыков, расстели маты, чтобы твоим друзьям было не больно падать. Да побыстрее, - Зычный сержантский голос  военрука подействовал безотказно.
 Маты были растелены. Матросов, разувшись и , разведя руки, сжал с хрустом огромные набитые кулаки, сказал:
-Начали.
 После нескольких бросков один из хулиганов дико взвыл от боли. Во время броска он выставил вперёд руку. Выбитая рука   повисла плетью. Матросов, чтобы вправить конечность, схватил его за предплечье и, наступив на лицо, сильно дёрнул. Все драчуны были парализованы визгом товарища.
- Так, " скорая " в ста метрах отсюда. Отведите бедолагу.- сказал Матросов, глядя на Джуму, который виновато отвёл глаза.
 Особую сложность в школе представляли " блатные" ученики,у которых мамы  были учителями, либо папы занимали какой-то высокий пост .
 Сын мэра города был редким гостем на уроках. И вот он, наконец,  пожаловал на урок военной подготовки," не иначе как с проверкой", так пошутил военрук во время переклички.
 В этот день по плану должна была проводиться физподготовка. На соседнем стадионе надо было пробежать три километра. У мэрского сынка, естественно, не было  спортивной формы.
- Эту дистанцию бегут все, даже без формы,- сказал Матросов противным сержантским голосом, глядя на нарушителя дисциплины. Папенькин сынок, цокая каблуками, в белоснежной рубашке пробежал всю дистанцию и пришёл одним из первых. Военрук был удивлён, но виду не показал и сделал объявление:
- На следующий урок идём на  стрельбище в воинскую часть, взять военно -полевую форму.
 Другой "сынок", преподавательницы английского языка, уже в десятом классе был  мастером спорта по самбо. На уроке рукопашного боя, а на эту дисциплину отводилось целых шестнадцать уроков, он пришёл как всегда не в  настроении.
 Попробовав один- два приёма показанных военруком, он отложил в сторону деревянный тренировочный нож, и взял с учительского стола настоящий.
 -Борис Владимирович, защищайтесь,- с этими словами он ударил военрука ножом в живот.
 Матросов, не ожидая столь серьёзного нападения, едва успел отпрыгнуть  в сторону. Другой удар последовал в грудь. Военрук сделал классический милицейский захват- скручивание. Однако самбист, сделав кувырок в воздухе, снова ударил. Теперь уже медлить было нельзя, Матросов так вывернул запястье подростка, что тот неделю не мог писать, благо хоть руку не сломал.
 Что интересно, занятия рукопашным боем помогали Матросову в налаживании дисциплины. Если кто-то из старшеклассников шумел или не слушался, значит на уроке по рукопашному бою он был обречён стать спарринг- партнёром военрука, который показывал на нём броски и болевые захваты.
 С девушками было сложнее. Они вовсю кокетничали , ведь военрук был старше их всего на пять лет, болтали без умолку, корчили гримаски . Но и тут Матросов нашёл выход. Он давал команду"Газы", и все красавицы становились похожими друг на друга резиновыми хоботами противогазов. Тишина в классе была идеальная.А Матросов,ухмыляясь и наслаждаясь тишиной, крутил учебные фильмы об атомном и химическом оружии.
 Девушки были в восторге от молодого военрука и в недоумении от его невнимания к их красоте. Они решили взять реванш , когда физрук заставил их бегать вокруг школы. Вместо пробежки они нагрянули к военруку в тир.
- Борис Владимирович, нас отпустили с урока физкультуры, можно мы постреляем у вас,-закричали хором красавицы.
- Хорошо, но почему вы все в купальниках?
-Это директор отдал распоряжение- на физкультуру приходить в синих плавках и белых футболках.
- Старый мерин,- тихо пробурчал военрук,-ладно, по пять выстрелов сделаете, порядок знаете. Рапорт, упор лёжа, ступни прижаты, ноги раздвинуты.
- Хорошо. Ноги раздвинуты...-сказала одна из учениц, закатив глаза.
-Что такое, Семёнова, тебе плохо?
-Нет, мне хорошо, а становится всё лучше и лучше.
-Так ты того, вставай, дай другим пострелять,- военрук явно был смущён.
 После ухода девиц военрук присел на стул. Он явно устал . Тяжело было в таком обществе оставаться наставником молодёжи.
 Вдруг в дверь тира постучали.
-Войдите,- сказал Матросов.
 В тир зашла одна из старшеклассниц.
- Борис Владимирович,- сказала она срывающимся голосом,- я вас..... я вас люблю.
 С этими словами она обвила шею Матросова руками и стала его целовать.
- Э-э-э.-Матросов пытался отстранить девушку.Но она крепко висела у него на шее.
 В голове у Матросова пронеслась  версия; за дверями стоит  команда девиц  с тем, чтобы его посадить за развращение малолетки. В те времена эта статья тянула на 10- 15 лет.
-Танюшка, ты мне тоже нравишься, давай поговорим не в школе. Я тебе назначу свидание.
-Хорошо,- ответила, хлюпая носом, девочка.
 За дверями никого не было. Однако надо было как-то выходить из создавшейся ситуации. Матросов очень хорошо понимал, как сильны в этом возрасте чувства , и не хотел стать причиной трагических поступков.
 Пришло время каникул. Надо было с помощью старшеклассников отремонтировать кабинет. Ознакомив старшеклассников с объёмом работ, военрук пошёл к физруку пить чай.
 Когда он вернулся, то увидел, что побелены не потолок и стены кабинета , а полы двух этажей, и вся лестница. Ученики , похожие на белые привидения, передвигались в сланцах по белой жиже, скользя и падая.
 Как потом выяснилось, молодёжь, склонная к модернизации и диверсификации , раздобыла где-то неисправный распылитель для извёстки.Самый энергичный стал  качать насос, остальные сгрудились у насадки, ожидая распыления.Распыления не было, давление росло. Когда шланг оторвался и стал плясать по полу, белая струя окатила всех с ног до головы. Увидев, что они натворили,ученики принялись усердно собирать известь и выносит вёдра.  Один из носильщиков в скользких мокрых сланцах поскользнулся на лестнице и залил первый, уже отремонтированный этаж.Работы  прибавилось, но военрук не унывал, проводив учеников на каникулы, он всё перекрасил сам. Он не чувствовал усталости от любимой работы. Ему было приятно, сделав какой-нибудь стенд или элемент полосы препятствий, остаться в школе и уйти позже всех. Поговорить за жизнь со сторожем и чётко знать, что тебя ждут завтра не ошалевшие от вахты гастарбайтеры, а нормальные, порой хитренькие и с ленцой ученики- будущие хозяева нашей огромной страны.