Друг или не друг?

Алексей Чурбанов
Когда человеку четыре года и он уже ходит в детский сад, про него всё равно говорят: маленький.  Хотя сам про себя человек знает: он большой.

Сестрички-двойняшки тоже это знали. Они всегда считали себя большими, почти взрослыми. Если им не хватало чего-то до полной взрослости, то совсем немногого. Катя, например, точно знала, что она взрослая, только ей пока нельзя пить кофе. А Аня тоже знала, что до полной взрослости ей всего чуть-чуть: чтобы разрешили есть майонез ложками. Вместе же они знали, что настоящие взрослые вечером смотрят новости по телевизору. Сестрички так для себя и решили, и сообщали всем: «Когда вырастем, будем пить чёрный кофе, смотреть новости и есть майонез – ложками».

А, если серьёзно, то они много умели по-взрослому делать. Катя, например, умела по-взрослому разговаривать.
Как говорит маленький?: «Мне исполнилось четыре года». А Катя говорила по-взрослому так: «Между прочим, мне исполнилось четыре года».
Или маленький сказал бы: «Мы сегодня гуляли во дворе и на улице». А Катя говорила по-взрослому так: «Мы сегодня гуляли, во-первых, во дворе, а во-вторых, на улице».

Аня, в отличие от Кати, не умела разговаривать по-взрослому, зато она умела принимать взрослые решения. Что делает маленький, когда ему что-то хочется? Правильно, спрашивает маму. А Аня не спрашивала. Просто, если ей надоедало в песочнице, она собирала формочки в ведёрко и молча шла домой. Мама и Катя тогда тоже быстро собирались и бежали за ней. Или брала вечером с кухонного стола пластмассовую вазочку с конфетами и сама угощала всю семью. Ей говорили спасибо, а Катя посматривала на сестру с уважением.

Несмотря на свои взрослые умения, сестрички-двойняшки, конечно знали и умели не всё. Поэтому иногда попадали в смешные истории, особенно когда были совсем маленькими. Одну такую историю я сейчас расскажу.

Представьте себе тихий вечер дома. До сна есть ещё немножко времени, и сестрички-двойняшки пьют с мамой чай на кухне. Катя задумывается о чём-то, потом отставляет свою чашечку с нарисованным котёнком и спрашивает у мамы:
- Кто такой друг?

- Друг – это близкий человек, который всегда поможет, и ты ему всегда поможешь, - отвечает мама, помешивая ложкой сахар в чашке. Потом задумывается ненадолго и добавляет: «С другом интересно. Ты к нему хорошо относишься, а он к тебе».

- О, Катя, значит ты друг? – вступает в разговор Аня, - вот не знала!
- Я не друг, я твоя сестрёнка, - отвечает Катя и смотрит на маму, которая раскладывает по блюдечкам малиновое варенье, называемое в семье «зимним».

Аня отставляет свою чашку с нарисованным щенком и тоже смотрит на маму.  Не дождавшись реакции, спрашивает обиженно:  «Почему это Катя мне не друг?».
- Она твоя сестра, Анечка. Родственница, - терпеливо объясняет мама.
- Вот как? – возмущается Аня. - Может быть, еще и мама не друг?
- Друг, конечно друг, - улыбается мама.
- А я думала, мама тоже родственница, - рассудительно говорит Катя.
- Мама и родственница, и друг.
- Мама – это всё, - делает вывод Аня и смеётся от собственного открытия.

Катя ковыряет ложечкой варенье и думает о чем-то своём, потом спрашивает: «А Миша друг?»
- Вот Миша – самый настоящий друг, - кивает мама.
- И Мишина бабушка тоже друг? – не отстаёт Катя.
- Можно и так сказать, - улыбается мама.
- Поняла. Аня, все, с кем мы гуляем – это дру;ги
- Друзья, Катенька. Не дру;ги, а друзья.
- Да, друзья.

На следующее утро Катя и Анютка идут гулять на детскую площадку во дворе. Светит апрельское солнышко, на скамейке у подъезда жмурятся две кошки: Муся и Дуся. Оглушительно чирикают воробьи, а из далекого куста, готового уже зазеленеть, слышится переливчатое пение незнакомой птицы.

