Ностальгия. VEF-film studio

Эмма Брамник-Вульфсон
   НОСТАЛЬГИЯ. VEF-film studio
 
КИНОЛЕТОПИСЬ  НА МАЛОМ ЭКРАНЕ.
VARIO!!! Evrika!

И "бросили меня на  «укрепление»
»VEF-film studio»- рожденная  еще  в 50-е годы  местными энтузиастами, была   одной из первых любительских киностудий в Союзе.

Презентация первого фильма « Мы с  ВЭФа». Сценарный  план, дикторский текст, конечно, родились в редакции. Автор   редактор  Борис Гейман, режиссер-директор ДК  Ник. Кардашов, операторы инженер Валдис Римейкс, инструментальщик Ценсонис Лакстигала, звукооператоры  радиоинженеры  Карлис  Томариньш,  Роланд Нейманис… Я – диктор.Мой голос записали еще на круглые  кассеты  домашнего магнитофона.  И записали не с первого раза- трудно было  "попасть в кадр".

На презентацию  ленты собралась  чуть ли вся пресса и не только Латвии.   « Эмма, это же твой голос!» -с восторгом почти на весь просмотровый зал воскликнул Рем Трофимов, корреспондент  «Литературной газеты», мой сокурсник  по университету.               

О  первой  «продукции» и увлеченных с  VEF-film  тогда рассказывали  и  всесоюзные журналы «Огонек», «Советский Союз» и  вскоре о студии узнал чуть ли не весь мир. М начали приходить  письма  восторгов.

 КИНОЛЕТОПИСЬ  МАЛОЙ  КАМЕРОЙ
- Это невозможно! Я  слабо отличаю роли сценариста от  режиссера, -пыталась отказаться  я, когда после той презентации  меня «бросали»  на руководство VEF-studio. На укрепление...

-Не может быть.  Ведь по телевизору твое имя  мелькает  в титрах многих фильмов! Будешь руководить!
И  около  четверти века прищлось . Начиная с 1962 –го. Причем, на общественных началах-то есть еще одно бесплатное  общественное поручение  .бесплатно  совмещать с  должностью заместителя редактора газеты. Общественная нагрузка – это и значит  делать все без дополнительной оплаты, но с удовольствием.
 
Вскоре послали меня подальше... в подмосковную  Салтыковку  учиться . Командировали на  всесоюзный семинар по   кинолюбительству. На семинар , организованный секцией работы с кинолюбителями Союза кинематографистов  СССР.

В Салтыковкке  нас  учили знатные   киношники. Учили  известные и ведущие   классики  экрана, Режиссеры  художественных  и документальных фильмов. 
Григорий Рошаль, председатель секции работы с кинолюбителями  Союза  объявил  тогда главную  установку,  лозунг:               

« И кинолюбители своими  малыми камерами и  на малом экране  тоже  создают  кинолетопись  человечества».

 И еще, что  «Зараженные бациллами кино и кинолюбительства неизлечимы!»
Среди лекторов были тогда  также  Григорий Александров-автор  знаменитых "Веселых ребят"; Григорий Козинцев; знаменитый  кинооператор Эдуард  Тиссэ, писатель Сергей Михалков . Тот самый Михалков  -старший, который тогда  начал издавать    «Фитили» ,                остросюжетные сатирические  киножурналы. По его приглашению  мы  даже  «подсказывали»    ему темы с мест,  писали сценарии,  снимали свои  местные  «Фитили».

Все эти классики и «заразили «  неизлечимой киноболезнью страну. И на местах начали  рождаться  кинолетописи.

С того времени  и  на « ВЭФ-студии» мы снимали  кино-очерки о новых технологиях-  автоматизированном производстве  первых печатных плат, высокоэффективных для того времени конвейерах....Серии   фильмов для обмена опытом новаторов. Наши фильмы   демонстрировались на предприятиях  страны, а также на родственных предприятиях Чехословакии, Венгрии, Польши.  Студия  писала  кинолетопись  времени.   

