Десять заповедей для нас

Ольга Благодарёва
или
ЧЕМУ можно поучиться у Куприна
*****
ЭССЕ

                "...почти все мои сочинения – моя автобиография. 
                Я иногда придумывал внешнюю фабулу, но канва, по
                которой я ткал, вся из кусков моей жизни."
                (Из письма А.И.Куприна к С.А Венгерову)
   

    ПРЕДИСЛОВИЕ
   
    Вовсе не собираясь брать на себя столь ответственную миссию – познакомить читателя  в своём небольшом эссе со всем огромным литературно-критическим наследием одного из моих любимых писателей – я хочу обратить ваше внимание только на некоторые, довольно интересные, на мой взгляд, аспекты его творческого мировоззрения. И на то, в первую очередь, ЧТО же привнёс великий русский писатель Александр Куприн в русскую литературу и ЧЕМУ у него можем сегодня, в век Интернета и новейших информационных технологий, поучиться мы – люди, ЧТО-ТО пишущие.

***
1   

   Считаю, что, помимо других, самой большой заслугой А.И.Куприна как писателя было введение в русскую литературу конца XIX–начала XX века темы, которая до него в течение почти двух десятилетий не привлекала внимания ни одного сколько-нибудь интересного художника (не считая, конечно же, Л.Н.Толстого с его эпопеей «Войной и миром», «Севастопольскими рассказами» и др. военными произведениями).
   
   А тема эта всегда тяжела и серьёзна (для России!): жизнь армии.
   
   Да, А.И.Куприн был единственным из крупных писателей-реалистов начала XX века, который не только обратился к этой теме, но и создал на её основе широкие и содержательные картины русской армейской жизни.
   
   Меня всегда поражает тот факт, что он создавал свои произведения необыкновенно оптимистическими, несмотря на трагедии и драмы, в них происходящие. И в то же время  они буквально пропитаны его неиссякаемой верой в человека. Это и «Поединок», и «Юнкера», и «Прапорщик армейский».
   
   Название повести Куприна «Поединок» можно понимать не только буквально (дуэль), но и как поединок добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты. В этом, по-моему, и заключается основной смысл её названия. Повествуя о судьбе своего героя (юного подпоручика Юрия Ромашова), о его исканиях, заблуждениях и прозрении, писатель-реалист показывает общественное неблагополучие, которое охватило все сферы российской действительности начала века, но ярче и отчетливее проявлялось в армии того времени.
   
   На армейскую, военную тему у Куприна есть ещё несколько замечательных рассказов: «Ночлег», «Ночная смена», «Поход». Интересно, что писатель знал жизнь армии изнутри: освобождённый от военной службы по состоянию здоровья, пятидесятилетний Куприн пошёл в белую армию добровольцем!
 
   Надо ещё сказать, что Александр Куприн не относился к писателям, склонным к теоретизированию, к какому-либо обобщению личного творческого опыта. Тем не менее, он уже в зрелые годы выработал ряд непреложных эстетических принципов, которыми и руководствовался до конца своей литературной жизни.
 
   Понять суть этих купринских принципов можно, знакомясь с критическими статьями писателя (а Куприн был незаурядным литературным критиком, уж поверьте мне, филологу!), а также с его письмами начинающим авторам, которые содержат оценку их отдельных произведений и конкретные литературные советы.
   
   И приходится пожалеть, что эта сторона его деятельности не изучена достаточно до сих пор! У Куприна столькому можно научиться!
   
   И пример этому – его (мудрые и всегда актуальные!) литературные заповеди – см. в Примечании-ПРИЛОЖЕНИИ.*

***
2   

   Эти заповеди-принципы во многом близки к высказываниям А.П.Чехова о литературе. И это вовсе не случайно: Куприн многому учился у своего великого предшественника, чеховские советы и указания использовал  в работе над такими произведениями, как «В цирке», «На покое» и другими (читала об этом в его дневниках).

   Но всё же, учась у Чехова, Л.Толстого, Горького, Александр Куприн всегда оставался САМИМ СОБОЙ – художником со СВОИМ видением мира, со СВОЕЙ, только ему присущей, манерой письма.
   И это обеспечило ему почётное и своеобразное место в русской литературе ХХ века! И не только ХХ!

***
   Так в ЧЁМ же всё-таки неиссякаемая, чарующая прелесть купринских творений?

   Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к красоте, добру, гуманности. По-моему, самые трогательные и проникновенные произведения Куприна (и мои любимые!) – это его повести о большой и настоящей Любви: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь». Именно ТАКАЯ любовь окрыляет героев, даёт им ощущение высшей полноты жизни, возвышает над серым безотрадным бытом и людской низостью и пошлостью!