На детской площадке у винтовой горки сестрички-двойняшки встречают Мишу.
-  Привет, друг! - кричит ему Катя.
- Теперь я, - говорит Кате Аня и тоже кричит Мише: Привет, друг! - и машет ему лопаткой.
Миша встал, как вкопанный, и не подходит.
- Что ты, друг? – кричат ему сестрички-двойняшки.
- Меня Миша зовут, забыли? – осторожно говорит он.
- Мы знаем, друг, - отвечают Катя и Аня.

У Мишки начинает дрожать верхняя губа, будто он собирается заплакать, но тут из-за высокого куста показывается его бабушка в короткой белой курточке и высоких сапогах, совсем не похожая на старушек, каких показывают в мультиках.
 - Они говорят, что я друг, - жалобным голосом говорит Мишка бабушке, - а я не друг, я - Миша.
- Интересно тут у вас, - загадочно отвечает Мишина бабушка, и все замолкают.

Вдруг вперёд решительно выходит Аня, делает шаг к Мишиной бабушке и говорит ей торжественным голосом: «Здравствуй и ты, друг!»
- Ну, здравствуй, подруга, - ещё более загадочно отвечает ей Мишина бабушка, с интересом поглядывая то на Мишу, то на девчонок.

Анютка насторожилась от её весёлого тона, остановилась и ковыряет ботинком песок.
- Вот так! – неожиданно  воспряв духом, кричит Ане Мишка, чувствуя бабушкину поддержку: «Сама ты друг, а не я».

Мишина бабушка фыркает и начинает весело смеяться. Она смеётся, а все стоят и молчат: Мишка - подбоченясь, Катя - задумавшись, а Аня - насупившись.
- Друг – это не плохо и не страшно, - наконец произносит Мишина бабушка, отсмеявшись. -  Наоборот, друг - это хорошо и почётно.
Мишка начинает понимать, что к чему, и его лицо расплывается в улыбке. Аня с Катей облегченно вздыхают и тоже улыбаются.

Мишина бабушка, сощурив глаза, долго смотрит против солнца, потом поворачивается и показывает рукой на фигурки двух людей, выходящих из дальнего подъезда: «Вон Карина Синицина с мамой идёт. Бегите, поздоровайтесь. Это ваши друзья».
- Сейчас, - отвечает осмелевший Миша. Я только с вон той тётенькой поздороваюсь. Он срывается с места и бежит к скамейке, где сидит мама кого-то из малышни, копошащейся в песочнице.
- А я пойду всем детям скажу хором: «Здравствуйте, друзья» - говорит Катя и тоже убегает.
- А я поздороваюсь с Кариной, - решает Аня, оставшись одна.

Карина – девочка с косичками и розовой сумочкой через плечо подходит к Ане. В сумочке у неё лежит маленький мобильный телефончик, подаренный мамой на день рождения. Она уже показывала этот телефончик всем на детской площадке, вызвав восторг и зависть малышни. Карина постарше сестричек и Миши, а потому относится к ним, да и ко всем на площадке, немного свысока.

Услышав от Ани знакомое нам приветствие «Здравствуй, друг», Карина слегка пожимает плечами и говорит тихонько, но так, что Аня слышит: «Тоже мне, друг! Дорасти еще до друга нужно». И, подумав, добавляет: «Малявка».
- Ну как, поздоровались уже? – запыхавшись, подбегает к ним Катя.
- Поздоровались, - сухо отвечает Аня. – Но Карина – не друг.
- Что вы понимаете? – говорит Карина, и в её голосе слышится возмущение, – Маленькие не могут дружить с большими.
- Почему это? – интересуется Аня.
- Потому что потому всё кончается на «у», - скороговоркой отвечает Карина и добавляет: Таков закон. Когда вырастешь, узнаешь.
- Я же говорила, что она не друг, - с обидой в голосе обращается к сестре Аня.
- Да, - нехотя соглашается Катя, и в её голосе слышится разочарование, – кажется, она не совсем друг.
- Ну, что вы тут все насупились? Что случилось? - слышится совсем рядом голос Карининой мамы. Она подходит и вопросительно смотрит на Карину.
- Да вон две малявки в друзья набиваются, - тряхнув косичками, говорит ей Карина.
- Малявки? – ахает Каринина мама и смешно всплескивает руками.
- А кто же они?
- Давай разберёмся, - голос у Карининой мамы вдруг становится почти сердитым. Карина притихла: стоит, опустив глаза, и только пальцами треплет сумочку: то откроет, то закроет.
- Ты с ними играла? – спрашивает её мама.
- Давно, - нехотя отвечает Карина, - когда маленькой была.
- Сачок у них брала?
- Ну и что? – Карина возмущённо вскидывает глаза. - Всё равно до друга им ещё расти и расти.

