На слёт строителей, часть 16

Алифтина Павловна Попова
               
                II СЛЁТ МОЛОДЫХ СТРОИТЕЛЕЙ КУЗБАССА

   С девушками,  Зоей Деобальд и Людой Соленко, которых я впервые увидела в комсомольском штабе Запсиба, я встретилась лишь через полгода. В марте 1961 года состоялся в Кемерово II СЛЁТ МОЛОДЫХ СТРОИТЕЛЕЙ КУЗБАССА. От Запсиба были посланы на слёт 34 делегата. В их число входили освобождённые комсорги строительных управлений Запсиба. Большинство из них были уже молодыми коммунистами, окончившими институты. Из них 32 делегата были членами комсомольского штаба.

   33-им делегатом был  Гарий Немченко. Он не был комсоргом, а  направлялся на слёт от многотиражной газеты «Металлургстрой». Он работал в то время в этой газете собственным корреспондентом по Западной Сибири после окончания в 1959 году факультета журналистики МГУ. Здесь, на Запсибе, он начал ковать своё писательское мастерство, которое позднее  сделало его мастером слова.  Гарий Немченко воспел Запсиб и его строителей в своих произведениях. Но о нём я ещё напишу в другом рассказе.

   Тридцать четвёртой делегаткой была я – комсомолка Аля Иванова. Можно сказать, что я была одна представительница от  рабочего класса, так как к этому времени  я уже полгода отработала мотористкой дробильного агрегата завода железобетонных конструкций треста «Сталинскметаллургстрой».

   В Кемерово наши делегаты добирались от Новокузнецка поездом. Среди нас было тридцать парней и четыре девушки. Мы ехали в разных вагонах. Комсорги приходили к нам, вели беседы с девушками из комсомольского штаба. О чём говорили? Заходя по одному в наш вагон через разные промежутки времени, они начинали разговор с одного и того же вопроса: «Девчата, у вас деньги есть?»

 Оказалось, что денег ни у кого из нас не было. Зарплаты едва хватало протянуть месяц, поэтому сбережений не было. Надеялись на то, что денег комсомол даст на поездку на слёт, но обеспечили нас только проездными билетами. Вероятно, командировочные не давали в то время. Не скрывая интереса, парни рассматривали меня. Наверное, недоумевали, как я среди них оказалась. Раньше мы с ними не встречались. Только наш комсорг Юра был мне знаком из этих парней.

   Из Новокузнецка мы выехали вечером. Когда мы заняли места в вагоне, было ещё светло на улице, а в Кемерово приехали утром. Мартовское утро встретило нас морозной свежестью. Нас поразила чистота воздуха. Хотя и дымили трубы частных домов, дым из которых устремлялся вверх, но не было такой задымлённости, какая наблюдалась в Новокузнецке, в котором от дымящихся труб  КМК с трудом можно было различить серые от копоти дома.
 
    На данный момент я посетила более ста городов бывшего Советского Союза, а в то время мои путешествия только начинались. Я увидела впервые город  Кемерово в марте 1961 года. Он  был похож на большую деревню, так как даже в центре города не было пятиэтажек, как у нас на Антоновской площадке и  в Новокузнецке.

    От вокзала мы добрались автобусом до Кемеровского драматического театра. Он  красовался и выделялся величественно на фоне домов частного сектора, который простирался до реки Томь.  Справа от здания театра, на другой стороне улицы, тянулся ряд  низких деревянных домов, некоторые из них покосились от старости. Дома были огорожены забором из штакетника и даже из жердей.    Сейчас, когда я приезжаю в Кемерово, непременно прохожу мимо Драматического театра, останавливаюсь и смотрю на место, где стояли  в то время деревянные дома.
 