 “VARIO ”. Прорыв!                или о  пользе  знания иностранного.                Москва, улица  Воровского и  девять дипломов  2-го всесоюзного!  Встречи с первыми космонавтами земли.

ххх

1962  год.. Всесоюзный смотр работ  кинолюбителей в Москве  - Доме кино на улице Воровского. Это сотни  фильмов, начиная с "восьмерок", на 8 мм пленке, и  как наши , на 16-мм.   И « VEF-studiо »  привезла  и показала  несколько фильмов . И  привезли домой, в Ригу, 9 наград...

«Я родился в Берлине!- с апломбом, но   как  бы в шутку, любил повторять  наш студиец Фреди Крамер, Вскоре факт  его зарубежного рождения сыграл великую роль: он  владел  немецким языком и  любил  посидеть в библиотеке, листая зарубежные издания. И  однажды  вычитал ,что  за рубежом  пробуют новый принцип демонстрации  фильмов под названием «VARIO».

-Ребята, новость!, зашумел он, влетая  в студию .-На  одном экране одновременно  и параллельно  демонстрируют   три киноленты на  одну тему!
- А что, давайте и мы попробуем!- поддержали   Фреди мы с Валдисом Римейксом, первым из нас  заразившимся  кино-любительством .-Но сумеем ли?

Пригласили  Алоиcа Бренча , общего  хорошего знакомого ,  молодого , но уже известного кинорежиссера Латвии, Он  тоже увлекся идеей. И вот с ним на двоих  мы сочинили сценарий  боевика «Нет!»-нет войне. В кино-архиве нашли  кадры  марширующих фашистских  молодчиков.      У нас «играл» даже Гитлер  с  его характерными  жестом-приветствием. Но главные роли  были  у созидателей, людей труда.

Из  всего , что было, то и  уложили-склеили  три ленты  по три минуты- 
фильм трехминутный.  Но легко сказать »уложили- склеили»-ведь это были сотни коротеньких кадров. И пришлось  очень постараться, чтобы во время сеанса   где-нибудь  что-то  не «расклеилось».Но об этом  потом.

Для  показа   нашего кино плаката  нужны три  проектора.И  вот в один из перерывов    в   самом широком  проходе, огромного  зала  московского фестивального  Дома кино   перед  жюри   установили   три  кинопроектора »Украина» . Рядом , за магнитофоном  еще с круглыми катушками, устроился  радиоинженер Алексей  Романчук, наш звукооператор. Он  придумал что-то, чтобы  звук  попадал   в кадр, «держал» магнитофонную  запись  по кадрам .

Гаснет в зале свет и  начинается показ. Три минуты пролетели мигом, особенно для нас. Отзвучали последние фразы текста и в зале тишина.. . Но через минуту  огромный  зал взрывается аплодисментами.

 «У нас не аплодируют!-строго   в микрофон  объявил председатель жюри Григорий Рошаль.- Но я не понял, что показали эти три молодца за проекторами .Словом, хотя повторять  на смотрах не принято, повторите, пожалуйста, что это было».

Для повтора-  перемотки  всех  пленок  и записи текста, потребовался   еще один перерыв . Снова три минуты  наши три ленты на экране...

Ура жюри!  За  трех - минутку"НЕТ!» - нам  почетный Диплом . Самый, самый -    «За новаторство   и  эксперимент». Наш энтузиазм победил. И это  впервые  в СССР не только на  малом экране.

 Сегодня такое  не фокус- весь  мир постоянно видит  подобный  монтаж на  любом экране  ТВ. А тогда такое  было  впервые.Прорыв!

В тот  жн вечер в Доме кино и презентация фильма «Небесные братья» о первых космонавтах. Они и приехали на презентацию премьеры  для кинолюбителей . Событие!

« В космосе  многое  мы фиксировали на кинопленку, поэтому тоже теперь считаем себя  кинолюбителями,-  рассказали  высокие гости фестиваля.