В это время мимо проходит Каринина соседка по подъезду Лена Ходырева – школьница. В руке у неё длинный тонкий поводок, на конце которого в глубине газона болтается, поминутно вскидывая лапу,  беспородный длинноухий пёсик по имени Тявка.
- Здравствуйте, тётя Зина, привет, Карина, – говорит Лена, помахав им рукой.
- Привет! - радостно отвечает ей Карина, а сестричкам-двойняшкам говорит: «Вот это – друг».
- Боюсь, тебе тоже до неё ещё расти и расти, - с сомнением говорит Каринина мама.
- Неправда, - обижается Карина. - Она сама меня другом считает.
- Пока считает. Младшим другом. Но если ты будешь плохо со своими младшими друзьями обращаться, то ты перестаешь быть её другом.
- Хорошо, - подумав, соглашается Карина и обращается к сестричкам-двойняшкам: «Катя и Аня. Я ваш старший друг. Согласны?»

Сестрички-двойняшки не возражают, только интересуются:
- А мы можем когда-нибудь стать старшим другом?
- Да вы уже старшие друзья, - говорит Каринина мама. - Вон Кирилл в песочнице сидит. Вы помогли ему сегодня машинку раскопать? Значит вы его старшие друзья.
- Понятно, - говорит Аня и поворачивается к Карине: «Ну, здравствуй, старший друг».
- Привет, привет, - отвечает Карина и, взяв маму под руку, удаляется с ней по направлению к автобусной остановке.
- Пойдем ещё вон тому дедушке скажем? – предлагает подбежавший  Миша, показывая на дальнюю скамейку, где сидит незнакомый старичок с палочкой и в кепке.
- А если он тоже не друг? – с опаской спрашивает Аня.
- Ну и что? Бояка! – смело парирует Миша.
- Наверняка, он тоже старший друг, - говорит Катя. Даже, может быть, старший-престарший друг. Так что иди, Миша, а мы здесь постоим. Посмотрим.
- В обиду не дадим, - добавляет Аня.
- Хитренькие, - беззлобно отвечает девчонкам Миша. – Ладно, друзья, пойдемте лучше в прятки играть.

На следующий день Аня просыпается раньше всех, встаёт с кровати и открывает дверку шкафа, где у неё на специальных прищепках висят платья.
- Что ты там ищешь? – спросонья ворчит Катя.
- Выбираю платье, - отвечает Аня. – Я сегодня иду в гости к другу.
- К какому другу? – у Кати сон разом улетучился, она садится в кровати, свешивает ноги и пытается нащупать тапочки на полу.
- К Мише, - вздохнув, отвечает Аня, - он меня вчера пригласил.
- Катя некоторое время молчит, а потом спрашивает: «Он только одного друга пригласил?»
- Не знаю, - говорит Аня. -  Он просто сказал мне: приходи завтра в гости, друг.
- Понятно, - отвечает Катя. – Надеюсь, что двоих. Он же вчера упомянул, что я тоже его друг.
- Пойдем вместе – соглашается Аня. - Если он тебя выгонит, то и я уйду.
- Миша добрый, - отвечает Катя, - он не выгонит.

После долгих споров и примерок, Аня выбирает белое платье в горошек, в котором она была на новогоднем празднике в детском саду, а Катя – красный сарафан, купленный ей на день рождения.
В назначенный час сестрички-двойняшки идут в соседний подъезд, где в дверях свой квартиры их ждёт Миша в пиджачке и галстуке-бабочке – галантный, как кавалер из бабушкиного сериала.
 - Рад, что вы пришли, друзья, - говорит он сестричкам и отступает назад, пропуская их в прихожую.

Катя с Аней заглядывают через стеклянную дверь в Мишину кухню и видят, как за столом Мишина бабушка раскладывает по тарелкам кусочки пирога. Сестрички-двойняшки чувствуют себя счастливыми.