   Сейчас на этой улице  стоят стройными рядами  трёхэтажные и многоэтажные  кирпичные застройки, утопающие в зелени.  Город Кемерово за 50 лет, которые прошли после моего первого посещения, стал неузнаваем. Высотные дома новых микрорайонов, широкие проспекты, новые улицы, зелёные аллеи  украшают областной центр.  Но я  вспоминаю то место, где стоял дом рядом с Драматическим театром, огороженный жердями. Мы выбрали его тогда специально, зная по виду дома,  что там жили небогатые люди,  и они разрешат нам войти и погладить помятые в вагоне платья. Всё-таки шли в театр, в нём проводился слёт.  Хозяйка дала нам железный утюг. Он был очень тяжёлый, нагревался на раскалённой железной плите, но мы справились с поставленной задачей.

   Торжественная часть слёта проходила в актовом зале. Все слушали доклад, делегаты выступали с трибуны, единогласно приняли решение слёта строителей. Затем после перерыва все перешли в концертный зал, где слушали концерт Казахского струнного оркестра и сольные выступления артистов. Музыканты просто поразили меня виртуозной игрой на своих национальных инструментах.

   Мир тесен. Во время перерыва я встретила в фойе театра своего земляка из посёлка Акутиха Алтайского края. Здесь я окончила среднюю школу. Александр Жабров раньше окончил школу и институт, был делегирован с Беловской ударной комсомольской стройки. Оказывается, в то время по всему Кузбассу где-то да что-то строили комсомольцы. Конечно, строителями были не только комсомольцы, но и просто молодые люди прибывали на стройку.

   Перед отъездом домой после слёта нам было дано свободное время, и я отправилась в магазин, чтобы посмотреть, что продают в универмаге. Денег-то не было, поэтому ходила просто так, разглядывая товары, лежавшие на прилавке. Зайдя в примерочную на втором этаже магазина, надела на голову свою дамскую фуражку (она лежала у меня в сумке). Её верх был из зелёного сукна, а бока и козырёк был из серого каракуля. Платок, в котором я ехала в Кемерово,  повязала на шею. Принарядившись, отправилась из универмага к месту сбора наших делегатов.

   И вот вспоминаю,  как  спускалась  по лестнице на первый этаж универмага, а навстречу шёл по этой лестнице наш делегат,  корреспондент Гарий Немченко. Мы с ним до этого дня не были лично знакомы и не разговаривали. Только  несколько раз  встречались взглядами, когда перед отъездом  с Антоновской площадки ждали автобус да на слёте в зале во время докладов, да во время перерыва он подходил к нам, спросил, не знаем  ли мы, где все наши ребята.

Увидев меня в универмаге на лестнице в этом каракулевом головном уборе, он с удивлением воскликнул: «О-о-о! Тебя, прямо, не узнать!» Его реплика повисла в тишине.  Я застеснялась и ускорила шаг, бегом спустилась с лестницы. Вот такая была стеснительная. Кстати, эту фуражку я больше не одевала, чтобы не выделяться среди других девчат, так же носила платок, как и все девчата в то время на Запсибе. Интересно, что после приезда со слёта на Антоновскую площадку, мы с Гарием Немченко нигде больше не встречались. Да и не только с ним. Я работала в три смены, поэтому круг общения был очень ограничен.
 
Договорились собраться в назначенное время у крыльца театра, чтобы всем вместе ехать домой. Хочу заметить то, что была я позднее на многих слётах молодёжи, но такого голодного слёта не было. Время приближалось к вечеру, а нас нигде не покормили, в столовую не сводили, поэтому  уже в поезде мы разделили на всех одну пачку печенья.
 
   Зоя Деобальд – энергичная кареглазая девушка – проводила с нами на обратном пути интеллектуальные игры. Призом была простая пачка печенья. Если учесть то, что весь день слёта нас никто не кормил, и то, что денег ни у кого из наших делегаток не было, одна пачка печенья на всех девчат оказалась хорошим призом. Кстати, эту пачку я выиграла, так как  в игре назвала большее количество пословиц. А печенье съели все вместе.

На фото: делегатка Аля Иванова, март 1961 год.

                Продолжение следует http://www.proza.ru/2014/06/02/1233