Валечка

Любовь Матвеева-Поротикова
                "Работай - сыт будешь, учись - умён будешь".(Русск. пог.)
         Я шла по улице Украинской в нашем Рабочем посёлке, и сердце сжималось от безнадёжности: за-
пущенные дома, солончаки, помойки, голодные псы, просевшие крыши, зава-
лившиеся заборы, мужчины с синими наколками и женщины с синяками.
Облупившаяся краска, заросшие крапивой пустыри,  камыши в два челове-
ческих роста , сорняки, пустые окна с чёрными занавесками без цветов, пус-
тые глаза, пустая жизнь, пустые хлопоты...
         И вдруг - праздник красок: красный дом с синими ставнями и белыми
 разводами, железная надёжная крыша, крепкие ворота, а на окнах в горшках
 изобилие экзотических цветов! Почему такая разница? Я должна выяснить!
 Звоню. Сама не знаю, что скажу...
        Открывает ворота маленькая седая женщина в белом платочке с засу-
ченными рукавами:
        - Люба! Как ты меня нашла? Проходи!
        Слава богу, знакомая старушка Валентина Михайловна с рынка - выно-
сит иногда фиалки. Захожу во двор. Он изнемогает от цветов: георгины, саль-
вии, петунии, цинерарии, настурции, бересклет, бархатцы, фуксии, космеи!
 Дорожки уложены плитками, засыпаны щебнем, вода с крыши по желобам
 поступает в бочки!
        А собака! Таких я отроду не видела. Размером с трёхгодовалого телён-
ка! Обыкновенная дворняга, подобранная когда-то на помойке голодным
щенком, выросла во что-то устрашающее! Амур. Ему девять лет, и сестра
 хозяйки Ольга, когда приходит, смеётся:
        - Эх, Амур, попал бы ты к нам на Якорь, тебя бы сразу слопали! - рас-
сказывает мне баба Валя.
        - Его и здесь, в Рабочем, за милую душу употребят, - добавляю я. - У меня тут, на вашей же улице,  бывший одноклассник живёт, Володя Харин - он бы не отказался! И за грех это не считает!
         Амур, наверное, догадывается о том, что представляет собой гастрономическую ценность, и со двора - ни ногой!
        Хозяйке далеко за семьдесят, и я спрашиваю, как одной ей
удаётся держать в порядке всё хозяйство?
        - Всё потому, что люблю работать. - Говорит она. - С утра проснусь
- сразу думаю, что бы сделать? И оттого, что работы много, - весело!
         Я удивляюсь. А вы видели таких людей? Любит работать! А Валентина
продолжает рассказывать о себе. Она рано осталась без отца, мать вышла
замуж за другого мужчину. Человек он был хороший, и Валю не обижал,
любил, как родную. А она... Наверное, бог дал такую энергию, что семи-
летняя девочка просыпалась раным-рано, и сразу бежала в огород или во
двор, искать себе работы!
         - Господи, и в кого ты такая уродилась, да поспи ты ещё! - Сонным
 голосом говорила мать.
         - Ты меня позоришь, - говорил отчим, - разве мы тебя гоним? Поспи,
Валечка!
        - Не могу! - Говорила девочка, и бежала в огород, руками вырывала
каждый сорняк с корнем.
        - Почему не тяпкой? - Спрашивали родные. - Тяпкой легче и быстрее!
       - Я и так быстро. Зато надёжней!
        "У неё мать неродная, наверное" - Шептались соседки.
       Вот так и прожила жизнь в трудах и заботах, вырастила детей, и сейчас
ей не скучно - интересно и весело! У неё сорвана спина, смещены позвонки,
но она не из тех, кто сидит на лавочке. Э-э, я поняла, чего не хватает на
этой усадьбе, где всё есть:
      - Валентина Михайловна, а почему у вас лавочки нет? - Ищу я, где бы
 присесть, поговорить...
      - А зачем она мне, мне сидеть некогда! Вот кур пора кормить, да раз-
вела назём - сарай замазать надо!
         И я поняла, что это - намёк... Пора уходить...

         Давно, давно уже нет на свете моей знакомой, и когда-то любимый её дом уже не тот... А на фотографии она - всё та же...