Кухаркины дети

Вадим Росин
               

   Начнём с того, что вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка, как представитель широких масс трудящихся, должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление. 
   В своей статье «Удержат ли большевики государственную власть?»  Ленин писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.»
   Как известно из истории, с появлением частной собственности произошло разделение людей на классы (богатых и бедных). В Древнем Риме богатые родовитые люди – знать, назывались «патрициями», они управляли обществом, а люди «низкого» происхождения, занимавшиеся  земледелием, ремеслами, торговлей или воинской службой – плебеями. Впоследствии из плебеев выделилась богатая верхушка, своя знать, уступавшая аристократам – патрициям лишь происхождением, которая потребовала свою долю власти.
   То же самое происходило и в других странах, не была исключением и Россия.
Жизнь не стоит на месте. С развитием производительных сил меняются и производственные отношения в обществе, одна формация сменяет другую. Неизменным остаются лишь неравенство и  связанные с ним межклассовые противоречия.
   До Великой Октябрьской социалистической революции бытовало мнение, что управлять государством, осуществлять межгосударственные связи, заниматься вопросами науки, культуры, литературы и искусства могут и должны только выходцы из элитарных слоёв, т.е. сановные люди, титульная знать, а не те, которые, так сказать, «от сохи о станка». «Со свиным рылом, да в калашный ряд»...
   Октябрь, уничтожив антагонизмы в обществе, в корне изменил и отношение к человеку,  определив его роль принципом: «от каждого по способностям, каждому по его труду», открыв путь к развитию миллионов благодаря  бесплатному образованию. И, «пошла писать губерния», как говорили в старину.
   Прав оказался Михайло Ломоносов, сын помора, что «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать».
   Простолюдины становились учёными, астрономами, металлургами, полководцами, мореплавателями, совершали открытия. Выходили, как говорится, «из грязи – в князи» … Наглядный тому пример «Светлейший»  князь Александр Данилович Меньшиков, прямо так и шагнул из конюшни в царёвы палаты, или «графья»  - братья Разумовские (происходили от рядового казака Якова Романовича Разума)… А тульский кузнец Никита Демидович Антуфьев, основатель рода Демидовых, стал самым богатым и влиятельны человеком в России, хозяином 55 заводов, и необъятных земель…
   Не лишне добрым словом помянуть и «старика Державина», Гаврилу Романовича, прошедшего путь от рядового гвардейца Преображенского полка до министра юстиции Российской империи, и сына причетника церкви и дочери дьячка Сперанского Михаила Михайловича - великого реформатора, законотворца, основателя Российской юридической науки. Таких примеров можно приводить великое множество, опять же - сын казацкого старшины Нахимов Павел Степанович, внук крепостного и сын мелкого лавочника Антон Павлович Чехов, надо полагать в рекомендациях не нуждаются. И это в те годы, когда образование в России носило сословный характер. В ВУЗы допускались только дети дворян, позже - купцов и разночинцев.
   Нужно ли представлять народу честному плеяду «кухаркиных детей», таких как Людвиг ван Бетховен(мать повариха, дед пивовар), Ференц Лист (мать горничная),  Джузеппе Верди - крестьянский сын. Музыка этих гениев радует человечество не одно столетие, и ещё будет радовать. 
   И русские князья-боляре не все рождались таковыми, а были поначалу «простыми смертными». Это уж потом, благодаря природному таланту, (а он, как говорится, от Бога) или хитрости, проявляя организаторские способности, выделялись из общей массы, становились цезарями и басилевсами, которые вписали в анналы истории немало ярких  страниц.
      Управлять, это ещё не значит – хорошо управлять государством. По мнению Кьеркегора(1813-1855) «из всех тираний, народоправие – самая мучительная, самая бездушная, неизбежный упадок всего великого и возвышенного…подлинное изображение зла». Вот в чём  вопрос.
      Управление – это такое же искусство, которому надо не только учиться, но иметь талант.