Кровавый Берфус

Евгений Габелев
Что русскому смерть, то немцу драматургия.




ДРАМА


Недавно я уже рассказывал о проекте Драма-толк, третий год проходящем в моем городе. Там мы исследуем современный театр и новую драматургию, сперва российскую, а в этом году еще и немецкую.


Новое время и современное искусство… для многих шокирующее и непонятное, резко и часто безумно контрастирующее с тем, что мы привыкли представлять… и в этом для меня его безмерное притяжение.


Не стану сейчас анализировать все что накопилось… а расскажу лучше об одном удивительном немце. О современном немецком писателе и драматурге Лукасе Берфусе и трех его фантасмагорических драмах.


Живых впечатлений это не заменит, но может так и лучше…




МАНЬЯК


Думаю, Лукас Берфус по праву заслуживает титула Берфус Кровавый. Он умерщвляет своих героев, раз за разом, безжалостно и систематично, до последнего искушая возможным спасением... И кажется, все еще обойдется...


Но сколь веревочке не виться, а конец у Берфуса всегда один. Смерть, прекрасная в своей наготе, с острой косой неумолимо шествует из одной его пьесы в другую... И судя по всему, автору это нравится.


Нравится это и нам, простым русским людям. Может быть нас привлекает, как эти сладкие европейцы, не знающие тягот Реальной Жизни, безжалостно мочат друг друга... А может мы просто урожденные садисты.


Место действия берфусовских пьес представляет собой некий особый мир, словно нарочно созданный для умерщвления людей. Странное место без времени и пространства... Место, очень похожее на нашу страну...


В то же время оно бесконечно похоже на Чистилище, или трансцендентную камеру пыток, странное место меж Жизнью и Смертью, мирами мертвых и живых... Почему-то это место нам всем до боли знакомо.


Пройдемся по его причудливым пейзажам…




НЕФТЬ


Место действия как две капли воды… в смысле, как две капли нефти похоже на Россию и Нигерию одновременно. Словно безумный бог взял их как два куска пластилина, и смешал до полной неразличимости.


В стране добывают нефть. Для ее поиска местная компания, контролируемая олигархами, военными и коррумпированными чиновниками приглашает европейцев, поскольку сами ничего не умеют и не могут.


По бескрайней тундре бродят стада оленей, которых иногда, вельможной забавы ради, расстреливают с вертолетов высокие должностные лица. Туземцев сгоняют с земли, или просто игнорируют.


Некоторые из них восстают, или устраивают диверсии на нефтепромыслах, и тогда их ловят военные и вешают на стреле подъемного крана. Европейцам нет до этого дела, они ищут нефть и любят женщин.


Но это лишь фон. Главная драма разворачивается в голове жены одного из немецких специалистов… и разумеется, в конце-концов она всех убивает. Без смысла, без надежды, выгоды и разумной цели.


Наверно это лучшая метафора проблемы восток-запад.




АВТОБУС


Где-то в самом сердце Европы по горной дороге едет автобус. С виду он обычный, рейсовый транспорт… но за рулем его кровавый убийца-маньяк, склонный к дискуссиям на тему христианских ценностей.


Дорога медленно поднимается в гору… и мало кто из пассажиров понимает, что она ведет к смерти. Возможно, что на самом деле все они уже погибли, и остается лишь довести этот факт до их сознания…


Одна из пассажирок просыпается, и тут же вступает в неумолимый, бессмысленный и беспощадный спор с водителем, переходя с направления маршрута, ей незнакомого, на христианскую метафизику…


Вскоре он ее убивает. Думаю, на его месте так поступил бы каждый… но, как ни странно она остается жива, хотя ее похоронили в яме у дороги, наскоро забросав ветошью, и дискуссия о Христе продолжается.


Со временем погибают практически все, успев высказать ряд соображений по обсуждаемой теме… а потом вдруг оказываются в Польше. И там, в уединенном монастыре, спор принимает новый оборот.


Удивительная иллюстрация мира, никогда не знавшего бога.




АЛИСА


Простая немецкая девушка Алиса едет в Швейцарию что бы убить себя. На родине сделать это ей как-то до крайности не сподручно, к тому же закон не позволяет человеку покончить с собой безнаказанно.


К счастью, мир не без добрых людей, и там, в далекой прекрасной Швецарии есть не только банкиры и производители шоколада, но и добрый Доктор Смерть. Он убивает людей, обставляя их смерть по науке.


Собственно, к нему и направляется наша героиня. Она беседует с ним, убеждая его в необходимости собственной смерти… и в конце-концов оказывается права. Мир без нее станет лучше, и быть посему.


Затем героиня возвращается к матери, чтобы убедить ее в том же… и к радости обоих ей это легко удается. Теперь ничто уже не держит ее средь живых… но у доктора начинаются проблемы с законом.


К счастью, вскоре проблемы с полицией благополучно разрешаются, и главная героиня, и еще множество других столь же прекрасных людей погибают от рук доктора… и жизнь продолжается без них.


Мы видим в этом удивительное по силе экзистенциальное послание.




МЫ


И мы выходим из зала слегка ошарашенные, и это еще мягко сказано… но прежде, мы растягиваем удовольствие. Мы обсуждаем то, чему стали свидетелями, и что это сделало с нами, и что произошло с миром…


И иногда мне кажется, что человек есть существо бесконечно более сложное, чем представляется часто психологам и философам. И вся наша дискуссия о бессознательном суть не более чем лепет…


Или немцы, семьдесят лет назад лишенные возможности убивать людей, все-таки нашли замечательный выход. И теперь они безнаказанно убивают их на страницах книг и подмостках театра…


Но иногда я думаю, что творческие люди нас просто дурачат.




А может это мир такой.