И для нас ,  новаторов с VEF-studio,  особая  награда-  честь лично познакомиться  с  первыми  космонавтами земли, только недавно спустившимися с неба. С   Юрием Гагариным, Павлом Поповичем, Германом Титовым, Андрианом Николаевым.  Они даже  оставили  свои «следы»- автографы с теплыми пожеланиями на фирменной эмблеме  фестиваля . И  сфотографировались с нами.
               
Заметьте, это было в 1962-м! Первые космонавты только стали первыми небожителями!  После  такого в Риге нас встречали так, словно  и мы побывали в космосе.

Комментарий к VARIO.
Тот  наш кино-плакат  на три минуты  потребовал очень много труда . Каждая из трех лент состояла из сотен «кусочков» . Как всегда, недоставало  времени и окончательный монтаж шел в последнюю ночь  перед вылетом в Москву на смотр . А на утро  нас охватил страх: а что будет , если  хотя бы одна из склеек  все-таки не выдержит???? !!!!...

 И находчивый Валдис предложил: поеду  на Мосфильм, найду   там  головастых ребят, чтобы   каждую  нашу ленту скопировали на единую, наа одну. Так и  избавимся от склеек.

На студии - профессионалы . Они  поняли, что  в их руках что-то новое, необычное.   И поддержали. И вопреки местному закону- на студии  нельзя производить ничего , кроме  работ по утвержденным планам сверху!
 Сделали это за  ночь,  и  как говорят,  « за бутылку»!  И спасли нас.

Простая , казалось бы , идея.Однако,  кроме Валдиса никто из нас  до этого не додумался.

Ххх

После  той нашей победы на смотре о новости  рассказывали многие  газеты. В Москве, в редакции  газеты «Труд» устроили встречу с коллективом.  И в следующем номере  напечатали  статью «Увлеченные»   о нашей студии. Снимок из той газеты в  ссылке-линке.


UNICA. World Amateur Film  association                Марианские Лазни

1966. В  первой советской группе ,  во главе с Рошалем  и Толчаном, его замом, мы отправились   в Марианские Лазни , тогда   еще Чехословакию. Предстоял  официальный прием советских  кинолюбителей  в члены UNICA. World Amateur Film  association, интернациональную ассоциацию кинолюбителей.

Нас, из-за железного занавеса, было  30 советских  со всех  концов  тогда  тоже еще   необъятной  страны. Их - около 400  кинолюбителей  с "другой планеты".  Две недели мы смотрели  их фильмы, показывали свои. Свободно общались , не  глядя на запреты . На комфортабельных автобусах  объехади   местные достопримечательност. Побывали  у фонтанов  минеральных источников в Карловых Варах, пробовали пиво  на знаменитом пивном заводе в Плзене,  вместе  распевали песни  и танцевали у вечерних костров...

А потом  был  заключительный  бал  в  средневековом замке на  горе. Сказочный!  Возможно, потому что первый такой .

...Огромный зал с  несколькими  парадными дверями . Оркестр играет  туш , раскрываются  двери и в зал входят пары . Девушки и юноши в национальных костюмах-формах. На  плечах ребят - подносы  с праздничными блюдами. Под музыку воспитанники  школы гостеприимства  растекаются вдоль  столов, девушки с  подносов подают гостям  блюда . Так же торжественно , под  музыку,  подавали с каждое блюдо  меню. У  меня сохранилась  та памятная  открытка- меню с «описью» юбилейых т блюд.  Но  меню  памятно не столько  уникальностью блюд.  На    открытке – автографы . И  не просто   сотрапезников, а новых друзей-  коллег.
Путешествие  в UNICA  - памятный праздник.

На верхнем  снимке- кадр  с праздника  UNICA. В центре Григорий Рошаль. Марианские Лазни. 1966.

Ниже  на ссылке  снимки по теме.
 
Наведите на ссылку,когда она станет красной, нажмите на нее.Откроется сайт Shutterfly по теме.
Если ссылка не »покраснеет» до конца строчки,  то  скопируйте всю строку  и вставьте ее  в  строку, в которую  обычно пишите  адрес  сайта.

Некоторые материалы автора(Эммы Брамник-Вульфсон) можно  найти в Google, http://emmavulfsone.blogspot.com.