   Я уверена: несмотря ни на что, произведениям замечательного писателя Александра Ивановича Куприна суждена долгая жизнь! Ведь его повести и рассказы читают, и они продолжают и сегодня волновать людей разных поколений. По ним сняты и снимаются прекрасные фильмы (вот и сейчас по ТВ, 1-ый канал, идёт фильм по мотивам повести «Яма» и др. произведений Куприна), играют спектакли в самых разных театрах мира.

***

   ПОСЛЕСЛОВИЕ

   Начав когда-то, уже в довольно зрелом возрасте... за тридцать, писать прозу и публицистику (стихи мне даются труднее!), я и сейчас тоже частенько… заглядываю к Куприну – в эти его поистине замечательные «Десять заповедей» – советы, которые (уверена совершенно!) нужны всем пишущим – как опытным, профессионалам, так и начинающим, дилетантам. Ведь если САМ гениальный Александр Куприн не гнушался учиться у известных писателей, то нам, вовсе НЕ гениям, как говорится, и сам Бог велел!
   
   Разумеется, это совсем не значит, что обязательно надо ему или кому-то другому слепо подражать. Все мы разные /индивидуальны/ и пишем по-СВОЕМУ, хорошо это или плохо.
   
   А иначе – скукотища ведь будет читать одно и то же, как написанное под копирку! (Или, как теперь говорят, «отксеренное»)
   
   Желаю каждому пишущему найти «свой почерк», «свой стиль» и писать оригинально и небанально, тем более – не стараясь кому-то угодить, понравиться – ведь писатель «...не червонец, чтобы ВСЕМ нравиться»**!



© Ольга Благодарёва, 2014

   
   Примечание-ПРИЛОЖЕНИЕ
   
   *Т.н. «Десять заповедей», соблюдение которых А.И.Куприн считал обязательным для писателя-реалиста, были сформулированы им во время встречи с одним начинающим автором вскоре после появления «Поединка», то есть в 1905 году.
 
   Вот они – эти купринские «Десять заповедей»:

   "Первое.
   Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или «он как-то неловко вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу или голос совершенно отчётливо, чтобы их точно так же отчётливо видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные (у самого Куприна: «девушка пахла молоком и арбузом»). Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо…"

   "Второе.
   В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: «мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше».
    Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это своё лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни. Словом, ничего «внешнего», что не было бы пропущено «сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем «природы» самой по себе, без человека."

   "Третье.
   Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась в его голове…», «Он прижался лбом к холодному стеклу…», «Пожал плечами…», «Улица прямая, как стрела…», «Мороз пробежал по спине», «Захватило дыхание», «Пришёл в бешенство…». Даже не пиши: «поцеловал», а изобрази самый поцелуй. Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья».   
   Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола."

   "Четвёртое.
   Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя «смеяться». Изображай гром, как Чехов, – словно кто прошёлся босыми ногами по крыше. Полная и нетрудная наглядность. Ничего вычурного."

   "Пятое.
   Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красот… для уха."

   "Шестое.
   Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людям и вещи по-своему, ведь ты – писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь."

   "Седьмое.
   Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки: что, мол, попался? И с тобой будет то же. Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода, а начнёшь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. 
   Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось. И подай так, чтобы он видел, что сам виноват. Когда пишешь, не щади ни себя, (пусть думают, что про себя пишешь), ни читателя. Но не смотри на него сверху, а дай понять, что ты и сам был или есть таков."

   "Восьмое.
   Обдумай материал: что показать сначала, что после. Заранее выведи нужных
впоследствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в действии. Описываешь квартиру – составь её план, а то, смотри, запутаешься сам."

   "Девятое.
   Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь, свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что в сапожном деле ты не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши."

   "Десятое.
   Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись «в поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А, главное, работай, живя. 
   Ты – репортёр жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками шторм на оторвавшейся льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной, роди, если можешь, влезь в самую гущу жизни.
   Забудь на время себя. Брось квартиру, если она у тебя хороша, всё брось на любимое писательское дело… Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно…"*

   **"Я не червонец, чтобы всем нравиться".
   
   Часто слышу эти слова, но КОМУ же всё-таки принадлежит эта КРЫЛАТАЯ фраза?
   Поискала и нашла:
   
   1)Это связано с выпуском РСФСР золотой монеты червонец. 91 год назад, 27 ноября 1922 года, в денежном обращении СССР впервые появились новые банкноты — советские червонцы. Именно эти червонцы были увековечены писателем Михаилом Булгаковым в его романе «Мастер и Маргарита».
   2)"Я не господь Бог и могу ошибаться - а также и не золотой червонец, чтобы всем нравиться..."
(А.И.Солженицын)
   3)"Я не золотой червонец, чтобы всем нравиться..."
(© И.А.Бунин)

   Так я и не поняла: КТО же автор-то?


   ФОТОпортрет - А.И.Куприна (из Интернета)